И когдБудда уже объяснял спасение через прекращение неведения и принципиальную возможность такого прекращения не через полное прекращение вообще всего, а лишь всего обусловленного и непостоянного и существующего условно, и что за пределами этого не ничто, а есть необусловленное и постоянное - Ниббана.
И тогда Будда типа так сказал: слушайте, братья, я вам вот что скажу - слушаем, те ему говорят - существует, братья, несуществующее, которое ничем не обусловлено; несуществующее безусловно существует, потому что если бы его не было, то было бы только существующее условно, и не было бы выхода из этого условного существования. Но несуществующее должно существовать, чтобы был выход из существования в несуществование! Понимаете меня, братия? Вот и хорошо. Повторяйте - существует только Несуществование, только Небытие реально, только Окончательное прекращение всякого условного бытия есть Истинное Бытие. Повторяйте: истинное бытие - Небытие.
Да, Лучшие из них Верят в это
Когда пустота зацепит и начнёт вытеснять иллюзорную наполненность, то вера будет уже не нужна.
Если махаяна - то это форма. Любовь к себе.
Вы меня не поняли, наверное, сказать коротко - не всегда полезно, хотя с другой стороны, в дзене принято именно так.
Разных трактовок много.
Главное, на мой взгляд, понимать общие принципы, которые, в целом, едины для всех направлений буддизма.
И если им следовать - это будет хороший путь, который приведет в хорошее место
имхо это не разные мнения а описания состояния дел на разных этапах Пути Бодхисаттвы. Поскольку мы обсуждали именно The nonabiding nirvāṇa(apratiṣṭitanirvāṇa) которая реализуется на конечном этапе пути то и акцент в моих размышлениях был сделан именно на этом. А так конечно же на более ранних этапах Пути омрачения в том или ином виде присутствуют. Стать Буддой, достичь всех тех совершенств которыми он обладал по определению невозможно так же просто и быстро как уйти в Нирвану и стать Архатом. Отсюда и разные ступени, стадии для каждой из которых есть свое описание процессов. _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
Поскольку мы обсуждали именно The nonabiding nirvāṇa(apratiṣṭitanirvāṇa) которая реализуется на конечном этапе пути то и акцент в моих размышлениях был сделан именно на этом.
Насколько я понимаю, apratiṣṭitanirvāṇa - это все-таки не окончательная нирвана архатов (ни с остатком, ни без остатка).
Поэтому, на мой взгляд, не совсем корректно говорить о том, что сначала достигается нирвана архатов, а потом продолжается путь бодхисаттвы. Хотя бы просто потому, что это противоречит пониманию Ниббаны в Тхераваде, после достижения которой больше перерождений не будет, - а это та же окончательная Нирвана (Нирвана архатов, Нирвана шраваков), что и в Махаяне. Хотя махаянская сутра соответствующая есть (названия не помню, там архаты отдыхают в нирване архатов, а после продолжают свой путь в качестве бодхисаттв и достигают буддства, как и все остальные существа) и представление в Махаяне соответствующее есть. Поэтому ни с вами, ни с Терентевым спорить не буду.
Скорее это вопрос моих личных предпочтений - я предпочитаю такую трактовку пути бодхисаттвы (а она тоже в Махаяне есть - причем в чань\дзэн-буддизме, в йогачаре, которые меня особо интересуют, я встречаю, в основном, ее), которая лучше соотносится с представлениями Тхеравады. Так мне легче составить для себя и понимать единую буддийскую картину мира.
Также в Махаяне есть представление, что перерождения возможны совсем без клеш, а только благодаря бодхичитте. Я тоже их не разделяю ровно по тем же самым причинам - потому что они противоречат Тхераваде и потому что в Махаяне также есть представление, что для перерождения, кроме бодхичитты, некоторое количество клеш нужно.
Но эта разница в трактовках, в конечном счете не имеет принципиального практического значения, потому что если достаточно развито намерение бодхичитты (то есть стремление следовать путем бодхисаттвы и достичь буддства ради блага всех существ) - все равно будет путь бодхисаттвы, как нирваны ни называй и как количество клеш ни считай. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 04 Мар 21, 18:33), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Чэн, crac333
Хотя махаянская сутра соответствующая есть (названия не помню, там архаты отдыхают в нирване архатов, а после продолжают свой путь в качестве бодхисаттв и достигают буддства, как и все остальные существа) и представление в Махаяне соответствующее есть.
В Лотосовой сутре, нирвана архата сравнивается с призрачным городом гандхарвов.
Конечно, в Махаяне иное представление об архатах. Если бодхисаттва какого-то высокого бхуми, обретает качества архата, значит в махаянском представлении, логично, что архат еще не совершенен, раз только бодхисаттва десятого бхуми, согласно Шен-Яню, искореняет все омрачения, становясь Буддой. В махаянской тематике говорится, что у архата наличествует завеса неведения.
Но эта разница в трактовках, в конечном счете не имеет принципиального практического значения, потому что если достаточно развито намерение бодхичитты (то есть стремление следовать путем бодхисаттвы и достичь буддства ради блага всех существ) - все равно будет путь бодхисаттвы, как нирваны ни называй.
не ради спора, но просто чтобы було(Далай Лама 14 о четырех видах нирваны кажлая из котопых не противопечит друг другу а следует одна ищ другой):
Цитата:
Если задуматься, нирвана, мокша, или освобождение – это не что иное как состояние ума, абсолютная природа ума, потому что абсолютной природой ума служит его пустота. Это также иногда называют «природной нирваной». Итак, пустота ума, который очищен от всех загрязнений, или загрязняющих факторов, ‒ это состояние, свободное от всех умственных скверн и омрачений. Пустота этого ума ‒ «нирвана», или «мокша».
не думаю что у Читтаматры какое то свое видение четырех видов нирваны отдельное гт осталтной Махаянской традиции. _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
Последний раз редактировалось: crac333 (Чт 04 Мар 21, 18:44), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Хотя махаянская сутра соответствующая есть (названия не помню, там архаты отдыхают в нирване архатов, а после продолжают свой путь в качестве бодхисаттв и достигают буддства, как и все остальные существа) и представление в Махаяне соответствующее есть.
В Лотосовой сутре, нирвана архата сравнивается с призрачным городом гандхарвов.
Конечно, в Махаяне иное представление об архатах. Если бодхисаттва какого-то высокого бхуми, обретает качества архата, значит в махаянском представлении, логично, что архат еще не совершенен, раз только бодхисаттва десятого бхуми, согласно Шен-Яню, искореняет все омрачения, становясь Буддой. В махаянской тематике говорится, что у архата наличествует завеса неведения.
Да. Архаты равны Буддам в том смысле, что и те и другие полностью свободны от омрачений.
Но Будды обладают бОльшей мудростью. Поэтому в Махаяне особое внимание уделяется устранению препятствий к знанию (вы давали цитату из Асанги по этому поводу) и развитию парамиты мудрости (праджняпарамиты). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Но эта разница в трактовках, в конечном счете не имеет принципиального практического значения, потому что если достаточно развито намерение бодхичитты (то есть стремление следовать путем бодхисаттвы и достичь буддства ради блага всех существ) - все равно будет путь бодхисаттвы, как нирваны ни называй.
не ради спора, но просто чтобы було(Далай Лама 14 о четырех видах нирваны кажлая из котопых не противопечит друг другу а следует одна ищ другой):
Цитата:
Если задуматься, нирвана, мокша, или освобождение – это не что иное как состояние ума, абсолютная природа ума, потому что абсолютной природой ума служит его пустота. Это также иногда называют «природной нирваной». Итак, пустота ума, который очищен от всех загрязнений, или загрязняющих факторов, ‒ это состояние, свободное от всех умственных скверн и омрачений. Пустота этого ума ‒ «нирвана», или «мокша».
с моей скромной точки щрения это выглядит именно так.
Да, так и есть. У Асанги тот же список из четырех видов нирван.
Но нельзя сказать, что одна следует за другой как последовательные плоды пути.
Насколько я понимаю, они расположены так не потому, что нирвана непребывания как достижение следует после нирваны без остатка, а потому, что нирвана непребывания (нирвана будд и бодхисаттв) - это и есть высшая цель, к которой стремятся в Махаяне.
Помнится, где-то на форуме ТМ писал (а познания в буддизме у него обширные), примерно, следующее. Описываю своими словами так, как я его поняла. Подобно тому, как сотаппаны в Тхераваде уже касаются Ниббаны, имеют некоторый опыт Ниббаны, хотя еще не утвердились в ней, так и бодхисаттвы начальных бхуми уже имеют некоторый опыт, проблески опыта непребывающей нирваны. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Чт 04 Мар 21, 18:50), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: crac333
№569063Добавлено: Чт 04 Мар 21, 18:51 (4 года тому назад)
Ктото, я вот что думаю, когда в Махаяне говорится о завесах неведения у архата, ведь и в Палийской традиции, говорится, что Будда превосходит архата, имея всеведение. Другое дело, как оно интерпретируется в традициях, какое значение имеет, существенно ли это для конечной цели архата, или нет? С точки зрения Палийской традиции, вроде бы как не существенно, одна и таже ниббана, и если не ошибаюсь, всеведение в Палийской традиции, наверное не рассматривается в призме постижения пустоты. Хотя не знаю.
Последний раз редактировалось: Чэн (Чт 04 Мар 21, 18:53), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы