Моха - заблуждение, невежество - привязанность к адуккха-асукха-ведане (упекша-ведане, упеккха-ведане). Человек не хочет знать, понимать, видеть, осознавать, искажает восприятие реальности, чтобы не нарушить своё спокойствие (как мы понимаем - мнимое спокойствие). Иллюстрация к этому - известная фраза "меньше знаешь - крепче спишь".
П.С. Написанное здесь - мои размышления.
Вовсе не измышления, а вполне верное рассуждение. Привязанность к адуккхамасукка ведана - это та самая ниварана - sloth and torpor, которая также можно понимать, как "мнимое спокойствие". В объяснении ниваран именно об этом моменте часто говорится, как об обманчивом ощущении "достижения покоя". В известной аллегорической карте-картине (широко распространённой именно в ваджраяне, кстати) эта стадия обозначена появлением кролика на спине слона.
_________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вовсе не измышления, а вполне верное рассуждение. Привязанность к адуккхамасукка ведана - это та самая ниварана - sloth and torpor, которая также можно понимать
Пока неясно, как можно понимать, с позволения сказать, выражение "та же самая ниварана слот и торпор".
Придется усиленно гадать.
Нет прямого равенства неведения и невозмутимости в словарях.
Раз нет, то и додумывать его не надо.
Точность терминологии - это не буквоедство, а возможность с собеседниками говорить на одном языке и понимать друг друга.
Есть прямое равенство в понимании значений этих слов только в буддизме и возможно - только в этом контексте.
С вашей точки зрения такое прямое равенство в понимании есть, с моей точки зрения - его нет.
Ассаджи привел отрывок из сутты, из которого ясно следует, что моха - это привязанность к упеккха-ведане. Но это не означает, что моха - синоним упеккха-веданы. И я очень сомневаюсь, что в суттах, сутрах или комментариях к ним можно найти цитату, где моха - синоним упеккха-брахмавихары.
Верно, так как упеккхаведана и Упеккха как брахмавихара/парами - это совсем не синонимы. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вовсе не измышления, а вполне верное рассуждение. Привязанность к адуккхамасукка ведана - это та самая ниварана - sloth and torpor, которая также можно понимать
Пока неясно, как можно понимать, с позволения сказать, выражение "та же самая ниварана слот и торпор".
Придется усиленно гадать.
Незачем гадать. Смотрите в списке ниваран, №3. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вовсе не измышления, а вполне верное рассуждение. Привязанность к адуккхамасукка ведана - это та самая ниварана - sloth and torpor, которая также можно понимать
Пока неясно, как можно понимать, с позволения сказать, выражение "та же самая ниварана слот и торпор".
Придется усиленно гадать.
Незачем гадать. Смотрите в списке ниваран, №3.
А в список слот и торпор? Какую последовательность порекомендуете?
Разберётесь сами с невозмутимостью идущего и невозмутимостью достигшего?
Это то же самое, что сравнивать прекращение жажды у пьющего воду и уже напившегося воды. Но всё это лишь бессмысленное теоретизирование. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Разберётесь сами с невозмутимостью идущего и невозмутимостью достигшего?
Это то же самое, что сравнивать прекращение жажды у пьющего воду и уже напившегося воды. Но всё это лишь бессмысленное теоретизирование.
Немногие смогут понять, каким образом среди хаоса вы разглядели "теоретизирование". Больше похоже на весенний сон про случайно самоскладывающийся кубик рубик.
В текстах по йоге и буддизму, которые я читала, используют оба варианта перевода читты - и сознание, и ум. Мне самой больше нравится вариант "ум", но я не считаю это принципиальным.
Порой мне кажется, что в несущественных нюансах люди копаются для того, чтобы не видеть существенного.
Сознание шире ума. Сознание есть даже в том, что уму кажется несознательным. Да и мы в своем опыте можем понять, что сознание это не всегда ум.
Т.е. буддийский термин "сознание" равен сумме двух терминов европейской психологии "сознание"+"подсознание"?
"Пространство" ума может как занимать всю отведенную ему "площадь" - обычный человек в камалоке, ведущий разумную деятельность - так и "сворачиваться" в минимальнуб "точку" - как на Бхавагре.
В Арупье "пространство ума" уже изолировано от рупы: нет никаких контактов с 5-ю видами объектов "видимого", слышымого"...
"Исключены"и пять соответсвующих виджнян - "пространство ума" значительно сократилось.
Но как исключенное, так и оставшееся - то же самое, что и "ум", или сознание.
Чисто ли "чистое" (без материи, рупы) сознание? Или это "ум"?
Нет ничего лучше чем свериться с классификацией 18-ти дхату, из которых слагается поток сознания.
Камалока - 18
Рупалока - 14: нет двух виджнян (ghranaivjnana и jihvavijnanaa) и двух соответствующих видов объектов
Арупалока - потоки существования состоят всего из трех дхату:
mano-dhatu - "орган"
dharma-dhatu или dharmah – нечувственные объекты
mano-vijnana-dhatu - сознание нечувственных объектов.
В 9-й дхьяне - только dharma-dhatu, при отсутствии сознания... "Чистое дхармадхату"
В нирване без остатка - ноль, нет ни одного из дхату, поток сознания исчез полностью и навсегда
Как поток сознания Будды Шакьямуни (для нас, состоящих из 18-ти дхату) - вот прямо сейчас _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Вс 22 Апр 18, 15:56), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Юнг
В текстах по йоге и буддизму, которые я читала, используют оба варианта перевода читты - и сознание, и ум. Мне самой больше нравится вариант "ум", но я не считаю это принципиальным.
Порой мне кажется, что в несущественных нюансах люди копаются для того, чтобы не видеть существенного.
Сознание шире ума. Сознание есть даже в том, что уму кажется несознательным. Да и мы в своем опыте можем понять, что сознание это не всегда ум.
Т.е. буддийский термин "сознание" равен сумме двух терминов европейской психологии "сознание"+"подсознание"?
В текстах по йоге и буддизму, которые я читала, используют оба варианта перевода читты - и сознание, и ум. Мне самой больше нравится вариант "ум", но я не считаю это принципиальным.
Порой мне кажется, что в несущественных нюансах люди копаются для того, чтобы не видеть существенного.
Сознание шире ума. Сознание есть даже в том, что уму кажется несознательным. Да и мы в своем опыте можем понять, что сознание это не всегда ум.
Т.е. буддийский термин "сознание" равен сумме двух терминов европейской психологии "сознание"+"подсознание"?
Упростим ситуацию: как вы определяете сознание?
Сделать это пользуясь европейскими терминами ясно и однозначно, наверное, невозможная задача.
Горсть листьев!
К "пространству сознания" принадлежат дхату №6 и 13-18 (см http://psylib.org.ua/books/shchb01/txt18.htm).
Пресловутые "семь сознаний", к которым йогачара добавляет "алая-виджняну" - 8-е сознание.
Чем отличаются "хранящиеся в алайе" невызревшие биджи семян кармы от самскар - "уже второй вопрос, а мы пока пьем за первый" _________________ Безукоризненная вежливость японцев - следствие их многовековой привычки открыто носить два меча
Последний раз редактировалось: Си-ва-кон (Вс 22 Апр 18, 16:04), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Юнг, Горсть листьев
В текстах по йоге и буддизму, которые я читала, используют оба варианта перевода читты - и сознание, и ум. Мне самой больше нравится вариант "ум", но я не считаю это принципиальным.
Порой мне кажется, что в несущественных нюансах люди копаются для того, чтобы не видеть существенного.
Сознание шире ума. Сознание есть даже в том, что уму кажется несознательным. Да и мы в своем опыте можем понять, что сознание это не всегда ум.
Т.е. буддийский термин "сознание" равен сумме двух терминов европейской психологии "сознание"+"подсознание"?
Упростим ситуацию: как вы определяете сознание?
Сделать это пользуясь европейскими терминами ясно и однозначно, наверное, невозможная задача.
Используйте термины, которые позволят вам задачу решить.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы