№405486Добавлено: Чт 19 Апр 18, 16:23 (7 лет тому назад)О носителе (взгляд на мир без носителя)
Как я вижу, дискуссии о наличии опыта Араханта в окончательной Ниббане, об окончательной Ниббане как о состоянии Араханта не утихают...
Но сами понятия "опыт Араханта", "состояние Араханта" - некорректны, так как предполагают, что у опыта и состояния есть носитель (тот, кто их испытывает) или владелец (тот, чьи они) - Арахант.
Но с точки зрения буддизма у феноменов, у опыта, у состояний носителей (или владельцев) нет.
Антарадхана открыл тему о безличностности выдержкой из Алагаддупама сутты (МН 22):
http://dharma.org.ru/board/post342566.html#342566
Ни о чем нельзя сказать (я придерживаюсь точки зрения, что Ниббана тоже анатта): это моё, я таков, это моё я.
То есть иллюзорно не только"я". Также иллюзорны "я таков" ("я добрый", "я злой", "я умный", "я глупый" и т.д. - отождествление себя с определенными наблюдаемыми феноменами, которые присваиваются как собственные свойства), "моё" (присваивание себе чего-либо).
"Я", "я таков", "моё" - это разные проявления одного и того же "осебячивания".
Поэтому некорректно говорить "мой опыт", "чужой опыт", "опыт Араханта" и проч. Есть просто опыт. Некорректно говорить "моё состояние", "чужое состояние", "состояние Араханта" и проч. Есть просто состояние.
Невозможно отделить, что в потоке воспринимаемых феноменов относится ко мне, а что - не ко мне. Всё воспринятое - содержание ума.
Сострадание (каруна) - это восприятие происходящего, когда нет "моего страдания" или "чужого страдания", а есть просто страдание. То есть у страдания нет носителя, нет владельца, а есть причины и условия его возникновения.
Сорадование (мудита) - это восприятие происходящего, когда нет "моей радости" или "чужой радости", а есть просто радость. У радости нет носителя, нет владельца, а есть причины и условия ее возникновения.
Понять иллюзорность представления "я таков" мне помог дзенский коан "Каким было твоё лицо до рождения твоих родителей?". Мой ответ на этот коан такой: таким же, каково оно и сейчас, - никаким.
Много раз цитируются на форуме эти строки:
Только страдания существуют – но не найти страдающего;
Поступки совершаются – но нет того, кто их совершает;
Ниббана есть – но нет того, кто в неё входит;
Путь существует – но не найти того, кто по нему идёт.
"Висуддхимагга" Буддагхоши
Когда рассуждают о строке "Ниббана есть - но нет того, кто в неё входит", часто говорят о том, что в Ниббану нельзя войти. В нее, действительно, нельзя войти. Но, на мой взгляд, основное значение этой строки в том, что "нет того, кто".
Вопрос "кто?" указывает на носителя (владельца) и поэтому некорректен.
Понять, а тем более увидеть мир, когда есть феномены, но нет их носителей, когда у феноменов есть причины и условия, а не "носитель так решил или захотел" - это сложно. Это совсем другой, непривычный взгляд на мир. Но не будем забывать о том, что привычный взгляд на мир - это авидья, неведение. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№405491Добавлено: Чт 19 Апр 18, 16:48 (7 лет тому назад)
5 с + _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№405493Добавлено: Чт 19 Апр 18, 17:07 (7 лет тому назад)
Ктото, благодарю.
Как вы ответите на вопрос: "А как же тогда понимать традиционную (каноническую?) фразу "Будда ушёл в париниббану"? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№405498Добавлено: Чт 19 Апр 18, 17:22 (7 лет тому назад)
Ктото,
Спасибо за Ваш анализ. Позвольте спросить Ваше личное мнение по вопросам:
1) Просто опыт (не опыт кого-то) имеет место в париниббане? (Вы сказали, что "Есть просто опыт.")
2) Татхагата - это несуществующая концепция, под которой подразумеваются 5 ккхандх или Татхагата - это реальность? _________________ пока веришь уму...
традиционную (каноническую?) фразу "Будда ушёл в париниббану"?
А как это написано на санскрите\пали?
parinibbuto
Спариниббанился?
Рената использует термин ниббанизировался.
А войти в Ниббану, на мой взгляд нельзя, потому что она и так уже есть, пусть она и незаметна, когда ум увлечен феноменами Сансары. Ниббана не возникает и не прекращается. Возникает и прекращается только Сансара. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№405503Добавлено: Чт 19 Апр 18, 17:36 (7 лет тому назад)
Ктото
Это ваш ответ? То есть, фраза "Будда ушёл в париниббану" не означает, что кто-то куда-то ушёл. А что же тогда она означает? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№405504Добавлено: Чт 19 Апр 18, 17:37 (7 лет тому назад)
Если без носителя, то просто - угасло, потухло. Что угасло или потухло? Тепло и жизненная сила, поддерживающие остаточные совокупности. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Ктото
Это ваш ответ? То есть, фраза "Будда ушёл в париниббану" не означает, что кто-то куда-то ушёл. А что же тогда она означает?
Что в Сансаре больше нет ничего, на что мы могли бы указать как на Будду. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№405508Добавлено: Чт 19 Апр 18, 17:46 (7 лет тому назад)
Так, все ясно, еще одна тема про "это" _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Ктото
Это ваш ответ? То есть, фраза "Будда ушёл в париниббану" не означает, что кто-то куда-то ушёл. А что же тогда она означает?
Что в Сансаре больше нет ничего, на что мы могли бы указать как на Будду.
А где же он теперь? Эмигрировал из мира Сансары и окончательно остался навсегда жить в мире Нирваны?
И как же насчёт того, чтобы "обнаружить будду в себе"? То есть, получается, всё же есть то, на что можно указать - "найди будду вот в этом". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Чт 19 Апр 18, 17:51), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Ктото, Ктото
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы