Невозмутимость - синоним неведения в буддизме. И вот последним шагом к ниббане является преодоление(прекращение) неведения - невозмутимости.
Невозмутимость/беспристрастность, входит в семь факторов просветления. А то что Вы имеете в виду, это не невозмутимость. Упекша означает свободу от привязанности и отвращения - беспристрастное отношение.
№406436Добавлено: Вс 22 Апр 18, 09:24 (7 лет тому назад)
Ниббана достижима из четвертой джханы, а про нее заявляется следующее: "он входит и пребывает в четвертой джхане: [он пребывает] в чистейшей невозмутимости и осознанности, в ни-удовольствии-ни-боли".
Беспристрастное отношение, наблюдение, без привязанности и отвращения к переживаниям (согласно второму значению по Тханиссаро Бхикху). Без эмоциональной примеси, вовлеченности.
Последний раз редактировалось: Nima (Вс 22 Апр 18, 09:47), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Гость 12
Беспристрастное отношение, наблюдение, без привязанности и отвращения к переживаниям. Без эмоциональной примеси, вовлеченности.
Когда Вы поймёте что такое джханы, то наилучший перевод будет - невозмутимый ум. В нём уже нет отторжения и влечения, нет переживаний, нет примесей, ничего нет.
Думаю, Гость 12 - не Адзамаро. Другой стиль постов и отличающиеся воззрения. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Гость 12
Адзамаро, залогиньтесь. И приведите, пожалуйста, слова из сутты теравады или хотя бы сутры ачарьявады (махаяны) о том, что архату нужно "преодолеть невозмутимость" (то есть благородное качество: упекша / upekkha parami), чтобы достичь освобождения. Только из ати-йоги не надо - давайте оставаться в рамках буддизма.
А что не так с атийогой? Атийога — это одно из сущностных учений ваджраяны и ваджраянизированного бона. И то и другое подавляющим большинством специалистов рассматриваются как поздние направления махаяны. Существует две категории морально нечистоплотных людей, которые могут это оспаривать — буддологи-фантазёры (читай: распространители сплетен на буддийские темы за казённый счёт) и "тхеравадины", которые рассматривают буддизм как поле войны с кем-то, а не путь к нирване.
№406455Добавлено: Вс 22 Апр 18, 11:10 (7 лет тому назад)
Я, кажется, поняла, что связывает моху и упекшу (но они, конечно же, в любом случае не синонимы). Видимо, у Анабхогина недостаточно систематизированы знания о буддизме, чтобы это объяснить.
Разбираясь с терминами в буддийском палийском словаре, я обнаружила, что слово "упеккха" используется не только для названия брахмавихары (которая относится к санкхара-кхандхе), но иногда используется и для названия нейтральной веданы-кхандхи (адуккха-асукха-веданы).
Upekkhā: 'equanimity', also called tatra-majjhattatā, is an ethical quality belonging to the sankhāra group see: khandha and should therefore not be confounded with indifferent feeling adukkha-m-asukhā vedanā which sometimes also is called upekkhā see: vedanā
upekkhā is one of the 4 sublime abodes brahma-vihāra, and of the factors of enlightenment bojjhanga. See Vis.M IV, 156ff.
Конечно же, моха не имеет никакого отношения к упекше как брахмавихаре.
Но можно рассмотреть, какое моха имеет отношения к упекша-ведане.
Три основные клеши (килесы) можно рассмотреть как привязанность к трем типам веданы. Замечу, что клеши - это не сами три типа веданы, а именно привязанность к ним.
Рага - страсть, влечение - привязанность к сукха-ведане. Человек испытывает страсть, влечение, привязанность к тому, от чего он испытывает удовольствие (сукху).
Двеша (доса) - отвращение, гнев, злоба - привязанность к дуккха-ведане. Человек старается избежать того, от чего испытывает страдания (дуккху), чувствуя при этом отвращение и гнев.
Моха - заблуждение, невежество - привязанность к адуккха-асукха-ведане (упекша-ведане, упеккха-ведане). Человек не хочет знать, понимать, видеть, осознавать, искажает восприятие реальности, чтобы не нарушить своё спокойствие (как мы понимаем - мнимое спокойствие). Иллюстрация к этому - известная фраза "меньше знаешь - крепче спишь".
П.С. Написанное здесь - мои размышления. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Я, кажется, поняла, что связывает моху и упекшу (но они, конечно же, в любом случае не синонимы). Видимо, у Анабхогина недостаточно систематизированы знания о буддизме, чтобы это объяснить.
Разбираясь с терминами в буддийском палийском словаре, я обнаружила, что слово "упеккха" используется не только для названия брахмавихары (которая относится к санкхара-кхандхе), но иногда используется и для названия нейтральной веданы-кхандхи (адуккха-асукха-веданы).
Upekkhā: 'equanimity', also called tatra-majjhattatā, is an ethical quality belonging to the sankhāra group see: khandha and should therefore not be confounded with indifferent feeling adukkha-m-asukhā vedanā which sometimes also is called upekkhā see: vedanā
upekkhā is one of the 4 sublime abodes brahma-vihāra, and of the factors of enlightenment bojjhanga. See Vis.M IV, 156ff.
Конечно же, моха не имеет никакого отношения к упекше как брахмавихаре.
Но можно рассмотреть, какое моха имеет отношения к упекша-ведане.
Три основные клеши (килесы) можно рассмотреть как привязанность к трем типам веданы. Замечу, что клеши - это не сами три типа веданы, а именно привязанность к ним.
Рага - страсть, влечение - привязанность к сукха-ведане. Человек испытывает страсть, влечение, привязанность к тому, от чего он испытывает удовольствие (сукху).
Двеша (доса) - отвращение, гнев, злоба - привязанность к дуккха-ведане. Человек старается избежать того, от чего испытывает страдания (дуккху), чувствуя при этом отвращение и гнев.
Моха - заблуждение, невежество - привязанность к адуккха-асукха-ведане (упекша-ведане, упеккха-ведане). Человек не хочет знать, понимать, видеть, осознавать, искажает восприятие реальности, чтобы не нарушить своё спокойствие (как мы понимаем - мнимое спокойствие). Иллюстрация к этому - известная фраза "меньше знаешь - крепче спишь".
Есть такое:
Цитата:
Монахи, при условии зрения и видимых форм возникает сознание зрения, сочетание их трех – соприкосновение, при условии соприкосновения возникает то, что ощущается как счастье, или страдание, или ни страдание, ни счастье. Кто, испытывая ощущение счастья, восторгается, приветствует это, погрязает в этом, – в том залегает предрасположенность к страсти. Кто, испытывая ощущение страдания, печалится, изнуряется, стенает, хлопает себя ладонью по груди, кричит, впадает в безрассудство, – в том залегает предрасположенность к возмущению. Кто, испытывая ощущение ни страдания, ни счастья, не распознает как есть возникновения, исчезновения, услады, недостатков и способа избавления от этого ощущения, – в том залегает предрасположенность к неведению.
И, монахи, невозможно, чтобы тот, кто не оставил предрасположенность к страсти по отношению к ощущению счастья, кто не рассеял предрасположенность к возмущению по отношению к ощущению страдания, кто не упразднил предрасположенности к неведению по отношению к ощущению ни страдания, ни счастья, не оставил неведения и не породил знания, уже в этой жизни положил конец страданию.
№406468Добавлено: Вс 22 Апр 18, 11:46 (7 лет тому назад)
Ассаджи
Благодарю вас!
В сутте ясно показана связь трех килес (клеш) с тремя типами веданы. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Я, кажется, поняла, что связывает моху и упекшу (но они, конечно же, в любом случае не синонимы). Видимо, у Анабхогина недостаточно систематизированы знания о буддизме, чтобы это объяснить.
Разбираясь с терминами в буддийском палийском словаре, я обнаружила, что слово "упеккха" используется не только для названия брахмавихары (которая относится к санкхара-кхандхе), но иногда используется и для названия нейтральной веданы-кхандхи (адуккха-асукха-веданы).
Upekkhā: 'equanimity', also called tatra-majjhattatā, is an ethical quality belonging to the sankhāra group see: khandha and should therefore not be confounded with indifferent feeling adukkha-m-asukhā vedanā which sometimes also is called upekkhā see: vedanā
upekkhā is one of the 4 sublime abodes brahma-vihāra, and of the factors of enlightenment bojjhanga. See Vis.M IV, 156ff.
Конечно же, моха не имеет никакого отношения к упекше как брахмавихаре.
Но можно рассмотреть, какое моха имеет отношения к упекша-ведане.
Три основные клеши (килесы) можно рассмотреть как привязанность к трем типам веданы. Замечу, что клеши - это не сами три типа веданы, а именно привязанность к ним.
Рага - страсть, влечение - привязанность к сукха-ведане. Человек испытывает страсть, влечение, привязанность к тому, от чего он испытывает удовольствие (сукху).
Двеша (доса) - отвращение, гнев, злоба - привязанность к дуккха-ведане. Человек старается избежать того, от чего испытывает страдания (дуккху), чувствуя при этом отвращение и гнев.
Моха - заблуждение, невежество - привязанность к адуккха-асукха-ведане (упекша-ведане, упеккха-ведане). Человек не хочет знать, понимать, видеть, осознавать, искажает восприятие реальности, чтобы не нарушить своё спокойствие (как мы понимаем - мнимое спокойствие). Иллюстрация к этому - известная фраза "меньше знаешь - крепче спишь".
П.С. Написанное здесь - мои размышления.
Упекша — это отклик на нейтральную ведану, т. е. нейтральная самскара. В ваджраяне её называют авидьей (или мохой), невежеством (иногда приводят пример блаженного невежества небожителей, дэв). Кстати, брахмавихара (обитель небожителей) — высший план самсары, которую последовательный буддист стремится преодалеть.
Упекша — это отклик на нейтральную ведану, т. е. нейтральная самскара. В ваджраяне её называют авидьей (или мохой), невежеством (иногда приводят пример блаженного невежества небожителей, дэв). Кстати, брахмавихара (обитель небожителей) — высший план самсары, которую последовательный буддист стремится преодалеть.
Моха - как она есть.
Анабхогин запутался в терминах, но и после того, как термины "распутали", всё опять свалил в одну кучу.
П.С. Анабхогин, если вы считаете себя "последовательным буддистом", то должны понимать, что преодоление высших состояний ума до того, как преодолены более грубые омрачения, ведет не к освобождению, а к перерождению в низших мирах. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы