Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Если наблюдать мышление, то несложно увидеть, что мысли нередко вызывают эмоциональную реакцию, а порой и реакцию в виде ощущений.
Если умственные формации могут приводить к ощущениям и наоборот, это не значит, что можно смешивать ум и чувства. Это разные вещи, на мой взгляд, хоть и оказывают влияние друг на друга. _________________ пока веришь уму...
№406266Добавлено: Сб 21 Апр 18, 21:02 (7 лет тому назад)
Что такое "умственные формации"? _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Если ничего не усложнять, то все нормально понимается. Просто некоторые товарищи любят усложнять, прибегают в темы и сбивают других участников с правильного понимания, которое у них изначально было. Потом приходит действительно знающий участник и подтверждает правильное понимание того участника, которого сбили с толку усложнители. На БФ их бы быстро разбомбашили.
Что Вы имеете ввиду под разбомбашить? Заблокировать и не давать возможность высказывать свое мнение?
Такой хороший вариант отстаивания своего мнения. Слава Богу, что существуют форумы где это не так.
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Если наблюдать мышление, то несложно увидеть, что мысли нередко вызывают эмоциональную реакцию, а порой и реакцию в виде ощущений.
Если умственные формации могут приводить к ощущениям и наоборот, это не значит, что можно смешивать ум и чувства. Это разные вещи, на мой взгляд, хоть и оказывают влияние друг на друга.
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Если наблюдать мышление, то несложно увидеть, что мысли нередко вызывают эмоциональную реакцию, а порой и реакцию в виде ощущений.
Если умственные формации могут приводить к ощущениям и наоборот, это не значит, что можно смешивать ум и чувства. Это разные вещи, на мой взгляд, хоть и оказывают влияние друг на друга.
В буддизме есть только ум и тело. Это, как верно написал Ассаджи, похоже на западное деление психика-тело. Все, что на западе считается психическими процессами (в том числе чувства - любовь, ненависть, симпатия и проч., эмоции - радость, гнев, страх и проч., восприятие, основанное на совокупности данных от органов чувств), всё, что относится к сознательному и бессознательному содержанию психики, можно отнести к уму в буддийском понимании. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 21 Апр 18, 21:15), всего редактировалось 2 раз(а)
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Смотря что понимать под словом "ум". Буддийское понимание ума гораздо шире западного. В читтаматре (йогачаре) кроме ума вообще ничего нет.
Ассаджи насчет перевода "читты" на русский, насколько я могу судить, очень корректно и полно написал.
Что касается того, синонимы ли читта и манас, я пока еще сама до конца не разобралась.
В йоге они не синонимы:
- либо читта соответствует буддхи (высшему интеллекту), тогда как манас - "низший" ум;
- либо понятие "читта" шире понятия "манас", так как кроме манаса включает в себя буддхи и ахамкару.
В буддизме читта и манас чаще всего считаются синонимами.
В йоге читта это вообще не все Сознание. Это только базовое сознание которое оперирует с процессами индивидуума - эго. Поэтому иногда считают, что читта это и ощущения и мысли, в том числе буддхи - интеллект. Но Сознание (Чит) в йоге это может быть вообще все и не ограничено действиями своих инструментов.
№406273Добавлено: Сб 21 Апр 18, 21:17 (7 лет тому назад)
В Чулаведалла сутте говорится о том, что процессами констрирования (санкхара) для читты служат распознавание (сання) и чувство (ведана), и что эти процессы связаны с читтой.
Saññā ca vedanā ca cetasikā ete dhammā cittapaṭibaddhā. Tasmā saññā ca vedanā ca cittasaṅkhāroti.
В Чулаведалла сутте говорится о том, что процессами констрирования (санкхара) для читты служат распознавание (сання) и чувство (ведана), и что эти процессы связаны с читтой.
Saññā ca vedanā ca cetasikā ete dhammā cittapaṭibaddhā. Tasmā saññā ca vedanā ca cittasaṅkhāroti.
M 301,29
В какой именно "Чулаведалла сутте"? В сутте из двойных переводах?
В Чулаведалла сутте говорится о том, что процессами констрирования (санкхара) для читты служат распознавание (сання) и чувство (ведана), и что эти процессы связаны с читтой.
Saññā ca vedanā ca cetasikā ete dhammā cittapaṭibaddhā. Tasmā saññā ca vedanā ca cittasaṅkhāroti.
M 301,29
С этой точки зрения интересно восприятие (чувственных объектов). Хоть оно и использует данные от органов чувств тела, но тем не менее это сложный психический процесс, который "конструирует" целостный объект из набора разных ощущений.
Поэтому восприятие - это уже психика (в буддийском понимании - ум), а не тело. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
В Чулаведалла сутте говорится о том, что процессами констрирования (санкхара) для читты служат распознавание (сання) и чувство (ведана), и что эти процессы связаны с читтой.
Saññā ca vedanā ca cetasikā ete dhammā cittapaṭibaddhā. Tasmā saññā ca vedanā ca cittasaṅkhāroti.
M 301,29
С этой точки зрения интересно восприятие - хотя оно и использует данные от органов чувств тела, но тем не менее это сложный психический процесс,
Восприятие простой процесс, иначе белка бы запуталась в вычислениях относительно кедровых орехов, и медведь бы проснулся до спячки.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы