"Читта" включает в себя чувства, и поэтому это слово порой бывает уместно перевести как "сердце".
Вот самое главное, а то Серж писал, что умственное противоположно чувственному. Спасибо Вам большое Ассаджи!
Может я уже потерял контекст дискуссии, но все же сознание это не ум и не чувства. Сознание может отождествлять себя с чувствами или умом, но оно не связано ими. Так же и ум может быть связан чувствами, а может и освободить себя от их влияния.
"Читта" включает в себя чувства, и поэтому это слово порой бывает уместно перевести как "сердце".
Вот самое главное, а то Серж писал, что умственное противоположно чувственному. Спасибо Вам большое Ассаджи!
Может я уже потерял контекст дискуссии, но все же сознание это не ум и не чувства. Сознание может отождествлять себя с чувствами или умом, но оно не связано ими. Так же и ум может быть связан чувствами, а может и освободить себя от их влияния.
Согласен в том, что сознание - это не умственные формации.
В другой теме я приводил фрагмент сутты МН 43.
«Сколько качеств отсутствует в теле, которое оставлено и покинуто, точно бесчувственное полено?»
«Когда в этом теле отсутствуют эти три качества – жизненная сила, тепло, и сознание – оно лежит оставленным и покинутым, точно бесчувственное полено».
«В чём отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования?»
«В случае с мёртвым, чей срок вышел, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, его жизненная сила исчерпалась, тепло ушло, и его качества разрушены. А в случае с монахом, достигшим прекращения восприятия и чувствования, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, [но] его жизненная сила не исчерпана, тепло не ушло, и его способности неимоверно чёткие. В этом отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования».
Обратите внимание. Когда описывается мёртвый человек, сказано, что сознание отсутствует. А когда описывается состояние ниродха, сказано, что умственные формации угасли и утихли. Не сказано, что сознание отсутствует. _________________ пока веришь уму...
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Если ум испытывает например отвращение к неприятному и влечение к приятному, то значит он как-то связан с чувствами. А еще ведь пишут о переживании ниббаны, пишут о переживании пити и сукха.
"Читта" включает в себя чувства, и поэтому это слово порой бывает уместно перевести как "сердце".
Вот самое главное, а то Серж писал, что умственное противоположно чувственному. Спасибо Вам большое Ассаджи!
Может я уже потерял контекст дискуссии, но все же сознание это не ум и не чувства. Сознание может отождествлять себя с чувствами или умом, но оно не связано ими. Так же и ум может быть связан чувствами, а может и освободить себя от их влияния.
Согласен в том, что сознание - это не умственные формации.
В другой теме я приводил фрагмент сутты МН 43.
«Сколько качеств отсутствует в теле, которое оставлено и покинуто, точно бесчувственное полено?»
«Когда в этом теле отсутствуют эти три качества – жизненная сила, тепло, и сознание – оно лежит оставленным и покинутым, точно бесчувственное полено».
«В чём отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования?»
«В случае с мёртвым, чей срок вышел, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, его жизненная сила исчерпалась, тепло ушло, и его качества разрушены. А в случае с монахом, достигшим прекращения восприятия и чувствования, его телесные формации угасли и утихли, его словесные формации угасли и утихли, его умственные формации угасли и утихли, [но] его жизненная сила не исчерпана, тепло не ушло, и его способности неимоверно чёткие. В этом отличие между тем, кто мёртв, чей срок вышел, и монахом, который достиг прекращения восприятия и чувствования».
Обратите внимание. Когда описывается мёртвый человек, сказано, что сознание отсутствует. А когда описывается состояние ниродха, сказано, что умственные формации угасли и утихли. Не сказано, что сознание отсутствует.
Что такое умственные формации? _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№406250Добавлено: Сб 21 Апр 18, 20:33 (7 лет тому назад)
Аджан Буддадаса: "Каково состояние ума в те моменты, когда вы делаете вдохи и выдохи? Возможно, ум сейчас в состоянии пити или сукха. Может быть он наполнен жадностью (лобха) или же свободен от жадности (алобха). Возможно, он испытывает злобу (патигха), или находится в состоянии страха или бесстрашия. Список возможных состояний достаточно велик. Мы должны знать различные состояния ума, когда они возникают. Хорошие или плохие эти состояния, возвышенные или приземлённые, мы знаем их, так как они переживаются умом".
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Смотря что понимать под словом "ум". Буддийское понимание ума гораздо шире западного. В читтаматре (йогачаре) кроме ума вообще ничего нет.
Ассаджи насчет перевода "читты" на русский, насколько я могу судить, очень корректно и полно написал.
Что касается того, синонимы ли читта и манас, я пока еще сама до конца не разобралась.
В йоге они не синонимы:
- либо читта соответствует буддхи (высшему интеллекту), тогда как манас - "низший" ум;
- либо понятие "читта" шире понятия "манас", так как кроме манаса включает в себя буддхи и ахамкару.
В буддизме читта и манас чаще всего считаются синонимами. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 21 Апр 18, 20:41), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Юнг, СлаваА
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Если наблюдать мышление, то несложно увидеть, что мысли нередко вызывают эмоциональную реакцию, а порой и реакцию в виде ощущений. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Согласен с Сержем что в Уме/Читте никаких чувств нет. Кто-нибудь так вообще говорит: "я почувствовал мысль"?
Смотря что понимать под словом "ум". Буддийское понимание ума гораздо шире западного
Наоборот, гораздо уже. Вследствие чего приключения Незнаек оканчивается намного раньше старта на Луну.
Если ничего не усложнять, то все нормально понимается. Просто некоторые товарищи любят усложнять, прибегают в темы и сбивают других участников с правильного понимания, которое у них изначально было. Потом приходит действительно знающий участник и подтверждает правильное понимание того участника, которого сбили с толку усложнители. На БФ их бы быстро разбомбашили.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы