что он считал именно такое, безличное описание принципиально важным, а вопросы, требующие использование понятия "я", называл некорректными вопросами (см. SN12.12) - это бесспорно. Так и следует описывать и видеть.
Не просто некорректными, а оставленными без ответа.
Тогда наши позиции 100% совпадают.
Будда не оставил их без ответа. Он не отвечал только людям, которые были неспособны понять. И в сутте про Ваччхаготу он пояснил Ананде причину своего молчания.
"But if you look directly at the Pali discourses — the earliest extant sources for our knowledge of the Buddha's teachings — you'll find that although they do use the word samatha to mean tranquillity, and vipassana to mean clear-seeing, they otherwise confirm none of the received wisdom about these terms. Only rarely do they make use of the word vipassana — a sharp contrast to their frequent use of the word jhana. When they depict the Buddha telling his disciples to go meditate, they never quote him as saying "go do vipassana," but always "go do jhana.""
Да, а различия с Махаяной, грубо говоря, заключаются в том, что в Махаяне другое представление о пути бодхисатвы.
Вы изучали в чем разница? Из Вашего определения проявления сострадания Арахантом, я честно говоря, не вижу разницы. Может только в клятве бодхисатвы освободить всех живых существ, а арахант без клятв проявляет сострадание?
Разница в том, что в Тхераваде практически нет отдельного пути бодхисаттвы, нет обетов бодхисаттвы. Едем в общей колеснице, в ней и развиваем сострадание вплоть до уровня беспредельного и первенствующего мотива.
"Практически" нет, а не "вообще нет" - потому что в поздних суттах и в классической комментаторской литературе (но не в первых четырёх, наиболее ранних Никаях, собраниях сутт) есть мнение, что при некоторых уникальных условиях ещё не пробужденный практик может заранее принять решение стать следующим Буддой, и реализовать это решение. Для этого нужно быть А) монахом или аскетом Б) лично встретиться с Буддой нынешнего времени при его жизни В)овладеть всеми восемью джханами Г) быть беспредельно преданным Будде.
Но из этого описания видно, во-первых, что это эксклюзивный путь, а во-вторых, что это путь, на который может вступить практик уже очень высокого уровня. Монах, который овладел всеми восемью джханами - это личность, которой прямой путь к перерождению среди богов, или даже в арупа-локах. А связь с Дхаммой (беспредельная преданность Будде) даже без вполне ясного понимания, что джханы тоже обусловлены и непостоянны, гарантирует, что в своём божественном перерождении он сохранит связь с Дхаммой, и достигнет ниббаны в этой божественной жизни, уже не возвращаясь в человеческий мир (об этом говорится, например, в уже обсуждавшейся нами сутте MN52).
В буддизме этот уровень развития называется плодом анагамина (анагамин - тот, кто не возвращается), и считается этапом, непосредственно предшествующем пути и плоду араханта, то есть, достижению ниббаны. Таким образом, с точки зрения Тхеравады, на специальный путь бодхисаттвы если кто и вступает, то только уже пройдя почти весь путь, уже находясь в шаге от ниббаны. Это и логично, потому что как раз анагамин и отличается тем, что он уже полностью устранил злонамеренность, и полностью развил сострадание.
В первых же четырех Никаях ещё более простая картина. Отшельник Готама искал освобождения, нашёл его, и, уже найдя, ради сострадания к другим живым существам решился взять на себя хлопотное дело проповеди Дхаммы.
То есть в обоих случаях получается то, о чём я говорил выше. Подход Тхеравады - доброжелательность и сострадание развиваем на всех этапах пути; но только когда оно развивается полностью и становится беспредельным, практик может принять решение стать Буддой для блага всех живых существ (если сочтёт, что благо живых существ именно от него требует именно этого).
А подход Махаяны - развивать доброжелательность и сострадание, если не с самого начала, то с ранних этапов пути имея в виду цель стать Буддой. _________________ Границы мира - это границы языка
"But if you look directly at the Pali discourses — the earliest extant sources for our knowledge of the Buddha's teachings — you'll find that although they do use the word samatha to mean tranquillity, and vipassana to mean clear-seeing, they otherwise confirm none of the received wisdom about these terms. Only rarely do they make use of the word vipassana — a sharp contrast to their frequent use of the word jhana. When they depict the Buddha telling his disciples to go meditate, they never quote him as saying "go do vipassana," but always "go do jhana.""
Сатипатхана - прямой путь.
Анатта может быть обнаружена. Тот кто видит обусловленность страдания влечениями - тот видит анатта (а не идеи о хозяине в голове) _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
№357358Добавлено: Пн 20 Ноя 17, 21:50 (7 лет тому назад)
Цитата:
Будда не оставил их без ответа. Он не отвечал только людям, которые были неспособны понять.
История с Вачьяготой это далеко не единственная сутта где Будда отказывается говорить есть ли Я нет ли Я.
Опять повторюсь - сутты, где Будда однозначно заявил, что Я не существует я не знаю.
Обоснований почему он не хотел говорить есть ли Я нет ли Я с другой стороны предостаточно в Каноне.
А лучше понаблюдайте, как сознание возникает и тут же исчезает - миллионы раз за минуту
Ага, и разом осознал что личности нет и просветлился ))
Сатипаттхана полезна безусловна, но не сама по себе и не как уникальный инструмент инсайта и просветления, а просто как инструмент .[/b]""
Будда назвал Сатипаттхану единственным путем, который очищает людей. Вы сейчас просто говорите то, что противоречит его словам.
"Это ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно – четыре основы памятования".
ак дело в том, что процесс наблюдения тоже можно наблюдать! Он не является исключением в ряду прочих ментальных феноменов. В момент времени X возникает намерение возобновить наблюдение ментальных феноменов. В следующий момент, X1, внимание направляется на ментальные феномены. Но намерение наблюдать ещё не прекратилось; начавшись в момент X, в момент X1 оно ещё продолжается, и тоже становится предметом наблюдения. Так процесс наблюдения и становится наблюдаемым.
Ну немножко не так. Чтобы пронаблюдать намерение нужно что-то отличное от намерения. Намерение само себя пронаблюдать не может. Так же и с любой из 5 скандх. Сознание не может познать что есть сознание, так как нет внешней точки отсчета. Увидеть что что-то не есть сознание - можно при определенной тренировке, нужно и полезно. Увидеть что есть само сознание самим сознанием или что есть эмоция самой эмоцией невозможно.
В вашем примере намерение не может быть наблюдаемо ни сами намерением ни другим процессом наблюдения.
Регистрация того, что наблюдается - это, конечно, (о)сознание, а не намерение. Но намерение наблюдать, направленное внимание, и сознание, осознающее то, что наблюдается - это всё и есть моменты, из которых состоит процесс наблюдения. И в ходе этого процесса предметом наблюдения становится и то самое намерение наблюдать, которое его (процесс) "запустило". А предшествующие акты осознания, в свою очередь, наблюдаются последующими актами осознания. Но вот предшествующие акты осознания, действительно, наблюдаются не напрямую, а через наблюдение продолжающихся ментальных реакций на эти акты. _________________ Границы мира - это границы языка
№357363Добавлено: Пн 20 Ноя 17, 21:53 (7 лет тому назад)
Цитата:
Будда назвал Сатипаттхану единственным путем, который очищает людей.
Это не так
There's a passage, for instance, describing three ways in which samatha and vipassana can work together to lead to the knowledge of Awakening: either samatha precedes vipassana, vipassana precedes samatha, or they develop in tandem (AN 4.170).
"Вот монах развивает прозрение после успокоения. По мере того как он развивает прозрение после успокоения, рождается путь. Он преследует этот путь, развивает его, взращивает его. По мере того как он преследует, развивает, взращивает этот путь, оковы оставляются и скрытые склонности искореняются.
(2) Далее, монах развивает успокоение после прозрения. По мере того как он развивает успокоение после прозрения, рождается путь. Он преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые склонности искореняются.
(3) Далее, монах развивает успокоение и прозрение в связке. По мере того как он развивает успокоение и прозрение в связке, рождается путь. Он преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые склонности искореняются."
Последний раз редактировалось: Crimson (Пн 20 Ноя 17, 21:54), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Jane
Будда не оставил их без ответа. Он не отвечал только людям, которые были неспособны понять.
История с Вачьяготой это далеко не единственная сутта где Будда отказывается говорить есть ли Я нет ли Я.
Опять повторюсь - сутты, где Будда однозначно заявил, что Я не существует я не знаю.
Обоснований почему он не хотел говорить есть ли Я нет ли Я с другой стороны предостаточно в Каноне.
История с Ваччхаготой показательна тем, что дает полное описание причин молчания Будды (не следует запутанному человеку говорить о глубоких вещах ). Еще раз. Есть 6 сфер, каждая из которых анатта. Вне 6 сфер не существует ничего (см Лока сутта). Или вы полагаете, что Я находится вне 6- типа сфер?
№357365Добавлено: Пн 20 Ноя 17, 21:56 (7 лет тому назад)
Махаяна возникла в виду упадка Дхармы. Нет надежной передачи Дхармы, значит необходимо Дхарму передавать тайно. Дхарму нужно добыть, нужно стать достойным вместилищем Дхармы.
С прекращением явного признания Арья Сангхи открытое учение о благородных личностях больше не применяется.
Теперь каждый должен добыть чистую Дхарму, подготовив для нее тайник, защищенный от заблуждений - чистую землю.
Для шраваки фактор пробуждения - голос другого. Этот голос больше не слышен.
Теперь тайная Дхарма самая распространенная. Пратьекабудды пробуждают бодхичитту. Поток загрязнен и не могут существа войти в поток. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Остаются отдельные болезненные переживания (болезненные просто потому, что их так ощущает тело), но арахант не делает из них трагедии, потому что ясно понимает, что эти болезненные переживания пройдут, прекратятся.
Это позиция пренебрежения к телу. Почему освобождение от жажды не освобождает тело от страдания? Почему психологически мы свободны, но тело очевидно продолжает страдать? Можно ли его принципиально освободить от страдания? Может быть не все секреты еще были открыты Буддой последователям, так как время еще тогда не пришло?
Почему же пренебрежения? Тело со временем так и так прекратится, умрёт, распадётся. Такова его природа. Что толку о нём беспокоиться больше, чем нужно?
По другому сформулирую. Почему тело не может стать бессмертным и проявляющим радость освобождения Будды?
Будда назвал Сатипаттхану единственным путем, который очищает людей.
Это не так
There's a passage, for instance, describing three ways in which samatha and vipassana can work together to lead to the knowledge of Awakening: either samatha precedes vipassana, vipassana precedes samatha, or they develop in tandem (AN 4.170).
"Вот монах развивает прозрение после успокоения. По мере того как он развивает прозрение после успокоения, рождается путь. Он преследует этот путь, развивает его, взращивает его. По мере того как он преследует, развивает, взращивает этот путь, оковы оставляются и скрытые склонности искореняются.
(2) Далее, монах развивает успокоение после прозрения. По мере того как он развивает успокоение после прозрения, рождается путь. Он преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые склонности искореняются.
(3) Далее, монах развивает успокоение и прозрение в связке. По мере того как он развивает успокоение и прозрение в связке, рождается путь. Он преследует этот путь… оковы оставляются и скрытые склонности искореняются."
При чем тут это? Тут речь о том, как достигается инсайт, до или после джханы, и ни один инсайт недостижим без развития памятования и ясного постижения. Все джханы начинаются с сатипаттханы.
"But if you look directly at the Pali discourses — the earliest extant sources for our knowledge of the Buddha's teachings — you'll find that although they do use the word samatha to mean tranquillity, and vipassana to mean clear-seeing, they otherwise confirm none of the received wisdom about these terms. Only rarely do they make use of the word vipassana — a sharp contrast to their frequent use of the word jhana. When they depict the Buddha telling his disciples to go meditate, they never quote him as saying "go do vipassana," but always "go do jhana.""
Ну разумеется, go to vipassana - это лексически немыслимый уродец. Но о сатипаттханах действительно говорится, что они ведут к пробуждению (см. SN47.38, DN22, MN10). И как они ведут к пробуждению? Они приводят к проявлению и к развитию факторов пробуждения (см. SN46.6), и они ведут, кстати говоря, к вхождению в джханы (см. SN47.8, MN44). _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы