№351050Добавлено: Вс 22 Окт 17, 13:21 (7 лет тому назад)Истинность четырех благородных истин
Часто возникают веские сомнения насчет истинности и непреклонности четырех благородных истин.
К примеру, возьмем первую истину. Все есть страдание, неудовлетворенность. Так ли это на самом деле?
Как минимум во время переживания радости, удовольствия, наслаждения, человек не ощущает никаких страданий, да и далеко не всегда он в этот момент беспокоится о том, что это наслаждение скоро прекратится, и также далеко не всегда он печалится, когда акт удовольствия был окончен. Вот вышел я к примеру прогуляться по парку теплым весенним днем. Я запланировал уделить этому несколько часов и знаю, что это удовольствие не продлится вечно, и при этом у меня нет причин печалиться. Я просто гуляю, наслаждаюсь красотой природы, свежим весенним воздухом, пением птиц, греюсь под теплыми и приятными солнечными лучами. У меня нет причин думать, что, мол, вот я скоро вынужден буду уйти, потому как просто не привязываюсь к процессу наслаждения. Можно привести множество других примеров:
чтение интересной книги, слушание музыки, просмотр захватывающего фильма (или познавательного документального), катание на велосипеде, пикник в лесу, туризм и походы, занятие спортом, плавание в бассейне, занятие любимым делом, хобби.
К тому же не всегда психические страдания сопутствуют физическим. К примеру, настоящий кшатрий, искренне любящий свою страну и народ, смело идет защищать их от захватчика. При этом его не особо волнуют боль и большая вероятность погибнуть, потому как он верит в свою цель, в ее благородный посыл , и поэтому полон решимости и твердости духа, а также оптимизма. И так всегда, если страдания осмысленны для него, то человек может добровольно пойти на них.
Другой аспект заключается в том, что страдания могут быть даже полезны. К примеру аюрведа и йога рассматривает болезни, как сбои в нашем организме, которые появились в результате нашего неправильного поведения (в прошлых или/и в этой жизни), определенных негативных черт характера. Если мы исправляем наш характер, искореняем наши пороки, то болезни уходят. То есть наши страдания - это не зло, это наши учителя. Похожий мотив прослеживается в отшошении к страданию христианства. Согласно ему учению страдания - это следствие нашей греховной природы, страдания помогают нам стать чище и менее порочными, искупить свои грехи, если правильно осознать, почему те или иные страдания приходят в нашу жизнь.
Третий аспект - жизнь можно воспринимать как неудовлетворенность исключительно с эгоистических позиций, потому как если человек центром собственной жизни ставит не себя любимого и свое переживание действительности, а окружающий мир и других живых существ, т.е. фокус смещается с субъекта на объекты, то о каких страданиях может идти речь, ведь страдания это вещь сугубо субъективная. Речь уже тогда идет исключительно о том, насколько я хорошо познал окружающий мир и какую пользу я ему принес.
Переходим ко второй истине - о жажде. Буддизм учит, что желания и страсть это плохо, нужно прекратить желать. Но ведь часто именно желания и жажда ведут людей к познанию себя и мира, к увеличению комфортности, безопасности, качества и продолжительности жизни. Как раз они приводили к реальному уменьшению страданий, к реальному прогрессу во многих сферах жизни. Старость, немощь и болезни уже не так беспокоят людей, как во времена Будды. Уровень смертности также значительно снизился.
Да и как быть с альтруистическими желаниями? С искренним желанием творить добро и благо, трудиться на благо окружающих, помогать нуждающимся, нести свет, красоту, любовь, порядок, гармонию и справедливость в этот мир. Ведь для этого всего нужны и желания, и чувства, и даже жажда и страсть этим заниматься.При этом от этого также можно получать наслаждение, от служения людям и обществу, и тогда стремление к такому наслаждению уже не будет, как охарактеризовал их Будда, "низкими, вульгарными, постыдными и бесцельными". То же можно сказать и про интеллектуальные наслаждения. Настоящий математик будет испытывать таковое при решении сложной задачи, ученый - при поиске ответов на проблемы его исследования. Эти наслаждения также совсем не являются вульгарными и постыдными.
Вот возьмем к примеру Пушкина, Есенина или Шекспира. Отбери у них в их время страсть и чувства, жажду к их деятельности, то не увидели бы мы тогда их прекрасных творений, которые захватывают, очаровывают, вдохновляют, прививают чувство прекрасного, равно как и не увидели бы множество других прелестных произведений искусства (а также великих научных открытий, философских идей и учений, абстрактых понятий и теорий и т.д.). Поэтому очень спорное утверждение, что желание как таковое есть зло и корень зла (страданий). Зло - это неблагие желания, человек должен научиться различать благие желания от неблагих, и всю свою энергию и волю направить на реализацию именно благих желаний, а не, как предлагает буддизм, уничтожить в себе само семя желания, а вместе с ними и энергию, и волю. Это можно сравнить вот с чем. Есть такой предмет как нож и он способен принести большие страдания, с его помощью можна покалечить и убить. И поэтому буддизм говорит: "Отбрось нож, забудь про него". Другой подход: нож это просто инструмент, который можно использовать как во благо (приготовить еду, в качестве инструмента, использовать в быту, в туризме, в производстве и т.д.), так и во вред. Задача же человека научиться применять его исключительно в благих целях. Так вот наши желания это такой же инструмент, с которым нужно научиться обращаться, а не просто отвергнуть. Не зря ведь многие древнегреческие философы считали чувство меры признаком настоящего мудреца, и считали это качество характера самым главным и высшим.
Да и всегда ли именно желания являются причинами страданий? Очевидно, что нет. Если кто-то заболел инфекционным заболеванием, то причина ведь в иточнике инфекции и в том, что человек оказался не в то время, не в том месте. Жажда тут не причем. Старость и немощь также возникают не по нашей воле, равно как и сама по себе приходит смерть. То есть выходит, что довольно много видов страданий не зависят от нашего субъективного восприятия, жаждем мы чего-то или нет. Могут конечно сразу возразить, что, мол, человек вель страдает от старости потому, что привязался к своему состоянию в молодости. Да нет, отвечу я, человек страдает от старости по чисто объективным причинам: от того, что ему трудно дышать, говорить, передвигаться, память часто подводит, зрение очень плохое, мышление тугое, его беспокоят многочисленные болезни.
В свою очередь если первые две истины вызывают большие сомнения, то 3-я и 4-я уже утрачивают какой-либо смысл без их истинности. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№351056Добавлено: Вс 22 Окт 17, 14:24 (7 лет тому назад)
Если человек начинает и заканчивает жизнь в крови, слезах и боли, то разве это не намекает на то, что что-то неладно с самой этой жизнью? Разве можно найти положительный смысл в этом процессе, в этой эволюции от страдания рождения до страдания смерти? Можно. Страдание и есть смысл жизни.
№351057Добавлено: Вс 22 Окт 17, 14:25 (7 лет тому назад)
Цитата:
К примеру, возьмем первую истину. Все есть страдание, неудовлетворенность. Так ли это на самом деле?
Конечно не так, потому что первая благородная истина звучит "существует страдание". И перечисляются те вещи, которые, собственно, и являются страдательными.
Цитата:
* рождение есть страдание,
* старение есть страдание,
* болезнь есть страдание,
* смерть есть страдание,
* соединение с неприятным есть страдание,
* разлучение с приятным есть страдание,
* не получение желаемого есть страдание,
* если кратко, то пять совокупностей, подверженных цеплянию, есть страдание.
Цитата:
Другой аспект заключается в том, что страдания могут быть даже полезны. К примеру аюрведа и йога рассматривает болезни, как сбои в нашем организме, которые появились в результате нашего неправильного поведения
Если брать конкретно буддизм, то здесь телесная болезнь рассматривается исключительно из-за того, что тело подвержено болезням в принципе, по своей природе - никто никогда не избежит болезней, той или иной степени тяжести.
Цитата:
Согласно ему учению страдания - это следствие нашей греховной природы.
В буддизме приблизительно также, пока существуют загрязнения ума, до тех пор существует страдание. То есть они также могут выступать нашими учителями.
Цитата:
Третий аспект - жизнь можно воспринимать как неудовлетворенность исключительно с эгоистических позиций
Я выше писал, что буддисты не воспринимают жизнь как тотальную неудовлетворенность, это ошибочное восприятие.
Цитата:
Да и как быть с альтруистическими желаниями? С искренним желанием творить добро и благо, трудиться на благо окружающих, помогать нуждающимся, нести свет, красоту, любовь, порядок, гармонию и справедливость в этот мир.
В буддизме есть два вида желания - злотворное и благотворное. Первое (страсть) приводит к страданию, второе делает свою жизнь и жизнь других легче и лучше.
Цитата:
Не зря ведь многие древнегреческие философы считали чувство меры признаком настоящего мудреца, и считали это качество характера самым главным и высшим.
100%. Буддийский путь еще называют срединным, умеренность является очень важным аспектом в Учении.
Цитата:
Если кто-то заболел инфекционным заболеванием, то причина ведь в иточнике инфекции и в том, что человек оказался не в то время, не в том месте. Жажда тут не причем. Старость и немощь также возникают не по нашей воле, равно как и сама по себе приходит смерть.
Смерть и болезни возникает потому, что существует рождение, рождение существует потому, что есть желание и цепляние. Это известные канонические наставления, не с головы взято.
Если человек начинает и заканчивает жизнь в крови, слезах и боли, то разве это не намекает на то, что что-то неладно с самой этой жизнью? Разве можно найти положительный смысл в этом процессе, в этой эволюции от страдания рождения до страдания смерти? Можно. Страдание и есть смысл жизни.
суть в том, что страдания вещь очень субъективная. то, что один воспринимает как страдание, другому как минимум абсолютно "фиолетово", а третий и вовсе узрит в том усладу. все зависит от настроя. но буддизм страдание уж сильно объективизирует и, более того, строит на нем свою картину мира. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
№351064Добавлено: Вс 22 Окт 17, 15:26 (7 лет тому назад)
Дело в том, что первую Благородную истину невозможно полностью понять в отрыве от второй Благородной истины. В первой Благородной истине Будда не говорит, что "всё есть страдание". Он говорит следующее:
«Вот, монахи, благородная истина о страдании: рождение – это страдание, старение – это страдание, болезнь – это страдание, смерть – это страдание. Соединение с тем, что неприятно – это страдание, и потеря того, что доставляет удовольствие – это страдание. Не получать того, что желаешь – это страдание. Говоря короче, все пять совокупностей, являющихся предметами цепляния – это страдание».
А то, что такое цепляние, можно понять, только разобравшись со второй Благородной истиной, потому что цепляние возникает именно в результате жажды. Жажда порождает стремление искать источники удовлетворения (упадана, "топливо"), обеспечивать к ним доступ, устанавливать над ними свой контроль, удерживать доступ или контроль дольше и дольше. Таким образом, жажда стремится сделать постоянным и подконтрольным то, что по своей природе непостоянно и не подконтрольно. Таким образом, она обречена на неудачу, а значит и на страдание.
К благородному кшатрию, которого Вы приводите в пример, это тоже относится. Если он верит, что его страна, или его правительство, или те ценности, которым он служит, окажутся вечными - он заблуждается. Рано или поздно, всё это изменится до неузнаваемости (так что он, если бы увидел, во что они превратились, испытал бы к ним отвращение вместо преданности), или просто погибнет. _________________ Границы мира - это границы языка
Дело в том, что первую Благородную истину невозможно полностью понять в отрыве от второй Благородной истины. В первой Благородной истине Будда не говорит, что "всё есть страдание". Он говорит следующее:
«Вот, монахи, благородная истина о страдании: рождение – это страдание, старение – это страдание, болезнь – это страдание, смерть – это страдание. Соединение с тем, что неприятно – это страдание, и потеря того, что доставляет удовольствие – это страдание. Не получать того, что желаешь – это страдание. Говоря короче, все пять совокупностей, являющихся предметами цепляния – это страдание».
А то, что такое цепляние, можно понять, только разобравшись со второй Благородной истиной, потому что цепляние возникает именно в результате жажды. Жажда порождает стремление искать источники удовлетворения (упадана, "топливо"), обеспечивать к ним доступ, устанавливать над ними свой контроль, удерживать доступ или контроль дольше и дольше. Таким образом, жажда стремится сделать постоянным и подконтрольным то, что по своей природе непостоянно и не подконтрольно. Таким образом, она обречена на неудачу, а значит и на страдание.
К благородному кшатрию, которого Вы приводите в пример, это тоже относится. Если он верит, что его страна, или его правительство, или те ценности, которым он служит, окажутся вечными - он заблуждается. Рано или поздно, всё это изменится до неузнаваемости (так что он, если бы увидел, во что они превратились, испытал бы к ним отвращение вместо преданности), или просто погибнет.
как вы думаете, а если к ним не цепляться - будут ли 5 совокупностей страданием? _________________ सर्वधर्मशून्यता
Дело в том, что первую Благородную истину невозможно полностью понять в отрыве от второй Благородной истины. В первой Благородной истине Будда не говорит, что "всё есть страдание". Он говорит следующее:
«Вот, монахи, благородная истина о страдании: рождение – это страдание, старение – это страдание, болезнь – это страдание, смерть – это страдание. Соединение с тем, что неприятно – это страдание, и потеря того, что доставляет удовольствие – это страдание. Не получать того, что желаешь – это страдание. Говоря короче, все пять совокупностей, являющихся предметами цепляния – это страдание».
А то, что такое цепляние, можно понять, только разобравшись со второй Благородной истиной, потому что цепляние возникает именно в результате жажды. Жажда порождает стремление искать источники удовлетворения (упадана, "топливо"), обеспечивать к ним доступ, устанавливать над ними свой контроль, удерживать доступ или контроль дольше и дольше. Таким образом, жажда стремится сделать постоянным и подконтрольным то, что по своей природе непостоянно и не подконтрольно. Таким образом, она обречена на неудачу, а значит и на страдание.
К благородному кшатрию, которого Вы приводите в пример, это тоже относится. Если он верит, что его страна, или его правительство, или те ценности, которым он служит, окажутся вечными - он заблуждается. Рано или поздно, всё это изменится до неузнаваемости (так что он, если бы увидел, во что они превратились, испытал бы к ним отвращение вместо преданности), или просто погибнет.
как вы думаете, а если к ним не цепляться - будут ли 5 совокупностей страданием?
Если к ним не цепляться, то от всего страдания останется только переживание (ведана) физической боли. Но человек, свободный от жажды, человек, очистивший свой ум, и на эту боль не будет реагировать как на страдание, а будет только отмечать, что переживается боль. _________________ Границы мира - это границы языка
№351195Добавлено: Вс 22 Окт 17, 21:29 (7 лет тому назад)
Всякое побуждение и есть неудовлетворенность. Захваченность желанием причина неудовлетворенности. С прекращением захваченности желанием прекращается неудовлетворенность. Умеренность, бдительность и невозмутимость - путь к прекращению захваченности жаждой. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Вот вышел я к примеру прогуляться по парку теплым весенним днем. Я запланировал уделить этому несколько часов и знаю, что это удовольствие не продлится вечно, и при этом у меня нет причин печалиться. Я просто гуляю, наслаждаюсь красотой природы, свежим весенним воздухом, пением птиц, греюсь под теплыми и приятными солнечными лучами. У меня нет причин думать, что, мол, вот я скоро вынужден буду уйти, потому как просто не привязываюсь к процессу наслаждения.
Надо было бы погулять подольше. Этак суток трое или четверо. Тогда бы вы осознали иллюзорную, относительную и обусловленную природу счастья. Т.е. никакого счастья вы в действительности не испытывали. Так, что то там расчесали зудящее...
Цитата:
Переходим ко второй истине - о жажде. Буддизм учит, что желания и страсть это плохо, нужно прекратить желать. Но ведь часто именно желания и жажда ведут людей к познанию себя и мира, к увеличению комфортности, безопасности, качества и продолжительности жизни. Как раз они приводили к реальному уменьшению страданий, к реальному прогрессу во многих сферах жизни. Старость, немощь и болезни уже не так беспокоят людей, как во времена Будды. Уровень смертности также значительно снизился.
Под желаниями подразумевают клеши, а не воление. А клеши всегда сопровождаются неведением. Т.е избавляются от тех желаний которые омрачают, затемняют сознание, от вожделений, а не от желания сесть на сиденья, закрыть глаза, положить руки в позу равновесия и т.д.
упадана - это удовлетворение жажды, ведущее к привязанности. К объектам жажды. Что и рождает, и поддерживает это существование (бхава). Анупадана - не-удовлетворение или отсутствие этого удовлетворения. Скандхи - совокупности контактов определенного качества. Кучи _________________ живите больше
К примеру, возьмем первую истину. Все есть страдание, неудовлетворенность. Так ли это на самом деле?
Не так. И Будда так не говорил. Обычно в суттах при перечислении четырех истин, Будда говорит в первой истине: "Вот страдание". Причем тогда, когда люди задают ему вопросы типа, "что такое мир и существует он или нет?". "Что такое "я" и существует оно или нет" - это все следствия веков предыдущих представлений о мире и себе. Ведантических. Вот Будда и нашел способ реальной связи между умом и реальной действительностью. Тогда, в то время. Но с того времени много прошло уже веков. Тем не менее, истина о страдании, если её правильно понять - все так же истинна. ... Конечно, нельзя сказать, что "всё есть страдание". Это невежество. "Вот страдание" у Будды означает, что в любом человеческом состоянии есть потенциальное страдание. То, что он делает в том числе ведет и к страданию. ... Или же он испытывает следствия предыдущего, которые приносят страдание. Будда объясняет в чем именно причина страдания. _________________ живите больше
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы