Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Истинность четырех благородных истин

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

357185СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 18:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
С того, что Вы спорите

Привет приплыли ))) Отсутствие споров это признак просветления что ли? Если человек осознал что его личность состоит из составных непостоянных частей он спорить перестает или что ))

Просто посмотрите на влечение к спору. Достаточно увидеть что личное мнение является его условием.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357186СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 18:54 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Для того, чтобы установить, что "я" нет, нужно было бы сначала определить, что есть "я". А чтобы определить "я", его нужно сначала найти. Но как его найти, если ничего подобного в опыте не находится? Поэтому и говорится, что "моего я нет" - это неверная формулировка. А верная формулировка - что "я" - это нерелевантная категория, не описывающая ничего существующего.

Со всем согласен, кроме последней фразы. Релевантная для определенных целей. Например для фразы "Я пишу на форуме". Поэтому ярлык "Я" это относительная категория, а не нерелевантная. И описывающая как раз существующие составные части соединенные вместе.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357187СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 18:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Просто посмотрите на влечение к спору. Достаточно увидеть что личное мнение является его условием.

Спор может быть из без влечения. Например для установления истины. Будда спорил да еще как.


Ответы на этот пост: Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

357188СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 18:55 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
empiriocritic_1900
Я про первый смысл.

Какой тогда смысл рассуждать о том есть ли Я или нет Я если на этот вопрос не может быть ответа?

Потому что "я" не дано даже и в опыте.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

357190СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 18:58 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Для того, чтобы установить, что "я" нет, нужно было бы сначала определить, что есть "я". А чтобы определить "я", его нужно сначала найти. Но как его найти, если ничего подобного в опыте не находится? Поэтому и говорится, что "моего я нет" - это неверная формулировка. А верная формулировка - что "я" - это нерелевантная категория, не описывающая ничего существующего.

Со всем согласен, кроме последней фразы. Релевантная для определенных целей. Например для фразы "Я пишу на форуме". Поэтому ярлык "Я" это относительная категория, а не нерелевантная. И описывающая как раз существующие составные части соединенные вместе.

Фраза "я пишу на форуме" и ей подобные имеют прагматический смысл - то есть, помогают понять определенную ситуацию. Но они не содержат описания никакого явления, которое имело бы смысл назвать "я". Поэтому в целях описания категория "я" нерелевантна.

P.S. Ваш тезис, что "я" описывает составное явление, был бы верен, если бы проблема человеческой личности заключалась только в её составном характере (пример с колесницей). Но дело ведь ещё и в безличном характере психических феноменов. Ни один из них не является результатом действия "я", но возникает под воздействием условий - других психических феноменов. Можно, конечно, безличный поток феноменов назвать "я" - но это будет словоупотребление, полностью противоположное обыденному словоупотреблению и пониманию (относительно которого практик, развивающий осознанность, как раз и замечает, что оно, несмотря на свою обыденность, не основано на опыте).

_________________
Границы мира - это границы языка


Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Пн 20 Ноя 17, 19:04), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

357191СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:00 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Просто посмотрите на влечение к спору. Достаточно увидеть что личное мнение является его условием.

Спор может быть из без влечения. Например для установления истины. Будда спорил да еще как.

Для установления истины нужна беспристрастность, а не цепляние к идеям. Где Вы видели, чтобы Будда спорил? С Буддой пытались спорить.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357194СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Фраза "я пишу на форуме" и ей подобные имеют прагматический смысл - то есть, помогают понять определенную ситуацию. Но они не содержат описания никакого явления, которое имело бы смысл назвать "я".

Вот именно. Поэтому Я очень даже существует в относительном смысле - как релевантное для определенных целей. Поэтому говорить что Я не существует - опасно и неправильно. Так как глагол "существует" сразу понимается слишком широко и без уточнения "не существует как отдельная постоянная неизменная абсолютная сущность" вводит в заблуждение и провоцирует бесплодные дискуссии. И в том числе поэтому думаю Будда отказывался утверждать что Я не существует.

Тем не менее в буддистской среде продолжаются диспуты есть ли Я или нет Я. Так и не решенные до конца. Поэтому доктрина не-Я - верный подход, вопрос нет-Я - не стоит обсуждения.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357196СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:04 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Где Вы видели, чтобы Будда спорил? С Буддой пытались спорить.

Да в каждой сутте. Давате не будем к словам цепляться. Замените "спорить" на "обсуждать" и результат будет тот же: цепляние к личности может быть а может не быть фактором побуждающим к обсуждению.
Будда обсуждал вопросы не цепляясь к личности.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

357197СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:05 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Подкину Вам к размышлению еще само слово "существование" попробуйте определить его. Что оно значит? 99% споров о "я" в размытии смыслов слова "существует".
_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

357199СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:06 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Фраза "я пишу на форуме" и ей подобные имеют прагматический смысл - то есть, помогают понять определенную ситуацию. Но они не содержат описания никакого явления, которое имело бы смысл назвать "я".

Вот именно. Поэтому Я очень даже существует в относительном смысле - как релевантное для определенных целей. Поэтому говорить что Я не существует - опасно и неправильно. Так как глагол "существует" сразу понимается слишком широко и без уточнения "не существует как отдельная постоянная неизменная абсолютная сущность" вводит в заблуждение и провоцирует бесплодные дискуссии. И в том числе поэтому думаю Будда отказывался утверждать что Я не существует.

Тем не менее в буддистской среде продолжаются диспуты есть ли Я или нет Я. Так и не решенные до конца. Поэтому доктрина не-Я - верный подход, вопрос нет-Я - не стоит обсуждения.

Оно действует, но не существует. Я пишу на форуме, да. Но где "я"? Кто это? Что это? Наблюдение позволяет установить, что на самом деле это безличный процесс мышления и набора текста на клавиатуре. Назвать этот процесс "я" - значит придать этому термину значение, диаметрально противоположное общепринятому в обыденном языке.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Android
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357203СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Оно действует, но не существует. Я пишу на форуме, да. Но где "я"? Кто это? Что это? Наблюдение позволяет установить, что на самом деле это безличный процесс мышления и набора текста на клавиатуре. Назвать этот процесс "я" - значит придать этому термину значение, диаметрально противоположное общепринятому в обыденном языке.

На форуме пишет безличный процесс? Вы реально вот сейчас это осознаете вы это чувствуете? Если вы ударите молотком по пальцу то кто ощутит боль?

Все что я хочу сказать, что "Я" безусловно существует в относительном смысле. И вообще существует в обыденном понимании этого слова, как понятие, идея, ярлык, название удобное в языке.

Если пойти по пути генерализации термина "существует" то можно сказать что ничего не существует уже только потому что состоит из атомов, элементарных частиц, струн и т.д. В таком смысле с несуществованием всего согласится любой школьник. Несуществование личности в таком смысле это совершенно очевидная вещь для любого знакомого с основами психологии.

Не понимаю что тут такого особенного, что стоит обсуждать. Да, не существует и существует одновременно. Или оба понятие неприменимы смотря на каком уровне относительном или абсолютном мы говорим и в какой ситуации.

Здесь нет ничего такого особенного редкого, рядовая истина.

А вот концепция "не-Я", рассмотрение что не является "Я", что действительно мы некорректно включаем в орбиту Я, а что не включаем действительно полезно и необходимо.

Как-то так.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357214СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:33 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Назвать этот процесс "я" - значит придать этому термину значение, диаметрально противоположное общепринятому в обыденном языке.

Мне кажется не так. Весь язык и основан на том, что обьектам придаются названия, которые не есть обьект и само собой не существуют и само собой являются относительными и нерелевантными в определеннных ситуациях.

Отвлекитесь от этого спорного Я.

Возьмем тот же автомобиль что я приводил в пример. Автомобиль существует? безусловно. Как относительное понятие, термин русского языка. Наряду с "автомобиль" существует еще и "car" например обозначающий то же самое, но в том числе и не то же самое. Существует ли car? существует конечно. Существует ли предмет обозначаемый словом "автомобиль"? Безусловно

Самый обычный язык.


Если мы спросим существует ли автомобиль как постоянный независимый от своих частей обьект - конечно же нет.

Так что в обыденном языке все как раз в порядке. Непорядок начинается когда буддисты начинают утверждать что что-то не существует, при этом имея ввиду совсем другой узкий смысл типа "не существует как постоянный независимый от своих частей и окружающих условий обьект"
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

357215СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:34 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Оно действует, но не существует. Я пишу на форуме, да. Но где "я"? Кто это? Что это? Наблюдение позволяет установить, что на самом деле это безличный процесс мышления и набора текста на клавиатуре. Назвать этот процесс "я" - значит придать этому термину значение, диаметрально противоположное общепринятому в обыденном языке.

На форуме пишет безличный процесс? Вы реально вот сейчас это осознаете вы это чувствуете? Если вы ударите молотком по пальцу то кто ощутит боль?


Достаточно направить внимание на то, как возникают мысли, эмоциональные реакции, волевые импульсы (в том числе - намерение написать ответ на форуме, и даже само намерение направить внимание на то или на это) - и делается предельно ясно, что так и есть. Восприятия, мысли, желания, действия - любой из этих феноменов возникает потому, что его обусловили другие феномены, сами тоже обусловленные. И если ударить молотком по пальцу, то возникнет боль, возникнет осознание этой боли, возникнут разнообразные реакции на эту боль (мысленные ассоциации, волевые импульсы, эмоции, и пр.).

Местоимение "я" при этом по-прежнему удобно использовать, в чисто прагматических целях, несмотря на отсутствие в опыте явлений, которые можно было бы описать как "я". Таким образом, в этом прагматическом ключе отвечаю на Ваш вопрос. Да, я действительно вижу именно это - безличный процесс. Вижу каждый раз, как направляю внимание на то, как и при каких условиях возникают и исчезают ментальные феномены. О ниббане я могу рассуждать только из текстов, но о безличности и зависимом возникновении ментальных феноменов говорю из опыта.

P.S. Во избежание недоразумений - нет, это ни в коем случае не объявление себя вступившим в поток, потому что не могу поручиться в безупречности своей нравственности (даже на уровне пяти правил) и неколебимости своей веры с этого момента и вплоть до смерти. ИМХО, заявления о вступлении в поток на смертном одре можно делать, не раньше. Так что я не делаю никаких заявлений. Но что вижу - то вижу.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Crimson



Зарегистрирован: 10.11.2017
Суждений: 3102

357221СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:42 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Да, я действительно вижу именно это - безличный процесс. Вижу каждый раз, как направляю внимание на то, как и при каких условиях возникают и исчезают ментальные феномены. О ниббане я могу рассуждать только из текстов, но о безличности и зависимом возникновении ментальных феноменов говорю из опыта.

Окей Smile Безличный процесс который вы для удобства называете "Я". Заменили "Я" на "безличный процесс". Суть осталась та же.

Еще раз - психологи тоже рассматривают личность как безличный динамический процесс, ничего тут особенного нет в этом подходе.

Поэтому используя язык "Я" существует. Как существует и любой предмет окружающего мира. На относительном уровне пригодном для обычного общения.

Рассмотрение каждого феномена как состоящего из составных непостоянных частей сделает просто невозможным общение:

"Я вчера купил водки",
"Друг, водка не существует, то что ты называешь водкой это вода+спирт+бутылка+этикетка. Этикетка это бумажка с краской, а вода это водород и кислород, поэтому нельзя говорить что водка существует"
"А чем же я вчера тогда так нажрался?"

ну и т.д. Бред же полный. Зачем тем же самым бредом заниматься в отношении такой и без того переусложненной и спорной категории как личность?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

357224СообщениеДобавлено: Пн 20 Ноя 17, 19:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Цитата:
Да, я действительно вижу именно это - безличный процесс. Вижу каждый раз, как направляю внимание на то, как и при каких условиях возникают и исчезают ментальные феномены. О ниббане я могу рассуждать только из текстов, но о безличности и зависимом возникновении ментальных феноменов говорю из опыта.

Окей Smile Безличный процесс который вы для удобства называете "Я". Заменили "Я" на "безличный процесс". Суть осталась та же.

Еще раз - психологи тоже рассматривают личность как безличный динамический процесс, ничего тут особенного нет в этом подходе.

Поэтому используя язык "Я" существует. Как существует и любой предмет окружающего мира. На относительном уровне пригодном для обычного общения.

Рассмотрение каждого феномена как состоящего из составных непостоянных частей сделает просто невозможным общение:

"Я вчера купил водки",
"Друг, водка не существует, то что ты называешь водкой это вода+спирт+бутылка+этикетка. Этикетка это бумажка с краской, а вода это водород и кислород, поэтому нельзя говорить что водка существует"
"А чем же я вчера тогда так наклюкался?"

ну и т.д. Бред же полный. Зачем тем же самым бредом заниматься в отношении такой и без того переусложненной и спорной категории как личность?

Так дело именно в том, что "я", как его понимают обычно - это субъект. Тот, кто решает, действует, наблюдает, и т.п. А в безличном процессе нет кого-то, кто бы это делал. Возникают мысли, возникают волевые импульсы; какие-то импульсы берут верх. Так возникает решение. И т.п.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42  След.
Страница 24 из 42

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.036 (0.329) u0.016 s0.002, 18 0.019 [262/0]