Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Истинность четырех благородных истин

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

356585СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 15:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Насколько я понимаю, слово, вызывающее Ваш интерес, это "nātha". В классическом словаре пали Рис-Дэвидса оно переводится так:

Я имел ввиду другое слово которое встречается также в фразах:

«В целом, Каччаяна, этот мир зиждется на противоположных [воззрениях] о существовании (atthita) и несуществовании (natthita)" - SN12.15

Так это я отвечал не Вам, а СлавеА

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

356586СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 15:52 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ты веришь, что есть существо?

Вы верите в воду? Атом водорода это вода? А атом кислорода, это тоже вода?
Нет, вода это новое качество которое не присутствует в своих компонентах.

Когда Алекс ощущает боль, то Алекс ощущает боль но не Джэйн. И наоборот, Алекс не чувствует вашу боль.

В вечного, неизменого, счастливого Атмана я не верю. Скорее всего также и Будда. Но, как пробужденный Он знал как подавать материал и не кричал на каждом шагу "Атты не существует!" Он учил этому очень осторожно, не то как некоторые тхеравадины. Конечно есть конспирологические теории, мол, "Будда учил слиянию с Атманом, но потом более поздние школы изменили учение" , но в них я не верю.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

356589СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:03 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Ты веришь, что есть существо?

Вы верите в воду? Атом водорода это вода? А атом кислорода, это тоже вода?
Нет, вода это новое качество которое не присутствует в своих компонентах.

Когда Алекс ощущает боль, то Алекс ощущает боль но не Джэйн. И наоборот, Алекс не чувствует вашу боль.

В вечного, неизменого, счастливого Атмана я не верю. Скорее всего также и Будда. Но, как пробужденный Он знал как подавать материал и не кричал на каждом шагу "Атты не существует!" Он учил этому очень осторожно, не то как некоторые тхеравадины. Конечно есть конспирологические теории, мол, "Будда учил слиянию с Атманом, но потом более поздние школы изменили учение" , но в них я не верю.

Здесь уместно вспомнить классический пример с колесницей. Атом водорода - это не вода. Атом кислорода - это не вода. А что такое вода? Это комбинация этих атомов. А существует ли эта комбинация? Для нас - существует. Но представим некое живое существо, само размером с электрон (или другую элементарную частицу). Оно будет воспринимать атомы кислорода и водорода иначе, совсем не так, как мы. И, вполне возможно, оно не будет замечать, что эти атомы находятся в какой-то комбинации друг с другом.

Итак, вода существует именно для нас - постольку, поскольку воспринимается нашими органами чувств, и осознаётся нашим сознанием. Сказать, что она вообще не существует - это ошибка. Но и сказать, что она существует сама по себе, безотносительно нашего восприятия - тоже ошибка. Об этом Будда и говорит в SN12.15.

Или, ещё короче - вода не существует, но действует (на нас). Smile

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

356590СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:04 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Ты веришь, что есть существо?

Вы верите в воду? Атом водорода это вода? А атом кислорода, это тоже вода?
Нет, вода это новое качество которое не присутствует в своих компонентах.

Когда Алекс ощущает боль, то Алекс ощущает боль но не Джэйн. И наоборот, Алекс не чувствует вашу боль.

В вечного, неизменого, счастливого Атмана я не верю. Скорее всего также и Будда. Но, как пробужденный Он знал как подавать материал и не кричал на каждом шагу "Атты не существует!" Он учил этому очень осторожно, не то как некоторые тхеравадины. Конечно есть конспирологические теории, мол, "Будда учил слиянию с Атманом, но потом более поздние школы изменили учение" , но в них я не верю.
Разве ощущение боли доказывает наличие личности?
Так никто и не кричит, но когда есть абсолютно ясные слова в Каноне, которые сказаны архатом  - почему бы их не услышать?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

356592СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:08 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Насколько я понимаю, слово, вызывающее Ваш интерес, это "nātha". В классическом словаре пали Рис-Дэвидса оно переводится так:

Я имел ввиду другое слово которое встречается также в фразах:

«В целом, Каччаяна, этот мир зиждется на противоположных [воззрениях] о существовании (atthita) и несуществовании (natthita)" - SN12.15
Здесь речь о нигилизме вместо этернализма. Что или ничего нет, ни кармы, ни перерождений. Или есть все: душа, вечность. А Будда учил тому, что если есть неведение - есть действия телом, речью и умом, которые обуславливают появление сознание, которое обуславливает поток ума и материи и т.д.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

356599СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:

Слава богу, все это не имеет отношения к Дхамме Будды, пожалуйста, осознайте это и перестаньте свои умозрения подгонять под нее.
Будда спокойно употреблял слово "я", он говорил моя Дхамма, мои бхиккху, мои упасаки и т.д.
Пытаться из-за этого протащить какие-то личностные воззрения - это пустая затея. Никто не будет говорить: "пять безличных совокупностей идут",но Будда скажет "я иду", но не надо из-за этого что-то утверждать о Я.
Джейн, но вообще-то вопрос подняли VladStulikov и Alex123. Они утверждали, что
"а, верно, есть и еще другие сутты подтверждающие не-Я, но нет подтверждающих версию нет-Я" и
"Верно. 99.9% сутт учат анатту где атта не отвергается. Также, вспомните Dхаммападу "
А мне просто любопытно стало разобраться, что же на самом то деле в буддизме с аттой. Противоречивые мнения.

Когда Будда утверждает, что нельзя говорить нет-я - он указывает лишь на внутреннюю противоречивость высказываний вида "меня нет". Нетрудно видеть, что в таких высказываниях вторая часть отрицает то самое, что утверждает первая часть.

А правильный подход заключается в том, что атта/я - это вообще категория, которую применять некорректно. Об этом см., например, SN12.12 ( https://suttacentral.net/ru/sn12.12  )
Но в этой сутте нет утверждения, что нет Атмана или Высшего Я. Понятно, что то что мы сейчас называем своим я не очень корректная категория. Я бы тоже мог сказать о текущем я, что мы есть ни что иное, как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями — амальгама из многих самоповторяющихся сил и нескольких основных вибраций. Тут нет никаких противоречий с тем о чем Будда говорит.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

356601СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:23 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

VladStulikov пишет:
Alex123

Да, верно, есть и еще другие сутты подтверждающие не-Я, но нет подтверждающих версию нет-Я

Ты веришь, что есть существо?  Это воззрение Мары. В кружении совокупностей земных тебе существа не сыскать. (СН, Ваджира сутта ).

Куда уж яснее? Ан нет, все хочется зацепиться за какое-то я))
Так никто и не возражает против того, что в кружении совокупностей земных нет Я. Но где Будда говорил, что Нет Я?

Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

356606СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:

Слава богу, все это не имеет отношения к Дхамме Будды, пожалуйста, осознайте это и перестаньте свои умозрения подгонять под нее.
Будда спокойно употреблял слово "я", он говорил моя Дхамма, мои бхиккху, мои упасаки и т.д.
Пытаться из-за этого протащить какие-то личностные воззрения - это пустая затея. Никто не будет говорить: "пять безличных совокупностей идут",но Будда скажет "я иду", но не надо из-за этого что-то утверждать о Я.
Джейн, но вообще-то вопрос подняли VladStulikov и Alex123. Они утверждали, что
"а, верно, есть и еще другие сутты подтверждающие не-Я, но нет подтверждающих версию нет-Я" и
"Верно. 99.9% сутт учат анатту где атта не отвергается. Также, вспомните Dхаммападу "
А мне просто любопытно стало разобраться, что же на самом то деле в буддизме с аттой. Противоречивые мнения.

Когда Будда утверждает, что нельзя говорить нет-я - он указывает лишь на внутреннюю противоречивость высказываний вида "меня нет". Нетрудно видеть, что в таких высказываниях вторая часть отрицает то самое, что утверждает первая часть.

А правильный подход заключается в том, что атта/я - это вообще категория, которую применять некорректно. Об этом см., например, SN12.12 ( https://suttacentral.net/ru/sn12.12  )
Но в этой сутте нет утверждения, что нет Атмана или Высшего Я. Понятно, что то что мы сейчас называем своим я не очень корректная категория. Я бы тоже мог сказать о текущем я, что мы есть ни что иное, как сложный сгусток ментальных, нервных и физических привычек, удерживаемых вместе несколькими управляющими идеями, желаниями и ассоциациями — амальгама из многих самоповторяющихся сил и нескольких основных вибраций. Тут нет никаких противоречий с тем о чем Будда говорит.

Высшее Я - дано в опыте, или нет? Насколько я понял, Ваш ответ заключается в том, что высшее Я дано в опыте мистиков. А я на это Вам уже отвечал - то, как мистики всех религий описывают свой опыт тождества с высшей реальностью - это опыт, известный и в буддизме. Только в буддизме это опознается, как пребывание в джханах, в нематериальных мирах (арупа локах) - безграничного пространства, беспредельного сознания и далее. И эти состояния тоже обусловлены, тоже непостоянны.

Если же речь идёт о каком-то "Я", не данном в опыте, то такое "Я" тоже отвергается Буддой: https://dharma.org.ru/board/post342589.html#342589

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

356613СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:35 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
VladStulikov пишет:
Alex123

Да, верно, есть и еще другие сутты подтверждающие не-Я, но нет подтверждающих версию нет-Я

Ты веришь, что есть существо?  Это воззрение Мары. В кружении совокупностей земных тебе существа не сыскать. (СН, Ваджира сутта ).

Куда уж яснее? Ан нет, все хочется зацепиться за какое-то я))
Так никто и не возражает против того, что в кружении совокупностей земных нет Я. Но где Будда говорил, что Нет Я?
Kinnu sattoti paccesi māradiṭṭhigatannu te.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

356616СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Высшее Я - дано в опыте, или нет? Насколько я понял, Ваш ответ заключается в том, что высшее Я дано в опыте мистиков. А я на это Вам уже отвечал - то, как мистики всех религий описывают свой опыт тождества с высшей реальностью - это опыт, известный и в буддизме. Только в буддизме это опознается, как пребывание в джханах, в нематериальных мирах (арупа локах) - безграничного пространства, беспредельного сознания и далее. И эти состояния тоже обусловлены, тоже непостоянны.

Если же речь идёт о каком-то "Я", не данном в опыте, то такое "Я" тоже отвергается Буддой: https://dharma.org.ru/board/post342589.html#342589
Да, дано в опыте мистиков.  Но арахаты могли и не все исследовать. А Будда мог не обо всем сказать, даже если знал, так как преждевременно было.
Но все таки Алекс прав, что явном виде нет подтверждения в суттах утверждению Будды нет-Я?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

356618СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Хорошо об этом Сергей написал Чернявский намедни

некоторые эзотерики часто приводят этот пример со словами, что Будда типа молчал, потому что "истинное "Я" не выразимо словами 😇😄
Но если знать контекст, то ничего подобного в молчании Будды нет. После того, как вопрошающий об Атамне ушел, Будда разъяснил Ананде причину своего молчания. Суть в том, что сам вопрос был некорректный с точки зрения Дхаммы, и Анатты в частности, поэтому оба ответа и "да" и "нет" в равной степени не отвечали бы на вопрос, поэтому Будда сохранил благородное молчание. Позже Будда дал наставления тому самому скитальцу Ваччхаготе, и тот всё понял.


Ответы на этот пост: Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

356620СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


Высшее Я - дано в опыте, или нет? Насколько я понял, Ваш ответ заключается в том, что высшее Я дано в опыте мистиков. А я на это Вам уже отвечал - то, как мистики всех религий описывают свой опыт тождества с высшей реальностью - это опыт, известный и в буддизме. Только в буддизме это опознается, как пребывание в джханах, в нематериальных мирах (арупа локах) - безграничного пространства, беспредельного сознания и далее. И эти состояния тоже обусловлены, тоже непостоянны.

Если же речь идёт о каком-то "Я", не данном в опыте, то такое "Я" тоже отвергается Буддой: https://dharma.org.ru/board/post342589.html#342589
Да, дано в опыте мистиков.  Но арахаты могли и не все исследовать. А Будда мог не обо всем сказать, даже если знал, так как преждевременно было.
Но все таки Алекс прав, что явном виде нет подтверждения в суттах утверждению Будды нет-Я?

Конечно, Будда мог не обо всём сказать. Но о джханах, и их обусловленности и непостоянстве (всех, вплоть до самых возвышенных) он именно что сказал (ср., например, MN106).

А горячие дискуссии по поводу "не-я" и "нет-я", столь любимые некоторыми современными буддистами - это споры по поводу перевода. На пали-то там всё равно anattā.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Alex123, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

356622СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Суть в том, что сам вопрос был некорректный с точки зрения Дхаммы, и Анатты в частности, поэтому оба ответа и "да" и "нет" в равной степени не отвечали бы на вопрос, поэтому Будда сохранил благородное молчание. Позже Будда дал наставления тому самому скитальцу Ваччхаготе, и тот всё понял.

Некоректность вопроса была в том что Будда делал упор на практику а не на метафизику. В СН 44.10  и других суттах, вместо метафизического ответа  
существует или несуществует, Будда учил патиччасамупадде. А это практика а не третий метафизический подход.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Jane
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

356623СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Alex123 пишет:
Суть в том, что сам вопрос был некорректный с точки зрения Дхаммы, и Анатты в частности, поэтому оба ответа и "да" и "нет" в равной степени не отвечали бы на вопрос, поэтому Будда сохранил благородное молчание. Позже Будда дал наставления тому самому скитальцу Ваччхаготе, и тот всё понял.

Некоректность вопроса была в том что Будда делал упор на практику а не на метафизику. В СН 44.10  и других суттах, вместо метафизического ответа  
существует или несуществует, Будда учил патиччасамупадде. А это практика а не третий метафизический подход.

Зависимое возникновение - это, конечно же, теория, хотя и не метафизика. Практически проверяемая, практически подтверждаемая теория.

P.S. Я Вам выше ответил про воду. Но то, что относится к воде, относится и к любым другим явлениям. Это один из аспектов теории зависимого возникновения - взаимозависимость сознания и нама-рупа.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Alex123



Зарегистрирован: 03.03.2011
Суждений: 3385
Откуда: Канада

356624СообщениеДобавлено: Сб 18 Ноя 17, 16:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

На пали-то там всё равно anattā.

Аnattā не равняется natthattā.

_________________
"Когда двери открыты, нечего лезть через окно"


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 ... 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42  След.
Страница 14 из 42

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.052 (0.111) u0.021 s0.000, 18 0.032 [269/0]