Это мнение вами составлено на основе какого описания практики?
Обоснование уже было приведено выше.
Я не про обоснование спросил, а про источник, на основе которого вами составлено мнение. Чтобы посмотреть, написано ли там, на основе чего развивается бодхичитта, или про нее написано, как про нечто совсем в вакууме. Речь ведь у нас не про понятие, а про практику.
Я же об этом уже писал, кажется. Но, поскольку Вы не обязаны это помнить, повторю. Моё мнение формировалось на основе тибетских ламримов (Цонкапы, Гампопы) и "Пути бодхисаттвы" Шантидэвы.
Я плохо знаком с этой темой - описанием пути бодхисаттвы этими мадхьямиками - там в самом деле не сказано, на основе чего развивается бодхичитта? Не прописана связь с 4БИ, 8БП и прочим? _________________ Буддизм чистой воды
"Самые древние - были умные. Потом, более двух тысяч лет рождались одни идиоты. И вот, снова наступил век умных." - как-бы говорит нам тхеравадинский протестантизм.
У самых ранних был йогический опыт появившийся под гениальным учительством Будды. У поздних были только спекуляции, будь они хоть семь пядей во лбу.
И этому подтверждение огромный разброс идей в рамках не только целых направлений (как то махаяна), но и в рамках одной школы.
Идиот/Умный - это вообще не из той оперы. Если вы воспринимаете буддизм как плод ума и прочто лишь философию, то говоиить тут нечего.
1)Сарвастивада имеет отношение к махаяне.
2)Тхеравадинские попытки что-то говорить о бодхисаттвах выглядят нелепо, когда вопрос изучается с точки зрения раннего буддизма.
Что Вы понимаете под "ранним буддизмом"?
18 школ.
это не ранний буддизм. когда лишь в так называемой " хинаяне" было десять разных абидхамм.
Что реально едино для всех школ - это учение о сансарных мирах, совокупностях, тилакшане, патиччасамуппаде, 4БИ.
Вот это и есть ранний буддизм. И он един, отыскиваем в суттантах большинства ранних школ. Работой ро свпрению Суттант занимаются основатели сайта Суттацентрал. Они находят полные аналоги в китайских, южных, тибетских суттантах. Канон сарвастивады и пк - школ разделившихся очень давно и переживших собственные эволюции, тем не менее практически идентичен.
Это мнение вами составлено на основе какого описания практики?
Обоснование уже было приведено выше.
Я не про обоснование спросил, а про источник, на основе которого вами составлено мнение. Чтобы посмотреть, написано ли там, на основе чего развивается бодхичитта, или про нее написано, как про нечто совсем в вакууме. Речь ведь у нас не про понятие, а про практику.
Я же об этом уже писал, кажется. Но, поскольку Вы не обязаны это помнить, повторю. Моё мнение формировалось на основе тибетских ламримов (Цонкапы, Гампопы) и "Пути бодхисаттвы" Шантидэвы.
Я плохо знаком с этой темой - описанием пути бодхисаттвы этими мадхьямиками - там в самом деле не сказано, на основе чего развивается бодхичитта? Не прописана связь с 4БИ, 8БП и прочим?
Разумеется, связь с 4БИ и 8БП там прописана. Я не пытаюсь утверждать, что они были дураки, или что они не были буддистами. Никоим образом. Разумеется, всё это там имеет буддийское обоснование. И медитации, которые они предлагают использовать для порождения бодхичитты, вполне буддийские. Они (если не все, то часть из них) подходят для развития брахмавихар.
Но ведь бодхичитта, согласно этим же текстам - это не просто брахмавихары, не просто доброжелательность и сострадание ко всем живым существам, и даже не просто желание им чем-нибудь помочь. Это решение и обязательство спасти их всех, став Буддой.
Я говорю о том, что брахмавихары можно начинать развивать на весьма ранних этапах Пути, а вот реальное, весомое решение стать Буддой может быть принято уже только (как минимум) после освобождения от пяти низших оков (а может и только после достижения плода араханта - но между этими двумя возможностями я не обладаю способностями сделать окончательный выбор). Поэтому на деле, я думаю, практики, которые следуют указаниям этих авторов, развивают брахмавихары - и это правильно, и это хорошо. Но ни в какую особую колесницу это их не выделяет, потому что развитие брахмавихар есть и у тхеравадинов. _________________ Границы мира - это границы языка
Но ведь бодхичитта, согласно этим же текстам - это не просто брахмавихары, не просто доброжелательность и сострадание ко всем живым существам, и даже не просто желание им чем-нибудь помочь. Это решение и обязательство спасти их всех, став Буддой.
Я говорю о том, что брахмавихары можно начинать развивать на весьма ранних этапах Пути, а вот реальное, весомое решение стать Буддой может быть принято уже только (как минимум) после освобождения от пяти низших оков (а может и только после достижения плода араханта - но между этими двумя возможностями я не обладаю способностями сделать окончательный выбор). Поэтому на деле, я думаю, практики, которые следуют указаниям этих авторов, развивают брахмавихары - и это правильно, и это хорошо. Но ни в какую особую колесницу это их не выделяет, потому что развитие брахмавихар есть и у тхеравадинов.
Окончательное и весомое решение принимается только в конце даршана-марги - там, где у "шраваков" дальше идет становление сротапанной. Если нет желания практиковать ради спасения других, никто из нормальных махаянских учителей не скажет "иди отсюда, ты отстой". Скажут - практикуй ради себя. До конца дарщана-марги, "развитие бодхичитты" это просто те же аппаманы, по сути. _________________ Буддизм чистой воды
Но ведь бодхичитта, согласно этим же текстам - это не просто брахмавихары, не просто доброжелательность и сострадание ко всем живым существам, и даже не просто желание им чем-нибудь помочь. Это решение и обязательство спасти их всех, став Буддой.
Я говорю о том, что брахмавихары можно начинать развивать на весьма ранних этапах Пути, а вот реальное, весомое решение стать Буддой может быть принято уже только (как минимум) после освобождения от пяти низших оков (а может и только после достижения плода араханта - но между этими двумя возможностями я не обладаю способностями сделать окончательный выбор). Поэтому на деле, я думаю, практики, которые следуют указаниям этих авторов, развивают брахмавихары - и это правильно, и это хорошо. Но ни в какую особую колесницу это их не выделяет, потому что развитие брахмавихар есть и у тхеравадинов.
Окончательное и весомое решение принимается только в конце даршана-марги - там, где у "шраваков" дальше идет становление сротапанной. Если нет желания практиковать ради спасения других, никто из нормальных махаянских учителей не скажет "иди отсюда, ты отстой". Скажут - практикуй ради себя. До конца дарщана-марги, "развитие бодхичитты" это просто те же аппаманы, по сути.
Так становление сотапанной - это ещё освобождение только от трёх оков. Не от пяти. Сострадание здесь хотя и развито, но ещё весьма несовершенным образом (ведь даже злонамеренность ещё не полностью изжита). Как же на этом этапе может приниматься "окончательное и весомое решение"? _________________ Границы мира - это границы языка
Так становление сотапанной - это ещё освобождение только от трёх оков. Не от пяти. Сострадание здесь хотя и развито, но ещё весьма несовершенным образом (ведь даже злонамеренность ещё не полностью изжита). Как же на этом этапе может приниматься "окончательное и весомое решение"?
Сотапанне гарантируется освобождение в течение семи жизней. По сути - дальше всё автоматом, "хочет или не хочет". Тем самым для него, и более развитых арьев, путь бодхисаттвы уже закрыт. Посмотрите этапы даршана-марги - там уже всего достаточно для решения. _________________ Буддизм чистой воды
Плод архата, от которого отпадают - это ведь только архатское радование, а не освобождение. От освобождения конечно не отпадают. А "недвижные архаты" и от радости отпасть не могут.
Насколько я знаю, в Тхераваде нет подобного деления Архатов. Это у Васубадху вроде есть "Архаты", которые могут терять плод архатства.
Про наличие в тхераваде подобного деления неизвестно. Но оно вдруг может где-нибудь и найтись - что в нем такого особого? Ну, из-за наличия прошлой каммы, или жизненных условий, некие араханты могут утрачивать прижизненное арахантское радование - это же ничему не противоречит.
Как, как он утратит это радование, если радование связано с чистотой ума от пятен загрязнения?
я ведь вам приводил сутту поясняющую откуда это радование.
оно может исчезнуть только в одном случае - при потере освобождения.
Странновато название этой отделённой темы.
Не просто "якобы отличия", а реальные такие отличия, спорить не о чем.
Человек, из-за которого возникло данное обсуждение, утверждал, что в тхераваде нет понятия шраваков, и что термин шравака (ученик Будды) является оскорбительным. Это уже потом тема переросла в спор обо всём.
это уже прямая лож. я утверждал, что в тхераваде саваки (шраваки) - это будды.
А не те так называемые " шраваки" махаяны у которых куча несовершенств и и которых якобы Будда порицает и всячески дискриминирует перед бодхисаттвами.
вам привести мои цитаты, где я говорю, что савака (шравака) будды - это аутентическое название? зачем вы лжете? только недавно вы меня в лжи обвинили безосновательно. А теперь уже сами солгамши.
Какое недостойное поведение.
Впередь меня упоминая и мои слова цитируйте пожалуйста.
Эта ваша правда - это комар. Ничего реально значительного не происходило, ничего реально важного не обсуждалось. И ради этого комара, проглотили верблюда, раскололи русскую сангху, поссорились и сделались посмешищем. Теперь сидим тут и ищем защиты под крылом " друзей из махаяны", которые без зазрения совести обзывают благородное учение Будды, его прямой путь - хинаяной. Ее последователей уничижительно шраваками и т.п., все не буду перечислять.
Какая чушь...
Шравака - это термин из сарвастивады.
Реализация архата, согласно этой школе, не равна реализации Будды. Уместно ли в таком случае прямой путь к архатству (а не Буддовости) назвать хинаяной?
Согласно Махавибхаше сарвастивады, достигший архатства уже не может стать Буддой.
Да, есть такая хинаянская школа сарвастивада - это пора бы уяснить, а не нести допотопные суеверия.
Просто гражданин не в курсе, что Шакьямуни и по версии тхеравады называл своих учеников "саваками" (пали), т.е. теми же шраваками, "слушающими".
Для него "шравака", видите ли, уничижительный термин.
Шравака-буддами назывались араханты
.
Когда же арахантов кличут просто шраваками, называют их не до конца очищенными (будд-то, не до конца очищеными называют!), говорят, что они еще под покровом неведения, то это суть прямое оскорбление.
если не до конца очищенный, то и не будда.
Вы редко вообще употребляете эпитет " будда" к так называемым шравакам махаяны.
Странновато название этой отделённой темы.
Не просто "якобы отличия", а реальные такие отличия, спорить не о чем.
Человек, из-за которого возникло данное обсуждение, утверждал, что в тхераваде нет понятия шраваков, и что термин шравака (ученик Будды) является оскорбительным. Это уже потом тема переросла в спор обо всём.
это уже прямая лож. я утверждал, что в тхераваде саваки (шраваки) - это будды.
Да, утверждали, что нет понятия просто шраваков, а есть только шравака-будды. Вы все-таки не можете адекватно диспутировать, и у меня стоит выбор, хамить вам далее, или не писать вам вообще ничего. _________________ Буддизм чистой воды
Человек, из-за которого возникло данное обсуждение, утверждал, что в тхераваде нет понятия шраваков, и что термин шравака (ученик Будды) является оскорбительным. Это уже потом тема переросла в спор обо всём.
Да, человек ошибался. Понятие шравака (савака) есть в Тхераваде. Будда называл своих учеников "савака" (слушатели или слушающие). Другое дело, что в Махаяне шравака иногда трактуется иначе. Тут уже и низкие способности упоминаются и другие вещи, которые могут быть оскорбительными для тхеравадинов.
ну уж такое я не спутаю, Сергей.
Цитату свою уточняющую я привел више и она была еще в начале всего обсуждения. Просто с КИ тут у нас конфликт вышел, который даже на оскорбления перешел.
С его стороны)))
Так становление сотапанной - это ещё освобождение только от трёх оков. Не от пяти. Сострадание здесь хотя и развито, но ещё весьма несовершенным образом (ведь даже злонамеренность ещё не полностью изжита). Как же на этом этапе может приниматься "окончательное и весомое решение"?
Сотапанне гарантируется освобождение в течение семи жизней. По сути - дальше всё автоматом, "хочет или не хочет". Тем самым для него, и более развитых арьев, путь бодхисаттвы уже закрыт. Посмотрите этапы даршана-марги - там уже всего достаточно для решения.
Можно ли сказать, что гарантия освобождения = гарантии автоматического (то есть не требующего дополнительных действий, дополнительных усилий со стороны практика) освобождения? ИМХО, это маловероятно, в противном случае не было бы никакого смысла, например, в монашестве. Достиг мирянин вступления в поток, а дальше, через семь жизней автоматически ниббана.
Или Вы слово "автоматически" употребляете в смысле "непременной успешности" - то есть, он сам продолжит прилагать усилия, и эти усилия обязательно увенчаются успехом? Против этого, естественно, возражать невозможно.
Но в таком случае непременность ниббаны через семь жизней может не распространяться на того, кто сам выберет отложить вступление в ниббану ради того, чтобы стать следующим Буддой. Будда гарантирует вступившему в поток, что его усилия будут непременно успешными. Но он сам направил эти усилия в несколько другом направлении (но тоже в рамках Дхаммы). И, в результате, гарантии, которые он получил в качестве сотапанны, не аннулируются (от Дхаммы он не отпадёт, Саммасамбуддой станет), но реализуются в другой форме.
ИМХО, это вполне разумное предположение. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы