Опыт прерывается, но затем возобновляется. И только потому, что он возобновляется, можно говорить о его предшествующей приостановке.
Раз опыт возобновляется после прерывания, значит причина его возобновления лежит вне опыта (ведь его в этот момент нет). Однако помимо пяти кхандх, как олицетворения всего доступного и тем самым прекратившегося опыта, на сколько я знаю вы не утверждаете ничего?
Как можно говорить о возобновлении опыта, если опытное состояние прервавшегося опыта вам, разумеется, не доступно (так как в этот момент нет никакого опыта)? Вы не можете знать прекратился он на самом деле или нет, так как знание - это опыт, а в прекратившемся опыте, опыта по определению нет.
Опыт прерывается, но затем возобновляется. И только потому, что он возобновляется, можно говорить о его предшествующей приостановке.
Раз опыт возобновляется после прерывания, значит причина его возобновления лежит вне опыта (ведь его в этот момент нет). Однако помимо пяти кхандх, как олицетворения всего доступного и тем самым прекратившегося опыта, на сколько я знаю вы не утверждаете ничего?
Как можно говорить о возобновлении опыта, если опытное состояние прервавшегося опыта вам, разумеется, не доступно (так как в этот момент нет никакого опыта)? Вы не можете знать прекратился он на самом деле или нет, так как знание - это опыт, а в прекратившемся опыте, опыта по определению нет.
А как вы знаете, что вечером, сильно устав, легли спать и спали без снов до самого пробуждения через несколько часов? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А как вы знаете, что вечером, сильно устав, легли спать и спали без снов до самого пробуждения через несколько часов?
Додумываю (фантазирую): была ночь, стало утро, снов не помню - значит, наверное по отношению к прошедшему в "реальности" времени опыта "не было". В этом и суть. Это умственная фантазия. Небытие существует только в языке.
А реально - никакого прерывания опыта не было. Так как отсутствия опыта в опыте быть не может. Я лежу, засыпаю и сразу просыпаюсь. На абсолютном уровне истины никакой ниродхи в виде прерывания опыта не существует. Ее нельзя достичь, в принципе. Она "есть" только на уровне относительной истины, то есть по сути - фантазия, додумывание того чего в реальности нет.
№348954Добавлено: Чт 12 Окт 17, 08:49 (7 лет тому назад)
Adzamaro
Но ведь воображение, додумывание и есть инструменты относительного (относительной истины). Вы делаете вывод из непосредственного опыта: лёг спать четыре часа назад, проснулся, снов не было (не помню) - значит, четыре часа спал без снов.
Всё, что мы называем словами, не является собственно опытом. Поэтому йоги и утверждают, что собственно опыт вне слов.
А уровень абсолютного тут, как я вижу, вовсе не причём - уровень абсолютного это ведь уровень чистой абстракции. Как говорят некоторые, на абсолютном уровне вообще ничего не существует. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
А как вы знаете, что вечером, сильно устав, легли спать и спали без снов до самого пробуждения через несколько часов?
Додумываю (фантазирую): была ночь, стало утро, снов не помню - значит, наверное по отношению к прошедшему в "реальности" времени опыта "не было". В этом и суть. Это умственная фантазия. Небытие существует только в языке.
А реально - никакого прерывания опыта не было. Так как отсутствия опыта в опыте быть не может. Я лежу, засыпаю и сразу просыпаюсь. На абсолютном уровне истины никакой ниродхи в виде прерывания опыта не существует. Ее нельзя достичь, в принципе. Она "есть" только на уровне относительной истины, то есть по сути - фантазия, додумывание того чего в реальности нет.
Ну да, всё так и есть. Полное прекращение опыта - это умственная конструкция, которая не относится ни к какой субстанции (какая может быть субстанция, когда ничего нет?). Но Ниббана - это не полное прекращение опыта, а полное прекращение жажды. _________________ Границы мира - это границы языка
№349029Добавлено: Чт 12 Окт 17, 15:16 (7 лет тому назад)
Samāpatti is a common term in Buddhism and Hindu Yoga, frequently used as a synonym for samādhi. Samāpatti stands for correct (samyag) acquisition (āpatti) of Truth. It is a form of alaukika-pratyakṣa (extraordinaryperception) forming thus a legitimate part of the perceptual (pratyakṣa]] instruments of adequate knowledge (pramāṇa).
В буддизме это связано с высшими джханами. Но в большей степени термин раскрывается в Йогасутре Патанджали, где он описывает предпоследнее из высших йогических достижений - савикальпа самадхи, достижение (прозрение умом) Истины, т.е. то самое волшебное Просветление, за которым следует высшая йогическая стадия - нирвикальпа самадхи, прекращение достижения Истины, конечная остановка ума - long train has finally came to the last station, please, keep your seat. (Вспомним, как дзен-мастера говорят о достижении недостижения).
По-видимому, между нирвикальпа самадхи и ниродха самапатти можно поставить знак = _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№349048Добавлено: Чт 12 Окт 17, 16:01 (7 лет тому назад)
Горсть листьев
Знание может быть либо прямое (опытное), либо выводное. Отсутствия опыта в опыте нет, следовательно прямое познание сразу отпадает. И тут можно уже сразу сказать что в таком случае тхеравадинский Будда не знает, как брахманы Брахму, прямо что такое анупадисеса-ниббана-дхату в интерпретации прекращения всякого опыта. Остается только выводное. А выводное может быть либо верное, либо нет. Для того чтобы это узнать необходим критерий верности. Очевидным критерием будет являться наличие соответствующего прямого знания. Из чего следует что выводное "отсутствие опыта" - ложный вывод.
empiriocritic_1900
Есть два элемента ниббаны, как вам известно: саупадисеса и анупадисеса. Первое это прекращение жажды, а второе согласно интерпретации части тхеравады это прекращение всякого опыта с распадом остатка. Следовательно анупадисеса (как и сання-ведайта-ниродха) - просто умственная конструкция, а значит анупадисеса-ниббана-дхату не существует и их тхеровадинский Будда, в таком случае, просто фантазировал о полном прекращении опыта.
empiriocritic_1900
Есть два элемента ниббаны, как вам известно: саупадисеса и анупадисеса. Первое это прекращение жажды, а второе согласно интерпретации части тхеравады это прекращение всякого опыта с распадом остатка. Следовательно анупадисеса (как и сання-ведайта-ниродха) - просто умственная конструкция, а значит анупадисеса-ниббана-дхату не существует и их тхеровадинский Будда, в таком случае, просто фантазировал о полном прекращении опыта.
Второе - это не что-то качественно отличное от первого. Просто распад совокупностей не уничтожает ниббану (не приводит к возобновлению жажды). _________________ Границы мира - это границы языка
№349052Добавлено: Чт 12 Окт 17, 17:07 (7 лет тому назад)
Adzamaro
Если говорите: в опыте нет отсутсвия опыта - я не понимаю, почему вы делаете из этого вывод: нет прямого (опытного) познания. Вя же только что сказали "есть опыт" (нет отсутсвия опыта). _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№349053Добавлено: Чт 12 Окт 17, 17:09 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Вы уходите от темы. "Отсутствие [всего] опыта" - ошибочное выводное знание. Следовательно анупадисеса-ниббана-дхату о которой говорил Будда как об элементе ниббаны без остатка, интерпретируемый как "отсутствие [всего] опыта" - является просто фантазией не соответствующей реальности, ложным выводом.
Горсть листьев
Нет опытного познания отсутствия [всего] опыта. А не просто "нет опытного познания [чего угодно]".
empiriocritic_1900
Вы уходите от темы. "Отсутствие [всего] опыта" - ошибочное выводное знание. Следовательно анупадисеса-ниббана-дхату о которой говорил Будда как об элементе ниббаны без остатка, интерпретируемый как "отсутствие [всего] опыта" - является просто фантазией не соответствующей реальности, ложным выводом.
Почему же? Это не фантазия, а верное знание, что новых рождений не будет больше. _________________ Границы мира - это границы языка
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№349058Добавлено: Чт 12 Окт 17, 17:26 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Речь идет об анупадисеса как полном отсутствии всякого опыта - это ложное выводное знание. А не новых рождениях. Вы опять продолжаете уходить от темы.
empiriocritic_1900
Речь идет об анупадисеса как полном отсутствии всякого опыта - это ложное выводное знание. А не новых рождениях. Вы опять продолжаете уходить от темы.
Опыт может прекратиться. Прекратившись, будет отсутствовать. То, что он прекратится, можно знать. Впрочем, беспокоиться о таких вопросах, рассуждать о них вплоть до достижения ниббаны полагаю полностью бессмысленным. Поэтому охотно допускаю, что ошибаюсь в своих умопостроениях на эту тему (Татхагата и другие араханты, скорее всего, вообще не рассуждают в таких категориях). Но и Вы тоже ошибаетесь в Ваших. _________________ Границы мира - это границы языка
О полном прекращении опыта нельзя. Знание это опыт, полностью нет опыта - нет и знания.
Выводное знание тоже может быть истинным. Но, повторюсь, не вижу смысла спорить об этом. Всё равно я в таком разговоре правильных слов не подберу, поскольку даже близко не подошёл к плоду араханта. Кроме того, я не думаю, чтобы Вы сейчас действительно находились в такой ситуации, когда существо стоит перед развилкой - или правильно понять непостоянство, обусловленность и страдательность абсолютно любых состояний, и достичь Ниббаны, или не понять это - и зависнуть на многие тысячи кальп в арупа локах. Поэтому и для Вас сейчас неправильное мнение по этим вопросам - далеко не самая страшная вещь. Поживём - увидим. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы