Если вы пошли путем шраваки и прошли 2 уровня прайога марги, то состояния Будды вам не видать.
Если же с самого начала зародить бодхичитту, или сделать это не позднее 2-х уровней прайога марги, то стать Буддой можно.
Нет, не не видать. Но в Сукхавати, где по тантрам оказывается большая часть архатов, часть не хочет, другие, слушая Амитабху, становятся бодхисаттвами, но один день на этом уровне - сколько то сотен лет по человеческим меркам и продвижение по бхуми медленное.
Но для нашего с Вами разговора важно другое - если поздние слои тхеравадинской традиции корректно описывают эти темы, о пути бодхисаттвы в махаянском смысле слова там речь всё равно не идёт. По поздней Тхераваде, чтобы встать на этот путь, нужно А) быть личным учеником предыдущего Будды Б) монахом В) овладеть вхождением, пребыванием во всех джханах. То есть, нужно обладать характеристиками, которыми во многих суттах описывается достижение анагамина.
Согласно Сарвастиваде из анагамина стать бодхисаттвой невозможно - ум у такого человека уже нельзя изменить.
Так не о Сарвастиваде идёт речь. Речь о том, что (сошлюсь для примера на сутту MN52) монах, который пребывает в джханах, может, при условии правильного понимания (что три характеристики присущи и этим состояниям) достичь ниббаны, а может (при условии "стремления к Дхамме и наслаждения Дхаммой") переродиться в Чистых землях, и достигает ниббаны уже там. Поздняя тхеравадинская традиция добавляет для такого монаха ещё одну возможность, но только для личных учеников Будды - принять решение не уходить в ниббану ни сейчас, ни в следующем существовании, но стать следующим Буддой, когда учение нынешнего Будды исчезнет из мира.
Слабое место этой концепции - то, что в суттах Будда неоднократно говорит о себе, как о том, кто открыл Дхамму самостоятельно. Более того, это представление (что Будда открывает Дхамму сам) вполне усвоено и последующей традицией. Вот Буддагоса: "Он в совершенстве пробужденный (sammāsambuddha) потому что постигает (buddha) все вещи правильно (sammā) и самостоятельно (sāmam)" (Висуддхимагга, Глава VII, параграф 26).
Теперь же оказывается, что он познакомился с Дхаммой, будучи личным, непосредственным учеником предыдущего Будды. Уважаемая Jane говорит, что, возможно, бодхисаттва потом забывает Дхамму, и снова открывает её уже самостоятельно. Конечно, возможно и так - тут трудно судить. Но сама глубина и таинственность этих вопросов подчеркивает уникальность и невоспроизводимость пути бодхисаттвы.
Шакьямуни действительно был учеником Будды Кашьяпы:
http://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/MN-81.htm
Это ещё нужно связать с тем, что бодхисаттва рождается в небесном мире, а потом приходит на землю и демонстрирует нирвану.
Демонстрисует? )) Нормально вам так мозги промыли, чтобы до такого договориться
Мозги промыли - вот и весь ответ последователей одной из школ-ответвлений от 18 ранних школ.
Очень эпично))
В книге, которую Вы цитируете, различия между Буддой Готамой и его учениками-арахантами в четырех Никаях обсуждаются на страницах 19-25. Там приводятся разные мнения исследователей по этому вопросу (четыре Никаи различают качества Будды и арахантов; нет, по существу там различий нет; различия есть, но они относительно невелики, и т.п.).
У них есть различия и не только на этих страницах. Дальше почитайте, пожалуйста. Откуда тезис про "различия по существу"? Кто его заявлял? В Махаяне есть дополнительные различия. Вот список из Самграхи:
MS пишет:
With how many qualities (guṇa) is the dharmakāya associated (saṃprayukta)? - It is associated with the very pure (pariśuddha) qualities, which are:
(1) the four immeasurables (apramāṇa),
(2) the eight liberations (vimokṣa),
(3) the eight sovereign views of the object (abhibhvāyatana),
(4) the ten totalities of the object (kṛtsnāyatana),
(5) the power of preventing the arising of defilement in another (araṇā),
(6) the knowledge resulting from resolve (praṇidhijñāna).
(7) the four liberated knowledges (pratisaṃvid),
(8) the six superknowledges (abhijñā),
(9) the thirty-two marks of the Great Man (mahāpuruṣalakṣaṇa),
(10) the eighty-four minor marks (anuvyañjana),
(11) the four omniform (?) purities (sarvākārapariśuddi),
(12) the ten powers (bala),
(13) the four fearlessnesses (vaiśāradya),
(14) the three things not requiring secrecy (arakṣya),
(15) the three equanimities (smṛtyupasthāna),
(16) the complete destruction of the propensities (vāsanāsamudghāta),
(17) unfailing memory (asaṃmośatā),
(18) great compassion (mahākaruṇā),
(19) the eighteen unique attributes of the Buddha (āveṇika buddhadharma),
(20) universal knowledge (sarvākārajñatā),
(21) fulfillment of the six virtues (pāramitāparipūri).
Вот из Коши:
AKB пишет:
UNSHARED QUALITIES: THE EIGHTEEN UNIQUE FACTORS
(AVEṆIKADHARMA) OF THE BUDDHA;
1–10. Ten powers [daśabala], F 67–74
11–14. Four fearlessnesses (vaiśāradya), F 74–75
15–17. Three applications of mindfulness (smṛtyupasthāna), F 76–77
18. Great compassion (mahākaruṇā), F 77–79:434
[QUALITIES THE BUDDHA HAS IN COMMON WITH NOBLE ONES (vii, F 86–96):]
1. concentration of being without conflict (araṇāsamādhi); vii, F 86
2. cognition resulting from a resolve (praṇidhijñāna); vii, F 88
3. four unhindered knowledges (pratisaṃvid); vii, F 89
[QUALITIES THE BUDDHA CAN HAVE IN COMMON WITH NOBLE ONES AND ORDINARY
WORLDLINGS (vii, F 97 – viii, F 218):]
4. superknowledges (abhijñā); vii, F 97
5. meditations (dhyāna); viii, F 127
6. formless meditative attainments (ārūpya); viii, F 133
7. eight [fundamental] meditative attainments (samāpatti); viii, F 144
8. three concentrations (samādhi); viii, F 182
9. four immeasurables (apramāṇa); viii, F 195
10. eight liberations (vimokṣa); viii, F 203
11. eight perception-spheres of mastery (abhibhvāyatana); viii, F 211
12. ten perception-spheres of totality (kṛtsnāyatana); viii, F 213
Не дословно, но большая часть идет по содержанию тхеравадинской книги. Слова, понятно, разные, т.к. разные каноны.
ЗЫ тхеравадинские матики из конспекта лекцией
Notes From Buddhist
and Pālli i Universi ty пишет:
Qualities of the Buddha .
1. Tevijja are: Pubbenivasanussati, Dibbacakkhu or cutupapatanana, Asavakkhayabqna
2. Dasabala—the ten powers
1. Thana atthana bana—knowledge on causal and non-causal occasion
2. Kammavipakabana—knowledge on the cause-and-effect
3. Sabbatthajamini patipadabana—knowledge on the practices that lead to the re-existence in various places.
4. Anakadhatu nandhatulakabana—knowledge on various elements of the worlds.
5. Sattanaj nanadhimuttikatabana—knowledge on various kinds of characters of beings.
6. Indriya paropariyattabana—knowledge on the higher or lower state of faculties. There are 5 favulties which everyone
has: saddha, sati, viriya, samadhi and pabba.
7. Jhana, vimukkho, samadhi and samapatti….—the knowledge on the defilement, purification and attainment of Jhana,
vimukkho, samadhi and samapatti.
8. Pubbenivasanussatibana
9. Dibbacakkhu
10. Asavakkhayabana.
3. Catu vesarajjani (Sanskrit: vaisaradya)—four kinds of self-confidence or the lion-roar in an assembly that no one can
challenge him.
1. Self-proclaimed as a Buddha and no one can disprove his proclamation.
2. Self-proclaim as having destroyed all the asavas and no one can disprove his proclamation.
3. Proclaimed that certain offences (apatti) will become obstacles to achieve higher knowledge and no one can disprove
his proclamation.
4. Proclaimed the Path for the destruction of dukkha and no one can disprove his proclamation.
4. Atthaparise Akampyabana—unshaken mind when entering the 8 assemblies.
1. The assembly of Khattiya
2. The assembly of Brahmana
3. The assembly of Gahapati
4. The assembly of samana
5. The assembly of catummaharajika
6. The assembly of Tavatimsa gods
7. The assembly of mara
8. The assembly of Brahmas
(4). Sabbabbutabana—ominscient knowldege which is not mentioned in the Mahasihanadasutta but is mentioned in other
sources.
526
5. 10 Powers - The 10 powers mentioned in the Mahasihanadasutta are all referred to the knowledge of the Buddha. Later in the
Kathavathu-Atthakatha, 10 physical powers of the Buddha are also added. It is said that Buddha possesses the powers of 10
Chaddanta elephants. (the power of 10 people is equivalent to 1 Kalavaka elephants, power of 10 Kalavaka elephants is
equivalent to 1 Gangeyya elephants and so on so forth. The name of the elephant occupies the final place in the list is
Chaddanta which, is the most powerful elephant.) In Kathāvatthu, these 10 powers (knowledges) are not confined to the
Buddha, some Arahants are also said to have possessed some of them, but in limited manner.
6. It is said in the MahapariNibbānasutta that when the Buddha enter a certain assembly, his appearance and voice become
similar to the member of that assembly. After finished preaching, the entire assembly got surprise and wondered who he was.
He then suddenly disappeared from that assembly.
Автор совершенно справедливо указывает, что в центре дискуссии по поводу различий оказывается список десяти сил Татхагаты, который приводится в MN12.
Последуем его рекомендации, и присмотримся к этому тексту.
Отличаются ли десять сил Татхагаты от качеств ученика, который в совершенстве развил сосредоточенность и достиг совершенного знания и совершенного освобождения (эти качества описаны, например, в AN5.28)? Несомненно, отличаются! Важнейшее отличие - про Татхагату говорится, что он понимает качества и предрасположенности других существ. Но и арахант, описанный в сутте AN5.28, обладает способностью видеть, если захочет, сознания других существ и камму других существ. Таким образом, разница в том, что арахант может, если захочет, сформировать такую способность. А Татхагата её у себя сформировал, и ею пользуется в полной мере.
То есть, по способу происхождения и отличительным характеристикам у них одни и те же способности, но Татхагата их развил более тщательно, более сильно. Для чего развил? Как раз для того, чтобы выполнять свою миссию первооткрывателя Дхаммы, её основоположника и главного глашатая.
Мяняврирование, чтобы заболтать ложный тезис? У него не только 10 сил отличаются. Хотя бы по содержанию книги пройдитесь. Там еще и чисто махаянский пункт про отсутствие васан есть.
Относительно чего? У него куча качеств, которых нет у савак. Их столько, что книгу написали. Ее написали, потому что "основное отличие в том, что Татхагата открывает Путь"? Там же явное сходство с теми, что в Йогачаре.
Есть различия, разве я их отрицаю? Наоборот, сам уже второй день цитирую ту сутту, где Будда как раз и объясняет, в чём именно эти различия заключаются - только это не те различия, что в Махаяне. Поскольку она маленькая, процитирую её здесь:
Т.е. человек даже свои тексты не читал и распространяет заблуждения.
Здесь следует сделать отступление, чтобы вспомнить, ради чего мы это всё обсуждаем? Ради того, чтобы выяснить, до какой степени текстами Тхеравады можно обосновать учение Махаяны о порождении бодхичитты, и об особом пути бодхисаттвы в целом.
Не было такой цели. Цель была показать, что Будда в тхераваде имеет схожие признаки с текстами махаяны. А каноном шраваков ничего в махаяне обосновывать не требуется. Вы еще чань или дзогчен начните обосновывать.
Если говорить конкретно о четырех Никаях, то, вот, например, дост. Бхиккху Бодхи признает (отнюдь не с чувством сектантского торжества, а скорее с некоторым недоумением): "In the Nikāyas, the Buddha ... says nothing to suggest that he had been consciously following a deliberate course of conduct aimed at the attainment of Buddhahood" (см. "Arahants, Bodhisattvas, and Buddhas", Chapter V)
Естественно, в более поздней традиции акценты начинают меняться. Всё большее внимания уделяется (как и говорится в приведенной Вами книге) именно различиям между Татхагатой и арахантами, а размышления об этих различиях побуждают уделять больше внимания пути бодхисаттвы. И там, в этих поздних слоях, действительно появляется идея, что следование путём бодхисаттвы - это результат преднамеренного выборы будущего Будды.
Как Вы можете видеть, эта самая идея уже обсуждалась (в этой же теме) уважаемой Jane и моей малостью. Поэтому не буду повторять снова причины, по которым эта концепция мне кажется сомнительной. В конце концов, это не такая сфера, где обычные люди могут выдвигать что-то, кроме предположений.
Но для нашего с Вами разговора важно другое - если поздние слои тхеравадинской традиции корректно описывают эти темы, о пути бодхисаттвы в махаянском смысле слова там речь всё равно не идёт. По поздней Тхераваде, чтобы встать на этот путь, нужно А) быть личным учеником предыдущего Будды Б) монахом В) овладеть вхождением, пребыванием во всех джханах. То есть, нужно обладать характеристиками, которыми во многих суттах описывается достижение анагамина.
Другими словами, согласно этой концепции, путь бодхисаттвы - это специфическая, уникальная вещь. Если имярек не был учеником Будды Готамы во время его жизни, между пробуждением и париниббаной, путь бодхисаттвы в любом случае не для него. Кроме того, в этой концепции нет слабых мест махаянской доктрины: будущий Будда едет в колеснице шраваков, пока не окажется в одном шаге от ниббаны - и уже тогда, действительно развив великое сострадание, необходимое для такого шага, решает в ниббану не входить, но стать будущим Буддой, когда из мира исчезнет Дхамма нынешнего Будды.
Совершенно все равно, что думают поздние тхеравадинские комментаторы о том, как нужно становиться бодхисаттвой, при наличии махаянских сутр.
Про "слабые стороны махаяны" можете создать тему. Если все так ясно и понятно, то при всех вайпулья сутры и разоблачите.
Последний раз редактировалось: ТМ (Вс 08 Окт 17, 04:46), всего редактировалось 1 раз
1) Забыл добавить: "согласно учениям древнейших сутт палийского канона, имеющем полные аналогии с другими оставшимися канонами в самых ранних его частях"
Слишком много о себе думаете. Школ было 18, а древнейшесть вы никак не докажете. Тем более это про некоторые тексты по мнению некоторых ученых.
3) мне это прекрасно известно. бх. Кхеминда еще много лет назад на форуме эту информацию осветлял. Имеют значение не поздние школьные наработки, из-за которых все и перессорились, а то, что сказанно в суттах. Опровергающие это учение сутты, я тогда приводил.
Видите ли, сарвастивада, махаяна, ваджраяна и дзогчен не опровергают сутты саваков. Им это нафиг не надо. Сарвастивадины-вайбхашики писали "Почтенные саутрантики, но в нашем каноне сказано так:..." Только необразованные тхеравадины и такие же необразованные махаянцы лезут друг друга опровергать и из-за этого ссорятся.
4)ага, вот еще один хам знаток нарисовался. "НЕуважать" будет людей, с которыми Вы на короткую ногу. А если у вас кастрюля на голове нет элементарной порядочности, то можете мне не писать.
Вы слишком мало знаете и слишком много о себе думаете, распространяя вокруг заблуждения.
характерное полным искоренение страсти злобы и невежества, скрытой склонности к сотворению "я" и "мое". Именно об этом шла речь, так как КИ заявил, что араханты могут проявлять малодушие и несовершеннство и приводил годхика-сутту именно с этой целью. Ваш вброс вообще без толку, так как Вы не поняли элементарно обсуждаемый вопрос.
Понял, конечно. И про васаны у пачека будд и арахантов есть в тхеравадинской литературе и в йогачаринской. У меня как раз не вброс, потому что я цитирую источники. А у вас подгорело от незнания предмета.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn22_76-arahanta-sutta-sv.htm
///Докуда бы ни простирались, монахи, обители существ, даже вплоть до самой вершины существования 1 , эти [существа] считаются наивысшими в мире, эти [существа считаются] наилучшими в мире: араханты». Так сказал Благословенный. И сказав так, Счастливейший, Учитель, далее добавил:
«Во истину, счастливые они, араханты! Ведь не найти в них жажды. И самомнение «Я есть» отрезано, Разрублена на части сеть невежества.
Достигли неподвижности они, Прозрачны их умы. Без пятен в этом мире, Святые, не имеют загрязнений.
Пять совокупностей поняв всецело,
Добравшись до семи хороших качеств 2 , Эти достойные великие мужи, Являются сынами Будды.
И наделённые семью жемчужинами,
Тройное обучение прошедшие3 , Эти великие герои странствуют, Отбросив всякий страх и трепетание.
И наделённые десятью факторами4 , Они сосредоточенны, как наги величавые, И в целом мире они лучше всех, Поскольку жажды в них не обнаружить.
Мудрое знание возникло в них: «Ношу последнее я тело». И в самой сердцевине святой жизни Они не опираются ни на кого.
Неколебимы в различении 5, Они свободны от перерождения, Достигнув состояния усмирения, Они суть те, кто победили мир.
Вверху, внизу, по сторонам, В них не найти услады больше. Их звучен грозный львиный рык: «Араханты – лучшие на целом свете».///
Даже если его сознание лишено возможности дхьянического сосредоточения, будь он арахант, он не терял бы своего плода все-равно, так как ниббана не зависит от состояния ума/тела или сознания, которое ее познавало бы.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn36_31-niramisa-sutta-sv.htm
Чтобы утратить восторг, что превыше духовного, нужно утратить само освобождение. от пятен, что невозможно
Вы элементарно не понимаете, о чем идет разговор в классификации арьев у других школ и какие то свои домыслы вываливаете.
6)Так вот, ниббана аснкахата и плод арахантства не теряется. Прекрасно. А еще, все араханты достигают Ниббаны (угасания всех, любых загрязнений, скрытых склонностей и корней), значит о малодушии или совершенстве речи не идет. Но похоже это уже не важно, так как КИ переобулся и теперь говорит, что теряется только радование. Так или иначе, плод не теряется загрязнения удалены все - что и требовалось доказать.
У вас это, возможно, не укладывается в голове, но в разных школах под "плодом" разный набор качеств понимали.
7)Что поискать, о чем ссылка?))) Вы можете привести источник? на что Вы ссылаетесь, что Вы доказываете?)))
Я спрашивал у КИ доказательства из Суттанты и Винайи того, что арахант может проявить малодушие, потерять плод, что он имеет несовершенство (загрязнение). Он благополучно слился, а Вы пытаетесь меня тут прогрузить какими-то неопределенными копипастами, даже не зная каких именно я ссылок " жду", ну смешно).
Эта информация и в переводах есть. Никто не сливался. Вам лень изучать даже писания собственной школы. Ссылка моя о Будде в тхераваде. Предлагаете вам переводить шлоки из Коши? Книгу уже прочитали?
№347612Добавлено: Вс 08 Окт 17, 05:29 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900, я так и думал, что Вы сошлётесь на предисловие переводчика, на личное мнение Бодхи. Какая разница какое мнение переводчика бхиккху Бодхи, когда есть сам вот этот текст? Откуда он может знать о влиянии Махаяны, может быть Тхеравада такой и была, содержа аналогичные идеи? Вообще непонятно зачем переводчик привносит своё мнение?! Великий тхеравадинский комментатор Дхаммапала ничего не писал о влиянии Махаяны. А Аджан Ман откуда взял следование махаянскому пути? Есть глава из его биографии, где упоминается что он следовал этому пути - http://vulturepeak.narod.ru/index/0-127
Последний раз редактировалось: Nima (Вс 08 Окт 17, 08:18), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
№347613Добавлено: Вс 08 Окт 17, 05:37 (7 лет тому назад)
Jane
И лёжа в болоте, вновь увидя великолепие Будды Дипанкары с его немигающим взглядом, он подумал: "Если бы я захотел, то мог бы войти в город Рамму в качестве новообращённого монаха, уничтожившего все умственные загрязнения. Но мне не следует скрываться путём достижения ниббаны с разрушением умственных загрязнений. Вместо этого мне следует, подобно Дипанкаре, осуществить совершенное Постижение, и, взойдя на корабль Дхаммы, переправить множество людей через океан сансары и только после этого осуществить [окончательную] ниббану - вот что мне следует делать".
То есть, если бы захотел, то мог бы войти в город архатом - уничтожившим все умственные загрязнения. Но сознательно выбрал путь бодхисаттвы, мотивируясь - взойдя на корабль Дхаммы, переправить множество людей через океан сансары. Ещё первоначальная фраза Бодхисаттвы, подразумевает накопление и непростой его уровень, раз если бы он захотел, то мог бы осуществить архатство. Самое интересное, что это тексты тхеравадинов.
Но для нашего с Вами разговора важно другое - если поздние слои тхеравадинской традиции корректно описывают эти темы, о пути бодхисаттвы в махаянском смысле слова там речь всё равно не идёт. По поздней Тхераваде, чтобы встать на этот путь, нужно А) быть личным учеником предыдущего Будды Б) монахом В) овладеть вхождением, пребыванием во всех джханах. То есть, нужно обладать характеристиками, которыми во многих суттах описывается достижение анагамина.
Согласно Сарвастиваде из анагамина стать бодхисаттвой невозможно - ум у такого человека уже нельзя изменить.
Так не о Сарвастиваде идёт речь. Речь о том, что (сошлюсь для примера на сутту MN52) монах, который пребывает в джханах, может, при условии правильного понимания (что три характеристики присущи и этим состояниям) достичь ниббаны, а может (при условии "стремления к Дхамме и наслаждения Дхаммой") переродиться в Чистых землях, и достигает ниббаны уже там. Поздняя тхеравадинская традиция добавляет для такого монаха ещё одну возможность, но только для личных учеников Будды - принять решение не уходить в ниббану ни сейчас, ни в следующем существовании, но стать следующим Буддой, когда учение нынешнего Будды исчезнет из мира.
Слабое место этой концепции - то, что в суттах Будда неоднократно говорит о себе, как о том, кто открыл Дхамму самостоятельно. Более того, это представление (что Будда открывает Дхамму сам) вполне усвоено и последующей традицией. Вот Буддагоса: "Он в совершенстве пробужденный (sammāsambuddha) потому что постигает (buddha) все вещи правильно (sammā) и самостоятельно (sāmam)" (Висуддхимагга, Глава VII, параграф 26).
Теперь же оказывается, что он познакомился с Дхаммой, будучи личным, непосредственным учеником предыдущего Будды. Уважаемая Jane говорит, что, возможно, бодхисаттва потом забывает Дхамму, и снова открывает её уже самостоятельно. Конечно, возможно и так - тут трудно судить. Но сама глубина и таинственность этих вопросов подчеркивает уникальность и невоспроизводимость пути бодхисаттвы.
Шакьямуни действительно был учеником Будды Кашьяпы:
http://abhidharma.ru/A/Vedalla/Content/MN-81.htm
Это ещё нужно связать с тем, что бодхисаттва рождается в небесном мире, а потом приходит на землю и демонстрирует нирвану.
Демонстрисует? )) Нормально вам так мозги промыли, чтобы до такого договориться
Мозги промыли - вот и весь ответ последователей одной из школ-ответвлений от 18 ранних школ.
Очень эпично))
Продемонстрировать нирвану нет никакой возможности. Однако состояние будды есть состояние нирваны - ум, разорвавший все мирские оковы. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
№347627Добавлено: Вс 08 Окт 17, 10:11 (7 лет тому назад)
Горсть листьев
Если продемонстрировать нирвану нет возможности, то зачем нужно древо Бодхи, если можно было все сделать на небесах Тушита?
И у всех 24-х Будд фигурирует это древо.
Вот список бодхисаттв, встречавшимися с 24-мя Буддами:
Цитата:
He received his first vyākarana as the ascetic Sumedha, from Dīpankara;
and then, as a cakkavatti, from Kondañña;
as the brahmin Suruci, from Mangala;
as the Nāga king Atula, from Sumana;
as the brahmin Atideva, from Revata;
as the brahmin Ajita, from Sobhita;
as a yakkha chief, from Anomadassī;
as a lion, from Paduma;
as an ascetic (isi) from Nārada;
as a governor (Mahāratthiya) Jatila, from Padumuttara;
as the youth Uttara, from Sumedha;
as a Cakkavatti, from Sujāta;
as the youth Kassapa, from Piyadassī;
as the ascetic Susīma, from Atthadassī;
as Sakka, from Dhammadassī;
as the ascetic Mangala, from Siddhattha;
as Sujāta, from Tissa;
as King Vijitāvī, from Phussa;
as the Nāga king Atula, from Vipassī;
as King Arindama, from Sikhī;
as King Sudassana, from Vessabhū;
as King Khema, from Kakusandha;
as King Pabbata, from Konāgamana;
and as the youth Jotipāla, from Kassapa.
№347634Добавлено: Вс 08 Окт 17, 10:38 (7 лет тому назад)
шинтанг
дерево бодхи - это наш самый первый символ - знак, по которому мы опознавали "своих". Первых поклонников Будды так и прозвали вначале "древопоклонники". См.ист.ран.будд. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В этом есть демонстрация силы нашей веры - веры в Господа Будду и его спасительную Дхарму, и в Церковь Истины и Правды, через которую только и обретается спасение. и окончательное решение вопроса "быть или не быть?" _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В этом есть демонстрация силы нашей веры - веры в Господа Будду и его спасительную Дхарму, и в Церковь Истины и Правды, через которую только и обретается спасение. и окончательное решение вопроса "быть или не быть?"
Это к вопросу о ваших словах: "Продемонстрировать нирвану нет никакой возможности".
№347650Добавлено: Вс 08 Окт 17, 11:12 (7 лет тому назад)
ТМ
1. По поводу книги "Buddha in Theravada Buddhism" - я сослался на те страницы, где обсуждаются конкретно четыре Никаи. А так-то львиная доля книги посвящена обсуждению комментариев. По четырём же Никаям выходит именно то, о чём я и пишу - если только не ограничиваться чтением того, как описывается Татхагата, но и сравнивать это с достижениями, доступными арахантам - его учеников. И получается, что основное различие (помимо того, что Татхагата - первопроходец, а они нет), заключается в том, что арахант может овладеть пребыванием во всех джханах, может развить сверхъестественные способности, может, если захочет, видеть напрямую сознания других существ, и камму других существ - но может этого и не делать. Татхагата же всё это действительно развил, и видит предрасположенности существ. То есть, разница функциональная, вытекающая именно из миссии Татхагаты, как учителя. Поскольку он главный учитель Дхаммы, он всем этим инструментарием пользуется в полной мере. А араханты им могут пользоваться - но до какой степени они им действительно будут пользоваться, вопрос открытый.
1.2. Что касается более поздних слоев традиции, то зачем Вы мне доказываете, что там различия акцентируются в большей степени? Я этого и не отрицаю. Но ...
2. Теперь напомню контекст разговора (общий контекст, а не тот момент, с которого Вы в него включились). На всём протяжении разговора я выдвигаю только один тезис: Тхеравада включает в себя всю полноту учений, и поэтому особая колесница бодхисаттв является излишней (или, формулируя в более экуменическом, дружелюбном духе - она не обязательна не только для отдельных лиц, но и для Дхаммы в целом).
Хотите опровергать - опровергайте этот тезис.
Теперь приведу его краткое обоснование. В ранней Тхераваде (четыре Никаи) подчеркивается, что Татхагата и его ученики араханты достигают одного и того же освобождения. Татхагата достигает его путём самостоятельных поисков - но путь этот он вынужден проходить не потому, что принял такое решение заранее, а потому что Дхамма исчезла из мира, и другого пути просто не остается. Араханты же достигают его (того же самого освобождения), опираясь на Дхамму Будды - и это не делает их в чём-то "ущербными" в сравнении с Буддой.
В поздней Тхераваде нарастает тенденция подчеркивать различия между Буддой и другими арахантами, подчеркивать уникальность Будды. В этом контексте возникает представление о том, что бодхисатта преднамеренно и заранее решает стать Буддой для блага живых существ. Но такой бодхисатта всё равно следует общим путём, едет в колеснице шраваков - до тех пор, пока не оказывается в одном шаге от ниббаны. И вот тогда-то, перед вступлением в ниббану или, как минимум, перед перерождением в Чистых землях он принимает решение не вступать в ниббану, а дождаться времени, когда Дхамма его учителя - Будды исчезнет, и стать следующим Буддой.
Эта концепция (вне зависимости от того, насколько она согласуется с ранней Тхеравадой - здесь, безусловно, её слабое место) показывает, что колесница шраваков приводит не только к плоду араханта, но и к становлению Буддой. И она обладает преимуществом перед концепциями Махаяны, поскольку бодхисаттой здесь становится тот, кто уже действительно может им стать - существо, очистившееся от низших оков, и полностью развившее безмерное сострадание ко всем живым существам. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Вс 08 Окт 17, 11:21), всего редактировалось 1 раз
empiriocritic_1900, я так и думал, что Вы сошлётесь на предисловие переводчика, на личное мнение Бодхи. Какая разница какое мнение переводчика бхиккху Бодхи, когда есть сам вот этот текст? Откуда он может знать о влиянии Махаяны, может быть Тхеравада такой и была, содержа аналогичные идеи? Вообще непонятно зачем переводчик привносит своё мнение?! Великий тхеравадинский комментатор Дхаммапала ничего не писал о влиянии Махаяны. А Аджан Ман откуда взял следование махаянскому пути? Есть глава из его биографии, где упоминается что он следовал этому пути - http://vulturepeak.narod.ru/index/0-127
Удивительным образом Вы не заметили, что главный мой довод - вовсе не мнение Бхиккху Бодхи, а то, что по тексту самого же Дхаммапалы выходит, что бодхисатта следует общим путём, "едет в колеснице шраваков", до тех пор, пока не окажется в одном шаге от ниббаны. И вот только тогда, перед ниббаной (или, как минимум, перед перерождением в Чистых землях) он принимает решение не уходить, а дождаться времени, когда Дхамма исчезнет из мира, и вновь принести её в мир - то есть, стать новым Саммасамбуддой.
Впрочем, и мнение Бхиккху Бодхи не беспочвенно, а опирается на то, что в четырех Никаях - самом раннем слое Тхеравады, Будда не говорит, что преднамеренно шёл путём бодхисатты. Эта идея появляется уже в более поздних слоях традиции (в том числе, в текстах Кхуддака-Никаи, на которые Вы ссылаетесь.
Вы спросите, кто такой Бхиккху Бодхи? Тхеравадинский комментатор, отвечу я. А кто такой Дхаммапала? Тоже тхеравадинский комментатор. Да, его авторитет давным-давно признан, а как будут оценивать тексты Бхиккху Бодхи через тысячу лет, нам неизвестно. Тем не менее, оба они тхеравадинские комментаторы. Коллеги. _________________ Границы мира - это границы языка
№347657Добавлено: Вс 08 Окт 17, 11:25 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900, раннее, позднее - это какой-то протестантизм, бутафория). Я вот привёл про аскета Сумедху, это ранний текст или поздний? Там он мотивировался благом живых существ: "Вместо этого мне следует, подобно Дипанкаре, осуществить совершенное Постижение, и, взойдя на корабль Дхаммы, переправить множество людей через океан сансары".
Отбросьте Вы все эти секулярные, скептические замашки, которые не свойственны религии, а свойственны всяким скептикам. Есть тексты, они приняты религиозной традицией, а какой-нибудь западный скептик, спустя века будет гадать раннее это или позднее.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы