А мне это неизвестно. Я не могу знать прямо здесь и сейчас, что Земля круглая. Знать не в смысле концепта и рассуждений, а знать, чтобы указать на конкретное ощущение, которое бы приводило к такому знанию "Земля круглая", знать в той же мере, что и знать твердое, гладкое, холодное, текущее и т. д.
Ну тогда множество чудес ожидает вас в этом мире, ведь никак нельзя знать прямо здесь и сейчас отчего же днем светло, а ночью темно, как связаны появление тучи и вода, которая льется с неба и никакое конкретное ощущение не приведет к знанию о том, что после полового акта иногда бывают дети.
Рената, в своих рассуждениях вы здесь идете в противоположную сторону от того, что было изначальной проблемой. Что понимается в данном контексте под "знаю" объяснено там же. Потому что вопрос заключается не в том, как строить концепции и предположения, а из чего они складываются в своем пределе субъективного опыта, и что вообще можно знать о существовании концепций и чего знать нельзя в принципе.
Попробуйте поразмышлять над проблемой объяснения, что такое круглое и плоское, ребенку, который едва начал разговаривать. Иными словами, попробуйте поставить себя на место такого ребенка и понять, из чего состоит его мир. Ведь мир даже младенца состоит в своем пределе ровно из тех же составляющих, что и взрослого - из определенного набора переживаний. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Проще вопрос - знаешь ли ты о том, что Будда учил тому, что ум (и читта, и виджняна) очень быстро меняется, или не знаешь о таком? Или тут тоже, якобы, есть "рогатина"?
Ум очень быстро меняется, да. Но не все изменения одинаково мгновенны. Упас приводил цитату о том, что момент рупа длится 16 умственных моментов. Получается, что одни моменты (явления, дхаммы) более продолжительны по времени, чем другие.
Попробуйте поразмышлять над проблемой объяснения, что такое круглое и плоское, ребенку, который едва начал разговаривать. Иными словами, попробуйте поставить себя на место такого ребенка и понять, из чего состоит его мир. Ведь мир даже младенца состоит в своем пределе ровно из тех же составляющих, что и взрослого - из определенного набора переживаний.
Да ничего подобного! Мир взрослого (конечно не того, который так и остался дитятей) состоит вовсе не из переживаний, а из логических построений, основанных преимущественно на знании, полученном никак не на ощупь (гладкое-шершавое). Попробуйте поразмышлять, на основании чего вы поступаете так или иначе. Сомневаюсь, что ваши поступки обусловлены только лишь набором переживаний.
И контакт - он, в твоей школе, может быть медленнее, чем ум?
"«Монахи, необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него. Почему? Потому что очевидны развитие и упадок, подхватывание [при рождении] и отбрасывание [при смерти] этого тела, состоящего из четырёх великих элементов. Поэтому необученный заурядный человек может разочароваться этим телом, состоящим из четырёх великих элементов, может стать беспристрастным по отношению к нему, может освободиться от него.
Но что касается того, что называется «умом», «интеллектом», «сознанием» – то необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого. Почему? [Слишком] долгое время необученный заурядный человек это лелеял, удерживал и ухватывал таким образом: «Это – моё, я таков, это моё «я». Так необученный заурядный человек неспособен разочароваться этим, неспособен стать беспристрастным по отношению к этому, не может освободиться от этого.
Было бы лучше, если бы необученный заурядный человек считал бы «собой» тело, состоящее из четырёх великих элементов, нежели ум. Почему? Потому что видно, как это тело, состоящее из четырёх великих элементов, держится год, два, три, четыре, пять, десять, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят, сто лет или более. Но то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное. Подобно обезьяне, что хватается за ветку, пробираясь через джунгли. Отпуская одну, она хватается за другую ветку. Отпуская ту, она хватается за следующую. Отпуская следующую, она хватается за ещё одну. Точно также и то, что называется «умом», «интеллектом» или «сознанием» – днём и ночью возникает как одно, а исчезает как иное". СН 12.61
Если брать ум в целом, то конечно же он непрерывно меняется, но это не значит, что в один момент времени в нем только одна дхамма, которая при это еще и мгновенна, как учас в абхидхаммических теориях. В нем одновременно может присутствовать и лень, и грусть, и зависть, и заблуждение, и вера в макаронного монстра, и еще миллионы всяких явлений. Ум - это обобщенное наименование для веданы, санни, санкхары и винняны.
Будда знал о мгновенных явлениях - коротких звуках, лопающихся пузырях и т.п.? И сказал, что ум несравнимо быстрее меняется?
И контакт - он, в твоей школе, может быть медленнее, чем ум?
Вот тут хорошо бы нам Упас подсказал в добавление к своей цитате о том, что момент рупа длится 16 умственных моментов, а сколько времени длится один умственный момент?
Если брать ум в целом, то конечно же он непрерывно меняется, но это не значит, что в один момент времени в нем только одна дхамма, которая при это еще и мгновенна, как учас в абхидхаммических теориях. В нем одновременно может присутствовать и лень, и грусть, и зависть, и заблуждение, и вера в макаронного монстра еще миллионы всяких явлений. Ум - это обобщенное наименование для веданы, санни, санкхары и винняны.
В твоей школе, длительность контакта (спарша) примерно совпадает по времени с длительностью дхаммы сознания, или могут иметь совершенно разную длительность? Один контакт на кучу дхамм сознания?
Ты смотришь на длящуюся вещь - на холодильник. В любое время, когда смотришь на холодильник, с любой его стороны, это будет контакт с рупа-дхаммой "холодильник"? Или дхаммы у тебя помельче и покороче? _________________ Буддизм чистой воды
Проще вопрос - знаешь ли ты о том, что Будда учил тому, что ум (и читта, и виджняна) очень быстро меняется, или не знаешь о таком? Или тут тоже, якобы, есть "рогатина"?
Ум очень быстро меняется, да. Но не все изменения одинаково мгновенны. Упас приводил цитату о том, что момент рупа длится 16 умственных моментов. Получается, что одни моменты (явления, дхаммы) более продолжительны по времени, чем другие.
На уровне дхамм нет концепции времени и уж тем более они не продолжаются из прошлого в будущее как бытовые концепции типа людей, домов и других саммути. Кхана - это чисто технический термин применяемый в теории дхамм для объяснения различных процессов, условная единица времени возникновения и исчезновения дхаммы, не надо его лепить на какие-то представляемые в уме субстанции.
Конкретные цепочки рассматриваются лишь для понимания возникновения приятной и неприятной веданы, причиной которой является прошлая жажда.
Вот поэтому и рассматриваем холодильник! Там и жажда и ведана!
В любое время, когда смотришь на холодильник, с любой его стороны, это будет контакт с рупа-дхаммой "холодильник"? Или дхаммы у тебя помельче и покороче? _________________ Буддизм чистой воды
Если брать ум в целом, то конечно же он непрерывно меняется, но это не значит, что в один момент времени в нем только одна дхамма, которая при это еще и мгновенна, как учас в абхидхаммических теориях. В нем одновременно может присутствовать и лень, и грусть, и зависть, и заблуждение, и вера в макаронного монстра, и еще миллионы всяких явлений. Ум - это обобщенное наименование для веданы, санни, санкхары и винняны.
В каких абхидхаммических теориях такому учат? В одну кхану читта совозникает минимум с восьмью четасиками.
Конкретные цепочки рассматриваются лишь для понимания возникновения приятной и неприятной веданы, причиной которой является прошлая жажда.
Вот поэтому и рассматриваем холодильник! Там и жажда и ведана!
В любое время, когда смотришь на холодильник, с любой его стороны, это будет контакт с рупа-дхаммой "холодильник"? Или дхаммы у тебя помельче и покороче?
Может ты рассматривашь атомы зеленого, как в одной из абхидхаммических теорий, а у меня махабхуты - это не дхаммы. Дхаммы - это умственные явления. Возникновение узнавания "холодильник" (сання) - это дхамма, появление нейтральной веданы - это дхамма, появление санкхары "надо открыть холодильник" - дхамма, при этом параллельно могут быть и другие дхаммы, например цепочки от слышимой музыки, от обоняемого запаха из мусорного ведра и т.д. + умственные состояния: лень, заблуждения и т.п.
Конкретные цепочки рассматриваются лишь для понимания возникновения приятной и неприятной веданы, причиной которой является прошлая жажда.
Вот поэтому и рассматриваем холодильник! Там и жажда и ведана!
В любое время, когда смотришь на холодильник, с любой его стороны, это будет контакт с рупа-дхаммой "холодильник"? Или дхаммы у тебя помельче и покороче?
Может ты рассматривашь атомы зеленого, как в одной из абхидхаммических теорий, а у меня махабхуты - это не дхаммы. Дхаммы - это умственные явления. Возникновение узнавания "холодильник" (сання) - это дхамма, появление нейтральной веданы - это дхамма, появление санкхары "надо открыть холодильник" - дхамма, при этом параллельно могут быть и другие дхаммы, например цепочки от слышимой музыки, от обоняемого запаха из мусорного ведра и т.д. + умственные состояния: лень, заблуждения и т.п.
Обсуждаем рупа-дхаммы и восприятие холодильника в твоем воззрении (иные будем обсуждать с их представителями). Один холодильник, в твоем воззрении - это одна длящаяся рупа-дхамма? _________________ Буддизм чистой воды
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы