Тут есть эпистемологическая тонкость. Остановить сознание - значит, что сознание прекращает функционировать, но продолжает быть. Уничтожить сознание - значит, что сознание не только не функционирует, но и перестаёт быть.
Соответственно, возникают сложности с объяснением возобновления сознания. Если в первом случае, после остановки, сознание, подобно мощный агрегат, запускается вновь и выполняет все те же функции, то во втором случае должен происходить перезапуск сознания практически с нуля, реагрегация агрегата - подобно тому, как в компьютере удаляется, а потом заново устанавливается операционная система. Удаление ОС = уничтожение сознания. Комп стоит, но без ОС это просто пятичастная куча железа.
Итак, о чём же мы говорим - об остановке или об уничтожении?
Во время медитации ваши эмоции (хотя бы часть из них, к примеру злоба, если вы медитируете на доброжелательность) полностью уничтожаются. Уничтожаются временно, прекращают функционировать на время медитации, после чего возобновляются. У вас есть какие-то сложности с объяснением возобновления эмоций после медитативной сессии? Или сложности опять только с тем, что сознанию придается некая исключительная, божественная роль?
Полагаю, что сложность здесь исключительно в том, что если нечто "полностью уничтожено", то это нечто больше не может возобновиться. Если же возобновляется, то это значит, что не полностью уничтожено. Это же просто, вроде бы... _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В комментариях видимо тоже хотели Будду научить говорить правильно, когда называли ниббану без остатка - кхандхапариниббана ))
А я нигде не утверждала, что страдания никак не связаны с упадана-кхандхами, а прекращение страданий никак не связано с прекращением упадана-кхандх.
Вы постоянно домысливаете лишнего - то за Будду, то за меня )))
Я просто пытаюсь понять - что за сферическую дуккху в ваккуме по вашему говорил прекратить Будда )) В суттах он пояснил - что такое дуккха, поэтому в данном случае это вовсе не домысливание.
Насколько я понимаю, вы в курсе того, что умственная дуккха полностью и окончательно прекращается при достижении Ниббаны с остатком (Килесапариниббаны), остается лишь телесная дуккха.
Меня буддизм интересует как лекарство от умственной дуккхи. Потому что я не вижу особых проблем в наличии тела и его страданиях, если ум от этого больше не страдает.
И в моем понимании Тхеравады ключевой момент освобождения от страданий происходит не при достижении Кхандхапариниббаны, а при достижении Килесапариниббаны.
Ниббана одна, не знаю зачем выделять какой-то из ее аспектов, если угасание кхандх со временем неизбежно следует за угасанием килес.
Монах, если кто-либо учит Дхамме ради разочарования в форме, ради её угасания и прекращения, то его можно назвать монахом, который является проповедником Дхаммы. Если кто-либо практикует ради разочарования в форме, ради её угасания и прекращения, то его можно назвать монахом, который практикует в соответствии с Дхаммой. Если, посредством разочарования в форме, посредством её угасания и прекращения, он освобождается из-за отсутствия цепляния, то его можно назвать монахом, который достиг ниббаны в этой самой жизни.
Монах, если кто-либо учит Дхамме ради разочарования в чувстве…
Монах, если кто-либо учит Дхамме ради разочарования в восприятии…
Монах, если кто-либо учит Дхамме ради разочарования в формациях…
№569983Добавлено: Пт 12 Мар 21, 15:18 (4 года тому назад)
[quote=Яреб#569977]Дост. ПаАук Саядо, "Знание и виденье":
[quote]
Почему же они никогда не перестают видеть эти явления? Они уничтожили все
мешающие Джхана Факторам помехи и из-за этого владеют более высоким
уровнем концентрации. Сосредоточенный ум видит Абсолютные Реальности
(paramatthadhamma) такими, какие они есть на самом деле, поэтому он всегда
видит конечные ум-материю такими, какие они есть на самом деле - «постоянно
исчезающими». /quote]
Интересно, как это согласуется с Силаванта суттой:
«Но, друг Сарипутта, что монах, являющийся не-возвращающимся, должен тщательно рассматривать?»
«Друг Коттхита, монах, являющийся не-возвращающимся, должен тщательно рассматривать пять совокупностей, подверженных цеплянию, как непостоянное… безличностное. Когда, друг, монах, являющийся не-возвращающимся, тщательно рассматривает эти пять совокупностей, подверженные цеплянию, то может статься, что он достигнет плода арахантства».
«Но, друг Сарипутта, что монах, являющийся арахантом, должен тщательно рассматривать?»
«Друг Коттхита, монах, являющийся арахантом, должен тщательно рассматривать пять совокупностей, подверженных цеплянию, как непостоянное, как страдание, как болезнь, как опухоль, как [отравленный] дротик, как невзгоду, как бедствие, как чужое, как распадающееся, как пустое, как безличностное. У араханта, друг, более нет ничего, что следовало бы осуществить, и нет повторения того, что он уже осуществил. Однако, когда эти вещи развиты и взращены, они ведут к приятному пребыванию в этой самой жизни, а также к осознанности и бдительности».
Полагаю, что сложность здесь исключительно в том, что если нечто "полностью уничтожено", то это нечто больше не может возобновиться. Если же возобновляется, то это значит, что не полностью уничтожено. Это же просто, вроде бы...
Вот совсем простой пример, знакомый каждому. Вы ужасно голодны, потому, дорвавшись до еды, наедаетесь "от пуза", голод уничтожен полностью, на еду даже смотреть неохота. Так что же за нехорошая сущность включает тот рубильник, который опять вызывает чувство голода? Осмелюсь предположить, что никакого такого рубильника нету, а возобновляется голод в силу ряда причин. Такая же история с сознанием - процесс возобновляется исключительно вследствие тех или иных причин (к примеру, срок бывания практика еще не окончен).
Животные рядом с человеком очеловечиваются, держу собаку и кошки были. А если без человека то озвериниваются.
это доказывает что никакой такой пропасти нет и взаимная коммуникация вполне возможна на определенном уровне...причем с некоторыми животными(дельфины, врановые, шимпандзе,орангутанги и т.д.) этот уровень коммуникации и взаимодействия ничем не хуже чем уровень коммуникации и взаимодействия с детьми 3-4 лет(вывод ученых проводивших тесты)...Вы же не будете утверждать что между нами и детьми 4-летнего возраста есть непреодолимая пропасть??? что они бездушны и т.д....так...две три ступеньки на той же лестнице....так что мнение профессора Осипова обусловлено лишь желанием доказать правоту догматов и далеко от истины...имхо, конечно _________________ Гонимый за Джонса и правды народныя ради)
Последний раз редактировалось: crac333 (Пт 12 Мар 21, 15:33), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: ae, Рената Скот, мастер-бластер
Животные рядом с человеком очеловечиваются, держу собаку и кошки были. А если без человека то озвериниваются.
это доказывает что никакой такой пропасти нет и взаимная коммуникация вполне возможна на определенном уровне...причем с некоторыми животными(дельфины, врановые, шимпандзе,орангутанги и т.д.) этот уровень коммуникации и взаимодействия ничем не хуже чем уровень коммуникации и взаимодействия с детьми 3-4 лет(вывод ученых проводивших тесты)...
Это у нас их эмоции, а не у них наши, во всяком случае экспрессивно.
Ниббана одна, не знаю зачем выделять какой-то из ее аспектов, если угасание кхандх со временем неизбежно следует за угасанием килес.
Конечно, Ниббана одна. И событие достижения окончательной Ниббаны одно - это достижение Ниббаны с остатком (Килесапариниббаны).
Смерть тела - это вообще не достижение. Это неизбежное событие, которое в свое время происходит с любым человеческим телом и имеет определенные последствия. В случае Будды или Араханта последствие смерти тела - это прекращение упадана-скандх и невозникновение их в будущем.
Так что Кхандхапариниббана - это не достижение, а технический термин, описывающий происходящее.
Вот именно потому, что Ниббана одна и событие ее достижения называется Килесапариниббана (а не Кхандхапариниббана), я и считаю, что акцент надо делать на прекращении килес как причин страдания - очищать ум от омрачений. И от привязанности к кхандхам, понятное дело, потому что эта привязанность - жажда.
Хотя упадана-кхандхи при Кхандхапариниббане, конечно же, прекращаются и больше не возникают.
Остается ли что-то после этого - на этот счет в Махакоттхита сутте (цитату из нее я приводила) велено не разрастаться. То есть даже в Тхераваде по этому поводу нет однозначного ответа, а в Махаяне и подавно (например, в Махаяне есть анупаданаскандхи). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Последний раз редактировалось: Ктото (Пт 12 Мар 21, 16:01), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Весень, Antaradhana
это доказывает что никакой такой пропасти нет и взаимная коммуникация вполне возможна на определенном уровне...причем с некоторыми животными(дельфины, врановые, шимпандзе,орангутанги и т.д.) этот уровень коммуникации и взаимодействия ничем не хуже чем уровень коммуникации и взаимодействия с детьми 3-4 лет(вывод ученых проводивших тесты)...Вы же не будете утверждать что между нами и детьми 4-летнего возраста есть непреодолимая пропасть??? что они бездушны и т.д....так...две три ступеньки на той же лестнице....так что мнение профессора Осипова обусловлено лишь желанием доказать правоту догматов и далеко от истины...имхо, конечно
Что значит "бездушны"? Жс - процесс. Некоторые процессы нам ближе и понятнее, некоторые чужды и далеки.
Написал то, что вижу в ваших постах, про нарушения речи и мышления написал в качестве предположения. Критику неприятно слышать, но это не оскорбления. Не хотите слышать критику такого рода - пишите по правилам русского языка, выражайте мысли ясно и связано, чтобы они не выглядели как случайные обрывки потока сознания. Если у вас не получается это делать (а я уже вижу эту проблему на протяжении трех лет в большинстве ваших сообщений) - то значит, скорее всего у вас проблемы с оформлением мыслей в речь или же с самим мышлением.
А он ведь педагог дошкольного образования, логопед вроде бы, высшее образование. Костя, путешествует по разным странам.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы