Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

"Дхарма, которую будды хранят в тайне" и другие неудобные вопросы для махаяны со стороны тхеравады

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 ... 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49623

568556СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 13:22 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Панчупаданаккхандха - это описание психического опыта человека. Понятия входят в объём этого опыта?

"Все (известные ему) понятия" входят в объем "весь опыт человека".

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

568557СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 13:25 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

В наме (умственном) нет никакого "человека", кроме представлений, шаблонов о нем.

Если говорить о скандхах, то понятие "человек" (а человек есть не что иное, как биологический вид, основанный на классификации тел - живых организмов, а не "живых психик") применимо только к рупа-скандхе.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Пн 01 Мар 21, 14:52), всего редактировалось 4 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

568560СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 13:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

"Человеческий ум" - может, это и звучит гордо, но это всего лишь шаблон.
Есть просто ум Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Яреб



Зарегистрирован: 11.05.2017
Суждений: 1213
Откуда: Беларусь

568562СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 14:36 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Вот когда получится ясно увидеть, что в реальности нет существ, а есть безличные механизмы, что есть просто импульсы, направленные к удовольствию и продолжению существования, а результат этих импульсов всегда страдателен - тогда есть возможность освобождения.
Когда получится увидеть, что рядом с тобой нет ни отца, ни матери, ни братьев и сестёр, ни любимых, ни друзей, ни близких, ни далёких, но всё это лишь безличные механизмы, движимые импульсами притяжения и отталкивания, и всякое движение этого мега-механизма отзывается в тебе болью, тогда станет ясно, что навсегда прекратить это шоу в механическом цирке Трумэна - единственный разумный выход.
Смотрите какая штука. То что механизмы и отзывается болью - это как раз вполне приемлемо и терпимо, потому что не всегда и больно, а бывает и приятно, и даже очень.

Дукха - это не из-за неудовлетворенности, дукха - это сама подверженность возникновению неудовлетворенности.

Привлекательность, отторжение и безразличие - это потому потому что дукха, тогда как в отсутствие дукха - невозмутимость. Поэтому те же чувственные удовольствия привлекательны не потому что приятны, а потому и когда дукха, и приятны как раз потому, что дукха. А уже неведение - это считать прибежищем или спасением от неудовлетворенности то, что само по себе привлекательно лишь по причине неудовлетворенности. - Замкнутый круг из-за понимания дукха лишь как неудовлетворенности. Искать ведь надо решение проблемы подверженности неудовлетворенности вообще.

И вот теперь наверх добавляем еще и обусловленность с непостоянством, то есть безличные безостановочные механизмы: мало того, что какого-либо полного мирского счастья очень трудно достичь даже на мгновение, так его еще и невозможно вызвать или убрать по желанию и удерживать сколько хочется. Иными словами, если даже и удастся достигнуть своего некого идеального счастья в чувственном, существовании или несуществовании, то оно все равно будет вне контроля и недолго.

Чем обусловлена такая подверженность неудовлетворенности? - Наличием "тела", будь то нама-рупа или только нама, то есть рождением.

_________________
Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Чэн



Зарегистрирован: 25.08.2020
Суждений: 521

568563СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 14:47 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Когда мы говорим "живое существо", мы имеем в виду чувствующее и обладкющее сознанием существо. В строгом буддийском смысле - именно обладающее сознанием существо называется живым существом. Так и Кассапа объясняет Паяси феномен жизни  - живое существо наполнено теплом жизни, поскольку обладает светом сознания.
Соответственно, мёртвое существо лишено сознания. Каким же образом нечто, лишенное сознания, может осознавать?

А если допустим принять концепцию антарабхавы, то как тогда объясните? Еще говорится о гандхаббе, который появляется после смерти живого существа. Это вроде бы призрак, вроде бы переходная форма, между прошлым существованием и будущим. Гандхабба может иметь очертания умершего человека, его может тянуть к прежним местам, которые ему были знакомы при жизни. Где-то читал, уже не вспомню, что гандхабба может долго существовать.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30742

568566СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 15:05 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Панчупаданаккхандха - это описание психического опыта человека. Понятия входят в объём этого опыта?

"Все (известные ему) понятия" входят в объем "весь опыт человека".
Вот и я так думаю. Соответственно, если чисто логически разобрать, то:
- на вопрос "пять скадх - это челоек?"
- дан ответ "человек - это условное понятие"
- что значит "нет, это не человек"

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30742

568568СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 15:16 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Яреб пишет:
Горсть листьев пишет:
Antaradhana пишет:
Вот когда получится ясно увидеть, что в реальности нет существ, а есть безличные механизмы, что есть просто импульсы, направленные к удовольствию и продолжению существования, а результат этих импульсов всегда страдателен - тогда есть возможность освобождения.
Когда получится увидеть, что рядом с тобой нет ни отца, ни матери, ни братьев и сестёр, ни любимых, ни друзей, ни близких, ни далёких, но всё это лишь безличные механизмы, движимые импульсами притяжения и отталкивания, и всякое движение этого мега-механизма отзывается в тебе болью, тогда станет ясно, что навсегда прекратить это шоу в механическом цирке Трумэна - единственный разумный выход.
Смотрите какая штука. То что механизмы и отзывается болью - это как раз вполне приемлемо и терпимо, потому что не всегда и больно, а бывает и приятно, и даже очень.

Дукха - это не из-за неудовлетворенности, дукха - это сама подверженность возникновению неудовлетворенности.

Привлекательность, отторжение и безразличие - это потому потому что дукха, тогда как в отсутствие дукха - невозмутимость. Поэтому те же чувственные удовольствия привлекательны не потому что приятны, а потому и когда дукха, и приятны как раз потому, что дукха. А уже неведение - это считать прибежищем или спасением от неудовлетворенности то, что само по себе привлекательно лишь по причине неудовлетворенности. - Замкнутый круг из-за понимания дукха лишь как неудовлетворенности. Искать ведь надо решение проблемы подверженности неудовлетворенности вообще.

И вот теперь наверх добавляем еще и обусловленность с непостоянством, то есть безличные безостановочные механизмы: мало того, что какого-либо полного мирского счастья очень трудно достичь даже на мгновение, так его еще и невозможно вызвать или убрать по желанию и удерживать сколько хочется. Иными словами, если даже и удастся достигнуть своего некого идеального счастья в чувственном, существовании или несуществовании, то оно все равно будет вне контроля и недолго.

Чем обусловлена такая подверженность неудовлетворенности? - Наличием "тела", будь то нама-рупа или только нама, то есть рождением.
Да, по сути, вы дали отповедь тем гедонистам, что ищут возможность исключить неприятное и оставить только приятное. Но я полагаю, что буддийская теория заглядывает в более глубокую проблему. Это становится понятнее, если сопоставить понятие дукха с нашим понятием "боль", весьма многозначным и чрезвычайно объёмным. Сопоставить именно со всем этим объёмом. Вся цепь dependent origination ведёт к звену всеобъемлющей Боли. Рождение - это боль, жить и стареть больно, и смерть - это самая сильная боль: физическая боль и боль неизбежности, и боль всеобщности.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49623

568569СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 15:18 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Горсть листьев пишет:
Панчупаданаккхандха - это описание психического опыта человека. Понятия входят в объём этого опыта?

"Все (известные ему) понятия" входят в объем "весь опыт человека".
Вот и я так думаю. Соответственно, если чисто логически разобрать, то:
- на вопрос "пять скадх - это челоек?"
- дан ответ "человек - это условное понятие"
- что значит "нет, это не человек"

Дан там не ответ, а дана отписка, причем, не отвечающая на вопрос. Это как на вопрос "как хлеб соотносится с мукой, водой и т.п.?", ответить "хлеб - это речевое слово". Очень умно, да? Все понятия - условны.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30742

568570СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 15:26 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Чэн пишет:
Горсть листьев пишет:

Когда мы говорим "живое существо", мы имеем в виду чувствующее и обладкющее сознанием существо. В строгом буддийском смысле - именно обладающее сознанием существо называется живым существом. Так и Кассапа объясняет Паяси феномен жизни  - живое существо наполнено теплом жизни, поскольку обладает светом сознания.
Соответственно, мёртвое существо лишено сознания. Каким же образом нечто, лишенное сознания, может осознавать?

А если допустим принять концепцию антарабхавы, то как тогда объясните? Еще говорится о гандхаббе, который появляется после смерти живого существа. Это вроде бы призрак, вроде бы переходная форма, между прошлым существованием и будущим. Гандхабба может иметь очертания умершего человека, его может тянуть к прежним местам, которые ему были знакомы при жизни. Где-то читал, уже не вспомню, что гандхабба может долго существовать.
Скажу, что эта ганхабба - это другое существо, не то, что как бы умерло, но каким-то волшебным образом как бы всё ещё живо. Пока был жив человек, он ведь не был ганхаббой, и не было такой гандхаббы, которая одновременно была бы этим живым человеком. Если предположить обратное, то неизбежно мы придём к представлению о гандхаббах, живущих в телах людей и других живых существ - то есть, к народному, примитивному анимизму. Я полагаю, что учение Будды было скорее антитезой этому поверию, нежели его развитием. Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Darius Farmer
Гость


Откуда: Bogotб


568571СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 15:52 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Darius Farmer пишет:
Так вот, по поводу санкхьи. Виджняна в сутрах определяется как "то что переживает плоды хороших и плохих поступков". То есть, это аналог аханкары санкхьи, или как ее переводят по-русски "чувство я". Субъект, эго. То, что переживает плоды поступков.

Читта от слова чинтети и ему подобных - думать, размышять. Читта это интеллект, аналог буддхи санкхьи, что также переводят как "интеллект".
Если так, то зачем понадобилась пудгалавадинам выдумывать пудгалу как новую абхидхармическую категорию? Почему бы не ухватиться за читту?
Я так понимаю что вы наверное имели ввиду виджняну/аханкару о которой я написал, но в любом случае это будут разные понятия по сравнению с пудгалой, даже если в те времена виджняна [все еще] понималась как аналог аханкары.

Пудгала это транс-жизненное понятие, когда Будда по предположительным словам пудгалавадинов говорил о том что именно он был тем-то и тем-то в прошлых жизнях. А виджняна/аханкара это то, что возникает по причинам, такой "технический" локальный субъект.
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

568573СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 16:28 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

мастер-бластер пишет:
Рената Скот пишет:
мастер-бластер пишет:
Когда существо умерло оно понимает это?
Когда существо заснуло, оно понимает это?
А когда проснулось понимает? Так же и в посмертии.
Не всегда понимает (если проснулось существо с деменцией, к примеру). И не всегда не понимает (мудрец может вспомнить свои предыдущие жизни). Посмертия никакого нету, сразу же после смерти начинается следующее бывание.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

568574СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 16:32 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Горсть листьев пишет:
Панчупаданаккхандха - это описание психического опыта человека. Понятия входят в объём этого опыта?

"Все (известные ему) понятия" входят в объем "весь опыт человека".
Вот и я так думаю. Соответственно, если чисто логически разобрать, то:
- на вопрос "пять скадх - это челоек?"
- дан ответ "человек - это условное понятие"
- что значит "нет, это не человек"

Дан там не ответ, а дана отписка, причем, не отвечающая на вопрос. Это как на вопрос "как хлеб соотносится с мукой, водой и т.п.?", ответить "хлеб - это речевое слово". Очень умно, да? Все понятия - условны.
 Скорее кхандхи можно соотнести с горбушкой, корочкой и мякишем, а не с мукой и водой.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

568577СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 16:37 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Да, по сути, вы дали отповедь тем гедонистам, что ищут возможность исключить неприятное и оставить только приятное. Но я полагаю, что буддийская теория заглядывает в более глубокую проблему. Это становится понятнее, если сопоставить понятие дукха с нашим понятием "боль", весьма многозначным и чрезвычайно объёмным. Сопоставить именно со всем этим объёмом. Вся цепь dependent origination ведёт к звену всеобъемлющей Боли. Рождение - это боль, жить и стареть больно, и смерть - это самая сильная боль: физическая боль и боль неизбежности, и боль всеобщности.
Не уверена, что понятие боли такое уж многозначное и объемное. Неудовлетворенность гораздо точнее. И совершенно справедливо люди, далекие от буддизма утверждают, что совсем не всё в жизни боль и жить частенько бывает очень даже приятно. Но даже "очень приятно" сколько-нибудь стабильного счастья не приносит.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49623

568578СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 16:38 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Горсть листьев пишет:
Горсть листьев пишет:
Панчупаданаккхандха - это описание психического опыта человека. Понятия входят в объём этого опыта?

"Все (известные ему) понятия" входят в объем "весь опыт человека".
Вот и я так думаю. Соответственно, если чисто логически разобрать, то:
- на вопрос "пять скадх - это челоек?"
- дан ответ "человек - это условное понятие"
- что значит "нет, это не человек"

Дан там не ответ, а дана отписка, причем, не отвечающая на вопрос. Это как на вопрос "как хлеб соотносится с мукой, водой и т.п.?", ответить "хлеб - это речевое слово". Очень умно, да? Все понятия - условны.
 Скорее кхандхи можно соотнести с горбушкой, корочкой и мякишем, а не с мукой и водой.

Горбушка, корочка и мякиш - не хлеб?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

568579СообщениеДобавлено: Пн 01 Мар 21, 16:38 (4 года тому назад)     Ответ с цитатой

Dhamm пишет:


У кого цепляние сильны, услышав, просто покрутят пальцем у виска и пойдут молиться своим богам, так что не стоит делать из Дхаммы тайны.
Хорошо сказано!
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 ... 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311  След.
Страница 122 из 311

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.084 (0.802) u0.021 s0.004, 18 0.059 [264/0]