как будто развитие физики позволило нам глазами видеть, вкусовыми рецепторами или кожей ощущать, носом нюхать, ушами слышать - молекулы, атомы, микрочастицы, волны, поля и тому подобные концепты) - это, конечно, удручает.
А некоторые люди, между прочим, предполагают, что в измененных состояниях сознания вполне возможно воспринимать все эти вещи. Не знаю, конечно, какие именно органы чувств для этого используются, но они вполне могут оказаться правы в отношении этого.
В принципе клетки нашего тела ведь живые, а значит обладают и своим сознанием. Другое дело, что, на мой взгляд, ум не может напрямую проникнуть на этот уровень сознания. Читал как то давно описания под ЛСД как там кто описывал гудение нервов и ощущения потоков крови в сосудах.
А вот то, что Вы по-прежнему считаете абхидхаммическую классификацию чувственных восприятий "устаревшей" (как будто развитие физики позволило нам глазами видеть, вкусовыми рецепторами или кожей ощущать, носом нюхать, ушами слышать - молекулы, атомы, микрочастицы, волны, поля и тому подобные концепты) - это, конечно, удручает.
В том и дело, что на мой взгляд там говорится не только о "чувственных восприятиях". А описывают физику как они тогда это понимали. Как, например, можно чувственно познать вот это?
"(Х) Четыре характеристики всех физических элементов (лаккхана рупа):
25. Рост, интеграция (упачайя).
26. Продолженность, поддержание состояния (сантати).
27. Разложение, старение (джарата).
28. Непостоянство, разрушение, смерть (аниччата)."
Или к какому классу Вы отнесете гермафродиты или бактерии?
"III) Два пола (бхава рупа):
11. Мужской пол (пум-бхава).
12. Женский пол (иттхи-бхава)."
Так в чём проблема-то? Возникновение, сохранение, разрушение - это то, что вполне приложимо к чувственно воспринимаемым явлениям. Можно непосредственно, с помощью органов чувств, наблюдать, как это происходит. И принадлежность к полу тоже воспринимается посредством органов чувств.
Так в чём проблема-то? Возникновение, сохранение, разрушение - это то, что вполне приложимо к чувственно воспринимаемым явлениям. Можно непосредственно, с помощью органов чувств, наблюдать, как это происходит. И принадлежность к полу тоже воспринимается посредством органов чувств.
А если ещё менее кратко, то надо читать самого Маха.
Зрительно (для упрощения чтобы все чувства не анализировать) Вы можете наблюдать только форму и цвет, следуя абхидхамме. Возникновение, сохранение и разрушение это уже интеллектуальный вывод о наблюдаемом. Разве нет?
К какому полу Вы отнесете гермафродита?
Это орган, воспринимающий умственные представления (примерно то же самое, что в ряде сутт называется mano - ум). Современная физиология, как Вы знаете, его локализует в мозге. Если хотите, можете написать вместо "сердечная основа" - "мозговая основа". Однако от этого ничего не изменится, потому что Абхидхамма говорит не о физиологии, а о том, как функционируют ментальные процессы (и даже чувственные восприятия Абхидхамму интересуют в той мере, в какой они включены в ментальные процессы). _________________ Границы мира - это границы языка
Возникновение, сохранение и разрушение это уже интеллектуальный вывод о наблюдаемом. Разве нет?
К какому полу Вы отнесете гермафродита?
Почему же? И момент возникновения, и момент исчезновения вполне возможно заметить.
Что касается гермафродитов, то уверен, что в комментариях, если в них рыться, что-то на их счёт найдётся, потому что они были известны древним буддистам и на их счёт были какие-то рекомендации (не принимать в монахи, если не ошибаюсь). _________________ Границы мира - это границы языка
как будто развитие физики позволило нам глазами видеть, вкусовыми рецепторами или кожей ощущать, носом нюхать, ушами слышать - молекулы, атомы, микрочастицы, волны, поля и тому подобные концепты) - это, конечно, удручает.
А некоторые люди, между прочим, предполагают, что в измененных состояниях сознания вполне возможно воспринимать все эти вещи. Не знаю, конечно, какие именно органы чувств для этого используются, но они вполне могут оказаться правы в отношении этого.
В принципе клетки нашего тела ведь живые, а значит обладают и своим сознанием. Другое дело, что, на мой взгляд, ум не может напрямую проникнуть на этот уровень сознания. Читал как то давно описания под ЛСД как там кто описывал гудение нервов и ощущения потоков крови в сосудах.
Ну, может ум проникнуть или не может – это скорее дело веры, а так есть записи таких опытов и по видимости их вполне можно повторить, если соблюсти необходимые условия.
[ Китайский и другие виды северо-восточного буддизма - наследники Дхармагуптаки.
Кстати говоря, здесь один из многих вопросов, которые я не понимаю - но и не настолько ими интересуюсь, чтобы тратить много времени на выяснение: у китайских буддистов Виная, унаследованная от Дхармагуптаки. Но при этом пишут, что в составе китайской Трипитаки Абхидхарма Сарвастивады представлена гораздо полнее, чем Абхидхарма Дхармагуптаки (от которой всего один трактат там и остался). Как так получилось? Самые первые буддийские миссионеры в Китае были из Дхармагуптаки, но махаянские школы, затем распространившиеся и возобладавшие в Китае, по своему воззрению происходили от Сарвастивады, а не от Дхармагуптаки? Или это как-то иначе объясняется? (Спрашиваю, естественно, только на тот случай, если Вы знаете ответ и имеете время/желание его изложить).
В 3-2 в до н.э. буддизм (никайский) начал проникать в Китай, преимущественно посредством миссионеров. В 4-7 веках в Китай стали проникать махаянские проповедники, но они приходили проповедовать в уже существующие монастыри, где уже следовали определенной Винае. Так как Винаи разных школ мало отличались, махаянские проповедники проповедовали идеи махаяны, но не приносили с собой Винаю. Например Бодхидхарма пришел в Шаолинь, и стал обучать монахов новой доктрине, но он не перестригал их в Винаю другой школы, да и не мог сделать этого в одиночку, в соответствии с правилами самой Винаи.
Это орган, воспринимающий умственные представления (примерно то же самое, что в ряде сутт называется mano - ум). Современная физиология, как Вы знаете, его локализует в мозге. Если хотите, можете написать вместо "сердечная основа" - "мозговая основа". Однако от этого ничего не изменится, потому что Абхидхамма говорит не о физиологии, а о том, как функционируют ментальные процессы (и даже чувственные восприятия Абхидхамму интересуют в той мере, в какой они включены в ментальные процессы).
Может я что-то не понимаю, но про сознание ума есть ведь отдельные разделы дхамм под названием читта. А тут речь о рупе. И в рупе у нас нет никакого сердечного или мозгового чувства. А есть только известные всем органы чувств.
Возникновение, сохранение и разрушение это уже интеллектуальный вывод о наблюдаемом. Разве нет?
К какому полу Вы отнесете гермафродита?
Почему же? И момент возникновения, и момент исчезновения вполне возможно заметить.
Что касается гермафродитов, то уверен, что в комментариях, если в них рыться, что-то на их счёт найдётся, потому что они были известны древним буддистам и на их счёт были какие-то рекомендации (не принимать в монахи, если не ошибаюсь).
Каким образом Вы заметите? Ваш глаз воспринимает форму и цвет. И дальше уже только ум может сопоставить вот в предыдущий момент была такая форма и такой цвет, а в следующий момент сознания они стали другие, значит все меняется. Но это уже логическое заключение, а не прямое видение.
Ваш глаз воспринимает форму и цвет. И дальше уже только ум может сопоставить вот в предыдущий момент была такая форма и такой цвет, а в следующий момент сознания они стали другие, значит все меняется. Но это уже логическое заключение, а не прямое видение.
Всё есть сознание - на этом строится учение виджнянавады, которое есть высшее философские учение буддизма! _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Вт 24 Июл 18, 17:57), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: СлаваА
В общем, вполне уместно сказать, что для Тхеравады Буддагоса - как Хуэйнэн для Чань, или Цонкапа для Гелуг.
Насколько я знаю (поправьте, если я не права) и Хуэйнэн и Цонкапа почитаются в своих школах как святые. Буддхагосу же никто арахантом не считает, его почитают как большого ученого.
Ваш глаз воспринимает форму и цвет. И дальше уже только ум может сопоставить вот в предыдущий момент была такая форма и такой цвет, а в следующий момент сознания они стали другие, значит все меняется. Но это уже логическое заключение, а не прямое видение.
Всё есть сознание - на этом строится учение виджнянавады, которое есть высшее философские учение буддизма!
Я просто пытаюсь встать на позицию тхеравады, так как мы в разделе тхеравады и обсуждать исходя из этого, без дополнительных топоров.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы