Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Некоторые мысли о Суттаваде (школе дост. Вималарамси)

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17933
Откуда: Москва

431700СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:23 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
СлаваА пишет:
Почему выделяют в абхидхаммической классификации дхамм, рупа дхаммы?
Насколько я понимаю, рупа-дхаммой обозначаются наиболее грубые ощущения, связанные с миром физичских форм. Вот для их различения и введена такая классификация.
Я не спорю против того, что выделение рупа дхамм логично. Я спорю только с их классификацией в абхидхамме. Оно напоминает примитивную физику. Сопромат древних ученых.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

431703СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:26 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А почему Вы решили, что термин "параматтха дхамма" означает "объекты, находящиеся за пределами восприятия"??

А что он, по-вашему, означает?

Не по-моему, а в общепринятом тхеравадинском понимании он означает элементы опыта, которые невозможно разложить на составные части. Вот как это формулирует, например, Карунадаса ("Теория дхамм", http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/mindfulness-breathing/  С. 119): "для тхеравадинов использование термина «параматтха» не несет никаких субстанциальных смыслов. Он означает лишь, что ментальные и материальные дхаммы представляют крайние пределы, до которых может продвинуться анализ эмпирического существования".

Если это элементы опыта - то это ощущения, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.

Сказочка про белого бычка. Всё сформировано действиями воли только в том отношении, что нынешнее существование, со всеми своими элементами, вообще возникло из-за каммы (то есть, действий воли) предыдущего существования. Кроме того, здесь и сейчас воля, желание, влечение/отвращение влияют на то, куда именно направлено внимание (и, таким образом, на то, какие именно объекты воспринимаются). Но это влияние на направленность внимания отнюдь не означает, будто воля здесь и сейчас формирует, создаёт воспринимаемый объект, наделяет его качествами, делает его приятным или неприятным, и т.д. Говоря в терминологии Паттханы - обусловленность каммой и обусловленность доминирующим желанием отнюдь не отменяет обусловленности объектом.  Впрочем, мы это уже обсуждали. Я помню Вашу точку зрения, что ведана создаётся килесами. По этому поводу могу только снова повторить, что эта точка зрения - ошибочная.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

431704СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:27 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:

Чтобы оценить, например, гибкость нужно как минимум два момента сознания - зафиксировали до приложения к нему усилия и после - оно согнулось, воспринимаема форма изменилась. Тогда говорим гибкое. Поэтому какая же это первичная дхамма?

Если уж два момента сознания, то такие: 1) момент сознания, одновременный с приложением усилия. В этот самый момент предмет, к которому прилагается усилия, гнется - и то, что он гнётся, воспринимается сознанием. 2) следующий момент, в который происходит рефлексия - а предмет-то гнулся, значит он гибкий.

И что Вас смущает в этой последовательности моментов сознания? Вполне обычная ситуация, что дхамма воспринимается (в связке с другими дхаммами - по-отдельности они никогда и не воспринимаются) в один момент сознания, а рефлексия, что-де была воспринята такая-то дхамма, происходит в следующий момент времени.
Два момента сознания нужны без рефлексии. Рефлексия уже третий момент сознания будет, которая сравнит форму объекта к которому прикладывалось усилие, до момента приложения усилий и после. Соответственно гибкость нельзя назвать "мельчайшей" дхаммой восприятия.

Зачем сравнивать до и после? Гибкость воспринимается непосредственно в процессе приложения усилия.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431706СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:28 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

В случае с полом - да, "не всё так однозначно" . Древние буддисты были люди простые. В их понимании различие полов - это вполне фундаментальная и очевидная вещь. Слышишь голос мужчины - и сразу опознаёшь, что это голос мужчины. Слышишь голос женщины - и сразу опознаёшь, что это голос женщины. А в нашем мире, с его, извиняюсь за выражение, гендерной вариативностью, нам сразу скажут, что это стереотип - что есть голос такого-то тембра и звучания; а что он мужской или женский, так это стереотип, ярлык, который мы автоматически приклеиваем к тембру и звучанию.
Но даже в этом случае мы можем смело назвать их "базовые ярлыки", что при достаточной креативной вариативности перевода на пали становится ни чем иным, как рупа-дхамма. Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17933
Откуда: Москва

431708СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:30 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:

Чтобы оценить, например, гибкость нужно как минимум два момента сознания - зафиксировали до приложения к нему усилия и после - оно согнулось, воспринимаема форма изменилась. Тогда говорим гибкое. Поэтому какая же это первичная дхамма?

Если уж два момента сознания, то такие: 1) момент сознания, одновременный с приложением усилия. В этот самый момент предмет, к которому прилагается усилия, гнется - и то, что он гнётся, воспринимается сознанием. 2) следующий момент, в который происходит рефлексия - а предмет-то гнулся, значит он гибкий.

И что Вас смущает в этой последовательности моментов сознания? Вполне обычная ситуация, что дхамма воспринимается (в связке с другими дхаммами - по-отдельности они никогда и не воспринимаются) в один момент сознания, а рефлексия, что-де была воспринята такая-то дхамма, происходит в следующий момент времени.
Два момента сознания нужны без рефлексии. Рефлексия уже третий момент сознания будет, которая сравнит форму объекта к которому прикладывалось усилие, до момента приложения усилий и после. Соответственно гибкость нельзя назвать "мельчайшей" дхаммой восприятия.

Зачем сравнивать до и после? Гибкость воспринимается непосредственно в процессе приложения усилия.
А когда Вы смотрите, а не трогаете предмет? Например, когда сталкиваются два предмета.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431710СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:32 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Если это элементы опыта - то это ощущения, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.
Мысли - это тоже (первичные) элементы опыта, причём они являются чисто психическим явлением (вы говорите "продуктом", что можно считать в данном случае синонимом). Но разве мысли - это ощущения? Можете ли вы ощущать свои мысли?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





431711СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:33 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А почему Вы решили, что термин "параматтха дхамма" означает "объекты, находящиеся за пределами восприятия"??

А что он, по-вашему, означает?

Не по-моему, а в общепринятом тхеравадинском понимании он означает элементы опыта, которые невозможно разложить на составные части. Вот как это формулирует, например, Карунадаса ("Теория дхамм", http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/mindfulness-breathing/  С. 119): "для тхеравадинов использование термина «параматтха» не несет никаких субстанциальных смыслов. Он означает лишь, что ментальные и материальные дхаммы представляют крайние пределы, до которых может продвинуться анализ эмпирического существования".

Если это элементы опыта - то это ощущения, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.

Сказочка про белого бычка. Всё сформировано действиями воли только в том отношении, что нынешнее существование, со всеми своими элементами, вообще возникло из-за каммы (то есть, действий воли) предыдущего существования. Кроме того, здесь и сейчас воля, желание, влечение/отвращение влияют на то, куда именно направлено внимание (и, таким образом, на то, какие именно объекты воспринимаются). Но это влияние на направленность внимания отнюдь не означает, будто воля здесь и сейчас формирует, создаёт воспринимаемый объект, наделяет его качествами, делает его приятным или неприятным, и т.д. Говоря в терминологии Паттханы - обусловленность каммой и обусловленность доминирующим желанием отнюдь не отменяет обусловленности объектом.  Впрочем, мы это уже обсуждали. Я помню Вашу точку зрения, что ведана создаётся килесами. По этому поводу могу только снова повторить, что эта точка зрения - ошибочная.

Объект – это воспринимаемое ощущение, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Just process
Гость





431713СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:35 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Just  process пишет:

Если это элементы опыта - то это ощущения, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.
Мысли - это тоже (первичные) элементы опыта, причём они являются чисто психическим явлением (вы говорите "продуктом", что можно считать в данном случае синонимом). Но разве мысли - это ощущения? Можете ли вы ощущать свои мысли?

Да, вроде могу.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431714СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:36 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Горсть листьев пишет:
СлаваА пишет:
Почему выделяют в абхидхаммической классификации дхамм, рупа дхаммы?
Насколько я понимаю, рупа-дхаммой обозначаются наиболее грубые ощущения, связанные с миром физичских форм. Вот для их различения и введена такая классификация.
Я не спорю против того, что выделение рупа дхамм логично. Я спорю только с их классификацией в абхидхамме. Оно напоминает примитивную физику. Сопромат древних ученых.
Да, напоминает. Но разве сапромат древних учёных был полностью ошибочен? А что, если они обозначали одними словами то, что вы этими словами уже давно не обозначаете? Они же древние - и слова у них древние, старые, устаревшие, античные.
Или же вы себя умнее Архимеда считаете?

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431715СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:39 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Объект – это воспринимаемое ощущение, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.
Продукт психических процессов - это представление о "я", выстраиваемое на основе интерпретации ощущений и памяти. И вот это "я", безусловно, "сконструировано волевыми формирователями". А в самих ощущения никакого "я" нет, поэтому не правомерно говорить об их "сконструированности волевыми формирователями" (ну, если только вы не предполагаете, что на самом деле находитесь в полностью виртуальном мире, сконструированным по воле всемогущей Матрицы) Wink
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Ср 25 Июл 18, 12:42), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

431716СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.

Как и было сказано выше, сказочка про белого бычка. Ощущения не конструируются "волевыми формирователями" здесь и сейчас. Когда говорится, что все пять кхандх сформированы санкхарами, речь идёт о том, что нынешнее существование, со всеми своими кхандхами, обусловлено каммой предыдущего существования.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431718СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
Горсть листьев пишет:
Just  process пишет:

Если это элементы опыта - то это ощущения, а ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.
Мысли - это тоже (первичные) элементы опыта, причём они являются чисто психическим явлением (вы говорите "продуктом", что можно считать в данном случае синонимом). Но разве мысли - это ощущения? Можете ли вы ощущать свои мысли?

Да, вроде могу.
И какие они на ощупь, на вкус, на вид, какой у них запах, какие звуки они издают?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

431720СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:48 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:

А когда Вы смотрите, а не трогаете предмет? Например, когда сталкиваются два предмета.

Не задумывался, можно ли и в этом случае непосредственно воспринять гибкость. Однако это уже выходит за пределы нашей темы. Достаточно и того, что в некоторых случаях гибкость можно воспринять непосредственно. То, что в каких-то других случаях о ней придётся умозаключать с помощью силлогизма, к делу не относится.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость





431724СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:55 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.

Как и было сказано выше, сказочка про белого бычка. Ощущения не конструируются "волевыми формирователями" здесь и сейчас. Когда говорится, что все пять кхандх сформированы санкхарами, речь идёт о том, что нынешнее существование, со всеми своими кхандхами, обусловлено каммой предыдущего существования.

Зависимое возникновение ведь еще и на микро-уровне работает.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

431725СообщениеДобавлено: Ср 25 Июл 18, 12:59 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
ощущения являются продуктом психических процессов, то есть тем, что сконструировано волевыми формирователями.

Как и было сказано выше, сказочка про белого бычка. Ощущения не конструируются "волевыми формирователями" здесь и сейчас. Когда говорится, что все пять кхандх сформированы санкхарами, речь идёт о том, что нынешнее существование, со всеми своими кхандхами, обусловлено каммой предыдущего существования.

Зависимое возникновение ведь еще и на микро-уровне работает.
В смысле - на клеточном уровне? Или на квантовом?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67 ... 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132  След.
Страница 64 из 132

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.095 (0.575) u0.021 s0.001, 18 0.075 [271/0]