Спасибо за разъяснение! То-то теория ежесекундного потока сменяющихся дхамм в меня никак не лезет! Конечно все меняется, но не ежесекундно отнюдь.
Да, не ежесекундно, а миллионы раз в секунду. Потому и кажется все таким постоянным, так же как фильм - это просто набор быстросменяющихся кадров, видится уму через глаз некими объектами.[/quote]
Да. Обыватели считают, что живут с неким постоянным телом и умом, будучи при этом просто процессом, меняющимся ежемоментно.
Лимфоциты, например, обновляются со скоростью 10000 раз в секунду! За год смена ВСЕХ клеток кожи происходит 5-6 раз.
Что уж говорить про сознание, о котором Будда в суттах (не в Абхидхамме) говорил, что оно днем и ночью возникает как одно, а исчезает как совершенно другое. Но чтобы это увидеть, надо правильно медитировать.
Вот поэтому, можно сколько угодно считать комментаторские трактаты равные или даже превосходящими слово Будды, и назвать Абхидхамму, Абхи-абхи-абхидхаммой, это не отменит того, что в суттах Дхамма изложена лучше, чище, яснее, совершеннее и т.д., так как изложенна самим Благословенным.
Да не изложена она яснее, потому что сутты лаконичны, это конспекты, они предназначены, в основном, для проповедей. Именно Абхидхамма и комментарии ясность вносят и разжевывают Суттану. Это становится ясно любому, кто начал Абхидхамму изучать, здесь даже спорить не о чем.
О чем я и говорю: комментарии Дхаммы учениками, ставятся выше Дхаммы, изложенной в самой лучшей форме из возможных, самим Буддой.
P.S. Причем я не призываю отметать Абхидхамму, для людей определенного склада ума, она может быть полезна. Но совершенно не обязательно, до ее составления отлично обходились наставлениями самого Будды, прекрасными в начале, прекрасными в середине и прекрасными в конце. Лично я ознакомившись (конечно весьма поверхностно) с Абхидхаммой и коментариями на нее, не нашел там ничего, что бы мне было не ясно из сутт. ИМХО там местами усложняется простое, обрастая схоластикой.
Во-первых, Абхидхамма изложена Буддой, так считается в той же Тайской традиции, а я доверяю традиции в которой принимал Прибежище. Я уверен, что она в устном виде так же существовала, до времени ее "официального составления", потому что очень помогает именно в практике и понимании сутт.
Во-вторых, лаконичная Суттана, прекрасная в начале, в середине и конце, должна объясняться живой Традицией, в том числе и медитативные техники. Иначе будут возникать различные частные толкования, что приведет к каше. Хотя это и происходит в отдельных случаях, когда отклоняются от классики, так возникают Дхаммакаи всякие.
Я уверен, что она в устном виде так же существовала, до времени ее "официального составления", потому что очень помогает именно в практике и понимании сутт.
Во-вторых, лаконичная Суттана, прекрасная в начале, в середине и конце, должна объясняться живой Традицией, в том числе и медитативные техники. Иначе будут возникать различные частные толкования, что приведет к каше. Хотя это и происходит в отдельных случаях, когда отклоняются от классики, так возникают Дхаммакаи всякие.
Да, очень верно! _________________ Границы мира - это границы языка
Во-первых, Абхидхамма изложена Буддой, так считается в той же Тайской традиции, а я доверяю традиции в которой принимал Прибежище. Я уверен, что она в устном виде так же существовала, до времени ее "официального составления"
Угу, и дэвы порциями ее выдавали, по книге каждые несколько поколений. Причем последующие книги, являлись комментариями и хрестоматиями предыдущих книг Абхидхаммы
Во-первых, Абхидхамма изложена Буддой, так считается в той же Тайской традиции, а я доверяю традиции в которой принимал Прибежище. Я уверен, что она в устном виде так же существовала, до времени ее "официального составления"
Угу, и дэвы порциями ее выдавали, по книге каждые несколько поколений. Причем последующие книги, являлись комментариями и хрестоматиями предыдущих книг Абхидхаммы
То, что тексты Абхидхаммы дорабатывались, не значит, что уже во времена Будды не было её основ.
Кроме того, спрошу вновь: чем, с Вашей точки зрения, кхандхи, аятаны, дхату, о которых идёт речь в Дхаммасангани, принципиально отличаются от кхандх, аятан, дхату, о которых речь идёт в суттах - помимо того, что в Дхаммасангани эти разные списки сводятся в единую классификацию: читта, четасика, рупа и асанкхата дхату? _________________ Границы мира - это границы языка
Кроме того, спрошу вновь: чем, с Вашей точки зрения, кхандхи, аятаны, дхату, о которых идёт речь в Дхаммасангани, принципиально отличаются от кхандх, аятан, дхату, о которых речь идёт в суттах - помимо того, что в Дхаммасангани эти разные списки сводятся в единую классификацию: читта, четасика, рупа и асанкхата дхату?
Не понял, с чего мне этот вопрос задается. Я разве утверждал подобные отличия?
1. "кшаникавада", знаете что такое? 2. дхамма - то, что наполняет только один момент или кшану.
Не важно, какая это дхамма. Кусала или акусала. Уппада или ануппада
Что такое момент? - это то, что только теперь. Где граница между "было" и "теперь" - ищите. Полезно
Любое явление в мире - аничча, т.е. имеет начало, продолжение и прекращение. Какие-то явления длятся дольше, какие-то совсем не долго.
То есть разные по времени? Вы дхамму меряете временем, как я понял. Ну и где начинается одна дхамма, а заканчивается другая? ... Если речь идет о дхамме. "Явление" - это не то слово. _________________ живите больше
дхамма, как момент не имеет временных измерений. Время в ней заменяется наполненностью момента.
В один момент можно получить огромное количество впечатлений. Но есть тысячи моментов, пустых или почти пустых
Дхамма - то, что уже нельзя разделить на составляющие части. Самое действительное, что есть _________________ живите больше
дхамма, как момент не имеет временных измерений. Время в ней заменяется наполненностью момента.
В один момент можно получить огромное количество впечатлений. Но есть тысячи моментов, пустых или почти пустых
Дхамма - то, что уже нельзя разделить на составляющие части. Самое действительное, что есть
Дхаммы возникают в теле и уме, они возникают длятся и прекращаются, им на смену приходят другие дхаммы. А у вас дхаммы - это какие-то шарики волшебные?
Кроме того, спрошу вновь: чем, с Вашей точки зрения, кхандхи, аятаны, дхату, о которых идёт речь в Дхаммасангани, принципиально отличаются от кхандх, аятан, дхату, о которых речь идёт в суттах - помимо того, что в Дхаммасангани эти разные списки сводятся в единую классификацию: читта, четасика, рупа и асанкхата дхату?
Не понял, с чего мне этот вопрос задается. Я разве утверждал подобные отличия?
Я Вас понял (возможно, ошибочно) в том смысле, что Вы именно утверждаете принципиальное отличие абхидхаммической теории дхамм от того, что представлено в суттах.
№429856Добавлено: Ср 18 Июл 18, 15:02 (6 лет тому назад)
Одни дхаммы могут мгновения длиться, например восприятия, контакт, другие - секунды или минуты, например отвлечение, другие - годы, например лень, другие в течении одной или нескольких жизней, например пол (м/ж), а есть такие, которые с безначальных времен до самой ниббаны длятся, например неведение.
Кроме того, спрошу вновь: чем, с Вашей точки зрения, кхандхи, аятаны, дхату, о которых идёт речь в Дхаммасангани, принципиально отличаются от кхандх, аятан, дхату, о которых речь идёт в суттах - помимо того, что в Дхаммасангани эти разные списки сводятся в единую классификацию: читта, четасика, рупа и асанкхата дхату?
Не понял, с чего мне этот вопрос задается. Я разве утверждал подобные отличия?
Я Вас понял (возможно, ошибочно) в том смысле, что Вы именно утверждаете принципиальное отличие абхидхаммической теории дхамм от того, что представлено в суттах.
это еще далеко не Абхидхамма, с ее теорией о дхаммах и исчерпывающим списком дхамм.
Разработанной теории дхамм, как таковой в суттах еще нет. Именно эти теории и различались в разных школах, и ломались копья в дебатах схоластов. А явления эти конечно в суттах есть, (их нужно знать и понимать, чтобы узнавать при работе с умом), в АН им много коротких сутт посвящено, и в двух последних суттах ДН Сарипутта их монахам по памяти подряд перечисляет, сортируя по единицам, двойкам, тройкам, четверкам и т.п., по такому же принципу сутты сортируются в АН.
№429865Добавлено: Ср 18 Июл 18, 15:22 (6 лет тому назад)
Еще есть такая опасность, для людей с интеллектуальным складом ума, что прочитав все сутты, возьмутся за Абхидхаматтха-сангаху и Висуддхимаггу, потом за Абхидхамму и комментарии, потом за пост-коментарии, незаметно становясь учеными-буддологами (что конечно тоже хорошо), но не так хорошо, как реализовать все это на практике здесь и сейчас.
другие - секунды или минуты, например отвлечение, другие - годы, например лень, другие в течении одной или нескольких жизней, например пол (м/ж), а есть такие, которые с безначальных времен до самой ниббаны длятся, например неведение.
Нет таких обусловленных дхамм, они все возникают и тут же исчезают, каждый момент делится на три подмомента (возникновение, пребывание, исчезновение). Единственно, что рупа и производные от рупа возникают и исчезают в 17 раз чаще, чем ум. Один момент рупа-дхамм длится 17 умственных моментов, которые соответствуют одному полному ментальному процессу.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы