Джханы тут вообще ни при чем, т.к. это тоже уровень концептов, в джханах лишь временное освобождение ума от страстей.
Делая такие утверждения заблуждаетесь не меньше чем Antaradhana.
Да, джханы – это скорее проникновения на более глубокие уровни психики, без которых невозможно достичь настоящего прозрения и Ниббаны.
Самадхи сутта
Саматха (Джханы):
(1) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к приятному пребыванию в здесь и сейчас?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй дхъяне: восторг и счастье, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
С угасанием восторга (пити), он пребывает в беспристрастии (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое счастье (сукха). Он входит и остается в третьей дхъяне, и о нем благородные говорят: "В счастье живет тот, кто беспристрастен и осознает".
С отбрасыванием счастья и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой дхъяне: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни счастье, ни страдании (адукхам-асукха).
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании ведет к приятному пребыванию в здесь и сейчас.
Випассана:
(4) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений?
При этом монах постоянно отслеживает возникновение и исчезновение пяти совокупностей привязанности: "Такова форма, таково ее возникновение, таково ее исчезновение. Таково ощущение ... Таково распознавание ... Такова воля ... Таково сознание, таково его возникновение, таково его исчезновение".
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений.
Джханы тут вообще ни при чем, т.к. это тоже уровень концептов, в джханах лишь временное освобождение ума от страстей.
Делая такие утверждения заблуждаетесь не меньше чем Antaradhana.
Да, джханы – это скорее проникновения на более глубокие уровни психики, без которых невозможно достичь настоящего прозрения и Ниббаны.
Самадхи сутта
Саматха (Джханы):
(1) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к приятному пребыванию в здесь и сейчас?
При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй дхъяне: восторг и счастье, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
С угасанием восторга (пити), он пребывает в беспристрастии (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое счастье (сукха). Он входит и остается в третьей дхъяне, и о нем благородные говорят: "В счастье живет тот, кто беспристрастен и осознает".
С отбрасыванием счастья и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой дхъяне: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни счастье, ни страдании (адукхам-асукха).
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании ведет к приятному пребыванию в здесь и сейчас.
Випассана:
(4) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений?
При этом монах постоянно отслеживает возникновение и исчезновение пяти совокупностей привязанности: "Такова форма, таково ее возникновение, таково ее исчезновение. Таково ощущение ... Таково распознавание ... Такова воля ... Таково сознание, таково его возникновение, таково его исчезновение".
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений.
Пока монах не перестанет отслеживать, беспокоиться по этому поводу, покоя ему не достичь. Нирвана — это великий покой, а не великий надзор.
(4) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений?
При этом монах постоянно отслеживает возникновение и исчезновение пяти совокупностей привязанности: "Такова форма, таково ее возникновение, таково ее исчезновение. Таково ощущение ... Таково распознавание ... Такова воля ... Таково сознание, таково его возникновение, таково его исчезновение".
Таков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений.
А вы не думаете, что это все надо делать именно в джхане? Возможно, проблема в том, что вы считаете джханы неким залипанием на объекте? Но в суттах джханы описываются совсем по-другому.
Вот:
«Что касается этого, друг Каччана, я задам тебе встречный вопрос. Отвечай так, как посчитаешь нужным. Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножье одного дерева, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Как ты думаешь, друг Каччана? Когда один монах пребывает настроенным на область размером с подножья двух или трёх деревьев, распространяя [в этой области ум] как возвышенный, а другой монах пребывает настроенным на область размером с одну деревню… размером с одну деревню и размером с две-три деревни… размером с две-три деревни и размером с одно большое царство…размером с одно большое царство и размером с два-три больших царства… размером с два-три больших царства и размером с землю, ограниченную океаном, распространяя [в этой области ум] как возвышенный – то какой тип умственного развития более возвышенный?»
«Второй, Достопочтенный».
«Вот в этом условие, в этом причина, друг Каччана, почему среди тех, кто переродился в одном и том же классе божеств, некоторые из них являются божествами ограниченного сияния, а другие – божествами безграничного сияния».( МН 127)
А вы не думаете, что это все надо делать именно в джхане? Возможно, проблема в том, что вы считаете джханы неким залипанием на объекте? Но в суттах джханы описываются совсем по-другому.
В этом и проблема, что Упас не понимает, что одно (джханы) другому (видение безличности) не противоречит.
А вы не думаете, что это все надо делать именно в джхане? Возможно, проблема в том, что вы считаете джханы неким залипанием на объекте? Но в суттах джханы описываются совсем по-другому.
Это у вас проблема в том, что не понимаете разницы между саматхой, где объект концептуальный и развитем видения-как-есть, где объект - параматтха дхаммы. В джхане ум опирается на один концептуальный объект, чтобы практиковать випассану, нужно сменить опору, перенаправить внимание с касины на сам ум или рупа и их характеристики. Это уже не будет саматхой, но джхановое сосредоточение остается еще на какое-то время, оно и используется для практики випассаны. Так практикуют развитие прозрения через предварительное сосредоточение в джханах, это просто один из методов, он называется приятной практикой. Можно и без джхан прозрение развивать (см. сутту выше). Вы же валите все в кучу, как это обычно и бывает у новичков.
А вы не думаете, что это все надо делать именно в джхане? Возможно, проблема в том, что вы считаете джханы неким залипанием на объекте? Но в суттах джханы описываются совсем по-другому.
Это у вас проблема в том, что не понимаете разницы между саматхой, где объект концептуальный и развитем видения-как-есть, где объект - параматтха дхаммы. В джхане ум опирается на один концептуальный объект, чтобы практиковать випассану, нужно сменить опору, перенаправить внимание с касины на сам ум или рупа и их характеристики. Это уже не будет саматхой, но джхановое сосредоточение остается еще на какое-то время, оно и используется для практики випассаны. Так практикуют развитие прозрения через предварительное сосредоточение в джханах, это просто один из методов, он называется приятной практикой. Можно и без джхан прозрение развивать (см. сутту выше). Вы же валите все в кучу, как это обычно и бывает у новичков.
Достигли устойчивого видения света и форм богов, чтобы рассуждать о джханах? Цитату выше (о помехах сосредоточению) приводил.
3. Анатта. ... человеческая личность возникает в результате соединения целого ряда биологических и социальных условий - ... Например, советские философы и психологи были вполне в курсе этих вещей, но у них была в чём-то даже интересная концепция личности (можете почитать кого-нибудь из школы Выготского, например, Леонтьева, от психологов, или Ильенкова от философов, чтобы убедиться в этом). И вот, они считали, что человеческая личность, возникнув, как обусловленная всем этим, дальше существует и действует как вполне реальная, и даже обладает определенной свободой воли, определенной свободой распоряжения совокупностями.
Будучи человеком, получившим психологическое образование именно в русле указанных отечественных гениев, я уверен, что они в определённом смысле правы. Смысл этот в том, что сформированная комплексом условий (санкхата-дхамма) личность обладает способностью брать на себя доминантную функцию в развитии индивида, что и служит базовым условием для самой возможности психокоррекции и целенаправленного психического развития - воспитания. То есть данное составное явление (санкхара-дхамма) действительно из "ничего" превращается в "нечто", что называется "волей", "характером" - и это именно цельное и даже самостоятельное явление.
Конечно же, тут надо добавить, что они вводили такое понятие как "полноценно развитая Личность", что, на мой взгляд, является чисто идеалистической интервенцией в их материалистическом воззрении. Однако то, что они отметили и обосновали Личность как базовый принцип (для психологии развития и воспитания) - это их несомненный вклад - и это скорее подтверждает, нежели опровергает Дхамму Будды, который также говорил о "собственной воле" и "собственном разуме" как ведущей силе на пути к освобождению из "тюрьмы мирского бытия". _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
я вот тут созерцал ментальные феномены, как вы меня научили... Потом на глаза попался этот фрагмент:
Цитата:
«Если бы меня спросили так, Учитель, я бы ответил так: «Друзья, есть эти три чувства. Какие три? Приятное чувство, болезненное чувство, ни-приятное-ни-болезненное чувство. Эти три чувства, друзья, непостоянны. Всё, что непостоянно – то страдательно. Когда это было понято [мной], наслаждения чувствами более не наличествовало во мне». Будучи спрошенным так, Учитель, вот как я бы ответил».
«Хорошо, хорошо, Сарипутта! А вот ещё один способ объяснения вкратце того же самого: «Всё, что чувствуется, включено в страдание»
Это ровно перед тем объясняет Сарипутта. Будда лишь говорит ему, как обобщить всё сказанное одной формулой.
Эти три чувства, друзья, непостоянны. Всё, что непостоянно – то страдательно. (вспоминаем: санкхараа аничча, дуккха)
То есть, просто завершение формулировки: пока есть у меня чувства, есть у меня и страдание. (Если что-то болит - значит, я ещё жив )
Ну, и напоследок: тот, кто глубоко понимает всеобщность страдания и с мудростью созерцает его - в том развивается сострадание. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
3. Анатта. ... человеческая личность возникает в результате соединения целого ряда биологических и социальных условий - ... Например, советские философы и психологи были вполне в курсе этих вещей, но у них была в чём-то даже интересная концепция личности (можете почитать кого-нибудь из школы Выготского, например, Леонтьева, от психологов, или Ильенкова от философов, чтобы убедиться в этом). И вот, они считали, что человеческая личность, возникнув, как обусловленная всем этим, дальше существует и действует как вполне реальная, и даже обладает определенной свободой воли, определенной свободой распоряжения совокупностями.
Будучи человеком, получившим психологическое образование именно в русле указанных отечественных гениев, я уверен, что они в определённом смысле правы. Смысл этот в том, что сформированная комплексом условий (санкхата-дхамма) личность обладает способностью брать на себя доминантную функцию в развитии индивида, что и служит базовым условием для самой возможности психокоррекции и целенаправленного психического развития - воспитания. То есть данное составное явление (санкхара-дхамма) действительно из "ничего" превращается в "нечто", что называется "волей", "характером" - и это именно цельное и даже самостоятельное явление.
Конечно же, тут надо добавить, что они вводили такое понятие как "полноценно развитая Личность", что, на мой взгляд, является чисто идеалистической интервенцией в их материалистическом воззрении. Однако то, что они отметили и обосновали Личность как базовый принцип (для психологии развития и воспитания) - это их несомненный вклад - и это скорее подтверждает, нежели опровергает Дхамму Будды, который также говорил о "собственной воле" и "собственном разуме" как ведущей силе на пути к освобождению из "тюрьмы мирского бытия".
Вы вслед за этими философами обсуждаете только ограниченную человеческую личность. А есть ли что-то за целым процессом развития на Земле Вы сказать ничего не можете. Объективно, если.
Санкхара в этом контексте означает "сформированное"; то есть здесь этот термин является синонимом "санкхата" и охватывает все пять кхандх. Все пять кхандх непостоянны, безличны и тягостны (страдательны). Что с чем здесь нужно, по Вашему мнению, "примирять"?
Эмпирики вам не хватает, эмпирики. То есть, реальных переживаний. На канцелярском языке это всё не понять. Тут сложнее
... но и одновременно проще
Ахаха _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Достигли устойчивого видения света и форм богов, чтобы рассуждать о джханах? Цитату выше (о помехах сосредоточению) приводил.
Восприятие света в твоей цитате относится к развитию иддхи, а не к джханам, олух ты брахмана небесного. Лучше тоже освой иддхи исчезновения, вместо цитирования сутт, содержание которых даже не понимаешь, хоть какая-то польза от тебя будет.
... на самом деле суть можно сказать в нескольких словах
Так суть же в суттах вполне себе изложена и даже начинающим буддистам известна.
Как, например, может быть приятным то, что обязательно изменится, станет другим (будет иначе восприниматься), как только вы к этому привыкнете? Возьмём совсем детский пример:
- маленький Серёжа попробовал Пепсиколу и очень захотел, чтобы у него теперь всегда была только Пепсикола, потому что она "такая вкусная!".
- добрый папенька накупил три холодильника пепсиколы и сказал, чтобы Серёженьке давали пить только её, а холодильники тут же пополняли, чтобы у Серёженьки всегда было вдоволь Пепсиколы.
- как вы думаете, как быстро Серёжа возненавидел столь вожделеную Пепсиколу? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы