Интересно, что про свет, который "не от глаза" говорят очень многие медитирующие (и сама я порой добираюсь до этого света), а вот про то, что при правильной медитации следует наблюдать стремительный ливень, узнала совсем недавно.
По этому поводу Вам уже как раз сегодня писала Jane:
саматха и випассана ... Когда вы осознаете разницу, то 90% вопросов снимется сами собой.
А может быть при нормальной випассане никакого «ливня» и не должно возникать? А «ливень» – это просто результат удачно прошедшего метапрограммирования(внушения) текстами учителей по "випассане"? Это конечно просто предположение.
Возникает, думаю, практически у всех. Но это промежуточная область, через которую надо пройти. Я предпочитаю через отстраненность.
Но я имею в виду не просто какие-то мысли и зуд, а именно ливень. Вот он как раз и программируется практикой «випассаны», скорей всего.
Вообще я думаю, нормальная практика випассаны состоит не в том, чтобы сконструировать себе непостоянное восприятие, а в том, чтобы мудростью увидеть постоянные вещи как непостоянные, не изменяя их восприятие при этом. Вот ведь, например, существу в аду совсем не сложно увидеть всю вселенную как абсолютный кошмар - сплетенный из страдания безличности и непостоянства. Но Будда ведь не учил входить в подобные пространства (вроде бы), наоборот он учил: первая джхана, вторая джхана и т.д.
Но я имею в виду не просто какие-то мысли и зуд, а именно ливень. Вот он как раз и программируется практикой «випассаны», скорей всего.
Один начинающий практик говорил про "лавину" из мыслей. Я сама помню, как сначала поразилась, как их много, а потом разделила мысли (которых совсем мало) и "недомысли", эмоциональные колебания, своего рода умственный мусор (которого не счесть и который удаляется при помощи осознанности). В суттах часто упоминается ум, который не колеблется. Раньше я думала, что это ум, уверенный в Дхамме, но возможно это об очищенном уме.
саматха и випассана ... Когда вы осознаете разницу, то 90% вопросов снимется сами собой.
Общалась когда-то с одним начинающим вадржаянцем, который был убежден, что для поддержания хорошей физической формы совсем не обязательно делать физические упражнения, можно и лежа на диване улучшать свою физическую форму, главное правильно сосредоточиться на увеличении мускулов. Идея о том, что прозрение может прийти не через сосредоточение, а само по себе, благодаря правильно направленным мыслям немного напоминает идею о том, что при правильном лежании на диване можно накачать мускулы.
Рената, боюсь, вам не стоит пытаться пускать в лингвистический дискурс, это явно не ваше сильное место На пали сказано ясно:
Yañca kho etaṃ bhikkhave vuccati cittaṃ itipi mano itipi viññāṇaṃ itipi. Taṃ rattiyā ca divasassa ca aññadeva uppajjati aññaṃ nirujjhati.
То, что вы выучили язык пали, весьма похвально. Не могли бы вы еще, как это принято у лингвистов, дать дословный перевод приведенной вами фразы и указать, откуда она.
саматха и випассана ... Когда вы осознаете разницу, то 90% вопросов снимется сами собой.
Общалась когда-то с одним начинающим вадржаянцем, который был убежден, что для поддержания хорошей физической формы совсем не обязательно делать физические упражнения, можно и лежа на диване улучшать свою физическую форму, главное правильно сосредоточиться на увеличении мускулов. Идея о том, что прозрение может прийти не через сосредоточение, а само по себе, благодаря правильно направленным мыслям немного напоминает идею о том, что при правильном лежании на диване можно накачать мускулы.
С памятью, видать, совсем плохо. В практике випассаны развивается сосредоточение моментное - кханика самадхи, во всех видах практик есть сосредоточение, без него бхаваны не бывает.
Советы научиться отличать саматху от випассаны впрок тоже не идут.
саматха и випассана ... Когда вы осознаете разницу, то 90% вопросов снимется сами собой.
Общалась когда-то с одним начинающим вадржаянцем, который был убежден, что для поддержания хорошей физической формы совсем не обязательно делать физические упражнения, можно и лежа на диване улучшать свою физическую форму, главное правильно сосредоточиться на увеличении мускулов. Идея о том, что прозрение может прийти не через сосредоточение, а само по себе, благодаря правильно направленным мыслям немного напоминает идею о том, что при правильном лежании на диване можно накачать мускулы.
С памятью, видать, совсем плохо. В практике випассаны развивается сосредоточение моментное - кханика самадхи, во всех видах практик есть сосредоточение, без него бхаваны не бывает.
Советы научиться отличать саматху от випассаны впрок тоже не идут.
Упас, Вам впрок вообще похоже ничего не идет. Наверное на пляжах сочи очень жарко.
Но я имею в виду не просто какие-то мысли и зуд, а именно ливень. Вот он как раз и программируется практикой «випассаны», скорей всего.
Вообще я думаю, нормальная практика випассаны состоит не в том, чтобы сконструировать себе непостоянное восприятие, а в том, чтобы мудростью увидеть постоянные вещи как непостоянные, не изменяя их восприятие при этом.
В практике випассаны теория необходима, чтобы направить внимание под правильным углом и сосредоточиться на этом в настоящем моменте. Так возникает йонисо манасикара. Иначе вы никакой мудрости не разовьете.
Все знают, что вещи непостоянны, но мало кто действительно обращает на это внимание, привыкнув одурачиваться иллюзией постоянства.
Но я имею в виду не просто какие-то мысли и зуд, а именно ливень. Вот он как раз и программируется практикой «випассаны», скорей всего.
Вообще я думаю, нормальная практика випассаны состоит не в том, чтобы сконструировать себе непостоянное восприятие, а в том, чтобы мудростью увидеть постоянные вещи как непостоянные, не изменяя их восприятие при этом. Вот ведь, например, существу в аду совсем не сложно увидеть всю вселенную как абсолютный кошмар - сплетенный из страдания безличности и непостоянства. Но Будда ведь не учил входить в подобные пространства (вроде бы), наоборот он учил: первая джхана, вторая джхана и т.д.
С памятью, видать, совсем плохо. В практике випассаны развивается сосредоточение моментное - кханика самадхи, во всех видах практик есть сосредоточение, без него бхаваны не бывает.
Советы научиться отличать саматху от випассаны впрок тоже не идут.
Вот в суттах например не сказано не о каком кханика самадхи, вроде бы.
Вот как описывается практика прозрения в суттах:
Так я слышал. Однажды Благословенный проживал в Саваттхи в роще Джеты в монастыре Анатхапиндики. Там он обратился к монахам так: «Монахи!»
«Учитель!» – ответили они. Благословенный сказал следующее:
«Монахи, Сарипутта мудр. Сарипутта наделён великой мудростью. Сарипутта наделён широкой мудростью. Сарипутта наделён радостной мудростью. Сарипутта наделён быстрой мудростью. Сарипутта наделён острой мудростью. Сарипутта наделён великой мудростью. Сарипутта наделён проникающей мудростью. В течение половины месяца, монахи, Сарипутта обрёл прозрение в состояния по мере того, как они происходили одно за другим. И прозрение Сарипутты в состояния, которые происходили одно за другим, было следующим1.
Первая джхана
Вот, монахи, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], Сарипутта вошёл и пребывал в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
И те состояния в первой джхане – направление [ума на объект], удержание [ума на объекте], восторг, счастье, единение ума; контакт, чувство, восприятие, намерение, и ум; рвение, решимость, усердие, осознанность, невозмутимость, и внимание – эти состояния были определены им одно за другим по мере того, как они происходили. Он знал, как эти состояния возникли, знал, как они наличествовали, знал, как они исчезли. Он понял так: «Воистину, этих состояний не было, и они возникли. Побыв, они исчезли». В отношении этих состояний он пребывал невовлечённым, без отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, отделённым, с умом, лишённым преград. Он понял: «Есть спасение за пределами [этого]», и с развитием этого [медитативного достижения] он подтвердил [для себя] то, что оно есть2.
….
Прекращение восприятия и чувствования
Далее, монахи, с полным преодолением сферы ни восприятия ни не-восприятия Сарипутта вошёл и пребывал в прекращении восприятия и чувствования. И его пятна [умственных загрязнений] были уничтожены его видением мудростью.
Он осознанно вышел из этого достижения. Сделав так, он созерцал состояния, которые прошли, прекратились, изменились: «Воистину, этих состояний не было, и они возникли. Побыв, они исчезли»3. В отношении этих состояний он пребывал невовлечённым, без отторжения, независимым, отсоединённым, освобождённым, отделённым, с умом, лишённым преград.
Он понял: «Нет спасения за пределами [этого]», и с развитием этого [медитативного достижения] он подтвердил [для себя] то, что его нет4.
Монахи, если правильно говорящий стал бы говорить о ком-либо: «Он достиг мастерства и совершенства в благородной нравственности, достиг мастерства и совершенства в благородном сосредоточении, достиг мастерства и совершенства в благородной мудрости, достиг мастерства и совершенства в благородном освобождении» – то именно о Сарипутте, воистину, правильно говорящий мог бы сказать так.
Монахи, если правильно говорящий стал бы говорить о ком-либо: «Он – сын Благословенного, рождён из его груди, рождён из его рта, рождён из Дхаммы, создан Дхаммой, наследник Дхаммы, а не наследник материальных вещей» – то именно о Сарипутте, воистину, правильно говорящий мог бы сказать так.
Монахи, несравненное колесо Дхаммы, приведённое в движение Татхагатой, продолжает праведно приводиться в движение Сарипуттой».
Так сказал Благословенный. Монахи были довольны и восхитились словами Благословенного.( МН 111)
Один начинающий практик говорил про "лавину" из мыслей. Я сама помню, как сначала поразилась, как их много, а потом разделила мысли (которых совсем мало) и "недомысли", эмоциональные колебания, своего рода умственный мусор (которого не счесть и который удаляется при помощи осознанности).
Я мог бы поступить также как делаете Вы - затеять игру "покажите мне понятие "недомысли" в суттах". Но не буду придираться. Понятно, что классификация на "мысли" и "недомысли" - это Ваш авторский подход, который Вы используете в рамках практики саматхи, успокоения ума. Саматха предполагает, что человек берет какой-то объект созерцания (может быть, дыхание, может быть - касины, может быть - Будду, может быть - брахмавихары, и т.д. и т.п. - в соседней теме есть полный список), направляет и удерживает мысль на этом объекте, а от всплывающего "умственного мусора" спокойно и методично отстраняется. Так и надлежит поступать, если цель - успокоение ума.
Но если цель - випассана, то есть видение трёх характеристик того, что существует, то работа идёт иначе. Прежде всего, что существует? А вот тот самый "умственный мусор" и существует. В реальности человеческое существо - это поток "эмоциональных колебаний" (давайте будем использовать этот Ваш термин, если он Вам нравится). Из этого потока, как Афродита из морской пены, рождаются и наши решения, слова, действия - правда, они довольно редко бывают настолько красивы, как Афродита. Поэтому, если мы развиваем випассану, то отстраненность, сосредоточенность тоже нужна - но лишь в той степени, в какой она позволяет ясно видеть поток эмоциональных колебаний. А сама суть развития випассаны в том, чтобы видя поток эмоциональных колебаний, распознавать их непостоянство (как "эмоциональное колебание" возникает, и как оно исчезает), их безличность (как одни "эмоциональные колебания" возникают в виде автоматической, спонтанной реакции на другие "эмоциональные колебания"), и тягостность (утомительность, бессмысленность) всего этого потока. _________________ Границы мира - это границы языка
С памятью, видать, совсем плохо. В практике випассаны развивается сосредоточение моментное - кханика самадхи, во всех видах практик есть сосредоточение, без него бхаваны не бывает.
Советы научиться отличать саматху от випассаны впрок тоже не идут.
Вот в суттах например не сказано не о каком кханика самадхи, вроде бы.
Вот как описывается практика прозрения в суттах:
В суттах сказано просто о развитии самадхи как в практике саматхи, так и випассаны. В сутте, которую вы привели, показана практика прозрения на основе джханового сосредоточения (саматхи). Хотя можно развивать прозрение и отдельно. Тхеравада - это не столько сутты, это все три корзины, а так же комментарии.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы