Ну, вот, дружок, значит так... жили-были древние первобытные люди, которые очень пугались грома. Но они были хитрые, и придумали, как его можно бояться правильно - ну, чтобы не умирать от страху каждый раз. Они назвали гром "небесным богом", который гневается на землю и живущих на ней Когда не сильно гневается, то просто сильно стучит пятками по небу. А когда сильно - то бьёт молнией.
Вот, значит, и жили они так, но всё равно им было жутко и страшно всякий раз, когда они слышали гром, и ещё страшнее, когда видели молнию.
Потом они ещё много всего напридумывали, чтобы ещё меньше бояться, но это плохо помогало, пока однажды... Однажды пришёл к ним один очень-очень умный человек и научил вообще не бояться. Вообще ничего не бояться. Представляешь, дружок, как это круто? Вообще ничего не бояться. Вот и тем людям это тоже очень понравилось, и они назвали того очень-очень-очень умного человека уважительным титулом Будда.
А почему не надо бояться он не объяснил? Не надо мол и всё. Пятиклассники конечно еще глупые, но ведь спросят об этом.
Объяснил, дружок, всё объяснил и показал, что и как надо делать. Я же говорю - научил, поскольку сам узнал. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Горсть листьев
Почему то, что напридумывали первобытные люди, чтобы не бояться не сработало, а то, что придумал Будда - сработало. Что это?
В учебнике не хватает фразы об этом.
А вот это, дружок, и называется БуддаДхарма. Но тебе пока рано это, подрастёшь - узнаешь. А пока, марш заниматься музыкой, рисованием и правописанием. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ну, вот, дружок, значит так... жили-были древние первобытные люди, которые очень пугались грома. Но они были хитрые, и придумали, как его можно бояться правильно - ну, чтобы не умирать от страху каждый раз. Они назвали гром "небесным богом", который гневается на землю и живущих на ней Когда не сильно гневается, то просто сильно стучит пятками по небу. А когда сильно - то бьёт молнией.
Вот, значит, и жили они так, но всё равно им было жутко и страшно всякий раз, когда они слышали гром, и ещё страшнее, когда видели молнию.
Потом они ещё много всего напридумывали, чтобы ещё меньше бояться, но это плохо помогало, пока однажды... Однажды пришёл к ним один очень-очень умный человек и научил вообще не бояться. Вообще ничего не бояться. Представляешь, дружок, как это круто? Вообще ничего не бояться. Вот и тем людям это тоже очень понравилось, и они назвали того очень-очень-очень умного человека уважительным титулом Будда.
А почему не надо бояться он не объяснил? Не надо мол и всё. Пятиклассники конечно еще глупые, но ведь спросят об этом.
Объяснил, дружок, всё объяснил и показал, что и как надо делать. Я же говорю - научил, поскольку сам узнал.
Но словами это невыразимо? Он их ..... стукнул? Погрозил кулаком?
Карма, сансара, перерождения, ниббана - не метафизика? Или это то, что воспринимается умом?
Разумеется, это предметы, воспринимаемые умом. И это никакая не метафизика. Сансара, блуждание может наблюдаться очень легко - достаточно отслеживать, как внимание блуждает с одного объекта на другой, и как при этом получают преобладание то одни волевые импульсы, то другие; как одни ментальные состояния возникают в зависимости от других. А люди с наиболее развитой сосредоточенностью, внимательностью и аналитическими способностями (а Будда и араханты именно таковы) могут видеть этот процесс (зависимого возникновения дхамм) не ограничиваясь пределами одного существования - они видят, что в текущих ментальных процессах обусловлено каммой (то есть, намерениями, приводящими к мыслям, словам и поступкам), совершенной в предыдущих существованиях, и какие будут последствия у самих "текущих ментальных процессов" в будущих существованиях.
А о том, что Ниббана воспринимается умом, мы уже говорили. Когда прекращаются страсть по отношению к приятному, отвращение по отношению к неприятному, и когда прекращается неведение в отношении действительной природы происходящего, ум уже не увлекается интересом к ментальным и телесным феноменам, но бесстрастно наблюдает их возникновение и исчезновение. Ум видит, что их возникновение не имеет смысла, не имеет цели, неизбежно завершается исчезновением. Таким образом он видит, что подлинная реальность - это покой, не-возникновение и не-исчезновение, а возникновение и исчезновение - лишь отклонения от неё. Видение умом этой подлинной реальности, покоя, не-возникновения и не-исчезновение - это и есть видение Ниббаны.
нирвана не может восприниматься умом, потому как ум и нирвана - это вещи взаимно исключающие друг друга. с наступлением нирваны все умственные формации и сознание, и вообще все кхандхи прекращаются. то есть где уже есть нирвана - ума и сознания нет, а где они есть - там еще нет нирваны. ибо нирвана - это угасание, угасание все кхандх. _________________ Да пребудет с тобой Sīla!
В этих традиционных служебниках размещены паритта-сутты (их читают монахи, иногда вместе с мирянами). Скорее всего если бы в традиции тхеравады Абхидхамма имела бы приоритет, то в подобных служебниках располагались бы не сутты, а, скажем, столь любимая вами классификация читасик. Однако ничего из Абхидхаммы в служебниках нету.
Вот она - женская логика в реальном проявлении )))
Вы знаете как эти служебники называются? На тайском "мон пхитхи" - церимониальные декламации. Объясните, зачем в церимонии, вместо восхваления Будды и перечисления его качеств, перечислять четасики )) ?
Вы почитайте служебники-то. Там восхвалений Будды с гулькин нос, в основном очень серьезные сутты, разъясняющие основные буддийские понятия. Если бы какие-то абхидхаммические понятия в традиции тхеравады считались бы необычайно важными, разумеется их бы туда включили. Это вовсе не к тому, что абхидхамма "не считается". Разумеется, это вполне полноценная корзина, призванная разъяснять сказанное в суттах. Но ни о каком приоритете над суттами в традиции речи не идет, хотя возможно в отдельных монастырях есть и такое мнение.
В средние века один очень богатый бирманский царь приказал сделать большие золотые панели, на которых выгравировали основные трактаты Абхидхаммапитаки. И эти панели были выставлены в виде архитектурного объекта в самом центре города как государственная реликвия. Как вы думаете, почему он так сделал? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Горсть листьев
Вы признаете свою несостоятельность объяснить пятиклассникам чему учил Будда?
Чтобы это не выглядело глупо.
Ты же просил сказку про то, как появился Будда. Я тебе рассказал. Понравилось. Хочешь теперь узнать про то, чему же такому он научил людей? Хочешь тоже научиться ничего не бояться?
Тогда расскажи, чего ты боишься. Так вот, чтобы прям очень сильно, прям, до смерти как боишься. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Очень важное замечание! Некоторые собеседники явно склонны рассматривать буддизм как "общую теорию всего" - и предъявлять к Будда Дхамме требования, уместные именно по отношению к такой теории. Но Будда не занимался созданием "общей теории всего" - и ясно об этом говорил.
Тем не менее, он сказал, что саббе санкхара аничча, дуккха и все дхаммы - анатта. Это даже больше, чем теория всего, ибо описывает абсолютно универсальные характеристики любого бытия. И все "бытие" Будда описал в 12-звенной цепи, так как его подход это не "человек и мир вокруг", а "человек как часть мира", ибо мир создается в этом самом теле и прекращается здесь же.
Верно. Но это не "общая теория всего" (если только не пытаться притянуть это к сутте "О том, что такое Всё"), а вполне конкретная теория из области когнитивизма, причём сформулированная на основе практической психологии. Безусловно, что для буддизма это - базовая, основополагающая теория. С этим, я думаю, никто спорить и не собирался. Однако Благословенный, зажав в ладони небольшую пригоршню листьев, показал их странникам, идущим за ним, и, спрашивая, сказал......
Да, но помимо примера с горстью листьев, были и слова, что ничто не было скрыто Буддой (обращение к бхиккху перед смертью).
Мне кажется, что горсть листьев была примером того, что он не рассказывал многого из того, что сам знал, касающегося особенностей истории, быта, того, что будет и так далее. Если начать об этом говорить, то не будет ни конца, ни края. Это легко проверить даже на примере каких-то "эрудитов": как начнет беседу о древних временах и о грядущем, ох, не переслушать. Так что прагматизм Будды вполне оправдан. Сейчас многие пытаются представить буддизм как прогрессивную религию, отсюда все эти передачи про "буддизм и квантовую физику", буддизм и нейрофизиологию. Ну, может, кому-то это полезно, хотя...
Согласен и с таким пониманием смысла "пригоршни Будды". Но я усматриваю во фразе "ничего не утаил от учеников" то, что никакого эзотерического знания он не скрывал и не передавал кому-то индивидуально и в тайне от всех. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
В средние века один очень богатый бирманский царь приказал сделать большие золотые панели, на которых выгравировали основные трактаты Абхидхаммапитаки. И эти панели были выставлены в виде архитектурного объекта в самом центре города как государственная реликвия. Как вы думаете, почему он так сделал?
нирвана не может восприниматься умом, потому как ум и нирвана - это вещи взаимно исключающие друг друга. с наступлением нирваны все умственные формации и сознание, и вообще все кхандхи прекращаются. то есть где уже есть нирвана - ума и сознания нет, а где они есть - там еще нет нирваны. ибо нирвана - это угасание, угасание все кхандх.
Это Ваше умозаключение (ошибочное). Я Вам приводил цитаты - и те, где Ниббана напрямую называется ясно видимой (sandiṭṭhika), и те, где монах направлял ум на Ниббану и видел её, как упокоение санкхар, отбрасывание привязанностей, разрушение жажды, прекращение. Цитату, где знание и видение освобождения возникает, когда интерес к ментальным и телесным феноменам сменяется бесстрастием. Цитаты из классических трактатов приводил; цитаты из современных буддийских авторов тоже могу привести (и многократно приводил - особенно рекомендовал бы Вашему вниманию это: https://dharma.org.ru/board/post399173.html#399173 и это: https://dharma.org.ru/board/post399713.html#399713 ). Но, поскольку Вы решили опираться только на сутты (и считаете почему-то, что понимаете их лучше, чем принято понимать в тхеравадинской традиции), то ограничимся суттами.
В Вашей интерпретации приходится считать по поводу всех этих цитат, что в суттах противоречия. А на самом деле нет никакого противоречия. Вот подумайте, когда наступает покой? Когда распадаются все кхандхи, включая сознание? Нет - распад кхандх дело нехитрое, это происходит с любым человеком в момент смерти. Покой наступает тогда, когда прекращается воспроизводство санкхар - "сформированных" ментальных феноменов. А процесс этот прекращается, когда прекращается его движущая сила - жажда.
То, что переживается (органами чувств и умом или только умом) перестаёт вызывать влечение или отторжение. Прекращается вовлеченность во всё это, стремление одно удержать, другого избежать. Это и значит, что прекращается ментальный процесс, такой как у обычного человека. При этом тело и ум продолжают функционировать - получают восприятия, эти восприятия бывают и приятными и неприятными. Но и то и другое просто воспринимается, без интереса, без страсти - и как возникает, так и сменяется чем-то другим.
Другими словами, ментальный процесс сводится теперь к периодически возникающим (из-за контакта с окружающим миром) и угасающим колебаниям. Внутренних стремлений в нём теперь нет.
Если Вы действительно хотите в этом разобраться, а не просто заниматься скороспелым критиканством, внимательно прочитайте сутту MN36 - в ней Будда рассказывает и о своих поисках до пробуждения, и о состоянии, наступившем после пробуждения. _________________ Границы мира - это границы языка
Последний раз редактировалось: empiriocritic_1900 (Ср 09 Май 18, 16:30), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: shpiler, Анабхогин
где уже есть нирвана - ума и сознания нет, а где они есть - там еще нет нирваны. ибо нирвана - это угасание, угасание все кхандх.
Вы говорите о ккхандханиббане - окончательной ниббане, но не о килесаниббане, которой, собственно, и учил Будда. Ккандханиббана - естественное следствие килесаниббаны. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Горсть листьев
Почему то, что напридумывали первобытные люди, чтобы не бояться не сработало, а то, что придумал Будда - сработало. Что это?
В учебнике не хватает фразы об этом.
А вот это, дружок, и называется БуддаДхарма. Но тебе пока рано это, подрастёшь - узнаешь. А пока, марш заниматься музыкой, рисованием и правописанием.
И не мешать взрослым дядям нести околесицу проводить партсобрание?
И не приставать с взрслым дядм с просьбами рассказать сказку. Сказки - на ночь маленьким детям рассказывают, а ты уже почти взрослый. Так что займись-ка своим делом. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Горсть листьев
Вы признаете свою несостоятельность объяснить пятиклассникам чему учил Будда?
Чтобы это не выглядело глупо.
Ты же просил сказку про то, как появился Будда. Я тебе рассказал. Понравилось. Хочешь теперь узнать про то, чему же такому он научил людей? Хочешь тоже научиться ничего не бояться?
Тогда расскажи, чего ты боишься. Так вот, чтобы прям очень сильно, прям, до смерти как боишься.
Я не просил сказку. Я серьезно тебя просил, как если бы тебе представилась такая возможность, написать в учебнике для пятиклассников, кратко о сути буддизма как о религии, и о причинах появления буддизма, именно как религии - откуда взялась религия вообще, и буддизм конкретно. В чем их суть и смысл. Предложил начать с первобытных людей.
И ты начал верно и правильно. Но к сожалению запнулся на причинах того, почему учение Будды избавляет людей от страха лучше чем другие. Не смог объяснить.
Обычно в учебниках пишут что то вроде такого, что "лишь ученые смогли объяснить природу грома и молнии, и избавить людей от страха перед ним, пониманием сути этих природных физических явлений".
Обычно в учебниках пишут что то вроде такого, что "лишь ученые смогли объяснить природу грома и молнии, и избавить людей от страха перед ним, пониманием сути этих природных физических явлений".
Так пишут в учебниках, написанных учениками этих учёных.
В учебниках, написанных учениками Будды, написано, чему именно учил Будда и как этому надо учиться. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы