А что такое Ниббана? Об этом говорит сутта MN1. Всё остаётся на своих местах, все явления. Земля остаётся землёй, вода - водой. Все на своих местах, кроме жажды. Жажда к каким-либо явлениям прекратилась, и в этом вся разница. Есть жажда - нет Ниббаны, нет жажды - есть Ниббана. Вот так.
Т.е. дхармы не пусты от самосущности?
Пусты, разумеется. Как они могут обладать самостоятельным существованием, если любое явление проявляется только в зависимости от сознания, а сознание проявляется только в зависимости от явлений?
Сущность и существование это несколько разные вещи, вы не находите?
А сущностей дхаммы не имеют. Все, что происходит, происходит с явлениями.
Но ничего не происходит с землёй?
Земля - это явление, да. Или элемент явлений, смотря по контексту. И да, прекращение жажды не изменяет это явление. И другие аналогичные.
Т.е. явления неизменны?
Нет, явления изменчивы. Но достижение Ниббаны - это не их прекращение, а прекращение жажды.
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
№348702Добавлено: Ср 11 Окт 17, 07:59 (7 лет тому назад)
Samantabhadra
Нет, я не отрицаю взаимозависимость, и не говорил ничего, что можно было бы так истолковать. Просто нужно понимать, что от чего зависит. Ниббана - это свобода от жажды, а не распад кхандх. Нельзя даже сказать, что кхандхи распадутся (спустя какое-то время после прекращения жажды) из-за того, что Ниббана достигнута. Распадаются-то они и без Ниббаны. Отсутствие жажды - это причина только того, что не будет нового рождения. Другими словами, что санкхары не будут формировать никакие новые сознания. _________________ Границы мира - это границы языка
Нет, явления изменчивы. Но достижение Ниббаны - это не их прекращение, а прекращение жажды.
Ниббана не ограничивается состоянием Архата при сохранении скандх, точно так же как Брахман не ограничивается тем, что дживанмукта познал до кончины. И это То, в чём прекращается страдание. Разницы (философской) нет.
Последний раз редактировалось: Hermann (Ср 11 Окт 17, 08:03), всего редактировалось 1 раз
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
Нет, потому что Ниббана, как нам разъясняет сутта MN1 - это скорее ответ на вопрос " как", чем на вопрос "что". Изменяется то, как переживаются явления. _________________ Границы мира - это границы языка
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
Нет, потому что Ниббана, как нам разъясняет сутта MN1 - это скорее ответ на вопрос " как", чем на вопрос "что". Изменяется то, как переживаются явления.
Есть и посмертный аспект Ниббаны, нети-нети. Жизнь в состоянии Архата-дживанмукти не является конечной целью. Ещё не все страдания исчезли (второй дротик), пока жив Архат-дживанмукти.
"Буддизм говорит о том же самом" - скажет адвайтист про Ниббану Тхеравады (бирманской нетантрической медитативной школы, созданной Медои в 18 веке и принявшей самоназвание Тхеравада при Махаси Саядо в 1950 году), и адвайтист-философ будет прав.
Последний раз редактировалось: Hermann (Ср 11 Окт 17, 08:22), всего редактировалось 5 раз(а) Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
Нет, потому что Ниббана, как нам разъясняет сутта MN1 - это скорее ответ на вопрос " как", чем на вопрос "что". Изменяется то, как переживаются явления.
Есть и посмертный аспект Ниббаны, нети-нети. Жизнь в состоянии Архата-дживанмукти не является конечной целью.
Ну да, кхандхи со временем распадутся, но их распад не беспокоит араханта. Вот это " не беспокоит" и есть Ниббана, не разрушаемая никакой смертью. _________________ Границы мира - это границы языка
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
Нет, потому что Ниббана, как нам разъясняет сутта MN1 - это скорее ответ на вопрос " как", чем на вопрос "что". Изменяется то, как переживаются явления.
Есть и посмертный аспект Ниббаны, нети-нети. Жизнь в состоянии Архата-дживанмукти не является конечной целью.
Ну да, кхандхи со временем распадутся, но их распад не беспокоит араханта. Вот это " не беспокоит" и есть Ниббана, не разрушаемая никакой смертью.
Если Ниббана редуцируется до психического состояния "не беспокоит", то Ниббана это производное от скандх. Нет скандх - нет больше психического состояния "не беспокоит" - нет больше и Ниббаны.
Так Ниббана - это не "в итоге". Она наступает именно с прекращением жажды. Сходство с Ниргуна Брахманом здесь чисто внешнее.
Отличия чисто внешние, поскольку адвайтист может использовать Ваш дискурс, оставаясь адвайтистом. Мукти тоже наступает с прекращением жажды, так познаётся Брахман, а (Ниргуна) Брахман нети-нети.
Нет, потому что Ниббана, как нам разъясняет сутта MN1 - это скорее ответ на вопрос " как", чем на вопрос "что". Изменяется то, как переживаются явления.
Есть и посмертный аспект Ниббаны, нети-нети. Жизнь в состоянии Архата-дживанмукти не является конечной целью.
Ну да, кхандхи со временем распадутся, но их распад не беспокоит араханта. Вот это " не беспокоит" и есть Ниббана, не разрушаемая никакой смертью.
Если Ниббана редуцируется до психического состояния "не беспокоит", то Ниббана это производное от скандх. Нет скандх - нет больше психического состояния "не беспокоит" - нет больше и Ниббаны.
Нет, потому что смерть не приводит к возобновлению беспокойства. _________________ Границы мира - это границы языка
№348710Добавлено: Ср 11 Окт 17, 08:54 (7 лет тому назад)
психическое состояние "не беспокоит" - это упеккха-ведана.
ниббана - искоренения цепляния к трем видам ведан (дуккха, суккха, упеккха)
а так же их продуцирования, роста и установления.
С прекращением совокупностей цепляние не появляется. Наоборот, всякие причиные для цепляния искоренияются целиком и полностью, тотально. "Прекращенность" (цепляния) остается.
С прекращением совокупностей продуцирование, рост и установление не появляется. "Прекращенность" (продуцирования чувств - т.е. страдания) остается.
Эта дхамма (факт, реальность, явление)
может наблюдаться умом, из-за чего возникает приятное, восторженное или невозмутимое переживание.
Это переживание не сама дхамма ниббаны, а чувство рожденное от осознания свободы. Но сама ниббана не зависит от сознания или чувства, которое ее охватывает/не-охватывает.
А раз нет веданы и цепляния к ведане, то нет дуккха.
№348719Добавлено: Ср 11 Окт 17, 10:29 (7 лет тому назад)
Mindfulness
Психическое состояние "не беспокоит" - это упеккха-ведана, а ещё не Ниббана, говорите Вы. И я с этим согласен. Но я говорю сейчас немного о другом. Упеккха, как таковая - это действительно психическое состояние, невозмутимость. И как таковое, оно может быть (и у человека, не достигшего пробуждения, является - см. MN1, MN106) источником наслаждения, предметом цепляния. Но арахант сохраняет невозмутимость по отношению к самой невозмутимости - не наслаждается ею, не цепляется за неё, не пытается её удержать. Вот о каком "не беспокоит" говорю я. И именно потому, что он не держится даже за саму невозмутимость, этот покой, эта свобода не разрушаются никогда и ничем. "Не разрушаются" - значит, не дают новых ростков жажды. _________________ Границы мира - это границы языка
Samantabhadra
Нет, я не отрицаю взаимозависимость, и не говорил ничего, что можно было бы так истолковать. Просто нужно понимать, что от чего зависит. Ниббана - это свобода от жажды, а не распад кхандх. Нельзя даже сказать, что кхандхи распадутся (спустя какое-то время после прекращения жажды) из-за того, что Ниббана достигнута. Распадаются-то они и без Ниббаны. Отсутствие жажды - это причина только того, что не будет нового рождения. Другими словами, что санкхары не будут формировать никакие новые сознания.
Samantabhadra
Нет, я не отрицаю взаимозависимость, и не говорил ничего, что можно было бы так истолковать. Просто нужно понимать, что от чего зависит. Ниббана - это свобода от жажды, а не распад кхандх. Нельзя даже сказать, что кхандхи распадутся (спустя какое-то время после прекращения жажды) из-за того, что Ниббана достигнута. Распадаются-то они и без Ниббаны. Отсутствие жажды - это причина только того, что не будет нового рождения. Другими словами, что санкхары не будут формировать никакие новые сознания.
Земля останется землёй после паринирваны?
А я, по-Вашему, говорил о том, что после париниббаны? Перечитайте мои реплики (а не свои мысли по поводу моих реплик), и Вы увидите, что о париниббане я говорил только одно - смерть араханта не приводит к возобновлению жажды. Помимо этого, ни единая моя фраза к тому, что будет после париниббаны, не относилась. _________________ Границы мира - это границы языка
Samantabhadra
Нет, я не отрицаю взаимозависимость, и не говорил ничего, что можно было бы так истолковать. Просто нужно понимать, что от чего зависит. Ниббана - это свобода от жажды, а не распад кхандх. Нельзя даже сказать, что кхандхи распадутся (спустя какое-то время после прекращения жажды) из-за того, что Ниббана достигнута. Распадаются-то они и без Ниббаны. Отсутствие жажды - это причина только того, что не будет нового рождения. Другими словами, что санкхары не будут формировать никакие новые сознания.
Земля останется землёй после паринирваны?
А я, по-Вашему, говорил о том, что после париниббаны? Перечитайте мои реплики (а не свои мысли по поводу моих реплик), и Вы увидите, что о париниббане я говорил только одно - смерть араханта не приводит к возобновлению жажды. Помимо этого, ни единая моя фраза к тому, что будет после париниббаны, не относилась.
Ок, это понятно. Пойдем дальше - вы считаете, что явления не изменяются с устранением жажды?
Samantabhadra
Нет, я не отрицаю взаимозависимость, и не говорил ничего, что можно было бы так истолковать. Просто нужно понимать, что от чего зависит. Ниббана - это свобода от жажды, а не распад кхандх. Нельзя даже сказать, что кхандхи распадутся (спустя какое-то время после прекращения жажды) из-за того, что Ниббана достигнута. Распадаются-то они и без Ниббаны. Отсутствие жажды - это причина только того, что не будет нового рождения. Другими словами, что санкхары не будут формировать никакие новые сознания.
Земля останется землёй после паринирваны?
А я, по-Вашему, говорил о том, что после париниббаны? Перечитайте мои реплики (а не свои мысли по поводу моих реплик), и Вы увидите, что о париниббане я говорил только одно - смерть араханта не приводит к возобновлению жажды. Помимо этого, ни единая моя фраза к тому, что будет после париниббаны, не относилась.
Ок, это понятно. Пойдем дальше - вы считаете, что явления не изменяются с устранением жажды?
Смотря в каком смысле Вы говорите. Прекращается погоня за явлениями, как за источниками удовлетворения жажды, прекращается привязанность к явлениям, прекращаются забота и беспокойство об удержании под своим контролем. В этом смысле они изменяются. Но восприятие явлений не прекращается, осознание явлений не прекращается, переживание явлений, как приятных, неприятных или нейтральных не прекращается. В этом смысле они не изменяются. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы