Какие могут быть «ощущения» в арупах, если там эмпирики нет? У вас же ответ отсутствует.
Мы ведь тут не учение Аристотеля обсуждаем, у которого всего 5 дверей чувств нашлось, а учение Будды, который говорит о том, что дверей 6 и шестая - дверь ума. У меня на самом деле четкий ответ по поводу бесформенных миров отсутствует, т.к. про них очень мало чего есть в суттах, но вполне логично предположить, что существа эти испытывают приятное ощущение (ведану), которое потом распознается как некая светлая мысль (санья). А может они испытывают приятное ощущение (ведану), которая потом распознается как приятное воспоминание о прошлых жизнях (санья).
Индрией, аятаной, дхату, аламбаной (объектом) - виджняна/ манас/ читта называются метафорически и для симметрии с остальными чувствами, поскольку это один и тот же в сущности ум. Совсем не как видимое-способность видеть- знание, которые различны. С разморозкой. Вы еще эти свои познания «специализированными» называете? Кек. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Индрией, аятаной, дхату, аламбаной (объектом) - виджняна/ манас/ читта называются метафорически и для симметрии с остальными чувствами, поскольку это один и тот же в сущности ум. Совсем не как видимое-способность видеть- знание, которые различны. С разморозкой. Вы еще эти свои познания «специализированными» называете? Кек.
"Эти свои познания "специализированными"" я вроде нигде не называю. По профессии я завхоз, о чём не раз упоминала. Стараюсь опираться на сутты. Чего и вам желаю, в соответствии с направлением данного раздела. Согласно суттам есть двери и их шесть. Вы интересовались, откуда бы взяться ощущениям, если у существа нет формы. Я вам ответила, что им, скорее всего, хватает ощущения (ведана) и распознавания ощущения (санья) одного только ума.
Какие могут быть «ощущения» в арупах, если там эмпирики нет? У вас же ответ отсутствует.
Мы ведь тут не учение Аристотеля обсуждаем, у которого всего 5 дверей чувств нашлось, а учение Будды, который говорит о том, что дверей 6 и шестая - дверь ума. У меня на самом деле четкий ответ по поводу бесформенных миров отсутствует, т.к. про них очень мало чего есть в суттах, но вполне логично предположить, что существа эти испытывают приятное ощущение (ведану), которое потом распознается как некая светлая мысль (санья). А может они испытывают приятное ощущение (ведану), которая потом распознается как приятное воспоминание о прошлых жизнях (санья).
В АН 9.34 приводится рассуждение от обратного. То есть "ниспадение" вниз от ниббаны к бесформенным и далее к чувственным сопровождается несчастьем.
"Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к распознаваниям, связанным с чувственностью (кама), это несчастье для него. Точно так же, как боль возникает как несчастье для здорового человека, точно так же внимание к связанным с чувственностью распознаваниям - это несчастье для него. А Благословенный сказал, что любое несчастье - это страдание (дуккха). Так что с помощью таких умозаключений можно понять, насколько приятно Освобождение (ниббана)"
При переходе из аруп в рупу аналогично:
"Далее монах, полностью выйдя за пределы распознаваний (физической) формы, с исчезновением распознаваний сопротивления, и не обращая внимания на распознавания разнообразия, думая: "Бесконечное пространство", входит и пребывает в сфере бесконечности пространства. Если, когда он пребывает там, его одолевает внимание к распознаваниям, связанным с формой (рупа), это несчастье для него... _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
У меня ведана не предмет в отношении которого испытывается приятность. У меня любой контакт вызывает (или является основой для) чувство приятное/неприятное/нейтральное. У ТМ же каким то образом тут уже мировоззрение встраивается. У ТМ приятное это - "оценка в перспективе определенного воззрения". Как будто без воззрения веданы нет и кошка когда ест кошачий корм не испытывает приятную ведану.
Вообще не понятно, кто говорит, что ведана - это предмет в отношении которого испытывается приятность/неприятность/нейтральность? Разве кто-нибудь так говорил?
Я тоже в недоумении у кого КИ это вычитал и почему-то мне это приписал. Вроде никто так не говорил. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В АН 9.34 приводится рассуждение от обратного. То есть "ниспадение" вниз от ниббаны к бесформенным и далее к чувственным сопровождается несчастьем.
Кто ж с этим спорит? Даже самое приятное времяпрепровождение в самых хороших мирах непостоянно и потому мучительно. Другое дело, что, насколько я поняла из сутт, обитатели этих самых миров порой не задумываются о том, что их пребывание в комфортных условиях конечно. Типа как современный человек порой довольно успешно старается забыть о смерти.
Что то про ведану. Обсуждается ведь она. И перевод этого куска никаким образом не сделает ведану - ощущением. Знать ведану - что то типа того. А конкретная цель зависит от того, чему этот цикл сутт посвящен. Знают ведь всегда в каком то контексте и для чего то. «Просто наблюдать» - это сантирана читта мира животных.
У Асанги тоже ведана один из объектов сатипатханы.
"(What are the objects (alambana) of the application of mindfulness (smrtyUpasthana)? They are the body (haya), feeling (vedana), mind (citta) and mental qualities and objects (dharma).
Животное же не "наблюдает" ведану, оно ее автоматически проживает.
Я этот отрывок из Коши не знаю сколько раз постил: (1) тело таково, потому что (2) ведана-оценка и действия производится (3) умом не знающим (4) Дхармы на ее (веданы) основе. Тело это и есть ощущения - панчендрии и объекты. В 4-х смрити упастханах смотрят на эту последовательность. Ведана - уже нама, четасика.
Я к тому, что и у Асанги "смотрят" на ведану. То же что и в ранее приведенной сутте. И это не значит тупить в махабхуты как Вы изначально выразились. С тезисом, что ведана нама я не дискутировал. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В АН 9.34 приводится рассуждение от обратного. То есть "ниспадение" вниз от ниббаны к бесформенным и далее к чувственным сопровождается несчастьем.
Кто ж с этим спорит? Даже самое приятное времяпрепровождение в самых хороших мирах непостоянно и потому мучительно. Другое дело, что, насколько я поняла из сутт, обитатели этих самых миров порой не задумываются о том, что их пребывание в комфортных условиях конечно. Типа как современный человек порой довольно успешно старается забыть о смерти.
В этой сутте это аргумент к приятности ниббаны.
"Я слышал, что однажды досточтимый Сарипутта жил недалеко от Раджагахи в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике. Там он сказал монахам:
– Это Освобождение (ниббана) приятно, друзья. Это Освобождение приятно.
Когда это было сказано, досточтимый Удайин сказал досточтимому Сарипутте:
– Но мой друг, что приятного там, где ничего не ощущается?
– Именно это здесь и приятно, мой друг: что ничего не ощущается."
https://www.dhamma.ru/canon/an/an9-34.htm
И далее обоснование, что при переходе из более высоких джхан в более низкие переживается несчастье. Поэтому в ниббане наивысшая "приятность". Это как доп. аргумент как понимают приятность в бесформенных мирах, а именно через сравнение с более низкими. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
пожалуйста, объясните мне что такое "приятное" не по-простолюдински (т.е. без примеров типа "это, например, как конфета для ребёнка, или как валерьянка для кота).
Возбуждение определенной группы нейронов в мозге подойдет? ) Известный эксперимент про крыс в ящиках Скиннера с имплантированными в прилежащее ядро металлическими электродами начинали повторно нажимать на рычаг, который активировал эту зону, забывая впоследствии о принятии пищи и воды, и, в конечном счёте, умирали от истощения. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
В АН 9.34 приводится рассуждение от обратного. То есть "ниспадение" вниз от ниббаны к бесформенным и далее к чувственным сопровождается несчастьем.
Кто ж с этим спорит? Даже самое приятное времяпрепровождение в самых хороших мирах непостоянно и потому мучительно. Другое дело, что, насколько я поняла из сутт, обитатели этих самых миров порой не задумываются о том, что их пребывание в комфортных условиях конечно. Типа как современный человек порой довольно успешно старается забыть о смерти.
В этой сутте это аргумент к приятности ниббаны.
"Я слышал, что однажды досточтимый Сарипутта жил недалеко от Раджагахи в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике. Там он сказал монахам:
– Это Освобождение (ниббана) приятно, друзья. Это Освобождение приятно.
Когда это было сказано, досточтимый Удайин сказал досточтимому Сарипутте:
– Но мой друг, что приятного там, где ничего не ощущается?
– Именно это здесь и приятно, мой друг: что ничего не ощущается."
https://www.dhamma.ru/canon/an/an9-34.htm
И далее обоснование, что при переходе из более высоких джхан в более низкие переживается несчастье. Поэтому в ниббане наивысшая "приятность". Это как доп. аргумент как понимают приятность в бесформенных мирах, а именно через сравнение с более низкими.
сначала стало приятно,
потом желание повторить приятное,
и лишь потом распознавание чашки с напитком
Желание повторить то, не знаю что? Такое только в русских народных сказках бывает.
Да, именно так.
А неужели это не очевидно ?
А у вас как в анекдоте про такси: «вам шашечки или ехать». Вы бы без шашечек не поехали. _________________ новичок на форуме, прочитавший несколько книжек
и доверяющий сведениям, изложенным в метафизическом трактате Д.Андреева "Роза Мира"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы