Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему "дхамма" переводят "феномен" и что это значит?

Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604459СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:01 (2 года тому назад)    Почему "дхамма" переводят "феномен" и что это значит? Ответ с цитатой

Разьясните пожалуйста значенте буддийского слова "дхамма". Часто его переводят как "феномен". Феномен обычно представляется как образ возникающий в уме. Мы знаем, что в мире богов-без-восприятия есть рупа, но нет переживания этой рупы или чего либо еще. Если дхаммы - это опыт, то рупа дэвов без восприятия не опыт сознания, а материя существующая вне познающего ее сознания.

Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

604460СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:08 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Вы же сами написали, что феномен - это образ в уме. Это не точно, но для данного вопроса сойдет. Если дхарма есть феномен, значит рупа-дхармы - это тоже образы возникающие в уме. То есть, это не материя вне сознания.

Если точнее, то феномен - это субъективная данность. То, как нечто дано субъекту безотносительно реальности вне субъекта, но и без субъективных познавательных искажений. Поэтому, иногда это называют "данностью" и  "опытом".

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: test, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

604461СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:23 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Определение феномена зависит от выбранной философии. В феноменологии, которая наиболее близка буддизму, феномен это данное (правильным) познанием, а не просто чувственное как в некоторых других философиях. Термин дхамма в разных контекстах означает разное (не только феномен из философского контекста). Например, он может означать ниббану.

Ответы на этот пост: Helios, Helios
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604462СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:26 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Если дхарма есть феномен, значит рупа-дхармы - это тоже образы возникающие в уме. То есть, это не материя вне сознания.
Тогда почему у богов без восприятия есть рупа-кхандах? - они же не воспринимают ее, не переживают. Для них получаетая "мир" или "все" прекратились. Для них, поскольку нет никакого переживания, нет пяти совокупностей (субъективно). А раз дхармы только от опыта существуют и в опыте (субъективно?), то мы получаем преждевременную нирвану. И то же самое в состоянии ниродха-самапати.
Или например с нирвана-дхаммой. Выходит она возникает и прекращается вместе с опытом.

Цитата:
То, как нечто дано субъекту безотносительно реальности вне субъекта
Вот тут если можете - разверните чуть чуть мысль... Это значит, что феномен это данные, которые переживаются, независимо от реальных физических объектов, качеств и сил природы?

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

604463СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:31 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Цитата:
Если дхарма есть феномен, значит рупа-дхармы - это тоже образы возникающие в уме. То есть, это не материя вне сознания.
Тогда почему у богов без восприятия есть рупа-кхандах? - они же не воспринимают ее, не переживают. Для них получаетая "мир" или "все" прекратились. Для них, поскольку нет никакого переживания, нет пяти совокупностей (субъективно). А раз дхармы только от опыта существуют и в опыте (субъективно?), то мы получаем преждевременную нирвану. И то же самое в состоянии ниродха-самапати.
Или например с нирвана-дхаммой. Выходит она возникает и прекращается вместе с опытом.
Про богов не совсем понятно, о чем вы говорите. Если не осознаётся - значит этого нет как дхарм. Тело индивида в самапатти - это не его дхармы, а тех, кто видит это тело (это традиционное, см. комментарии).

Helios пишет:
Цитата:
То, как нечто дано субъекту безотносительно реальности вне субъекта
Вот тут если можете - разверните чуть чуть мысль... Это значит, что феномен это данные, которые переживаются, независимо от реальных физических объектов, качеств и сил природы?
Безотносительно идей о том, есть какие-то "реальные физические объекты" или идей о том, что их нет.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604464СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:34 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Определение феномена зависит от выбранной философии.
Я тоже для чебя заметил, что разные смыслы у слова. Из-за чего много путаницы бывает

Цитата:
В феноменологии, которая наиболее близка буддизму, феномен это данное (правильным) познанием, а не просто чувственное как в некоторых других философиях..
То есть это правильно обработаное, очищенное чувственое, как золото после переплавки?

Цитата:
Термин дхамма в разных контекстах означает разное (не только феномен из философского контекста). Например, он может означать ниббану.
То есть, если я правильно понял, дхамма не всегда = феномен.
На счет ниббаны. Если ниббана - феномен, и она по определению не возникает и не угасает, - это значит, что она в опыте не возникает?
Этот момент мне сложно понять.


Последний раз редактировалось: Helios (Пт 03 Июн 22, 21:43), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604465СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:39 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Цитата:
(это традиционное, см. комментарии).
тхеравадинские?

Цитата:
про богов не совсем понятно, о чем вы говорите. Если не осознаётся - значит этого нет как дхарм.
У богов без восприятия, как говорится в традиции, есть рупа-кхандха. Но если она не воспринимается, значит ее нет вовсе все это время?

Или у них есть рупа - но для внешнего наблюдателя (или для ретроспективного восприятия йогина, прозревающего прошлые совокупности)?

Цитата:
Безотносительно идей о том, есть какие-то "реальные физические объекты" или идей о том, что их нет.
Мне практически такое же объяснение давали. Значит есть какой-то общий общепризнаный источник определяющий правильное значение термина "феномен"? Откуда лично вы взяли такое определение?

Ответы на этот пост: КИ, Alex123
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

604466СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:41 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Феномен - это то, что остается после очистки от любых философий. То, что бесспорно есть. Уберите идеи материализма, идеи онтологического идеализма в стиле Матрицы, и т.п. - останется некая "опытная данность", которая есть вне зависимости от того, придумываете ли вы про нее, что это следствие реальной материи, или работа Матрицы. Вот чистый остаток от всех воззрений - это феномены.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Helios, СлаваА, 4eJIOBEK
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604468СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:44 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Феномен - это то, что остается после очистки от любых философий. То, что бесспорно есть. Уберите идеи материализма, идеи онтологического идеализма в стиле Матрицы, и т.п. - останется некая "опытная данность", которая есть вне зависимости от того, придумываете ли вы про нее, что это следствие реальной материи, или работа Матрицы. Вот чистый остаток от всех воззрений - это феномены.
Можно ли сказать, что такое понимание дхамм прослеживается уже в суттах?

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

604469СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:46 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
КИ
Цитата:
(это традиционное, см. комментарии).
тхеравадинские?
Нет, из Коши. Но тут не должно быть разницы - не зафиксировано споров на эту тему.

Helios пишет:

Цитата:
про богов не совсем понятно, о чем вы говорите. Если не осознаётся - значит этого нет как дхарм.
У богов без восприятия, как говорится в традиции, есть рупа-кхандха. Но если она не воспринимается, значит ее нет вовсе все это время?

Или у них есть рупа - но для внешнего наблюдателя (или для ретроспективного восприятия йогина, прозревающего прошлые совокупности)?
Есть мнение в тех же комментариях, что рупу они все-таки "переживают", но она для них малозначима.

Helios пишет:
Цитата:
Безотносительно идей о том, есть какие-то "реальные физические объекты" или идей о том, что их нет.
Мне практически такое же объяснение давали. Значит есть какой-то общий общепризнаный источник определяющий правильное значение термина "феномен"? Откуда лично вы взяли такое определение?
Доктор Гуссерль, например.
_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

604470СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:47 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Если дхарма есть феномен, значит рупа-дхармы - это тоже образы возникающие в уме. То есть, это не материя вне сознания.

Рупа-дхаммы все таки поступки (камма) редуцированные к органам и объектам.

Helios пишет:
Цитата:
В феноменологии, которая наиболее близка буддизму, феномен это данное (правильным) познанием, а не просто чувственное как в некоторых других философиях..
То есть это правильно обработаное, очищенное чувственое,

Чувственное это только 5 чувств, а в познании есть ещё то, что дано выводом, умственное.

Helios пишет:
Цитата:
Термин дхамма в разных контекстах означает разное (не только феномен из философского контекста). Например, он может означать ниббану.
То есть, если я правильно понял, дхамма не всегда = феномен.

Слово - часть речи, функция которой - коммуникация (смыслов). Слово дхамма не всегда применяется в философском анализе, так как контексты коммуникации могут быть разные. Поэтому дхамма не всегда означает феномен (не всегда тот кто его говорит хочет сказать "феномен"). Но, феноменолог может сказать что то, что оно означает в других смыслах — это всё равно феномены.

Helios пишет:
На счет ниббаны. Если ниббана - феномен, и она не возникает, это значит, что она в опыте не возникает?
Этот момент мне сложно понять.

Феномен - в познании, а не в опыте или чувствах. Но, Будда конечно испытал ниббану в опыте (это часть 3-х поворотов).


Последний раз редактировалось: test (Пт 03 Июн 22, 21:48), всего редактировалось 2 раз(а)
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 48679

604471СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:48 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Helios пишет:
Феномен - это то, что остается после очистки от любых философий. То, что бесспорно есть. Уберите идеи материализма, идеи онтологического идеализма в стиле Матрицы, и т.п. - останется некая "опытная данность", которая есть вне зависимости от того, придумываете ли вы про нее, что это следствие реальной материи, или работа Матрицы. Вот чистый остаток от всех воззрений - это феномены.
Можно ли сказать, что такое понимание дхамм прослеживается уже в суттах?

Прямого такого определения там нет. Но легко выводится, и соответствует традициям. А все остальные трактовки сталкиваются с серьезными проблемами.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17483
Откуда: Москва

604472СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:49 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Феномен - это то, что остается после очистки от любых философий. То, что бесспорно есть. Уберите идеи материализма, идеи онтологического идеализма в стиле Матрицы, и т.п. - останется некая "опытная данность", которая есть вне зависимости от того, придумываете ли вы про нее, что это следствие реальной материи, или работа Матрицы. Вот чистый остаток от всех воззрений - это феномены.
Тут проблема в том, что ум всегда конструирует реальность и поэтому не может понять как реальность существует без него. Если как Вы говорите убрать все что ум придумывает, то человек тогда будет просто воспринимать разный цвет, ощущения, и т.д., то есть то что первично дают органы чувств, но у такого ума не будет картины мира.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: Helios, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604473СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:50 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

Ну вот с той же нирваной.
Если брать нирвану как успокоение формаций и жажды, то она может быть постоянной (то есть не замутняться жаждой), но умом мы ее иногда воспринимаем иногда нет. Выходит, что нирвана как опыт иногда возникает иногда угасает. А нирвана как качество независящее от опыта - тогда есть домысливание чего-то вне опыта. Или некая вещь в себе - дхамма, которая не феномен.


Последний раз редактировалось: Helios (Пт 03 Июн 22, 21:52), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Helios



Зарегистрирован: 10.06.2018
Суждений: 1345

604474СообщениеДобавлено: Пт 03 Июн 22, 21:51 (2 года тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Феномен - это то, что остается после очистки от любых философий. То, что бесспорно есть. Уберите идеи материализма, идеи онтологического идеализма в стиле Матрицы, и т.п. - останется некая "опытная данность", которая есть вне зависимости от того, придумываете ли вы про нее, что это следствие реальной материи, или работа Матрицы. Вот чистый остаток от всех воззрений - это феномены.
Тут проблема в том, что ум всегда конструирует реальность и поэтому не может понять как реальность существует без него. Если как Вы говорите убрать все что ум придумывает, то человек тогда будет просто воспринимать разный цвет, ощущения, и т.д., то есть то что первично дают органы чувств, но у такого ума не будет картины мира.
картина мира тоже опыт ума.

Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264  След.
Страница 1 из 264

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
1.609 (2.081) u0.018 s0.001, 18 1.591 [272/1]