Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему "дхамма" переводят "феномен" и что это значит?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30733

640943СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 11:14 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

В китайском буддизме Пробуждение = Достижение Дао.
Как записал в своей сутре Третий патриарх дзэн, The Great Way (Dao) is not difficult for those who have no preferences.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2562
Откуда: Пантикапей

640944СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 11:18 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

4eJIOBEK пишет:
Экалавья пишет:
4eJIOBEK пишет:
В сухом остатке спор южной и северной школ, про внезапное и постепенное просветление, первым плот не нужен, а у вторых броненосец на запасном пути.

Проблематичным становится само слово - "пробуждение", как оно используется в традиции - как эпитет, или как феномен.
Это две стороны медали,одна сторона-эпитет или ярлык или определение,вторая сторона-феномен,или нечто воспринимаемое как процесс или вещь.Нечто объединяющее эти две стороны и есть источник и одновременно цель устремления что бы понять,разобраться,"просветлеть".

Просветление или пробуждение? В любом случае - с какого момента, можно говорить, что вот оно - пробуждение? Плот "оставляется" "целиком", или также последовательно разбирается как и собирался? Точнее - плот "оставляется" как "плот", или как "трава, хворост, ветви, листья"? (деконструкция, но то же касается и собирания - конструкции).


Ответы на этот пост: Горсть листьев, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30733

640945СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 11:21 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
Раскрыть не на обсуждаемый предмет, а на Ваши фантазии про "плот" в ниббане?

Наставление Будды, между прочим. Будда не говорит ни слова впустую. Будда приводит аналогию не просто так, потому что сочинил, а учит "оставлению плота" - значит есть предмет этой аналогии, есть реальная или хотя бы гипотетическая возможность такой ситуации. Нельзя в здравом уме говорить "я всё понял в этой сутре", не поняв, о каком именно предмете идет речь, и что такое его "оставление".
Полагаю, что метафора плота относится к тому, что принято переводить как "обучение", "дисциплина". Оставление плота на берегу - метафора завершения курса обучения. Это не значит, что "дембелю теперь всё можно", вовсе нет. Это значит, что дхамма-виная стали естественной частью натуры человека - поэтому его и признают "достойным почитания", архатом, настоящим брахманом.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: КИ, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30733

640946СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 11:25 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
4eJIOBEK пишет:
Экалавья пишет:
4eJIOBEK пишет:
В сухом остатке спор южной и северной школ, про внезапное и постепенное просветление, первым плот не нужен, а у вторых броненосец на запасном пути.

Проблематичным становится само слово - "пробуждение", как оно используется в традиции - как эпитет, или как феномен.
Это две стороны медали,одна сторона-эпитет или ярлык или определение,вторая сторона-феномен,или нечто воспринимаемое как процесс или вещь.Нечто объединяющее эти две стороны и есть источник и одновременно цель устремления что бы понять,разобраться,"просветлеть".

Просветление или пробуждение? В любом случае - с какого момента, можно говорить, что вот оно - пробуждение? Плот "оставляется" "целиком", или также последовательно разбирается как и собирался? Точнее - плот "оставляется" как "плот", или как "трава, хворост, ветви, листья"? (деконструкция, но то же касается и собирания - конструкции).
Поскольку плот и его оставление являются метафорой, то как мы можем эту метафору "деконструировать"? Как каким составляющим?
Собственно, "пробуждение" тоже метафора. Вернее, аллегория, поскольку это образное выражение того, что ощущается в данном опыте - того, как этот опыт может описать тот, кто осознал "пробуждение ума". Оно именно таково: как будто ты спал и видел сны, но внезапно проснулся.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2562
Откуда: Пантикапей

640948СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 12:08 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Поскольку плот и его оставление являются метафорой, то как мы можем эту метафору "деконструировать"? Как каким составляющим?


Также, в режиме метафорического языка.

Горсть листьев пишет:
Собственно, "пробуждение" тоже метафора. Вернее, аллегория, поскольку это образное выражение того, что ощущается в данном опыте - того, как этот опыт может описать тот, кто осознал "пробуждение ума". Оно именно таково: как будто ты спал и видел сны, но внезапно проснулся.

Поэтому и вопрошаюсь - эпитет, или феномен (или наиболее общий, условный термин, также бесконечно пуст, как и бесконечно содержателен, но может иметь и определённое содержание). Многим ранее был разговор, где внезапность (если брать как эквивалент "инсайта") противоречит процессуальности понимания как накопления (заслуг). Если прикинуть в качестве апории, то процессуальность не может сняться инсайтом (внезапно). В этом смысле - пробуждение это не что-то завершенное, а что-то длящееся.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 2820

640949СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 12:48 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Жаль.Вы попадаете в ту же ошибочную позицию что и КИ.Сами же пишете путь в котором нет выбора но тут же рассуждаете о выборе.Это кстати то же о чем  еще БТР втолковывал КИ,но был не понят.
Я очень глубоко скорблю.(с)

_________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.


Ответы на этот пост: Экалавья, миг37
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2562
Откуда: Пантикапей

640950СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 13:05 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

4eJIOBEK пишет:
Жаль.Вы попадаете в ту же ошибочную позицию что и КИ.Сами же пишете путь в котором нет выбора но тут же рассуждаете о выборе.Это кстати то же о чем  еще БТР втолковывал КИ,но был не понят.
Я очень глубоко скорблю.(с)

Это на чьё имя?


Ответы на этот пост: 4eJIOBEK
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 2820

640951СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 13:35 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
4eJIOBEK пишет:
Жаль.Вы попадаете в ту же ошибочную позицию что и КИ.Сами же пишете путь в котором нет выбора но тут же рассуждаете о выборе.Это кстати то же о чем  еще БТР втолковывал КИ,но был не понят.
Я очень глубоко скорблю.(с)

Это на чьё имя?
На свое.Я же уже много раз говорил не воспринимайте всерьез написанное\сказанное,и будет вам счастье.
Я говорю чушь\я говорю "истину",ничего не изменяется.Все реакции субъективны.

_________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37



Зарегистрирован: 17.11.2018
Суждений: 1632

640952СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 14:27 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

4eJIOBEK пишет:
Жаль.Вы попадаете в ту же ошибочную позицию что и КИ.Сами же пишете путь в котором нет выбора но тут же рассуждаете о выборе.Это кстати то же о чем  еще БТР втолковывал КИ,но был не понят.
Я очень глубоко скорблю.(с)
ОК.
Цитата:
Совершенный путь не труден, он просто презирает отбор и выбор. Как только вы начнете что-либо утверждать, имеет место отбор и выбор.(с) Дзесю Дюсин.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49619

640953СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 14:53 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
СлаваА пишет:
Раскрыть не на обсуждаемый предмет, а на Ваши фантазии про "плот" в ниббане?

Наставление Будды, между прочим. Будда не говорит ни слова впустую. Будда приводит аналогию не просто так, потому что сочинил, а учит "оставлению плота" - значит есть предмет этой аналогии, есть реальная или хотя бы гипотетическая возможность такой ситуации. Нельзя в здравом уме говорить "я всё понял в этой сутре", не поняв, о каком именно предмете идет речь, и что такое его "оставление".
Полагаю, что метафора плота относится к тому, что принято переводить как "обучение", "дисциплина". Оставление плота на берегу - метафора завершения курса обучения. Это не значит, что "дембелю теперь всё можно", вовсе нет. Это значит, что дхамма-виная стали естественной частью натуры человека - поэтому его и признают "достойным почитания", архатом, настоящим брахманом.

У вас то же, что у Ренаты и Славы - сутра ни о чем, ничему не учит, так как иное и невозможно. Что, какое действие (недействие), будет (было бы) "несением плота за собой на берегу"?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Экалавья, Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2562
Откуда: Пантикапей

640954СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 17:21 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Что, какое действие (недействие), будет (было бы) "несением плота за собой на берегу"?

Кажется в этом и фокус аналогии - в "будет/было бы": описывается ситуация, которая невозможна по реальному достижению другого берега, т.е. несение плота на себе. Если перевести на близкий нам слэнг, Готама говорит "прикиньте монахи, как если бы...", моделируя абсурдную ситуацию.

И здесь контекст предшествующей аналогии Дхаммы со змеёй, за которую неправильно можно ухватиться.  

То есть, не взваливать на себя плот - это не "оставлять" в смысле ненужности как отработанный ресурс (что первым и приходит в голову), а "оставлять" как "правильно" понимать, распоряжаться, поступать (вытащить на берег, оставить плавать). Тождество действия и постижения противопоставляется их несогласованности; с последней и начинается вопрос Ариттхи.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49619

640955СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 18:04 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

В сутре ведь говорится "следует оставить Дхарму (дхармы)" - пытаемся разобраться, что под этим имеется в виду. Точнее, разобраться и не выйдет, так как текст мутный. Но есть те, кто уверен, что понимает, что именно имеется в виду - по факту же выясняется, что они просто не пытались (а может и не способны) осмыслить текст. Мою версию, что это про упадану, все отвергают, спорят.
_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Экалавья
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Экалавья



Зарегистрирован: 26.12.2021
Суждений: 2562
Откуда: Пантикапей

640956СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 18:23 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

В сутре ведь говорится "следует оставить Дхарму (дхармы)" - пытаемся разобраться, что под этим имеется в виду. Точнее, разобраться и не выйдет, так как текст мутный. Но есть те, кто уверен, что понимает, что именно имеется в виду - по факту же выясняется, что они просто не пытались (а может и не способны) осмыслить текст. Мою версию, что это про упадану, все отвергают, спорят.

Отталкивался от комментария, что Дхармы в мн. ч. в этой сутте - также учения, а не феномены. Если же это не так, тогда смысл меняется (и очень интересно), но трудно притирается текстологически к структуре сутты в её целом (и это при том, что сутты, в принципе, трудно читать без контекста питаки). В связи с тем, что из-за постоянно оффтопа выпустил из внимания вашу версию - подумаю о ней.


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49619

640957СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 18:27 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

Экалавья пишет:
В сутре ведь говорится "следует оставить Дхарму (дхармы)" - пытаемся разобраться, что под этим имеется в виду. Точнее, разобраться и не выйдет, так как текст мутный. Но есть те, кто уверен, что понимает, что именно имеется в виду - по факту же выясняется, что они просто не пытались (а может и не способны) осмыслить текст. Мою версию, что это про упадану, все отвергают, спорят.

Отталкивался от комментария, что Дхармы в мн. ч. в этой сутте - также учения, а не феномены. Если же это не так, тогда смысл меняется (и очень интересно), но трудно притирается текстологически к структуре сутты в её целом (и это при том, что сутты, в принципе, трудно читать без контекста питаки). В связи с тем, что из-за постоянно оффтопа выпустил из внимания вашу версию - подумаю о ней.

Во множественном числе значение "Учение Будды" быть не может - оно всегда в единственном. В значении "феномены" я уже тут пробовал обсуждать (сам с собой) - там алогизм на алогизме.

_________________
Буддизм чистой воды
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

640958СообщениеДобавлено: Вт 12 Мар 24, 18:58 (11 мес. назад)     Ответ с цитатой

На мой взгляд сравнение с плотом ясно. Носить на себе плот переправившись на другой берег = иметь привязанность к плоту. Т.е. физически привязанность выражается через таскание плота на себе.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
Страница 160 из 343

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.121 (0.758) u0.017 s0.001, 18 0.104 [271/0]