Причинность занимает в буддизме фундаментальное место.
Однако, часто о ней имеют ошибочное представление.
Простой пример:
Одна песчинка - еще не куча песка.
Миллиард песчинок - куча.
При каком количестве песчинок появляется куча?
Причинность часто имеет своей областью поле размытой логики.
Это хорошо демонстрирует пример с бедным котом Шредингера,
которого поместили в ящик,
где в стеклянной колбочке находится синильная кислота,
а над ней чугунный молоточек, подвешенный на ниточке,
которая соединена с устройством, рвущим её при излучении атома радиактивного изотопа,
также помещенного в этот ящик.
Период полураспада изотопа - один час.
Вопрос: через час кот будет жив или умрет от яда из колбочки?
В данном примере классический вариант причинности не работает -
кот умрет с вероятностью 50 процентов.
Следовательно, причинность оказывается также размыта,
как и волновая функция изотопа.
Это всего лишь элементарный пример.
Однако если добавить сюда ещё четану, мозг блондинки, похмелье,
то получается совсем уж печальная картина:
говорить о какой либо однозначно прослеживаемой причине
совсем не представляется возможным.
Или можно говорить так:
кот умер, потому что в коробке была синильная кислота, которая вытекла из колбочки, или
кот остался жив, потому что изотоп не распался, и колбочка с кислотой осталась целая.
Но каждый из этих ответов актуализируется только тогда,
когда мы открыли коробку и увидели жив кот или сдох.
Вот вам и роль наблюдателя в цепочке причинно-следственных связей
Шредингер поместил кота в коробку. Прошел час. Стоит и смотрит на коробку. Думает:Жив? Мертв?Сейчас открою.
Мяу-мяу-раздается из коробки.
Вот сволочь -подумал Шрёдингер. _________________ Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Отсюда и наставления Будды о двух снопах: убери рупу, никакого сознания не будет, и наоборот,
поскольку рупа отражается в сознании только тогда, когда оно, сознание (наблюдатель), есть - без сознания рупу осознавать некому, и её нет ни для кого
Вы отказываетесь от своих слов, что существование архата - мучительно? Или продолжаете это доказывать?
Какие изменения в уме араханта после постижения вы обнаружили? Где про них можно почитать, в какой сутте? Поскольку ум араханта не меняется, соотв. умственные ощущения араханта не мучительны ни разу.
Но разве вы чувствуете при этом страдание, если прогулка удалась?
Разберитесь со значением слова "дукха". Оно не только (и скорее не только) про "ой-ой, как плохо-больно", а про то, что ничто не может принести мало-мальски устойчивого, постоянного удовлетворения. Прогулка-то может, и удалась, но как долго вы сохраните радость от удавшейся прогулки? Как скоро эта радость сменится досадой от прорвавшейся в очередной раз канализации?
Вы отказываетесь от своих слов, что существование архата - мучительно? Или продолжаете это доказывать?
Какие изменения в уме араханта после постижения вы обнаружили? Где про них можно почитать, в какой сутте? Поскольку ум араханта не меняется, соотв. умственные ощущения араханта не мучительны ни разу.
Вы этими словами защищаете свой тезис "существование архата - мучительно" - так? _________________ Буддизм чистой воды
Условие сознания сейчас - предыдущий момент сознания так же как условие какой бы то ни было материи сейчас - что то материальное в прошлом моменте. Очень жду опровержения и примера, когда это не так.
Кажется, вы забываете о Наблюдателе.
Первое условие как первого, так и второго - это он.
А Наблюдатель - он и материя, и сознание одновременно, два снопа
Что это за фантастическая тварь? Есть Сергей, а в нем сидит некий "Наблюдатель"? Доктору рассказывали?
В ДН 09 Будда говорит о различии сознания и "своего я". Не очень ясный момент. Как будто про "фантастическую тварь". )
"«Даже если бы своё «я», Поттхапада, было у тебя грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающимся материальной пищей, то и тогда, Поттхапада, сознание было бы у тебя одним, а своё «я» – другим. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а своё «я» – другое. И пусть, Поттхапада, это своё «я» остаётся грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающихся материальной пищей, – всё же у этого человека возникают одни состояния сознания, и уничтожаются другие состояния сознания. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а своё «я» – другое»." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Последний раз редактировалось: СлаваА (Вс 18 Фев 24, 11:12), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: Рената Скот
Условие сознания сейчас - предыдущий момент сознания так же как условие какой бы то ни было материи сейчас - что то материальное в прошлом моменте. Очень жду опровержения и примера, когда это не так.
С причинностью навряд ли кто спорит. Только причинность сложнее, чем просто от предыдущего момента.
ДН 09
"«Что касается, Поттхапада, тех отшельников и брахманов, которые говорили: «Без причины и без основания возникают и уничтожаются у человека состояния сознания», то они не правы с самого начала. Отчего же это? Ведь по причине и с основанием возникают и уничтожаются у человека состояния сознания; благодаря упражнению возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению уничтожаются другие состояния сознания." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Любые самскары венчаются винняной.
Тела выдаются (или не выдаются) сообразно ее кармическим воздаяниям.
Обездвиженные самскары - вырванный корень зла,
нирвана без инфекции.
Самая-самая чистая виннана - инфекция нирваны.
Чистят ее, пока не исчезнет, или не превратится в атман.
Короче, лечим головную боль отрубанием головы.
Как бы железная логика в пределах одной системы, которая выдумала такую философию.
Другие системы допускают разного рода пульсации, спанды сознания и вполне себе счастливы.
Я согласен, то, что вы излагаете -- есть классический никайный буддизм. В нирване архата -- нет сознания.
Но я не об этом. Я про практическое применение.
Данное воззрение может страх и стремление избегать любого дискомфорта, тренировки, работы, учебы, любой деятельности, требующей усилий.
Очень удобно прикрыть свою лень, страх действия, безразличие и прочий пассив.
Это не вопрос никай. Это проблема конкретных людей, что они на основании возможности прекратить сознание делают вывод о пассиве в их текущей жизни. А так то, если по суттам, то через тренировку сознание прекращается и никак иначе. Та же сутта ДН 09. _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Только в финале начав с тренировки нравственности и достигнув одну вершину сознания за другой он может достичь прекращения сознания, а не так что я прямо сейчас решу не думать и достигну прекращения.
ДН09
"«С тех пор, Поттхапада, как монах становится здесь сознающим себя, он постепенно движется всё дальше и дальше и обретает вершину сознания. Находясь на вершине сознания, он говорит себе так: «Размышлять для меня хуже, не размышлять для меня лучше. Если я предамся размышлению и воображению, то у меня смогут уничтожиться эти состояния сознания и возникнуть другие, грубые состояния сознания. Поэтому теперь я не буду предаваться ни размышлению, ни воображению». И он не предается ни размышлению, ни воображению. У него, не предающегося ни размышлению, ни воображению, уничтожаются эти состояния сознания и не возникают другие, грубые состояния сознания. Он обретает уничтожение. Таково, Поттхапада, постепенное внимательное достижение уничтожения сознания." _________________ Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Вы этими словами защищаете свой тезис "существование архата - мучительно" - так?
Нету у меня такого тезиса, Игорь, не выдумывайте. Из сутт (и согласно здравому смыслу) нам известно, что то, что изменчиво - мучительно. Однако ум араханта после постижения изменениям не подвержен.
Но я не об этом. Я про практическое применение.
Данное воззрение может страх и стремление избегать любого дискомфорта, тренировки, работы, учебы, любой деятельности, требующей усилий.
Очень удобно прикрыть свою лень, страх действия, безразличие и прочий пассив.
Ну вот отправились вы юношей в монастырь и случился там с вами дискомфорт и конфуз. После чего оказалось, что работа с учебой поменьше усилий требуют и попроще будут, чем пребывание за чужой счет не пойми с кем. Вообще непонятно ваше отношение к работе, будто это наказание какое, которого монах хочет избежать. Работа - самое удовлетворительное занятие в сансаре, вы исполняете определенные обязанности за определенное вознаграждение - что может быть лучше? А вот с медитацией (к примеру) совсем не так - может быть приложено много усилий с неизвестным результатом.
Отсюда и наставления Будды о двух снопах: убери рупу, никакого сознания не будет, и наоборот,
поскольку рупа отражается в сознании только тогда, когда оно, сознание (наблюдатель), есть - без сознания рупу осознавать некому, и её нет ни для кого
Представь, как если бы две связки тростника стояли, опираясь на друга.
Точно также, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание,
а имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.
"«Даже если бы своё «я», Поттхапада, было у тебя грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающимся материальной пищей, то и тогда, Поттхапада, сознание было бы у тебя одним, а своё «я» – другим.
А что у нас состоит из четырех элементов и питается материальной пищей? Вроде бы только тело, которое и вправду многие считают своим.
Представь, как если бы две связки тростника стояли, опираясь на друга.
Точно также, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание,
а имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.
Пасиб! Не оч.понятно, как тогда с бесформенными мирами быть, но м.б. тут речь идет только о нашем мире.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы