Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Почему "дхамма" переводят "феномен" и что это значит?

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2676
Откуда: Мартышкино

640025СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 08:25 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Причинность занимает в буддизме фундаментальное место.
Однако, часто о ней имеют ошибочное представление.

Простой пример:
Одна песчинка - еще не куча песка.
Миллиард песчинок - куча.
При каком количестве песчинок появляется куча?

Причинность часто имеет своей областью поле размытой логики.
Это хорошо демонстрирует пример с бедным котом Шредингера,
которого поместили в ящик,
где в стеклянной колбочке находится синильная кислота,
а над ней чугунный молоточек, подвешенный на ниточке,
которая соединена с устройством, рвущим её при излучении атома радиактивного изотопа,
также помещенного в этот ящик.
Период полураспада изотопа - один час.
Вопрос: через час кот будет жив или умрет от яда из колбочки?

В данном примере классический вариант причинности не работает -
кот умрет с вероятностью 50 процентов.
Следовательно, причинность оказывается также размыта,
как и волновая функция изотопа.

Это всего лишь элементарный пример.
Однако если добавить сюда ещё четану, мозг блондинки, похмелье,
то получается совсем уж печальная картина:
говорить о какой либо однозначно прослеживаемой причине
совсем не представляется возможным.

Или можно говорить так:
кот умер, потому что в коробке была синильная кислота, которая вытекла из колбочки, или
кот остался жив, потому что изотоп не распался, и колбочка с кислотой осталась целая.
Но каждый из этих ответов актуализируется только тогда,
когда мы открыли коробку и увидели жив кот или сдох.

Вот вам и роль наблюдателя в цепочке причинно-следственных связей
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
4eJIOBEK



Зарегистрирован: 15.01.2019
Суждений: 2820

640026СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 10:14 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Шредингер поместил кота в коробку. Прошел час. Стоит и смотрит на коробку. Думает:Жив? Мертв?Сейчас открою.
Мяу-мяу-раздается из коробки.
Вот сволочь -подумал Шрёдингер.

_________________
Свобода или смерть Бессмыслие или смысл.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640027СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 10:43 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:

Отсюда и наставления Будды о двух снопах: убери рупу, никакого сознания не будет, и наоборот,
поскольку рупа отражается в сознании только тогда, когда оно, сознание (наблюдатель), есть - без сознания рупу осознавать некому, и её нет ни для кого
Что за снопы? Номер сутты в ПК, плз.

Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640028СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 10:45 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой



Вы отказываетесь от своих слов, что существование архата - мучительно? Или продолжаете это доказывать?

Какие изменения в уме араханта после постижения вы обнаружили? Где про них можно почитать, в какой сутте? Поскольку ум араханта не меняется, соотв. умственные ощущения араханта не мучительны ни разу.

Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640029СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 10:49 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:

Но разве вы чувствуете при этом страдание, если прогулка удалась?
Разберитесь со значением слова "дукха". Оно не только (и скорее не только) про "ой-ой, как плохо-больно", а про то, что ничто не может принести мало-мальски устойчивого, постоянного удовлетворения. Прогулка-то может, и удалась, но как долго вы сохраните радость от удавшейся прогулки? Как скоро эта радость сменится досадой от прорвавшейся в очередной раз канализации?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49623

640030СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 10:57 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:


Вы отказываетесь от своих слов, что существование архата - мучительно? Или продолжаете это доказывать?

Какие изменения в уме араханта после постижения вы обнаружили? Где про них можно почитать, в какой сутте? Поскольку ум араханта не меняется, соотв. умственные ощущения араханта не мучительны ни разу.

Вы этими словами защищаете свой тезис "существование архата - мучительно" - так?

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 18007
Откуда: Москва

640031СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:08 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:
Условие сознания сейчас - предыдущий момент сознания Laughing так же как условие какой бы то ни было материи сейчас - что то материальное в прошлом моменте. Очень жду опровержения и примера, когда это не так.

Кажется, вы забываете о Наблюдателе.
Первое условие как первого, так и второго - это он.
А Наблюдатель - он и материя, и сознание одновременно, два снопа

Что это за фантастическая тварь? Есть Сергей, а в нем сидит некий "Наблюдатель"? Доктору рассказывали?
В ДН 09  Будда говорит о различии сознания и "своего я". Не очень ясный момент. Как будто про "фантастическую тварь". )
"«Даже если бы своё «я», Поттхапада, было у тебя грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающимся материальной пищей, то и тогда, Поттхапада, сознание было бы у тебя одним, а своё «я» – другим. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а своё «я» – другое. И пусть, Поттхапада, это своё «я» остаётся грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающихся материальной пищей, – всё же у этого человека возникают одни состояния сознания, и уничтожаются другие состояния сознания. Таким образом, Поттхапада, следует знать, что сознание – одно, а своё «я» – другое»."

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Последний раз редактировалось: СлаваА (Вс 18 Фев 24, 11:12), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 18007
Откуда: Москва

640032СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:11 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Условие сознания сейчас - предыдущий момент сознания Laughing так же как условие какой бы то ни было материи сейчас - что то материальное в прошлом моменте. Очень жду опровержения и примера, когда это не так.
С причинностью навряд ли кто спорит. Только причинность сложнее, чем просто от предыдущего момента.
ДН 09
"«Что касается, Поттхапада, тех отшельников и брахманов, которые говорили: «Без причины и без основания возникают и уничтожаются у человека состояния сознания», то они не правы с самого начала. Отчего же это? Ведь по причине и с основанием возникают и уничтожаются у человека состояния сознания; благодаря упражнению возникают одни состояния сознания, благодаря упражнению уничтожаются другие состояния сознания."

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 18007
Откуда: Москва

640033СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:19 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Android пишет:
Си-ва-кон пишет:
Любые самскары венчаются винняной.
Тела выдаются (или не выдаются) сообразно ее кармическим воздаяниям.
Обездвиженные самскары - вырванный корень зла,
нирвана без инфекции.

Самая-самая чистая виннана - инфекция нирваны.
Чистят ее, пока не исчезнет, или не превратится в атман.

Короче, лечим головную боль отрубанием головы.
Как бы железная логика в пределах одной системы, которая выдумала такую философию.
Другие системы допускают разного рода пульсации, спанды сознания и вполне себе счастливы.
Я согласен, то, что вы излагаете -- есть классический никайный буддизм. В нирване архата -- нет сознания.


Но я не об этом. Я про практическое применение.
Данное воззрение может страх и стремление избегать любого дискомфорта, тренировки, работы, учебы, любой деятельности, требующей усилий.
Очень удобно прикрыть свою лень, страх действия, безразличие и прочий пассив.
Это не вопрос никай. Это проблема конкретных людей, что они на основании возможности прекратить сознание делают вывод о пассиве в их текущей жизни. А так то, если по суттам, то через тренировку сознание прекращается и никак иначе. Та же сутта ДН 09.
_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 18007
Откуда: Москва

640034СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:34 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Только в финале начав с тренировки нравственности и достигнув одну вершину сознания за другой он может достичь прекращения сознания, а не так что я прямо сейчас решу не думать и достигну прекращения.
ДН09
"«С тех пор, Поттхапада, как монах становится здесь сознающим себя, он постепенно движется всё дальше и дальше и обретает вершину сознания. Находясь на вершине сознания, он говорит себе так: «Размышлять для меня хуже, не размышлять для меня лучше. Если я предамся размышлению и воображению, то у меня смогут уничтожиться эти состояния сознания и возникнуть другие, грубые состояния сознания. Поэтому теперь я не буду предаваться ни размышлению, ни воображению». И он не предается ни размышлению, ни воображению. У него, не предающегося ни размышлению, ни воображению, уничтожаются эти состояния сознания и не возникают другие, грубые состояния сознания. Он обретает уничтожение. Таково, Поттхапада, постепенное внимательное достижение уничтожения сознания."

_________________
Практикую интегральную йогу Шри Ауробиндо, интересуюсь буддизмом. Очень нравится как учит буддизму Далай Лама и его общественная деятельность.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640035СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:50 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой



Вы этими словами защищаете свой тезис "существование архата - мучительно" - так?
Нету у меня такого тезиса, Игорь, не выдумывайте. Из сутт (и согласно здравому смыслу) нам известно, что то, что изменчиво - мучительно. Однако ум араханта после постижения изменениям не подвержен.

Ответы на этот пост: СлаваА, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640036СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:58 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Android пишет:



Но я не об этом. Я про практическое применение.
Данное воззрение может страх и стремление избегать любого дискомфорта, тренировки, работы, учебы, любой деятельности, требующей усилий.
Очень удобно прикрыть свою лень, страх действия, безразличие и прочий пассив.
Ну вот отправились вы юношей в монастырь и случился там с вами дискомфорт и конфуз. После чего оказалось, что работа с учебой поменьше усилий требуют и попроще будут, чем пребывание за чужой счет не пойми с кем. Вообще непонятно ваше отношение к работе, будто это наказание какое, которого монах хочет избежать. Работа - самое удовлетворительное занятие в сансаре, вы исполняете определенные обязанности за определенное вознаграждение - что может быть лучше? А вот с медитацией (к примеру) совсем не так -  может быть приложено много усилий с неизвестным результатом.

Ответы на этот пост: Android
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
LS_rus78
LS Сергей


Зарегистрирован: 16.09.2021
Суждений: 2676
Откуда: Мартышкино

640037СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 11:59 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
LS_rus78 пишет:

Отсюда и наставления Будды о двух снопах: убери рупу, никакого сознания не будет, и наоборот,
поскольку рупа отражается в сознании только тогда, когда оно, сознание (наблюдатель), есть - без сознания рупу осознавать некому, и её нет ни для кого

Что за снопы? Номер сутты в ПК, плз.

Ну не Будда, ну Сарипутта - один хрен.

СН 12,67
"Налакалапийо сутта: Связки тростника"
https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_67-nalakalapiyo-sutta-sv.htm

Цитата:
Представь, как если бы две связки тростника стояли, опираясь на друга.
Точно также, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание,
а имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640038СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 12:00 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:

"«Даже если бы своё «я», Поттхапада, было у тебя грубым, имеющим форму, состоящим из четырёх великих элементов, питающимся материальной пищей, то и тогда, Поттхапада, сознание было бы у тебя одним, а своё «я» – другим.
А что у нас состоит из четырех элементов и питается материальной пищей? Вроде бы только тело, которое и вправду многие считают своим.

Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

640039СообщениеДобавлено: Вс 18 Фев 24, 12:03 (12 мес. назад)     Ответ с цитатой

LS_rus78 пишет:

СН 12,67
"Налакалапийо сутта: Связки тростника"
https://theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn12_67-nalakalapiyo-sutta-sv.htm

Цитата:
Представь, как если бы две связки тростника стояли, опираясь на друга.
Точно также, имея имя-и-форму в качестве необходимого условия, возникает сознание,
а имея сознание в качестве необходимого условия, возникает имя-и-форма.
Пасиб! Не оч.понятно, как тогда с бесформенными мирами быть, но м.б. тут речь идет только о нашем мире.

Ответы на этот пост: LS_rus78
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117 ... 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 343  След.
Страница 114 из 343

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.078 (0.283) u0.018 s0.000, 18 0.061 [267/0]