Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О переводах сутт вообще, и о переводах SV в частности (вырезано из темы "Старцевада").

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 ... 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 8389
Откуда: Саратов

510964СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:30 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Учитывая зубодробительность при включении лит-ры и ее ревизию, шансы найти там аж адхамму околонулевые.

Это за сотни лет то, в течении которых включили в Канон большую часть книг Кхуддака Никаи и целую корзину с Абхидхаммой? ,) А насчет ревизий, можно другой показательный пример привести - нынешний Тибетский Канон. Что там из общих для всех ранних школ четырех Никай осталось? Несколько пересказов сутт. Ну и Дхаммапада с джатаками еще из Кхуддаки. Т.е. почти ничего. Зато в нем огромное количество махаянских и ваджраянских текстов.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, всё обусловленное непостоянно. А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Ответы на этот пост: ТМ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 39286

510965СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:34 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Antaradhana пишет:
Надеюсь, дружелюбным, говорящим, маленьким пони, владеющим сверхспособностями.

В джатаках есть пони? Все те определения взяты из джатак.

Джатаки - это изначально небольшое количество коротких стихотворений на тему нравственности, щедрости и прочих благих качеств, в виде сказочных притч с говорящими животными и т.п., появившихся через несколько столетий после Первого Собора. Фольклорный жанр для детей из буддийских семей. Полезное произведение, если в таком качестве его воспринимать. А вот то, что все эти истории происходили с Буддой и Ко + всякие подробности - это еще более поздний комментарий. Также и само количество джатак со временем росло, так как более поздние, отличаются стилем от более ранних.

P.S. Буддхавамса - это вообще один из самых поздних текстов, включенных в Канон, скорее всего уже на Ланке. Протомахаянские стихи.

И что? Пони там есть?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 6595

510966СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:35 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Просто для понимания соотношения по объему стихов и позднее написанного комментария на них, вот рандомная джатака с комментарием, вдруг кто-то их никогда не читал, видно что раннего стихотворного текста - всего четверостишье, и пространная история, которая высосана из пальца появилась намного позднее:

Джат 28 Нандивисала джатака: Джатака о многославном

Перевод с пали: Б. Захарьин, перевод стихов А. Големба


Сказав: «Употребляй лишь добрые слова...» – Учитель – он жил тогда в Джетаване – повел рассказ о шести сквернословах – бхиккху. Эти шестеро затевали в ту пору ссоры с добропорядочными бхиккху, непочтительно дразнили их, всячески им досаждали и обзывали, прибегая ко всем десяти видам непристойных ругательств. Добропорядочные бхиккху пожаловались Благословенному, и тот, призвав к себе всех шестерых, спросил, правду ли о них говорят. Услыхав, что да, правду, Учитель выбранил их. «Братия,– молвил он,– ведь грубость не по нраву даже животным. Одно животное даже сделало так, что его оскорбитель потерял тясячу монет». И он рассказал им о прошлом.

«Во времена минувшие, когда на троне Таккасилы, что в царстве Гандхара, восседал царь Гандхара, Бодхисатта воплотился в облике теленка, появившись на свет из лона коровы. Когда он подрос и превратился в молодого бычка, хозяева, которые соблюдали обычай приношения скота, преподнесли его в дар некоему брахману. Брахман забрал быка к себе и дал ему имя Нандивисала, что значит «Многославный». Этого быка он растил будто собственного сына, кормил вареным рисом и поил рисовым отваром. Бодхисатта, когда вырос, стал думать: «Этот брахман проявлял обо мне величайшую заботу. Отныне во всей Джамбудипе не сыщешь быка, который был бы равен мне силой и мог тащить телегу с таким грузом. Не пора ли мне показать теперь, на что я способен, и отблагодарить брахмана добром за все, что он для меня сделал?» Размышляя так, бык молвил хозяину: «Ступай-ка к торговцу, владельцу больших стад, и скажи ему, что, мол, есть у тебя могучий бык, который свезет сотню тяжело груженных телег, и в подтверждение своих слов ты готов поставить тысячу монет».

Брахман отправился к богатому торговцу и завел с ним разговор о том, чьи быки в городе сильнее. Торговец похвалил быка такого-то и такого-то и добавил с гордостью: «Во всем городе, однако, нет таких быков, как у меня». Тут брахман возразил: «У меня, господин, есть бык, который может один свезти целую сотню тяжело груженных телег». Торговец стал смеяться: «Не может этого быть». Но брахман продолжал твердить: «Есть у меня такой бык». «Что ж,– сказал тогда торговец,– побьемся об заклад». «Хорошо»,– ответил брахман и выставил тысячу монет в подтверждение своей правоты.

Нагрузив сотню телег песком, щебнем и камнями, брахман составил из них длинную цепь. Для этого он связал веревками дышла каждой впереди стоявшей повозки с дышлами следующей. Он искупал Многославного, повесил ему на шею душистый венок из цветов и, обмакнув руку в благовония, растопыренной пятерней сделал у него на лбу священную мету. Потом брахман впряг своего быка в первую из ста груженых подвод, уселся на него и, взмахнув бичом, крикнул: «Пошел, безрогий! Вперед, мошенник!» Слыша такие слова, Бодхисатта возмутился: «Это меня-то, длиннорогого, он обзывает «безрогим»! Это меня-то он ругает мошенником!» Все четыре его ноги застыли в неподвижности, будто столбы. Так он и не сдвинулся с места. Торговец тотчас же забрал себе тысячу монет залога.

Потерявший тысячу монет брахман выпряг быка, пошел домой и лег там в глубоком огорчении. Многославный тоже возвратился туда. Заглянув во двор, он увидел огорченного хозяина, подошел к нему и спросил, не спит ли он. «Какой тут сон, когда я потерял целую тысячу монет?» вскричал брахман. «Хозяин,– сказал бык,– за все то время, что у тебя я живу, разбил ли я хоть раз какую-нибудь посуду, погнался за кем-нибудь или же нагадил на берегу пруда?» «Не было такого, дорогой»,– ответил брахман. «Почему же тогда,– продолжал бык,– ты меня обругал худыми словами? Ты виноват, хозяин, в том, что случилось. Моей же вины нет. Ступай, побейся с торговцем об заклад на две тысячи монет, но смотри, не называй больше меня, рогатого, безрогим мошенником!»

Выслушав быка, брахман отправился к торговцу и побился с ним об заклад на две тысячи монет. Воротясь, он, как и прежде, составил цепь из ста тяжело груженных телег, богато украсил Многославного и впряг его в первую повозку. Вот как он составил обоз: сначала крепко привязал ярмо к дышлу, затем с одной стороны впряг Многославного, а другую сторону двойного ярма как следует закрепил, просунув в ярмо гладкий деревянный шест, и привязал один конец шеста к свободной стороне ярма, а другой его конец – к тележной оси; после всего этого ярмо уже не могло ходить из стороны в сторону, и всего лишь один бык был в состоянии управляться с телегой, рассчитанной на двоих. Затем, усевшись на него, брахман погладил его по хребту и сказал: «Пошел, дорогой! Вперед!» Бодхисатта одним рывком стронул с места всю сотню груженых телег и остановился только тогда, когда задняя повозка доехала до того места, где вначале стояла передняя. Посрамленный торговец вручил брахману две тысячи монет, и все, кто там был, сделали Бодхисатте богатые пожертвования. Эти деньги тоже достались брахману, и так он, благодаря Бодхисатте, обрел немалое богатство».

Повторив: «Ведь грубые слова, бхиккху, никому не по нраву» – Учитель еще раз осудил шестерых монахов и, желая открыть им знание пути нравственного совершенства, он, будучи теперь уже Всепробужденным, спел монахам такой стих:

Употребляй лишь добрые слова, навеки сквернословье прекрати.
Запомни: только для того, кто речь умеет уважительно вести,
Охотно повлекут любую кладь.
Учтивый всюду и всегда в чести.


Затем, еще раз наказав употреблять только добрые слова. Учитель истолковал Дхамму, так связав перерождения: «Брахманом был тогда Ананда, Многославным же – я сам».

P.S. Если кто-то хочет верить в говорящих животных, и что все эти сотни историй из Джатак, Ападаны, Буддхавамсы и Чарьяпитаки, рассказаны монахам, самим Буддой о прошлых рождениях - то флаг в руки. Миллионы буддистов верят же в достоверность событий из махаянских сутт, появившихся еще позже.

В написанном что-то противоречащее по смыслу гатхе? Согласованных версий может охрениллиард же быть. Самсара бесконечна, кол-во существ бесконечно и т.д. Ну, считает кто-то, что есть измерение котолюдей, Земля плоская, а в мировом океане есть говорящие рыбы - оно доктринально не критично. Где-то есть, скорее всего. От этого ни холодно ни жарко.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Вишенка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 8389
Откуда: Саратов

510967СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:40 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Antaradhana пишет:
Надеюсь, дружелюбным, говорящим, маленьким пони, владеющим сверхспособностями.

В джатаках есть пони? Все те определения взяты из джатак.

Джатаки - это изначально небольшое количество коротких стихотворений на тему нравственности, щедрости и прочих благих качеств, в виде сказочных притч с говорящими животными и т.п., появившихся через несколько столетий после Первого Собора. Фольклорный жанр для детей из буддийских семей. Полезное произведение, если в таком качестве его воспринимать. А вот то, что все эти истории происходили с Буддой и Ко + всякие подробности - это еще более поздний комментарий. Также и само количество джатак со временем росло, так как более поздние, отличаются стилем от более ранних.

P.S. Буддхавамса - это вообще один из самых поздних текстов, включенных в Канон, скорее всего уже на Ланке. Протомахаянские стихи.

И что? Пони там есть?

Говорящие кони есть. Может быть в Индии была своя порода небольших лошадок. В Тибете вот есть, а это совсем рядом.


_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, всё обусловленное непостоянно. А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 39286

510968СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:42 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana, вот джатаки это нечто "позднее", "литература для детей", и т.п. Если некто следует (включая голову, разумеется) тому, что там написано - это благое или неблагое?
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति


Ответы на этот пост: Antaradhana, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 6595

510969СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:44 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Учитывая зубодробительность при включении лит-ры и ее ревизию, шансы найти там аж адхамму околонулевые.

Это за сотни лет то, в течении которых включили в Канон большую часть книг Кхуддака Никаи и целую корзину с Абхидхаммой? ,) А насчет ревизий, можно другой показательный пример привести - нынешний Тибетский Канон. Что там из общих для всех ранних школ четырех Никай осталось? Несколько пересказов сутт. Ну и Дхаммапада с джатаками еще из Кхуддаки. Т.е. почти ничего. Зато в нем огромное количество махаянских и ваджраянских текстов.

Оно не оставалось. Они (кто оплачивал банкет) с самого начала решили всё не переводить, чтобы не акцентировать "а, что, так можно было?". Инфа от ламы-переводчика. Были нужны бодхисаттвы-ваджраянцы, т.к. в реалиях Тибета, где у пастухов проблемы с тем, чтобы никого не грохнуть на ярмарке, а в соседней долине местный шаман насылает проклятия, у добропорядочных упасак не было шансов с самого начала без комбо с махаяно-ваджраяной.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 8389
Откуда: Саратов

510970СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:48 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana, вот джатаки это нечто "позднее", "литература для детей", и т.п. Если некто следует (включая голову, разумеется) тому, что там написано - это благое или неблагое?

Ты уже третий раз упираешь на благое/не благое. Скорее всего, прямо совсем неблагого в тхеравадинских джатаках нет (я все не читал), но если это принимать за слово Будды, то это может привести к целому течению, уводящему с прямого Пути, что в истории и случилось. А если брать махаянские джатаки, то не могу не вспомнить джатаку про капитана, который убил разбойников, замышлявших убить купцов на его судне. Тут уже адхамма явно проглядывает: убить одних, чтобы спасти других - это явно противоречит Дхамме. Помню Еше Нинбо - эту джатаку приводил в поддержку шаолиньских боевых искусств и допустимости насилия (влоть до лишения жизни) для защиты себя, родни и родины. Живая демонстрация тлетворного влияния.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, всё обусловленное непостоянно. А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Ответы на этот пост: ТМ, Ящерок
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 39286

510971СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:57 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana, то есть, прямо ответить на вопрос, благому учат джатаки или неблагому - ты не можешь? Давай уберем совсем такие криминальные варианты, как про купцов. Про оставшиеся - тоже не знаешь ответа?
_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 6595

510972СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 00:59 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Помню Еше Нинбо - эту джатаку приводил в поддержку шаолиньских боевых искусств и допустимости насилия (влоть до лишения жизни) для защиты себя, родни и родины. Живая демонстрация тлетворного влияния.

Капитан же в ад за совершенные убийства попал  Laughing

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 8389
Откуда: Саратов

510973СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 01:06 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana, то есть, прямо ответить на вопрос, благому учат джатаки или неблагому - ты не можешь? Давай уберем совсем такие криминальные варианты, как про купцов. Про оставшиеся - тоже не знаешь ответа?

Благому можно учить по разному и делать это может кто угодно, но наиболее продуманным и выверенным образом это может делать Будда. Сочинение историй, даже с благими намерениями и приписывание их Будде, в итоге привело к появлению пути, уводящего от Саддхаммы. Это неблагой плод этих сочинений, повлиявший на миллиарды людей в исторической перспективе, уведя их с прямого Пути.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, всё обусловленное непостоянно. А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Сергей Ч



Зарегистрирован: 02.12.2013
Суждений: 349
Откуда: Краснодар

510975СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 01:23 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Так пишет:
Это называется - непоследовательность. Некоторые тхеравадины готовы верить во что угодно. Даже в богов, которые насылают град и бури, как тайцы. Но как только речь заходит о пути бодхисаттв или ваджраяне, они сразу раздувают ноздри и встают в позу.

Так и есть, вера в бодхисаттв стоит в одном ряду с богами, насылающими град и бури. )  Laughing
А если серьезно, то в тхераваде отрицается не само понятие бодхисаттвы, а некое учение о "пути бодхисаттвы", которому Будда тайно учил отдельных персонажей махаянского эпоса.


Ответы на этот пост: ТМ, Raudex
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 8389
Откуда: Саратов

510976СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 01:28 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Помню Еше Нинбо - эту джатаку приводил в поддержку шаолиньских боевых искусств и допустимости насилия (влоть до лишения жизни) для защиты себя, родни и родины. Живая демонстрация тлетворного влияния.

Капитан же в ад за совершенные убийства попал  Laughing

Вот цитата, из книги Патрула Ринпоче "Слова моего всеблагого учителя", из которой эта джатака и цитируется в инете. Весьма интересен контекст, в котором она упоминается:

"В трактате Йонтэн дзо говорится:

Если корень целебный, то и побег целебный.
Если корень ядовитый, то о побеге и говорить нечего.
Благое и неблагое действие можно различить только по намерению,
А их внешнее проявление и величина его не имеют значения.

"Поэтому, если сыны будд, бодхисаттвы, хранят бескорыстную чистоту помыслов, бывают случаи, когда им позволительно совершать то, что причисляют к трем неблагим действиям тела и четырем неблагим действиям речи. Вспомните, например, истории о мореходе по имени Сострадательный, который убил Черного Дротика, или о юноше-брахмане по имени Любящий Звезды, который нарушил обет целомудрия ради юной брахманки. Вот эти истории.

Некогда, в одной из прежних жизней, Будда был мореходом по имени Сострадательный. Однажды он перевозил на своем судне пятьсот купцов. Во время этого путешествия появился отъявленный разбойник Черный Дротик, который собрался убить всех купцов. Мореход подумал: «Все эти пятьсот купцов – бодхисаттвы, достигшие уровня невозвращения . Тот, кто их убьет, попадет в ад на несчетное множество кальп. Он заслуживает сострадания. Совершив убийство, я спасу его от ада. Даже если я сам попаду в ад, ничего не поделаешь». Преисполнившись такой решимости, он убил разбойника.

Благодаря этому деянию Будда получил такие заслуги, которые иначе ему пришлось бы накапливать семьдесят тысяч кальп. Казалось бы, речь идет об убийстве, то есть неблагом действии, но на самом деле это действие было благим, потому что у Будды не было эгоистических намерений и он спас жизни пятисот человек, а с абсолютной точки зрения, спас Черного Дротика от мук ада. Таким образом, это убийство оказалось великим благим деянием.

В другой истории говорится о брахмане по имени Любящий Звезды, который, удалившись в лесное затворничество, много лет соблюдал обет целомудрия. Однажды он пришел в селение за подаянием, и одна юная брахманка так сильно в него влюбилась, что чуть не умерла. Движимый состраданием, он стал ее мужем. Тем самым он получил заслуги, которые иначе пришлось бы накапливать сорок тысяч кальп.

Таким образом, в подобных обстоятельствах допустимы и лишение жизни, и нарушение целомудрия. Однако те же самые действия недопустимы, если совершаются под влиянием вожделения, ненависти и неведения и для удовлетворения собственных нужд.

Брать чужое тоже позволительно, если это делают бодхисаттвы, у которых нет умственных ограничений и эгоистических намерений. Им позволительно брать у богатых и скаредных и подносить взятое Трем Драгоценностям либо отдавать нуждающимся.

Ложь тоже не возбраняется, если она служит спасению живого существа от неминуемой гибели или защите того, что принадлежит Трем Драгоценностям. Обманывать же ради собственной выгоды недопустимо.

Могут быть позволительны и порочащие слова. Например, если из двух близких друзей один добродетелен, а другой – нет, то последний, более влиятельный, способен сбить добродетельного друга с праведного пути. В таком случае можно произносить порочащие слова, но это недопустимо делать, чтобы просто разрушить дружбу двух людей.

Когда мягкие речи не могут возыметь действия, можно использовать и резкие слова, чтобы заставить слушающего обратиться к Дхарме. Они не возбраняются, поскольку такие наставления исправляют недостатки слушателя".

P.S. Отсюда и ваджраянские идеи об гневной активности будд, и убийство врагов Дхармы, посредством абхичаруки (черной магии). Оправдывание неблагого в "бодхисаттских" целях - это очень скользкий путь, ведущий к неблагому многих людей.

_________________
Всё, что подвержено возникновению, подвержено и прекращению, всё обусловленное непостоянно. А то, что непостоянно – то неудовлетворительно.
В отношении того, что является непостоянным и неудовлетворительным, нельзя сказать: «это мое, это есть я, это моя самость».


Ответы на этот пост: ТМ, СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 6595

510978СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 02:10 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Antaradhana пишет:
Помню Еше Нинбо - эту джатаку приводил в поддержку шаолиньских боевых искусств и допустимости насилия (влоть до лишения жизни) для защиты себя, родни и родины. Живая демонстрация тлетворного влияния.

Капитан же в ад за совершенные убийства попал  Laughing

Вот цитата, из книги Патрула Ринпоче "Слова моего всеблагого учителя", из которой эта джатака и цитируется в инете. Весьма интересен контекст, в котором она упоминается:

"В трактате Йонтэн дзо говорится:

Если корень целебный, то и побег целебный.
Если корень ядовитый, то о побеге и говорить нечего.
Благое и неблагое действие можно различить только по намерению,
А их внешнее проявление и величина его не имеют значения.

"Поэтому, если сыны будд, бодхисаттвы, хранят бескорыстную чистоту помыслов, бывают случаи, когда им позволительно совершать то, что причисляют к трем неблагим действиям тела и четырем неблагим действиям речи. Вспомните, например, истории о мореходе по имени Сострадательный, который убил Черного Дротика, или о юноше-брахмане по имени Любящий Звезды, который нарушил обет целомудрия ради юной брахманки. Вот эти истории.

Некогда, в одной из прежних жизней, Будда был мореходом по имени Сострадательный. Однажды он перевозил на своем судне пятьсот купцов. Во время этого путешествия появился отъявленный разбойник Черный Дротик, который собрался убить всех купцов. Мореход подумал: «Все эти пятьсот купцов – бодхисаттвы, достигшие уровня невозвращения . Тот, кто их убьет, попадет в ад на несчетное множество кальп. Он заслуживает сострадания. Совершив убийство, я спасу его от ада. Даже если я сам попаду в ад, ничего не поделаешь». Преисполнившись такой решимости, он убил разбойника.
Благодаря этому деянию Будда получил такие заслуги, которые иначе ему пришлось бы накапливать семьдесят тысяч кальп. Казалось бы, речь идет об убийстве, то есть неблагом действии, но на самом деле это действие было благим, потому что у Будды не было эгоистических намерений и он спас жизни пятисот человек, а с абсолютной точки зрения, спас Черного Дротика от мук ада. Таким образом, это убийство оказалось великим благим деянием.

В другой истории говорится о брахмане по имени Любящий Звезды, который, удалившись в лесное затворничество, много лет соблюдал обет целомудрия. Однажды он пришел в селение за подаянием, и одна юная брахманка так сильно в него влюбилась, что чуть не умерла. Движимый состраданием, он стал ее мужем. Тем самым он получил заслуги, которые иначе пришлось бы накапливать сорок тысяч кальп.

Таким образом, в подобных обстоятельствах допустимы и лишение жизни, и нарушение целомудрия. Однако те же самые действия недопустимы, если совершаются под влиянием вожделения, ненависти и неведения и для удовлетворения собственных нужд.

Брать чужое тоже позволительно, если это делают бодхисаттвы, у которых нет умственных ограничений и эгоистических намерений. Им позволительно брать у богатых и скаредных и подносить взятое Трем Драгоценностям либо отдавать нуждающимся.

Ложь тоже не возбраняется, если она служит спасению живого существа от неминуемой гибели или защите того, что принадлежит Трем Драгоценностям. Обманывать же ради собственной выгоды недопустимо.

Могут быть позволительны и порочащие слова. Например, если из двух близких друзей один добродетелен, а другой – нет, то последний, более влиятельный, способен сбить добродетельного друга с праведного пути. В таком случае можно произносить порочащие слова, но это недопустимо делать, чтобы просто разрушить дружбу двух людей.

Когда мягкие речи не могут возыметь действия, можно использовать и резкие слова, чтобы заставить слушающего обратиться к Дхарме. Они не возбраняются, поскольку такие наставления исправляют недостатки слушателя".

Так это про будду, когда он еще был в статусе обычного человека и поступки все-равно черно-белые, а не белые. Т.е. грохнуть за бодхисаттв лучше, чем грохнуть за стадо яков. Ок. Но потом все равно ад и никто на грабь.насилуй.убивай добро не дал.

Antaradhana пишет:
P.S. Отсюда и ваджраянские идеи об гневной активности будд, и убийство врагов Дхармы, посредством абхичаруки (черной магии). Оправдывание неблагого в "бодисаттских" целях - это очень скользкий путь, ведущий к неблагому многих людей.

В основном они в рамках чакравартинов действуют - устрашают обликом. Единственный, кого выпилили - это отменивший таксфри у монастырей Лангдарма и распоряжение об этом дала Арья Тара в видении йогина. Он потом всю оставшуюся жизнь чистился, насколько я читал. Толчка к традиции массовых репрессий это не дало.

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
ТМ



Зарегистрирован: 05.04.2005
Суждений: 6595

510979СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 02:15 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Сергей Ч пишет:
Так пишет:
Это называется - непоследовательность. Некоторые тхеравадины готовы верить во что угодно. Даже в богов, которые насылают град и бури, как тайцы. Но как только речь заходит о пути бодхисаттв или ваджраяне, они сразу раздувают ноздри и встают в позу.

Так и есть, вера в бодхисаттв стоит в одном ряду с богами, насылающими град и бури. )  Laughing
А если серьезно, то в тхераваде отрицается не само понятие бодхисаттвы, а некое учение о "пути бодхисаттвы", которому Будда тайно учил отдельных персонажей махаянского эпоса.

Про погоду от резвящихся дэвов - это из вашего канона, из ПК Laughing

_________________
namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 39286

510983СообщениеДобавлено: Ср 23 Окт 19, 05:26 (9 мес. назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Antaradhana, то есть, прямо ответить на вопрос, благому учат джатаки или неблагому - ты не можешь? Давай уберем совсем такие криминальные варианты, как про купцов. Про оставшиеся - тоже не знаешь ответа?

Благому можно учить по разному и делать это может кто угодно, но наиболее продуманным и выверенным образом это может делать Будда. Сочинение историй, даже с благими намерениями и приписывание их Будде, в итоге привело к появлению пути, уводящего от Саддхаммы. Это неблагой плод этих сочинений, повлиявший на миллиарды людей в исторической перспективе, уведя их с прямого Пути.

Вот ведь какую страшную вещь совершили древние тхеравадины, создавшие джатаки! Сейчас горят все в аду, кто их сочинял, декламировал, хранил?

_________________
यथावस्थितवस्तुस्थिति
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 ... 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38  След.
Страница 23 из 38
Быстрый ответ
Имя
Редактирование
Сообщение
 

 
Перейти:  
Вам можно начинать темы
Вам можно отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.063 (0.377) u0.053 s0.000, 18 0.011 [264/0]