Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

в 100500-ый раз о джханах

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 ... 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Дхаммавадин
Гость





488512СообщениеДобавлено: Вт 11 Июн 19, 12:49 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Дхаммавадин пишет:

Сатипаттханы есть как для развития саматхи, так и для випассаны.
Разница в том, что в суддха-випассане предварительно не достигают джхан. В джханы входят через опору на концепции, например - нимитту, а не возникающие-исчезающие дхаммы.
Но в каком же методе джханы достигаются "предварительно"? Во всех суттах описание приблизительно одинаковое - в джханы входят через осознанное сосредоточение. Нимитта это просто отражение ума. Почему вы полагаете, что нимитта - концепция? Это тот же наш ум, просто с другого угла. Вряд ли наш ум или наше тело уместно называть концепцией. Ум и в виде нимитты изменчив - то сужен, то расширен, то с омрачениями, то без и вот эти самые возникающие-исчезающие состояния ума и наблюдаются в третьей осознанности.

Попробуйте сосредоточенно читать то, что вам пишут.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

488611СообщениеДобавлено: Вт 11 Июн 19, 19:45 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхаммавадин пишет:


Попробуйте сосредоточенно читать то, что вам пишут.
Попробуйте объяснить, почему вы считаете нимитту концепцией. М.б. вы перепутали нимитту с касиной?

Ответы на этот пост: Дхаммавадин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Дхаммавадин
Гость





488624СообщениеДобавлено: Вт 11 Июн 19, 20:03 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Дхаммавадин пишет:


Попробуйте сосредоточенно читать то, что вам пишут.
Попробуйте объяснить, почему вы считаете нимитту концепцией. М.б. вы перепутали нимитту с касиной?

Попробуйте почитать - что такое концепции (паннатти) и параматтха-дхаммы, и где там среди параматтха-дхамм завалялись нимитты.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

488651СообщениеДобавлено: Вт 11 Июн 19, 21:49 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Дхаммавадин пишет:


Попробуйте почитать - что такое концепции (паннатти) и параматтха-дхаммы, и где там среди параматтха-дхамм завалялись нимитты.
То, что нимитта - всего лишь отражение ума, не я придумала. Вы хотите сказать, что ум - это параматтха-дхамма?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

488709СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 08:27 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Это Брахмавамсо придумал, что нимитта - отражение ума, затем эту идею подхватил Сергей Тюлин (Зом) и распространил её.

У слова "нимитта" несколько значений. В данном контексте это отражение опоры в уме, другими словами, представление о предмете. В Висуддхимагге, в разделе о созерцании трупов, сказано, что нимитта надлежащим образом уловлена тогда, когда тренирующийся одинаково видит труп что с открытыми, что с закрытыми глазами.

Пара источников на русском:
https://books.google.com/books?id=qnoBBAAAQBAJ&pg=PT99&lpg=PT99
https://books.google.com/books?id=Qn86DwAAQBAJ&pg=PT341&lpg=PT341

Если, например, тренирующийся улавливает нимитту земли, то вначале это может быть образ конкретного вспаханного поля. Затем нимитта очищается от черт конкретного предмета, и становится избирательным распознаванием, например, избирательным распознаванием земли. Тренирующийся настраивается на элемент земли и воспринимает его повсюду.

То есть на продвинутом этапе "нимитта" имеет значение избирательного распознавания (сання), что упоминается в Санвара сутте при объяснении "самадхинимитта".

https://dhamma.ru/canon/an/an4-14.htm

В случае джханы Анапанасати опорой служит воздух, и соответственно тренирующийся настраивается на элемент воздуха, воспринимая его повсюду.


Ответы на этот пост: Рената Скот, PavelPAS
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

488713СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 09:16 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Нимитта - это образ объекта, чаще всего визуальный. Когда практик берет какой-то объект для практики, то этот объект со временем занимает в его уме центральное место, и все воспринимается через призму этого объекта (восприятие "окрашивается" объектом).
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

488754СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 14:58 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


У слова "нимитта" несколько значений. В данном контексте это отражение опоры в уме, другими словами, представление о предмете. В Висуддхимагге, в разделе о созерцании трупов, сказано, что нимитта надлежащим образом уловлена тогда, когда тренирующийся одинаково видит труп что с открытыми, что с закрытыми глазами.

Спасибо. Я знаю, что трупов нет в перечне касин, но не о том же самом методе созерцания касин идет речь? Дыхание - исключение, а во всех остальных случаях и с землей, и с трупом, и с касинами принцип вроде бы одинаковый - практикующий долго созерцает некий объект, потом он сидит напротив этого объекта с закрытыми глазами, но видит его как с открытыми. Если с закрытыми глазами он видит объект не так четко, "забывает" его, то он открывает глаза и смотрит на объект с открытыми глазами. Через некоторое время (у меня дней пять ушло на это) объект можно видеть совершенно ясно, стоит только закрыть глаза. Нимитта же это "знак", обычно световой, который появляется, когда удается полностью успокоить ум (разумеется, после того, как успокоено тело и ощущения). Этот самый знак не стабилен, он может быть ярче, тусклее, уже, шире и появится он или не появится - вопрос, в отличие от стабильного трупа, образ которого никуда не девается.

Ответы на этот пост: Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

488781СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 17:57 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Я знаю, что трупов нет в перечне касин, но не о том же самом методе созерцания касин идет речь?

"Нимитта" задействуется и для касин, и для кладбищенских созерцаний. Основное значение термина "нимитта" при этом одно - "представление", как в определении распознавания из Висуддхимагги:

Цитата:
"sabbāva sañjānanalakkhaṇā, tadevetanti puna sañjānanapaccayanimittakaraṇarasā dāruādīsu tacchakādayo viya, yathāgahitanimittavasena abhinivesakaraṇapaccupaṭṭhānā hatthidassakāndhā (udā. 54) viya, yathāupaṭṭhitavisayapadaṭṭhānā tiṇapurisakesu migapotakānaṃ purisāti uppannasaññā viyāti."

"Все [распознавание (сання)] имеет характеристику распознавания (санджанана); её функцией является создание представления (нимитта), который служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному представлению, – как слепой, воспринимающий слона ( Удана 6-4 ); её основой служит любой приблизившийся объект – как распознавание "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."

Висуддхимагга (глава 14 §130)

Досточтимый Бхиккху Бодхи выбрал перевод "sign" просто потому, что ему нужно было найти вариант, подходящий для всех основных контекстов:

Цитата:
The word nimitta is difficult to render in a way that fits all the major contexts where it occurs. I returned to "sign" only after several experiments with alternatives - "aspect", "feature," and "appearance" - proved unsatisfactory.

https://books.google.com/books?id=MEA6AwAAQBAJ&pg=PA1900&lpg=PA1900

Рената Скот пишет:
Дыхание - исключение

Особенность дыхания в том, что нимитта для него улавливается через прикосновение, как описано в Висуддхимагге (глава 3 §119). А принцип для него тот же самый.

Рената Скот пишет:
во всех остальных случаях и с землей, и с трупом, и с касинами принцип вроде бы одинаковый - практикующий долго созерцает некий объект, потом он сидит напротив этого объекта с закрытыми глазами, но видит его как с открытыми.

Это в тех случаях, когда нимитта (представление) улавливается зрительно.

Рената Скот пишет:
Если с закрытыми глазами он видит объект не так четко, "забывает" его, то он открывает глаза и смотрит на объект с открытыми глазами. Через некоторое время (у меня дней пять ушло на это) объект можно видеть совершенно ясно, стоит только закрыть глаза.

У Вас все же талант.

Рената Скот пишет:
Нимитта же это "знак", обычно световой, который появляется, когда удается полностью успокоить ум (разумеется, после того, как успокоено тело и ощущения).

Стандартный английский перевод "sign" тут создает некоторую путаницу. Действительно очищенное представление может быть светящимся. И всё бы ничего, но получается тупик: знак ведь по определению не поддается расширению, а следующий этап работы -- именно расширение нимитты (глава 4, §126 Висуддхимагги). Образ трупа преобразуется в избирательное распознавание в том смысле, что в каждом теле, начиная со своего, видишь будущий труп. Представление о вспаханном поле расширяется и преобразуется в избирательное распознавание всего твердого повсюду. Представление о белом листе преобразуется в избирательное распознавание белого. А как расширять "знак"?

Рената Скот пишет:
Этот самый знак не стабилен, он может быть ярче, тусклее, уже, шире и появится он или не появится - вопрос, в отличие от стабильного трупа, образ которого никуда не девается.

С первоначальным представлением легче, оно действительно сравнительно устойчиво. Но когда заходит речь об избирательном распознавании, -- видеть в каждом теле, начиная со своего, будущий труп, -- то это уже требует большего мастерства.
Аналогично и с другими опорами. Довольно легко уловить представление о конкретном соприкосновении воздуха. Уловить избирательное распознавание воздуха, соответствующее джхане, уже сложнее. Тем более что восприятие воздуха постепенно очищается и утоньшается, как описано у досточтимого Тханиссаро Бхиккху:

https://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/depercep.htm


Ответы на этот пост: Рената Скот, Antaradhana, test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

488811СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 19:33 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:


Стандартный английский перевод "sign" тут создает некоторую путаницу. Действительно очищенное представление может быть светящимся. И всё бы ничего, но получается тупик: знак ведь по определению не поддается расширению, а следующий этап работы -- именно расширение нимитты (глава 4, §126 Висуддхимагги). Образ трупа преобразуется в избирательное распознавание в том смысле, что в каждом теле, начиная со своего, видишь будущий труп. Представление о вспаханном поле расширяется и преобразуется в избирательное распознавание всего твердого повсюду. Представление о белом листе преобразуется в избирательное распознавание белого. А как расширять "знак"?

Спасибо за внятный ответ, ни в коем разе не настаиваю на своей точке зрения, но чисто теоретически, не может ли быть так, что речь всё-таки идет о разных вещах, которые называют одним словом? Не может ли быть так, что труп, земля, воздух - это медитация на определенный объект, а светящаяся нимитта, меняющая свою яркость и форму - это всего лишь наш ум, который, по мере того, как мысли утихают, утончаются до неуловимых, начинает выглядеть как свет с неровными очертаниями?

Ответы на этот пост: Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

488817СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 20:14 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Спасибо за внятный ответ, ни в коем разе не настаиваю на своей точке зрения, но чисто теоретически, не может ли быть так, что речь всё-таки идет о разных вещах, которые называют одним словом? Не может ли быть так, что труп, земля, воздух - это медитация на определенный объект, а светящаяся нимитта, меняющая свою яркость и форму - это всего лишь наш ум, который, по мере того, как мысли утихают, утончаются до неуловимых, начинает выглядеть как свет с неровными очертаниями?

Как сказать... Когда любая нимитта, светящаяся или нет, расширяется, то это уже "сання", избирательное распознавание в чистом виде. Причем объем этого избирательного распознавания соответствует объему (просторности) ума.

Например, развитие всеобъемлющего восприятия земли описывается в Ануруддха сутте так:

Цитата:
And what, householder, is the expansive liberation of mind? Here a monk abides resolved upon an area the size of the root of one tree, pervading it as expansive: this is called the expansive liberation of mind. Here a monk abides resolved upon an area the size of the roots of two or three trees, pervading it as expansive: this too is called the expansive liberation of mind. Here a monk abides resolved upon an area the size of one village, pervading it as expansive ... an area the size of two or three villages... an area the size of one major kingdom... an area the size of two or three major kingdoms... an area the size of the earth bounded by the ocean, pervading it as expansive: this too is called the expansive liberation of mind.

http://web.archive.org/web/20160319051935/http://measurelessmind.ca/kasina.html

А распознавание (сання) -- это, конечно, ключевая составляющая ума. Но в ум входит еще и ощущение (ведана), побуждение (четана), внимание (манасикара), и т.д.
Еще может быть полезно позаниматься с разными опорами, чтобы отделить окраску выбранной опорой от избирательного распознавания как такового.
Если речь идет о сиянии чистого ума, то это уже не "нимитта" как окраска распознавания выбранной опорой.

Впрочем, особенности очищенного состояния, конечно, полезно запоминать вместе с нимиттой для последующего воспроизведения состояния.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

488832СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 22:02 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
Образ трупа преобразуется в избирательное распознавание в том смысле, что в каждом теле, начиная со своего, видишь будущий труп. Представление о вспаханном поле расширяется и преобразуется в избирательное распознавание всего твердого повсюду. Представление о белом листе преобразуется в избирательное распознавание белого.
 
Вот это четкое и ясное описание нимитты. А видение света - это не нимитта (за исключением случая, когда свет является объектом медитации), а либо иллюзии восприятия (галлюцинация), либо развитие способности божественного зрения.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
test
一心


Зарегистрирован: 18.02.2005
Суждений: 18706

488836СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 23:00 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
"Все [распознавание (сання)] имеет характеристику распознавания (санджанана); её функцией является создание представления (нимитта), который служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному представлению, – как слепой, воспринимающий слона ( Удана 6-4 ); её основой служит любой приблизившийся объект – как распознавание "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."

Antaradhana пишет:
Ассаджи пишет:
Образ трупа преобразуется в избирательное распознавание в том смысле, что в каждом теле, начиная со своего, видишь будущий труп. Представление о вспаханном поле расширяется и преобразуется в избирательное распознавание всего твердого повсюду. Представление о белом листе преобразуется в избирательное распознавание белого.
 
Вот это четкое и ясное описание нимитты. А видение света - это не нимитта (за исключением случая, когда свет является объектом медитации), а либо иллюзии восприятия (галлюцинация), либо развитие способности божественного зрения.

На самом деле, не понятно что такое нимитта. Кроме того что сання (другой не понятный фактор - примитивное сознание?) её как-то производит.

Определения в стиле "сання, это то что саннит" или "как 'люди' у животных", это конечно круто.


Ответы на этот пост: В.Н., Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
PavelPAS
заблокирован


Зарегистрирован: 24.11.2018
Суждений: 1011
Откуда: Подмосковье

488838СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 23:04 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
В случае джханы Анапанасати опорой служит воздух, и соответственно тренирующийся настраивается на элемент воздуха, воспринимая его повсюду.
Нельзя ли пару слов про опору на касину леса? Мне легко медитировать с опорой на растения, но и тут ограниченные успехи. Также если земля даёт ощущение твёрдости, то ощущение чего должно быть из медитации на растения?

Также не до конца улавливаю понятие избирательного распознавания. При медитации на огонь любой свет (фонари, луна) воспринимается как огонь. Но не более. Туманные объекты в ночи огненными не становятся, земля не полыхает. Это избирателное распознавание или нет?

_________________
Это сообщение будет неодобрено Antaradhana.
Бродит дурачок по лесу, ищет дурачок глупее меня.


Ответы на этот пост: Ассаджи
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
В.Н.



Зарегистрирован: 04.06.2019
Суждений: 518

488839СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 23:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ассаджи пишет:
"Все [распознавание (сання)] имеет характеристику распознавания (санджанана); её функцией является создание представления (нимитта), который служит предпосылкой последующего распознавания: "Это та же самая вещь" – как плотники и т.п. делают с деревом, и т.д.; её проявлением является порождение уверенности благодаря соответствующим образом уловленному представлению, – как слепой, воспринимающий слона ( Удана 6-4 ); её основой служит любой приблизившийся объект – как распознавание "люди" возникает у молодых животных в отношении пугал."



На самом деле, не понятно что такое нимитта. Кроме того что сання (другой не понятный фактор - примитивное сознание?) её как-то производит.

Определения в стиле "сання, это то что саннит" или "как 'люди' у животных", это конечно круто.
Так это и есть определения самджня (пали сання), слово нимитта там просто используется в своём общем значении для обьяснения сання(самджня) . Это из главы где обьясняются кханди(скандхи) строки объясняющие сання кхандху.

Практически аналогичное определения скандхи самджня дано в Абхидхармакошабхашья том первый карика четырнадцатая и бхашья на неё:

saṃjñā nimittodgrahaṇātmikā || 1.14 ||
yāvannīlapītadīrghahrasvastrīpuruṣamitrāmitrasukhaduḥkhādinimittodgrahaṇam asau saṃjñāskandhaḥ |  sa punar bhidyamānaḥ ṣaṭsaṃjñākāyā vedanāvat ||

Уважаемые Рудой с Островской здесь переводят "нимитта" как - "свойства" и в своём комментарии\примечании на перевод ссылаются на Вьякарану Яшомитры :
нимитта - это специфические признаки .  Но это всё общие значения "нимитта" - характерный\специфический "признак" , "знак" ...
У меня нет текста перевода, чтоб вставить, но можно посмотреть.


-

_________________
na hi vaireṇa vairāṇi śāmyantīha kadā cana |
kṣāntyā vairāṇi śāmyanti eṣa dharmaḥ sanātanaḥ ||


Последний раз редактировалось: В.Н. (Чт 13 Июн 19, 00:33), всего редактировалось 7 раз(а)
Ответы на этот пост: test
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ассаджи



Зарегистрирован: 09.10.2017
Суждений: 845
Откуда: Киев

488842СообщениеДобавлено: Ср 12 Июн 19, 23:39 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

PavelPAS пишет:
Ассаджи пишет:
В случае джханы Анапанасати опорой служит воздух, и соответственно тренирующийся настраивается на элемент воздуха, воспринимая его повсюду.
Нельзя ли пару слов про опору на касину леса? Мне легко медитировать с опорой на растения, но и тут ограниченные успехи. Также если земля даёт ощущение твёрдости, то ощущение чего должно быть из медитации на растения?

В Чуласуннята сутте описывается однонастроенность на лес, но это не касина. Такого рода опыт описал Анагарика Вирагананда - когда остаётся только лес, а всё остальное, мирское отступает на третий план. Достигается уединение, способствующее дальнейшему продвижению.

PavelPAS пишет:
Также не до конца улавливаю понятие избирательного распознавания. При медитации на огонь любой свет (фонари, луна) воспринимается как огонь. Но не более. Туманные объекты в ночи огненными не становятся, земля не полыхает. Это избирателное распознавание или нет?

Да, это уже избирательное распознавание. При дальнейшем продвижении возможно распространение распознавания выбранной опоры туда, где его в природе не было. Но это не самоцель, важно развитие факторов Постижения (и джханы) - радости (пити), пассаддхи (покоя), счастья (сукха) и т. п., с их постепенным распространением на всё тело.


Ответы на этот пост: PavelPAS
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 ... 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59  След.
Страница 39 из 59

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.046 (0.758) u0.019 s0.001, 18 0.027 [272/0]