Ну если бы от самой земли исходила благодать, то и проповеди Будды было бы слушать не надо. Люди достигали плодов не от земли, а от Слов Будды. Сейчас эти слова остались в Каноне.
Люди, жившие в то благодатное время на той благодатной земле, обладали, должно быть, огромным количеством заслуг и малым количеством помех, чтобы успешно продвигаться в своей практике, даже и без постоянного наставника.
Наставник с человеком разговаривает. Хороший наставник видит, что не так, где человек заблуждается на свой счет, принимая иллюзию достижения за достижение. Может ему на это указать. Может дать совет или "подзатыльник".
Можете еще что-нибудь додумать, игнорируя традицию, в которой своими глазами можно увидеть - как происходит обучение мирян.
Традиция обучения мирян при некоторых (не всех) монастырях очень хорошая, ИМХО, в отличие от некоторых других традиций (типа продажи амулетов и раздачи бумажек с предсказаниями после пожертвования). Другое дело, что в Каноне сутт с описанием подобной традиции мне не попадалось. Гораздо чаще отшельник селится в пещере/заброшенной хижине, миряне приходят его подкормить, он им дает наставления. Возможно монастыри не упоминаются оттого, что стали строиться несколько позже.
Наставник с человеком разговаривает. Хороший наставник видит, что не так, где человек заблуждается на свой счет, принимая иллюзию достижения за достижение. Может ему на это указать. Может дать совет или "подзатыльник".
А с вами Канон разговаривает?
Подзатыльники нам во многом дают наши омрачения - вроде бы только-только удалось достичь незыблемой ясности, но что-то извне ее нарушило, настроение резко изменилось - вот и подзатыльник. Возникающие вопросы можно задать в Общине, да и здесь, на форуме есть знающие люди, готовые поделиться своим знанием, за что им спасибо.
Подзатыльники нам во многом дают наши омрачения - вроде бы только-только удалось достичь незыблемой ясности, но что-то извне ее нарушило, настроение резко изменилось - вот и подзатыльник.
Можете еще что-нибудь додумать, игнорируя традицию, в которой своими глазами можно увидеть - как происходит обучение мирян.
Традиция обучения мирян при некоторых (не всех) монастырях очень хорошая, ИМХО, в отличие от некоторых других традиций (типа продажи амулетов и раздачи бумажек с предсказаниями после пожертвования). Другое дело, что в Каноне сутт с описанием подобной традиции мне не попадалось. Гораздо чаще отшельник селится в пещере/заброшенной хижине, миряне приходят его подкормить, он им дает наставления. Возможно монастыри не упоминаются оттого, что стали строиться несколько позже.
Это именно каноническое явление в традиции, связанное с упосатхой, когда миряне проводят время в монастыре изучая Дхамму в теории или практикуя, и делать это можно в каждом монастыре, если там есть кому наставлять и свободное кути. А вот амулетами не везде торгуют, даже сайсины не везде вам повяжут.
Если вам не попадалось сутт или комментариев на эту тему, то это ваши проблемы. Вообще, мне понятно ваше желание как примерной мирянки, получить с утреца какое-то короткое наставление от бхиккху, вечером прийти с работы и где-то между варкой борща и просмотром сериала, вспомнив это наставление, входить в джханы. Но так не получится, чтобы реально продвинуться в той же саматхе новичку, придется уединиться где-то от мирского бедлама и практиковать хотя бы пару-тройку месяцев под присмотром наставника.
Согласен. Пацифировать тело куда легче, чем пацифировать ум.
Вот тут не факт, на мой взгляд. Возьмем историю Франциска Ассизского. Он, страдая от похоти и считая ее уловкой дьявола, сначала бил себя до крови, а когда это не помогло, прыгнул в сугроб. А ведь если бы он знал, что его похоть не от дьявола, а от жажды и невежества, то он сел бы, помедитировал, рассмотрел бы свою похоть, разложил по полочкам и возможно смог бы избавиться от нее не столь травматическим и опасным для здоровья способом.
Франциск следовал тому непросвещённому методу, каким следовали многие йоги во времена Будды, да и до сих пор. Но под успокоением тела Будда указывал на другой метод, а именно - буквально: "найдя спокойное, безопасное и удобное место, сядь в удобную позу (её у нас принято называть падмасаной) и оставь тело в покое...затем постарайся оставить в покое ум, для чего..." Ну, и дальше вы знаете.
А бедный Франциск, пытаясь избавить себя от эрекции, не с того конца заходил. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наставник с человеком разговаривает. Хороший наставник видит, что не так, где человек заблуждается на свой счет, принимая иллюзию достижения за достижение. Может ему на это указать. Может дать совет или "подзатыльник".
А с вами Канон разговаривает?
Личные разговоры с наставником в ретритах - событие довольно редкое, как правило. За весь ретрит у вас может быть всего одна такая возможность. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Это именно каноническое явление в традиции, связанное с упосатхой, когда миряне проводят время в монастыре изучая Дхамму в теории или практикуя, и делать это можно в каждом монастыре, если там есть кому наставлять и свободное кути.
Вот хотелось бы всё-таки посмотреть, где именно эта практика описана в Каноне. Если взять упомянутую вами сутту с 500 домохозяевами, то Будда советует им время от времени уединяться и проводить время в состоянии восторга. Нет никаких свидетельств, что домохозяева эти пришли в монастырь попрактиковать; они принесли туда лекарства, одежду и пищу - это всё, что мы знаем. Вообще у меня сложилось впечатление, что монастырь времен Будды это некоторое количество хижин + помещение, где все могли собраться вместе. Никаких упоминаний, что миряне во времена Будды проживали вместе с монахами (в соседних хижинах) и при этом обучались у них практике, мне не встречалось.
Франциск следовал тому непросвещённому методу, каким следовали многие йоги во времена Будды, да и до сих пор. Но под успокоением тела Будда указывал на другой метод, а именно - буквально: "найдя спокойное, безопасное и удобное место, сядь в удобную позу (её у нас принято называть падмасаной) и оставь тело в покое...затем постарайся оставить в покое ум, для чего..." Ну, и дальше вы знаете.
Тело спокойным при неспокойном уме может оставаться весьма непродолжительное время.
Это именно каноническое явление в традиции, связанное с упосатхой, когда миряне проводят время в монастыре изучая Дхамму в теории или практикуя, и делать это можно в каждом монастыре, если там есть кому наставлять и свободное кути.
Вот хотелось бы всё-таки посмотреть, где именно эта практика описана в Каноне. Если взять упомянутую вами сутту с 500 домохозяевами, то Будда советует им время от времени уединяться и проводить время в состоянии восторга. Нет никаких свидетельств, что домохозяева эти пришли в монастырь попрактиковать; они принесли туда лекарства, одежду и пищу - это всё, что мы знаем. Вообще у меня сложилось впечатление, что монастырь времен Будды это некоторое количество хижин + помещение, где все могли собраться вместе. Никаких упоминаний, что миряне во времена Будды проживали вместе с монахами (в соседних хижинах) и при этом обучались у них практике, мне не встречалось.
Вы считаете, что миряне практикуют какую-то другую анапанассати и сатипаттханы и их обучение должно происходить другим образом, не как у монахов? Чисто получить наставление, идти по своим мирским делам и где-то в перерывах между работой и развлечениями практиковать по полчасика, достигая джхан и арийских плодов?
Чисто получить наставление, идти по своим мирским делам и где-то в перерывах между работой и развлечениями практиковать по полчасика, достигая джхан и арийских плодов?
Менять свой образ жизни (выбирая благую работу, отказываясь от развлечений), следить за действиями своего тела, речи и ума постоянно -- это что, не практика?
Чисто получить наставление, идти по своим мирским делам и где-то в перерывах между работой и развлечениями практиковать по полчасика, достигая джхан и арийских плодов?
Менять свой образ жизни (выбирая благую работу, отказываясь от развлечений), следить за действиями своего тела, речи и ума постоянно -- это что, не практика?
Практика, только речь сейчас не о развитии нравственности, да и с неразвитым памятованием, часто ли вы будете о ней вспоминать в водовороте мирской жизни, где даже не помните выключили ли утюг. Поначалу все эти навыки развиваются уединившись от мира, например взяв восемь правил тренировки сила и пребывая в монастыре на Упосатху, так мирянин будет памятовать о сила весь день не отвлекаясь.
Практика, только речь сейчас не о развитии нравственности, да и с неразвитым памятованием, часто ли вы будете о ней вспоминать в водовороте мирской жизни, где даже не помните выключили ли утюг. Поначалу все эти навыки развиваются уединившись от мира, например взяв восемь правил тренировки сила и пребывая в монастыре на Упосатху, так мирянин будет памятовать о сила весь день не отвлекаясь.
Очень хорошо вы сказали, что с неразвитым памятованием не всегда получается помнить о нравственности, порой и про утюг забудешь. Именно поэтому необходимо ежедневно выделять время на практику медитации (для мирянина выделить на медитацию около часа в день трудно, но возможно). Тем более, что у нас нет никаких подтверждений из сутт, что для успешной мирянской практики СНАЧАЛА необходимо полностью уединиться от мира в монастыре.
Тем более, что у нас нет никаких подтверждений из сутт, что для успешной мирянской практики СНАЧАЛА необходимо полностью уединиться от мира в монастыре.
Еще раз, вы считаете, что есть какая-то отдельная практика той же анапанассати для мирян и монахов? Монахам нужно для успешной практики обучаться у опытного наставника, уединяться в пустых жилищах и поменьше контактировать с мирским, а мирянам этого не требуется?
На часок в день, ум после стрессов в миру даже успокоиться не успеет, не то что до каких-то сосредоточений добраться.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы