К тому же "желание нирваны" в каноне никогда препятствием не объявлялось. Это нормально и хорошо, что человек хочет прекратить неумелое.
Да.
"Буддизм различает два вида желания: первое танха (tanhā), которое необходимо оставить и второе чанда (chanda), которое должно быть развито.
Танха (tanhā) – желание, которое возникает от фундаментального недопонимания того, каким образом существуют вещи, то есть от восприятия их как постоянных (nicca), как приносящих удовольствие и счастье (sukha) и как обладающих индивидуальностью (atta), которые таковыми не являются. Желание удовольствий через получение, отвержение и становление – это танха. Танха приводит к личному страданию и является основным компонентом почти всего социального зла.
Чанда (chanda) – это желание, которое возникает вследствие верного понимания того, каким образом существуют вещи. Его сутью является стремление к истине и добродетели. Желание совершать добрые дела, желание действовать хорошо, желание действовать с добротой, желание действовать мудро – всё это желания, основанные на стремлении к истине и благому, ведущие к личному совершенствованию и здоровому обществу.
Различие между чандой и танхой не является философским, но лишь психологическим. Благодаря пристальному изучению непосредственного опыта жизни, различие между желаниями, которые ведут к подлинному счастью и, которые к нему не ведут – становится всё более и более ясным".
Ajahn Jayasaro "Without and Within. Questions and Answers on the Teachings of Theravada Buddhism".
Перевод: Павел Цветков
Нашла!
Об этом есть в 5-й книге Абхидхармакоши - "Учении об аффектах".
Только это комментарий переводчика.
Настаивать не буду. Скажу лишь, что этот комментарий показался мне полезным.
И всё же я привела вам аргумент, согласно которому восприятие безличностного как личностного (то есть видение "я" там, где его нет) можно отнести также и к неведению (к нераспознанию анатмы как одной из характеристик трилакшаны). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Мне кажется, что в тхераваде сделан акцент, в первую очередь, на преодолении раги, а в махаяне - на преодолении мохи (если омрачения наблюдаемы, осознаваемы, то они во многом теряют свою силу, свое влияние, так как можно им не поддаваться). И в том, и в другом методе есть смысл, так как самый сильный вид привязанности - это моха+рага (если убрать одну из составляющих - то привязанности не будет).
Это можно сопоставить с бихевиоризмом (~тхеравада) и когнитивной психологией (~праджняпарамита), наверно...
Точно. Еще это можно сопоставить с тем, что некто ПК не читал, вероятно, в силу необоримого количества текста.
"Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы, познаваемые глазом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Звуки, воспринимаемые ухом… Запахи, воспринимаемые носом… Вкусы, воспринимаемые языком… Тактильные ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия".
Заметила, что в текстах иногда под органами чувств имеются в виду только пять органов чувств, а иногда манас тоже трактуется как орган чувств (шестой). Ориентируюсь по контексту. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
К тому же "желание нирваны" в каноне никогда препятствием не объявлялось.
Сила жажды (привязанности, цепляния) такова, что она может уцепиться за что угодно - за любое явление, любое переживание, любое понятие, любую концепцию.
О привязанности к ниббане и об освобождении от этой привязанности сказано в Мулапарийяя сутте, где даже говорится, что не следует радоваться ниббане.
Мулапарийяя сутта: Корень всех вещей (МН 1):
Заурядный человек
...
Он воспринимает ниббану как ниббану. Восприняв ниббану как ниббану, он измышляет [себя как] ниббану, он измышляет [себя в] ниббане, он измышляет [себя отдельным] от ниббаны, он измышляет ниббану «своим», он радуется ниббане. И почему? Потому что он не полностью понял её, я говорю вам.
Ученик
...
Он напрямую знает ниббану как ниббану. Напрямую познав ниббану как ниббану, ему не следует измышлять [себя как] ниббану, ему не следует измышлять [себя] в ниббане, ему не следует измышлять [себя отдельным] от ниббаны, ему не следует измышлять ниббану «своим», ему не следует радоваться ниббане. И почему? Потому что он должен полностью понять её, я говорю вам.
Арахант
...
Он также напрямую знает ниббану как ниббану… он не радуется ниббане. И почему? Потому что он полностью её понял, я говорю вам.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Не может быть мышления, не связанного с "я" и "моё", даже если вы видите дхармы, а не существ, пока вы человек - вы осебячиваете явления, хотя бы и на глубинном уровне с неочевидными связями.
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Не может быть мышления, не связанного с "я" и "моё", даже если вы видите дхармы, а не существ, пока вы человек - вы осебячиваете явления, хотя бы и на глубинном уровне с неочевидными связями.
Очередное пафосное глупенькое мнение без аргументов?
К тому же "желание нирваны" в каноне никогда препятствием не объявлялось. Это нормально и хорошо, что человек хочет прекратить неумелое.
Да.
"Буддизм различает два вида желания: первое танха (tanhā), которое необходимо оставить и второе чанда (chanda), которое должно быть развито.
Танха (tanhā) – желание, которое возникает от фундаментального недопонимания того, каким образом существуют вещи, то есть от восприятия их как постоянных (nicca), как приносящих удовольствие и счастье (sukha) и как обладающих индивидуальностью (atta), которые таковыми не являются. Желание удовольствий через получение, отвержение и становление – это танха. Танха приводит к личному страданию и является основным компонентом почти всего социального зла.
Чанда (chanda) – это желание, которое возникает вследствие верного понимания того, каким образом существуют вещи. Его сутью является стремление к истине и добродетели. Желание совершать добрые дела, желание действовать хорошо, желание действовать с добротой, желание действовать мудро – всё это желания, основанные на стремлении к истине и благому, ведущие к личному совершенствованию и здоровому обществу.
Различие между чандой и танхой не является философским, но лишь психологическим. Благодаря пристальному изучению непосредственного опыта жизни, различие между желаниями, которые ведут к подлинному счастью и, которые к нему не ведут – становится всё более и более ясным".
Ajahn Jayasaro "Without and Within. Questions and Answers on the Teachings of Theravada Buddhism".
Перевод: Павел Цветков
Антарадхана, спасибо _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
"Монахи, есть эти пять нитей чувственного удовольствия. Какие пять? Формы, познаваемые глазом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Звуки, воспринимаемые ухом… Запахи, воспринимаемые носом… Вкусы, воспринимаемые языком… Тактильные ощущения, воспринимаемые телом – милые, приятные, чарующие, привлекательные, воспаляющие желание, соблазнительные. Таковы пять нитей чувственного удовольствия".
Abhidharmasamuccaya пишет:
Что такое ментальный (психический) орган (манас)? Это объект алаявиджняны (alayavijnanalambana) который всегда учавствует в природе самопонимания [самоощущения, самовосприятия] (manyanatmaka) и ассоциируется с четырьмя сквернами, а именно - видение "себя" (atmadrsti), любовь "себя" (atmasneba), гордость "Я" (asmimana) и невежество (авидья). И это присутствует везде (sawatraga), в благом (kusala), в неблагом (akusala) и нейтральном (avyakrta) состояниях, за исключением либо встречи с Путем (margasammukhibhava), либо достижения прекращения (nirodhasamapatti), либо стадии законченного обучения, (asaiksabhumi) а так же осознание того, что только это мгновенное прекратилось среди шести видов сознания.
ЗЫ "распознать" - это явно не про чувственное, которое ничего в чистом виде не распознает.
Конечно, не про чувственное.
Ум не закачивается там, где заканчивается привычное нам думание. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы