Привязанность к счастью (грубому, не грубому - любому) - одно из серьезных препятствий к счастью. Люди, которые очень хотят стать счастливыми, как правило, несчастны, потому что они недовольны тем, что есть сегодня.
Я не говорю о том, что не нужно стремиться к счастью. Но стремиться нужно... не стремясь. Это как с недеянием - делать, не делая. Думаю, на интуитивном уровне вы понимаете, о чем я
Да, это тонко, но не перестаёт от этого быть стремлением.
№471289Добавлено: Пт 22 Фев 19, 17:51 (7 лет тому назад)
Прекращение стремления тоже выглядит стремлением _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Не может быть мышления, не связанного с "я" и "моё", даже если вы видите дхармы, а не существ, пока вы человек - вы осебячиваете явления, хотя бы и на глубинном уровне с неочевидными связями.
Такое мышление может быть прекращено с прекращением неведения. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ученик спросил:
– Что есть Нирвана?
– Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли – есть великая Нирвана,- ответил мастер.
– Что есть порочный круг рождения и смерти, и удовольствия, и боли?
– Желание Нирваны!- сказал мастер.- Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: «Желание Нирваны». И обрати внимание, я не говорю: «Думай об этом». Потому что думать – значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Шиза, как она есть... Кто эти байки сочиняет? Типа ни адхимокхи, ни вирьи, ни чхандхи нет, а вместо того, чтобы знать, надо "почувствовать"? _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Мышление, связанное с "я" и "моё", - результат влияния клеши моха (неведение).
Упадана (цепляние, привязанность) - это действие мохи + какой-то из аффективных клеш (раги, двеши и т.д.). Читала об этом в Абхидхармакоше.
Действительно, если нет мохи, то нет и упаданы (даже если предположить, что какие-то остатки других клеш есть).
П.С. Мне кажется, что в тхераваде сделан акцент, в первую очередь, на преодолении раги, а в махаяне - на преодолении мохи (если омрачения наблюдаемы, осознаваемы, то они во многом теряют свою силу, свое влияние, так как можно им не поддаваться). И в том, и в другом методе есть смысл, так как самый сильный вид привязанности - это моха+рага (если убрать одну из составляющих - то привязанности не будет). _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Не может быть мышления, не связанного с "я" и "моё", даже если вы видите дхармы, а не существ, пока вы человек - вы осебячиваете явления, хотя бы и на глубинном уровне с неочевидными связями.
Может, конечно же. Потому что арьи могут думать. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Не может быть мышления, не связанного с "я" и "моё", даже если вы видите дхармы, а не существ, пока вы человек - вы осебячиваете явления, хотя бы и на глубинном уровне с неочевидными связями.
Очередное пафосное глупенькое мнение без аргументов? _________________ Буддизм чистой воды
Ученик спросил:
– Что есть Нирвана?
– Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли – есть великая Нирвана,- ответил мастер.
– Что есть порочный круг рождения и смерти, и удовольствия, и боли?
– Желание Нирваны!- сказал мастер.- Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: «Желание Нирваны». И обрати внимание, я не говорю: «Думай об этом». Потому что думать – значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Шиза, как она есть... Кто эти байки сочиняет? Типа ни адхимокхи, ни вирьи, ни чхандхи нет, а вместо того, чтобы знать, надо "почувствовать"?
Там не сказано - вместо того, чтобы знать. Там сказано - вместо того, чтобы думать.
Скорее всего, речь идет о том, чтобы воспринять и распознать нечто (желание Нирваны как привязанность) вместо того, чтобы просто размышлять о нем. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Мышление, связанное с "я" и "моё", - результат влияния клеши моха (неведение).
Упадана (цепляние, привязанность) - это действие мохи + какой-то из аффективных клеш (раги, двеши и т.д.). Читала об этом в Абхидхармакоше.
Действительно, если нет мохи, то нет и упаданы (даже если предположить, что какие-то остатки других клеш есть).
П.С. Мне кажется, что в тхераваде сделан акцент, в первую очередь, на преодолении раги, а в махаяне - на преодолении мохи (если омрачения наблюдаемы, осознаваемы, то они во многом теряют свою силу, свое влияние, так как можно им не поддаваться). И в том, и в другом методе есть смысл, так как самый сильный вид привязанности - это моха+рага (если убрать одну из составляющих - то привязанности не будет).
Жажда - это мышление связанное с "я" и "моё". Если этого нет - нет жажды.
Мышление, связанное с "я" и "моё", - результат влияния клеши моха (неведение).
Упадана (цепляние, привязанность) - это действие мохи + какой-то из аффективных клеш (раги, двеши и т.д.). Читала об этом в Абхидхармакоше.
Действительно, если нет мохи, то нет и упаданы (даже если предположить, что какие-то остатки других клеш есть).
П.С. Мне кажется, что в тхераваде сделан акцент, в первую очередь, на преодолении раги, а в махаяне - на преодолении мохи (если омрачения наблюдаемы, осознаваемы, то они во многом теряют свою силу, свое влияние, так как можно им не поддаваться). И в том, и в другом методе есть смысл, так как самый сильный вид привязанности - это моха+рага (если убрать одну из составляющих - то привязанности не будет).
Это так.
Но, с другой стороны, неведение - это в том числе и нераспознание трилакшаны (среди которых есть анатта) в феноменах, то есть к неведению можно отнести и восприятие безличностного как личностного.
Мне понравился подход Абхидхармакоши, где сказано, что привязанность - это неведение плюс аффективная клеша. Может, получится найти цитату.
Возможно, танху можно трактовать и как рагу, и как моху+рагу. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
№471298Добавлено: Пт 22 Фев 19, 20:25 (7 лет тому назад)
Нашла!
Об этом есть в 5-й книге Абхидхармакоши - "Учении об аффектах".
Привязанность, говорит Васубандху, — это чувственные оковы вкупе с неведением.
Свойство привязанности — это «цепляние», основное свойство всех аффективных предрасположенностей. Однако к чему они «цепляются»? В чувственном мире это выглядит как «цепляние» к объектам. Но более важна для понимания данного свойства не содержательная сторона, а функциональная — аффективные предрасположенности в конечном счете «цепляются» к потоку сознания, и аффект, возникнув, порождает в цепной реакции другой аффект. Таким образом, аффекты и аффективные предрасположенности «цепляются» к пяти группам причинно-обусловленных дхарм, образуя «личностные» группы, или «группы привязанности» (упадана-скандха). Неведение по своей природе —это смутность постижения, отсутствие ясности в познании. Именно в силу этого неведение «цепляется» не само по себе, но в
совокупности с другими аффективными предрасположенностями.
Чувственные оковы вместе с неведением — это 34 дхармы: по 5 видов страсти, отвращения, гордыни и неведения, 4 вида сомнения, 10 состояний одержимости аффектами.
_________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Мне кажется, что в тхераваде сделан акцент, в первую очередь, на преодолении раги, а в махаяне - на преодолении мохи (если омрачения наблюдаемы, осознаваемы, то они во многом теряют свою силу, свое влияние, так как можно им не поддаваться). И в том, и в другом методе есть смысл, так как самый сильный вид привязанности - это моха+рага (если убрать одну из составляющих - то привязанности не будет).
Это можно сопоставить с бихевиоризмом (~тхеравада) и когнитивной психологией (~праджняпарамита), наверно...
Ученик спросил:
– Что есть Нирвана?
– Не вверять себя порочному кругу рождения и смерти или удовольствия и боли – есть великая Нирвана,- ответил мастер.
– Что есть порочный круг рождения и смерти, и удовольствия, и боли?
– Желание Нирваны!- сказал мастер.- Сейчас будь молчалив и почувствуй, что я имею в виду, говоря: «Желание Нирваны». И обрати внимание, я не говорю: «Думай об этом». Потому что думать – значит упустить. Чувствуй это! Чувствуй это! Чувствуй это!
Шиза, как она есть... Кто эти байки сочиняет? Типа ни адхимокхи, ни вирьи, ни чхандхи нет, а вместо того, чтобы знать, надо "почувствовать"?
Там не сказано - вместо того, чтобы знать. Там сказано - вместо того, чтобы думать.
Скорее всего, речь идет о том, чтобы воспринять и распознать нечто (желание Нирваны как привязанность) вместо того, чтобы просто размышлять о нем.
Там диалог кухонно-застольного пошиба, где говорится, что надо не думать, а чувствовать. К тому же "желание нирваны" в каноне никогда препятствием не объявлялось. Это нормально и хорошо, что человек хочет прекратить неумелое. Он с таким настроем продвигается по уровням святости. Навряд ли в "дзене всё не так". Скорее всего очередной переводческий ад на скорую руку.
ЗЫ "распознать" - это явно не про чувственное, которое ничего в чистом виде не распознает. _________________ namaḥ samantabhadrāya samantaspharaṇatviṣe
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы