Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Опасность неумелых учителей

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

435351СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:24 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:


Дхарма - это строго ОДИН ПРИЗНАК. Один признак не может делиться в своей категории, иначе он не один и не признак.

Еще раз - дхарма не вещица, не частица, а качество, признак. Не кружка, а красный цвет, который составляет кружку.
Но ведь красный цвет составной, он сконструирован из других цветов. К тому же в нем наверняка найдутся изъяны, он не может быть одинаково красным; где-то он будет скорее малиновым, где-то розовым.

Рената пишет:
... а по поводу красного (или сладкого, или мокрого) могу сказать, что чем дольше и внимательнее смотришь на красное, тем яснее понимаешь, что никакого такого неделимого и несоставного красного нет, а есть множество различных оттенков.

"Красный" - вполне себе делимое понятие. "Цвет" - неделимое. "Красный" - авидджамана-панняти. "Цвет" - видджамана-панняти". "Красный цвет" - авидджаманена-видджамана-панняти". "Цвет" существует как параматтха. "Красный" (или, например, "серо-буро-малиновый") существует как саммути.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

435353СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:31 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

"Один признак" касательно цвета (как "неделимой" дхармы) - это его "видимость", т.е. то что он "видится", а не то что в нем якобы должен быть некий "цельный" оттенок без примесей.

Ответы на этот пост: Рената, empiriocritic_1900, КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





435354СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:37 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


И из каких дробных качеств оно состоит? NB - я спрашиваю не о содержании понятия "холод", а об ощущении холода, которое Вами было испытано в такой-то, совершенно конкретный момент времени.
В совершенно конкретный момент времени вы испытываете холод, как: терпимый холод, жуткий холод, пронизывающий холод, сухой холод, ветреный холод, солнечный холод, холод со снегом, с дождём, ночной холод, утренний холод и т.п. Один, сам по себе холод (как и тепло) никогда не воспринимается.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

435355СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:38 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

С того, что вот выходите, допустим, Вы на улицу зимой - и в первый момент ощущаете кожей холодный ветер. Вот это ощущение и есть та дхамма "холод", которая в тот момент (tasmiṃ samaye) была дана в Вашем опыте - и в тот момент она не состояла ни из каких более дробных качеств. Возможно, что спустя пять минут Ваше ощущение холода было уже несколько не таким, как немедленно в момент выхода из теплого помещения. Но это же ведь уже другое время - и дхамма другая, хотя к ней и может быть применено то же самое понятие "холод".  В общем, Вам говорят о неразложимости дхамм, а Вы оспариваете неразложимость содержания понятий. Но это не одно и то же.

Холод – это абстракция, как и «лето». В действительности вы переживаете не просто «холод», а довольно сложное ощущение, которое состоит из множества дробных качеств, для которых в нашем языке даже нет слов, скорей всего. А при анализе, вы это сложное ощущение запихиваете в одно слово «холод» и объявляете некой неделимой дхаммой, словно оно и прям так дано в опыте.

И из каких дробных качеств оно состоит? NB - я спрашиваю не о содержании понятия "холод", а об ощущении холода, которое Вами было испытано в такой-то, совершенно конкретный момент времени.
Да, если говорится "абстракция" - говорится о понятии. Анализировать понятия вместо дхамм - это первая ошибка, которую можно назвать ошибкой прыткого ума. Она обусловлена глубокой привычкой к "абстрактному мышлению" - эта привычка в виджнянаваде раскрывается как главный механизм создания иллюзорной вселенной человеческого бытия.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





435356СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

И из каких дробных качеств оно состоит? NB - я спрашиваю не о содержании понятия "холод", а об ощущении холода, которое Вами было испытано в такой-то, совершенно конкретный момент времени.
 
Вот я думаю, этот «совершенно конкретный момент времени» и является основной проблемой в анализе дхамм. Ведь ощущение холода, которое длится в течение секунды – очевидно, является состоящим из множества разных под-ощущений, так что его нельзя будет назвать чистым и неделимым ощущением холода. Но если мы возьмем для исследования ощущение холода, которое длится всего одну наносекунду - то, скорее всего вообще ничего не ощутим. Так что для начала нужно определить какой именно временной промежуток является этим самым - «совершенно конкретным моментом времени».
Наверх
Won Soeng
заблокирован(а)


Зарегистрирован: 14.07.2006
Суждений: 14466
Откуда: Королев

435357СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
СлаваА пишет:
Рената пишет:
СлаваА пишет:
Если для этого достаточно деление только на нама и рупу, то этого и достаточно.
Очень бы хотелось увидеть конкретный пример такого деления. Каким именно образом можно полностью отделить одно от другого, да так, чтобы, скажем, нама предстала в абсолютной чистоте, без малейшей примеси рупы (или наоборот).
Например, то что воспринимается органами чувств это рупа, все остальное нама. Или по другому - любой контакт через органы чувств  - рупа, а последующая обработка (притяжение, отторжение, равнодушие, осмысление) этих контактов в психике - нама.
Кстати, да, годное деление. В видимом - видимое, а всё думаемое по поводу видимого - в думаемом.

Рупа - это любые воспринимаемые образы, хоть пятью чувствами, хоть умом. Рупа это то, что чувственно воспринимается. Нама это чувства, восприятия, порывы и сознание в отношении рупа. Рупа возникает в чувственном восприятии, это не какая-то данность.

Намарупа возникает как образы представлений с условием виджняна. Звено виджняна - это собственно и есть различия, различающее сознание. То что различается - намарупа.

Шесть опор возникают с условием намарупа. Поэтому нельзя сказать, что какие-то опоры - рупа, а другие - нама. Нама и рупа связаны взаимно.

_________________
Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

435358СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:41 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


И из каких дробных качеств оно состоит? NB - я спрашиваю не о содержании понятия "холод", а об ощущении холода, которое Вами было испытано в такой-то, совершенно конкретный момент времени.
В совершенно конкретный момент времени вы испытываете холод, как: терпимый холод, жуткий холод, пронизывающий холод, сухой холод, ветреный холод, солнечный холод, холод со снегом, с дождём, ночной холод, утренний холод и т.п. Один, сам по себе холод (как и тепло) никогда не воспринимается.
Добавляя опеределение к ощущению, вы добавляете мыслимое в переживаемое.
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Рената
Гость





435359СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:43 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
"Один признак" касательно цвета (как "неделимой" дхармы) - это его "видимость", т.е. то что он "видится", а не то что в нем якобы должен быть некий "цельный" оттенок без примесей.
Во-первых, при ближайшем рассмотрении видится уже не один признак, а сколько угодно (можно представить, как сказал Эмпириокритик, что это уже другие дхаммы, но тогда получается, что для рассмотрения признака главное его не рассматривать). Во-вторых, сам по себе, один, признак не существует. Говоря "цвет" вы никак не можете представлять что-то одно, конкретное, потому что "цвет" включает в себя много чего. Говоря "красный" вы тоже не видите что-то одно, даже не вдаваясь в оттенки вы представляете "красный" с чем-то, с чашкой хотя бы.

Ответы на этот пост: Ящерок
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435360СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:45 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
"Один признак" касательно цвета (как "неделимой" дхармы) - это его "видимость", т.е. то что он "видится", а не то что в нем якобы должен быть некий "цельный" оттенок без примесей.

Да, видится - именно как цвет. В этом суть.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената
Гость





435361СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:46 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Добавляя опеределение к ощущению, вы добавляете мыслимое в переживаемое.
Не добавляю отнюдь, просто ощущения никогда не бывают едины, они всегда конструированы. Разумеется, потом можно подумать и разобрать конструкцию на части, но в момент ощущения ощущение не бывает одно.

Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

435363СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:49 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Ящерок пишет:
"Один признак" касательно цвета (как "неделимой" дхармы) - это его "видимость", т.е. то что он "видится", а не то что в нем якобы должен быть некий "цельный" оттенок без примесей.
Во-первых, при ближайшем рассмотрении видится уже не один признак, а сколько угодно (можно представить, как сказал Эмпириокритик, что это уже другие дхаммы, но тогда получается, что для рассмотрения признака главное его не рассматривать). Во-вторых, сам по себе, один, признак не существует. Говоря "цвет" вы никак не можете представлять что-то одно, конкретное, потому что "цвет" включает в себя много чего. Говоря "красный" вы тоже не видите что-то одно, даже не вдаваясь в оттенки вы представляете "красный" с чем-то, с чашкой хотя бы.
Еще раз - "красный" - это саммути. Конвенциональное понятие. "Цвет" - параматтха. Понятие "цвет" существует как дхамма, т.е. имеет под собой неделимый рефернт. Понятие "красный" не имеет под собой неделимого референта. То, что "цвет" является дхармой не определено его именно "красностью" или "желтостью", а определено его "видимостью", т.е. тем что он "видим" как какой-то цвет. Как любой цвет.

Последний раз редактировалось: Ящерок (Пт 10 Авг 18, 15:56), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Just process, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

435364СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Won Soeng пишет:

Рупа - это любые воспринимаемые образы, хоть пятью чувствами, хоть умом. Рупа это то, что чувственно воспринимается. Нама это чувства, восприятия, порывы и сознание в отношении рупа. Рупа возникает в чувственном восприятии, это не какая-то данность.
Поэтому нельзя сказать, что какие-то опоры - рупа, а другие - нама. Нама и рупа связаны взаимно.
Что вы скажете Just process на его замечание, что нельзя найти чего-то простого, всё всегда сложно, и чем больше копаешь, тем сложнее?
_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 10 Авг 18, 15:56), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





435365СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 15:56 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:

Еще раз - "красный" - это саммути. Конвенциональное понятие. "Цвет" - параматтха. Понятие "цвет" существует как дхамма, т.е. имеет под собой неделимый рефернт. Понятие "красный" не имеет под собой неделимого референта. То, что "цвет" является дхармой не определено его именно "красностью" или "желтостью", а тем что он "видим".
Цвет – это абстрактная идея. Вы не можете в опыте пережить цвет «вообще», вы можете переживать только некий конкретный цвет, который дан в опыте.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30623

435369СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 16:04 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената пишет:
Горсть листьев пишет:

Добавляя опеределение к ощущению, вы добавляете мыслимое в переживаемое.
Не добавляю отнюдь, просто ощущения никогда не бывают едины, они всегда конструированы. Разумеется, потом можно подумать и разобрать конструкцию на части, но в момент ощущения ощущение не бывает одно.
Момент ощущения - это одно ощущение. Момент мысли - это один элемент. Сложность - это производное. Вы можете увидеть, как из простого ум создаёт сложное (это как раз то, о чём вы говорите), и это происходит настолько быстро, что мы по привычке воспринимаем нечто сложенное как единое-цельное - воспринимаем умственные конструкции, а не то, что ощущается-воспринимается. Вот с этой закоренелой привычкой и боролись с древних времён буддийские мудрецы, так как именно она порабощает ум и не позволяет увидеть всё "таким, как есть", но обрекает видеть всё только "таким, как кажется", считая при этом, что всё так и есть (как кажется) - что и есть та самая "майя-иллюзорность" мира.
Уличная магия построена на хорошем знании и использовании этой нашей привычки.

_________________
Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

435371СообщениеДобавлено: Пт 10 Авг 18, 16:08 (6 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
Ящерок пишет:

Еще раз - "красный" - это саммути. Конвенциональное понятие. "Цвет" - параматтха. Понятие "цвет" существует как дхамма, т.е. имеет под собой неделимый рефернт. Понятие "красный" не имеет под собой неделимого референта. То, что "цвет" является дхармой не определено его именно "красностью" или "желтостью", а тем что он "видим".
Цвет – это абстрактная идея. Вы не можете в опыте пережить цвет «вообще», вы можете переживать только некий конкретный цвет, который дан в опыте.

Ну да, конкретный цвет, данный в этот момент в опыте. Вот Вы посмотрели на камень, который лежит на земле. И в этот момент восприняли определенный цвет, и определенные очертания предмета (камня). Цвет - это не очертания предмета, а очертания предмета - не цвет. Одно к другому не сводится, одно от другого различается. А вот дальше они не разлагаются (при этом повторюсь: то, что через десять минут или полчаса Вы можете увидеть цвет даже того самого камня несколько иначе - например, из-за изменившегося освещения, к делу не относится).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process, Won Soeng
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35  След.
Страница 18 из 35

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.035 (0.172) u0.017 s0.001, 18 0.018 [270/0]