Отличие ниббаны от сансары именно в том, что ниббана - необусловленное, а сансара - обусловленное. И все. В остальном это одна и та же природа ума. Как вдох отличается от выдоха, но не является чем-то принципиально другим.
Сансара - это страдания, ниббана - прекращение страданий.
Сансара - это омрачения, ниббана - прекращение омрачений.
Сансара - это рождения, ниббана - прекращение рождений.
Окончательная ниббана - это окончательное угасание ума. Если бы ниббана была природой ума, то она была бы непостоянной и страдательной, так как любой ум рожден и его природа: обусловленность, непостоянство и страдательность.
Оканчательное угасание всего обусловленного. Но это не значит, что ниббана - не ум. Другая сторона все того же ума. Татхагата видит: вот - возникновение, вот - прекращение. Все возникающее - прекращается.
Отличие ниббаны от сансары именно в том, что ниббана - необусловленное, а сансара - обусловленное. И все. В остальном это одна и та же природа ума. Как вдох отличается от выдоха, но не является чем-то принципиально другим.
Сансара - это страдания, ниббана - прекращение страданий.
Сансара - это омрачения, ниббана - прекращение омрачений.
Сансара - это рождения, ниббана - прекращение рождений.
Окончательная ниббана - это окончательное угасание ума. Если бы ниббана была природой ума, то она была бы непостоянной и страдательной, так как любой ум рожден и его природа: обусловленность, непостоянство и страдательность.
Всё возникающее - прекращается. Возникновение и прекращение непостоянного и страдательного имеет единую природу, а не так, что у прекращения иная природа.
Ниббана - это не простое прекращение, а еще и невозникновение.
Невозникновение - это то же самое прекращение. Нет какого-то иного невозникновения помимо прекращения. Как у дыхания есть вдох и выдох, и нет невдоха. Если Вы представляете нирвану как прекращение на оси времени, где после какого-то момента ничего не возникает, у Вас превратное представление, и невозникновение тогда просто концепция.
Невозникновение - это то же самое прекращение. Нет какого-то иного невозникновения помимо прекращения. Как у дыхания есть вдох и выдох, и нет невдоха. Если Вы представляете нирвану как прекращение на оси времени, где после какого-то момента ничего не возникает, у Вас превратное представление, и невозникновение тогда просто концепция.
Ниббана - это прекращение асав (склонностей к омрачению). Пока асавы присутствуют, то омрачения, рождения и страдания - будут возникать вновь и вновь. Да, после наступления окончательной ниббаны, ничего больше не возникает. Если вы не понимаете этого, то вы не понимаете пустотности.
Невозникновение - это то же самое прекращение. Нет какого-то иного невозникновения помимо прекращения. Как у дыхания есть вдох и выдох, и нет невдоха. Если Вы представляете нирвану как прекращение на оси времени, где после какого-то момента ничего не возникает, у Вас превратное представление, и невозникновение тогда просто концепция.
Ниббана - это прекращение асав (склонностей к омрачению). Пока асавы присутствуют, то омрачения, рождения и страдания - будут возникать вновь и вновь. Да, после наступления окончательной ниббаны, ничего больше не возникает. Если вы не понимаете этого, то вы не понимаете пустотности.
Всё присутствующее - возникает. А всё возникающее - прекращается. Нет иного присутствия помимо возникновения. В этом смысл единой природы возникновения и прекращения. Нет какой-то иной природы помимо природы ума.
Всё присутствующее - возникает. А всё возникающее - прекращается.
Вы забываете добавить "и возникает вновь" - такова сансара.
Цитата:
Нет иного присутствия помимо возникновения. В этом смысл единой природы возникновения и прекращения.
Нет какой-то иной природы помимо природы ума.
Ниббана, отличается от сансары тем, что больше не происходит возникновения. Все просто. Природа ума, согласно суттам ПК - это непостоянство (anicca), страдательность (dukkha), обуcловленность (sankhara) и безличность (anatta).
Всё присутствующее - возникает. А всё возникающее - прекращается.
Вы забываете добавить "и возникает вновь" - такова сансара.
Цитата:
Нет иного присутствия помимо возникновения. В этом смысл единой природы возникновения и прекращения.
Нет какой-то иной природы помимо природы ума.
Ниббана, отличается от сансары тем, что больше не происходит возникновения. Все просто. Природа ума согласно суттам ПК - это непостоянство (anicca), страдательность (dukkha), обуcловленность (sankhara) и безличность (anatta).
Нет, я не забыл указать Вам на превратное представление о нирване как о событии на оси времени. Не возникает вновь - это как раз оно самое: идея о том, что однажды случается окончательная нирвана. Разве не об этой нирване Вы говорите? Однажды всё прекращается и ничего иного не возникает?
Нет, я не забыл указать Вам на превратное представление о нирване как о событии на оси времени. Не возникает вновь - это как раз оно самое: идея о том, что однажды случается окончательная нирвана. Разве не об этой нирване Вы говорите? Однажды всё прекращается и ничего иного не возникает?
И ниббана (пробуждение), и окончательная ниббана Будды, имели вполне конкретные даты.
Нет, я не забыл указать Вам на превратное представление о нирване как о событии на оси времени. Не возникает вновь - это как раз оно самое: идея о том, что однажды случается окончательная нирвана. Разве не об этой нирване Вы говорите? Однажды всё прекращается и ничего иного не возникает?
И ниббана (пробуждение), и окончательная ниббана Будды, имели вполне конкретные даты.
Почему же после окончательной ниббаны всё ещё возникают страдания? Вы сказали, что сансара - это значит "и возникает вновь".
Конкретную дату приписывают окончательной ниббане Будды потому, что не воспринимают всерьез безличность ниббаны (Вы также упоминали безличность природы ума). Обывателям кажется, будто ниббана случилась для отдельной личности, Будды. Если Вы считаете, что ниббана случается для кого-то, тогда (логично) для других всё ещё продолжается сансара. Но сансара и ниббана безличны, и окончательная ниббана - угасание без остатка. Природное, а не событийное.
Почему же после окончательной ниббаны всё ещё возникают страдания?
Не возникают.
Цитата:
Конкретную дату приписывают окончательной ниббане Будды потому, что не воспринимают всерьез безличность ниббаны (Вы также упоминали безличность природы ума). Обывателям кажется, будто ниббана случилась для отдельной личности, Будды. Если Вы считаете, что ниббана случается для кого-то, тогда (логично) для других всё ещё продолжается сансара. Но сансара и ниббана безличны, и окончательная ниббана - угасание без остатка. Природное, а не событийное.
Вы запутались в концептах. Оттого, что Будда достиг окончательной ниббаны - другие существа не освободились. На уровне кхандх, прекратились конкретные кхандхи, но не кхандхи всех существ. Безличность не означает, что все существа составляют единую сверхличность, вроде Брахмана.
Почему же после окончательной ниббаны всё ещё возникают страдания?
Не возникают.
Возникают прямо сейчас. Просто понаблюдайте.
Цитата:
Вы запутались в концептах. Оттого, что Будда достиг окончательной ниббаны - другие существа не освободились. На уровне кхандх, прекратились конкретные кхандхи, но не кхандхи всех существ. Безличность не означает, что все существа составляют единую сверхличность, вроде Брахмана.
Кто это тут заговорил о сверхличности и Брахмане? Кто сказал мяу? Мы говорим с Вами о безличности природы ума. Зачем же Вам придумывать концепции, в которых якобы запутался собеседник?
Но Вы способны упоминать безличность только как догму, не более. Потому что на поверку, как и все обыватели, полагаете, будто некая личность чего-то достигает, а другие - не достигают. И вообще, достижение ниббаны - это ложное представление. Возникающее - прекращается, безлично, никто прекращения не достигает.
Но воля (жажда) - это самое яркое, скажем так, звено. По сути, она универсальна, и воля к жизни у ежа или кролика и у человека, который доктор наук - одинакова. Она слепа, равнодушна к страданиям своих жертв и неукротима.
Доктор каких именно наук, подобно ежу и кролику, слеп, равнодушен к страданиям своих жертв и неукротим?
Но воля (жажда) - это самое яркое, скажем так, звено. По сути, она универсальна, и воля к жизни у ежа или кролика и у человека, который доктор наук - одинакова. Она слепа, равнодушна к страданиям своих жертв и неукротима.
Доктор каких именно наук, подобно ежу и кролику, слеп, равнодушен к страданиям своих жертв и неукротим?
Вроде бы ясно написано, что слепа жажда, а не ее жертвы.
Ниббана - это не следствие и не результат. Максимум, можно сказать, что достижение ниббаны - это следствие/результат. Сама же ниббана - не обусловлена (апаччая) и не сформирована (асанкхата).
Тут, конечно, можно вернуться к увлекательной беседе о том, имеет ли ниббана хоть какое-то отношение к араханту или ниббана - отдельно, а арахант - отдельно. Но разговор вроде бы был про параматтха-дхамму. Допускаю, что ее можно увидеть, но не сансарными глазами, которыми практик пока еще собственную недоброжелательность замечает не всегда.
Поэтому и сетовал Будда в разговоре с Брахмой, что его Дхамма (которая и есть Ниббана) трудна для понимания и даже недоступна для многих... но Брахма так настаивал, так настаивал...
Уверена, что на месте Будды вы поступили бы разумно и, вместо того чтобы разъяснять глупцам очевидные для вас вещи, направили бы ваши сверхспособности в полезное русло (например на продвижение жизненно важных товаров).
Почему же после окончательной ниббаны всё ещё возникают страдания?
Не возникают.
Возникают прямо сейчас. Просто понаблюдайте.
Речь об окончательной ниббане шла.
Цитата:
Кто это тут заговорил о сверхличности и Брахмане? Кто сказал мяу? Мы говорим с Вами о безличности природы ума. Зачем же Вам придумывать концепции, в которых якобы запутался собеседник?
Но Вы способны упоминать безличность только как догму, не более. Потому что на поверку, как и все обыватели, полагаете, будто некая личность чего-то достигает, а другие - не достигают. И вообще, достижение ниббаны - это ложное представление. Возникающее - прекращается, безлично, никто прекращения не достигает.
Вы не правильно понимаете бессущностность, путая ее с отсутствием индивидуальности. Брахман вытекает из вашего понимания. Бессущностность - это отсутствие души, самости, а не то, что все живые существа - одно и тоже, либо часть единого целого (Брахман). Кхандхи индивидуальны, но при этом не содержат я, так как непостоянны и страдательны. Еще раз: от того что Будда достиг окончательной ниббаны, вы и другие существа не освободились от страданий.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы