Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Дхармакая и Брахман

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 ... 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

428476СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 14:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


Цитата:
В большей степени здесь подошёл бы термин "окончательные", "предельные", потому что дхаммы - это далее не разложимые элементы опыта; характеристики, которые невозможно свести к чему-то ещё.
Вот в суттах, насколько я понимаю, ничего подобного нет. Под дхаммами в суттах могут пониматься обычные вполне разложимые объекты и даже концепции. Например, Благородный Восьмеричный Путь в суттах называют дхаммой.  
Вот:
2) Каких бы [в мире] ни было феноменов, которые являются обусловленными, Благородный Восьмеричный Путь считается наивысшим из них. Те, у кого есть уверенность в Благородном Восьмеричном Пути, имеют уверенность в наивысшем, а у тех, у кого имеется уверенность в наивысшем, наивысшим [становится] и результат.(АН 4.34)

Цитата:
И да, ведана - как неприятная, так и приятная, разумеется, относится к числу параматтха дхамм.

Вот этим вы собственно и утверждаете существование «приятной веданы» существующей отдельно от всего остального. Вы вырываете некую приятную ведану из контекста, в котором она собственно и была приятной, и утверждаете, что она приятна с абсолютной точки зрения, что конечно же не является таковым.  
Вот представьте, что та приятная ведана, которую вы вырвали из тех обстоятельств, в которых она возникла, теперь возникает в абсолютной пустоте, без отношения к чему-либо другому. Разве можно будет сказать, что эта ведана действительно приятна? Каким образом вы выводите, что данная ведана приятна? По отношению к чему она приятна? По отношению к пустоте эта ведана не приятна, а больше сравнить её здесь не с чем, а значит, она не является приятной в этом положении.          

Цитата:
К приятной ведане это тоже относится. Каким образом приятная ведана может в то же самое время быть тягостной? А именно таким, что из-за непостоянства и безличности она тягостна тягостностью перемены и тягостностью сформированности.

Вот скажите, когда эта «приятная ведана», оторванная от всего остального, угасает из-за непостоянства – это тягостно? А также скажите, пожалуйста, в чем тягостность безличности и сформированности самой по себе? Если сам сформированный объект является абсолютно приятным - то в чем тягота сформированности? Я просто не могу понять этого.    

Цитата:
P.S. Непостоянство и обусловленность не могут "лишь добавлять тягостности в некоторых случаях", потому что непостоянство и обусловленность - это общее свойство всех дхамм, кроме ниббаны. Поэтому они "добавляют тягостности" всегда.

Ну, я не считаю что это так. Эти вещи как я думаю, могут быть тягостны только в определённом контексте. Ведь, например непостоянство как мне кажется, не является тягостным, когда феномен угасает. А если понимать обусловленность как вынужденность находиться в неком состоянии, то очевидно, что нахождение в состоянии ниродхи не является тягостным.

В действительности обусловленность может быть тягостной всегда, только если её понимать как сформированность - потому что все сформированные вещи тягостны.

1. О дхаммах я могу только повторить то, что писал здесь: https://buddhismvevrope.wordpress.com/2018/05/12/%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%B4%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%85/

2. Вынужден повторить в третий или четвертый уже раз, что никакой веданы, существующей отдельно от всего остального, я не предполагаю. Читта и четасики даны в опыте вместе.

3. Казалось бы, ясно, что saṅkhāradukkhatā - это именно страдание из-за сформированности санкхарами. Какое ещё значение Вы здесь предполагаете?!

Но сами санкхары - волевые импульсы, порождающие мысли, слова, действия - обусловлены цеплянием. А цепляние - это ситуация, когда внимание направляется на те объекты, на которые его направляет влечение или отвращение. Для обычного человека процесс вечной погони за тем, что приятно, и вечного избегания того, что неприятно, состоит как из неприятных, так и из приятных моментов. В противном случае, как и объясняет Будда в SN22.60, ничто в этом процессе не вызывало бы влечения. Но если, отстранившись от влечения и отвращения, посмотреть на этот процесс извне, и с помощью правильно направленного внимания увидеть непостоянство всего, что в этом процессе достигается, а также увидеть его автоматический, обусловленный, в конечном счёте бессмысленный характер - то весь этот процесс предстанет тягостным, как таковой.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

428484СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 14:21 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:


Цитата:
В большей степени здесь подошёл бы термин "окончательные", "предельные", потому что дхаммы - это далее не разложимые элементы опыта; характеристики, которые невозможно свести к чему-то ещё.
Вот в суттах, насколько я понимаю, ничего подобного нет. Под дхаммами в суттах могут пониматься обычные вполне разложимые объекты и даже концепции. Например, Благородный Восьмеричный Путь в суттах называют дхаммой.  
Вот:
2) Каких бы [в мире] ни было феноменов, которые являются обусловленными, Благородный Восьмеричный Путь считается наивысшим из них.
По-видимому, недопонимание здесь произошло потому, что слово "дхамма" довольно многозначно, и надо внимательно смотреть, как именно и в каком контексте ипользуется. В данном случае арьямагга названа "высшей дхаммой", так как явно имеется в виду сопоставление разных дхамм - то есть "учений о добре и зле", правильном и неправильном (это была специализация как различных саманов, так и брахманов), то есть в данном случае дхамма - это Закон (как вероучение, доктрина праведности). То, что в переводе дано слово "феномен" - неправильно и сбивает с толку.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

428487СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 14:26 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
...обусловленность может быть тягостной всегда, только если её понимать как сформированность - потому что все сформированные вещи тягостны.

Почему все сформированные вещи тягостны? В чём состоит эта тягостность и как она выражается? Только не говорите про обусловленность - вы уже сказали про неё, и отсылка к ней будет бессмысленной рекурсией.


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Just process
Гость





428495СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 14:56 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

2. Вынужден повторить в третий или четвертый уже раз, что никакой веданы, существующей отдельно от всего остального, я не предполагаю. Читта и четасики даны в опыте вместе.
 
Прекрасно. Значит вы должны согласится, что приятная ведана существует только с точки зрения относительной истины. То есть она является приятной только по отношению к чему-то другому.

Иначе говоря, вы согласны, что не существует абсолютно всецело приятной веданы самой по себе? То есть, что не существует обусловленная и непостоянная, но при этом сама по себе абсолютно всецело приятная ведана?

Цитата:
3. Казалось бы, ясно, что saṅkhāradukkhatā - это именно страдание из-за сформированности санкхарами. Какое ещё значение Вы здесь предполагаете?!

Как вы понимаете эту «saṅkhāradukkhatā»? Что именно в ней тягостно? Возможно ли переживать тягостность в отрыве от непосредственно переживаемого?

Цитата:
Но сами санкхары - волевые импульсы, порождающие мысли, слова, действия - обусловлены цеплянием. А цепляние - это ситуация, когда внимание направляется на те объекты, на которые его направляет влечение или отвращение. Для обычного человека процесс вечной погони за тем, что приятно, и вечного избегания того, что неприятно, состоит как из неприятных, так и из приятных моментов. В противном случае, как и объясняет Будда в SN22.60, ничто в этом процессе не вызывало бы влечения. Но если, отстранившись от влечения и отвращения, посмотреть на этот процесс извне, и с помощью правильно направленного внимания увидеть непостоянство всего, что в этом процессе достигается, а также увидеть его автоматический, обусловленный, в конечном счёте бессмысленный характер - то весь этот процесс предстанет тягостным, как таковой.

Насчет SN22.60 то там сказано, что ощущения пропитаны как удовольствием, так и болью, то есть, нет таких ощущений, которые были бы абсолютно всецело приятны.  

И насчет отстранения от процесса. Дело в том, что когда вы утверждаете наличие приятного чувства с абсолютной точки зрения - то вы как бы утверждаете это с точки зрения существа, которое смогло отстранится от него на 100%, но дело в том, что если бы вы на самом деле сделали это - то не смогли бы увидеть не одно чувство как приятное. О чем я вам собственно и говорю.


Ответы на этот пост: Горсть листьев, empiriocritic_1900
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

428497СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:02 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
вы как бы утверждаете это с точки зрения существа, которое смогло отстранится от него на 100%, но дело в том, что если бы вы на самом деле сделали это - то не смогли бы увидеть НИ одно чувство как приятное. О чем я вам собственно и говорю.
Соответственно, ни как приятное, ни как неприятное.
Но я вижу суть наставления об отстранении от "чувственного мира" как указание на тщетность поиска чего-либо безусловно и всегда приятного в мире пяти органов чувств - то есть в мире "мирских наслаждений". Будда и архаты таким образом говорят, что все мирские блага преходящи по своей природе и не могут быть источником "вечного счастья", а погоня за постоянным счастьем в мире непостоянства - то есть убеждение мирского ума, что с помощью денег или власти, славы или успеха в бизнесе можно обрести "непреходящее счастье" - обречена на провал.


Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Ср 11 Июл 18, 15:09), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

428498СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:07 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

2. Вынужден повторить в третий или четвертый уже раз, что никакой веданы, существующей отдельно от всего остального, я не предполагаю. Читта и четасики даны в опыте вместе.
 
Прекрасно. Значит вы должны согласится, что приятная ведана существует только с точки зрения относительной истины. То есть она является приятной только по отношению к чему-то другому.


Нет, не должен. Деления "с точки зрения абсолютной истины" и "с точки зрения относительной истины" - они совершенно о другом. Дхаммы - это именно окончательная, полная истина (параматтха). Но при этом они даны только вместе друг с другом, а не по отдельности. Вы берете понятия "абсолютное" и "относительное" из европейской философии, и ставите их на место понятий "параматтха" и "саммути", которые в буддизме имеют существенно другой (и причём строго определенный) смысл. Отсюда и проистекает вся дальнейшая путаница.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





428499СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

В махаяне рассмотрение чего-то через призму какой-то концепции (в данном случае — абхидхармы) — это самвритти. А парамартха — это шунья, выход из самсары.

Буддизм бывает разный.


Ответы на этот пост: Jane
Наверх
Jane



Зарегистрирован: 20.09.2017
Суждений: 1208

428501СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:
В махаяне рассмотрение чего-то через призму какой-то концепции (в данном случае — абхидхармы) — это самвритти. А парамартха — это шунья, выход из самсары.

Буддизм бывает разный.
Абхидхамма не имеет дело с концептуальным уровнем ни в тхераваде, ни в махаяне. Буддизм бывает разный, нередко - фантазийный.

Ответы на этот пост: Горсть листьев, Анабхогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

428504СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:
В махаяне рассмотрение чего-то через призму какой-то концепции (в данном случае — абхидхармы) — это самвритти. А парамартха — это шунья, выход из самсары.

Буддизм бывает разный.
Абхидхамма не имеет дело с концептуальным уровнем ни в тхераваде, ни в махаяне. Буддизм бывает разный, нередко - фантазийный.
Точно сказано.
Даже сама формулировка "а в махаяне это вот так" обозначает рассмотрение через определённую призму. Wink
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Анабхогин
Гость





428505СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:25 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:
В махаяне рассмотрение чего-то через призму какой-то концепции (в данном случае — абхидхармы) — это самвритти. А парамартха — это шунья, выход из самсары.

Буддизм бывает разный.
Абхидхамма не имеет дело с концептуальным уровнем ни в тхераваде, ни в махаяне. Буддизм бывает разный, нередко - фантазийный.

Я с вами не согласен. Сам факт множества абхидхарм, говорит о том, что это просто концепция, одна из множества описательных систем.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Just process
Гость





428506СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:27 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Just  process пишет:
...обусловленность может быть тягостной всегда, только если её понимать как сформированность - потому что все сформированные вещи тягостны.

Почему все сформированные вещи тягостны? В чём состоит эта тягостность и как она выражается? Только не говорите про обусловленность - вы уже сказали про неё, и отсылка к ней будет бессмысленной рекурсией.

Потому что они сами по себе тягостны, переживаются как тягостные, поэтому они и тягостны.


Ответы на этот пост: Горсть листьев
Наверх
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

428509СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

P.S. Непостоянство и обусловленность не могут "лишь добавлять тягостности в некоторых случаях", потому что непостоянство и обусловленность - это общее свойство всех дхамм, кроме ниббаны. Поэтому они "добавляют тягостности" всегда.
Благодарю за полезные пояснения, а то я как-то сумбурно...
Замечу, что учителя как тхеравады (Бодхи, Тханиссаро, Паютто, Фронсдал и др.), так и дзен-буддизма (Nishijima-roshi, Suzuki-roshi, and many from Robert Aitken to Noa Levine) говорят о дуккхе, определяемой в трёх ипостасях, как о дуккхе неизбежной (та которая дуккхата-дуккха) и дополнительной (дуккха непостоянство и всепроникающая дуккха обусловленности), и вот именно второй вид дуккхи и есть тот, который наносит нам наибольший урон и от которого нам и следует стремиться освободиться в первую очередь, так как именно с этим видом дуккхи мы способны совладать силой ума - через развитие осознанности, аналитической медитации, самадхи-випассаны/дзадзен. Ну, это так, "заметка на полях".

Хорошая заметка Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

428510СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Just  process пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

2. Вынужден повторить в третий или четвертый уже раз, что никакой веданы, существующей отдельно от всего остального, я не предполагаю. Читта и четасики даны в опыте вместе.
 
Прекрасно. Значит вы должны согласится, что приятная ведана существует только с точки зрения относительной истины. То есть она является приятной только по отношению к чему-то другому.


Нет, не должен. Деления "с точки зрения абсолютной истины" и "с точки зрения относительной истины" - они совершенно о другом. Дхаммы - это именно окончательная, полная истина (параматтха). Но при этом они даны только вместе друг с другом, а не по отдельности. Вы берете понятия "абсолютное" и "относительное" из европейской философии, и ставите их на место понятий "параматтха" и "саммути", которые в буддизме имеют существенно другой (и причём строго определенный) смысл. Отсюда и проистекает вся дальнейшая путаница.

Согласна с Эмпириокритиком.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





428513СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 15:47 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just process, какие вопросы вас беспокоят? Smile
Наверх
Горсть листьев
Фикус, Историк


Зарегистрирован: 10.09.2010
Суждений: 30690

428520СообщениеДобавлено: Ср 11 Июл 18, 16:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:
Анабхогин пишет:
В махаяне рассмотрение чего-то через призму какой-то концепции (в данном случае — абхидхармы) — это самвритти. А парамартха — это шунья, выход из самсары.

Буддизм бывает разный.
Абхидхамма не имеет дело с концептуальным уровнем ни в тхераваде, ни в махаяне. Буддизм бывает разный, нередко - фантазийный.

Я с вами не согласен. Сам факт множества абхидхарм, говорит о том, что это просто концепция, одна из множества описательных систем.
А факт того, что махаяна - это набор весьма различных описательных систем, о чём вам говорит?

Ответы на этот пост: Анабхогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail Сайт автора
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 ... 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82  След.
Страница 60 из 82

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.050 (0.188) u0.018 s0.001, 18 0.031 [267/0]