Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Дхармакая и Брахман

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 ... 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

427661СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:12 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:

Позволю себе посоветовать вам не пожалеть 30-40 минут на знакомство с эпистемологией буддизма. Будда уделял этому много внимания - тому, как именно познаётся истина, и на основе чего мы можем говорить о правильном и неправильном, полезном, бесполезном и вредном - kusala|akusala dhamma.
Вы ранее сказали, что "Постижение - это два вида ясного знания". Получается, что Постижение состоит из двух составляющих, т.е. оно конструировано? Вроде бы Будда уделял много внимания тому, как познается одна истина, одна Дхамма, текстов о двух "ясных знаниях" мне не попадалось пока.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

427662СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Поэтому в конечном счёте практика отслеживания тоже требует сидячей медитации.

Речь идёт о сидячей медитации, в ходе которой тренируется и успокоение ума, и отслеживание феноменов.
Спасибо вам, что подробно рассказываете о практике. Мне совсем не понятны люди, считающие практику чем-то секретным, интимным (к счастью, их немного). В идеале мы все здесь  для того, чтобы пробираться по восьмеричному пути и чужой опыт в этом деле может пригодиться. Объясните, пожалуйста, на конкретном примере, скажем, с затекшей ногой. Если начинать отслеживать и классифицировать неприятные ощущения, возникшие в этой ноге, то нога разболится еще больше, а если отметить эту ногу и, не отслеживая ее, вернуться к якорю, то вскоре она перестанет беспокоить. С мыслями то же - скажем, недовольство. Если отметить: "недовольство" и вернуться к якорю, то недовольство исчезает, а если отследить откуда оно взялось (скажем, из-за шума за стеной), то начинаешь следить уже не за якорем, а за шумом за стеной и недовольство только усиливается.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

427663СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:29 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
- когда ум слишком поглощен объектом концентрации, "тупеет", теряет осознанность вместо того, чтобы оставаться осознанным и бдительным.
Когда ум "тупеет" в него немедленно залезают образы, мимолетные воспоминания, обрывки мыслей. Скажем, когда на пляже лежишь, то вроде бы определенных мыслей нет, но куча всякого приятного мусора непрерывно в голове проплывает.

Ответы на этот пост: Ктото, empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427664СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:30 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А в Абхидхамме речь идёт именно с позиции окончательной истины.
Тут немножко меняется местами телега и лошадь. Пользу Абхидхаммы никто не отрицает, но именно как текст, помогающий понять сутты, а вовсе не наоборот.

Я Вам уже много раз приводил это подробное разъяснение Бхиккху Бодхи и У Ревата Дхамма. Эти ученые монахи не свою личную точку зрения здесь излагают, а как раз-таки сообщают об общепринятой тхеравадинской позиции, ссылаясь на комментарии Буддагосы. Но Вы неизменно игнорируете это.

"Великий буддийский комментатор А̄чарья Буддагоса объясняет значение слова «Абхидхамма» как «та, что превосходит Дхамму и отличается от неё» (дхамма̄тирека-дхаммависеса), где приставка абхи- имеет значение преобладания и отличия, а дхамма в данном случае означает учение Сутта-пит̣аки. Когда говорится, что Абхидхамма превосходит учение Сутт, то не имеется ввиду, что учение Суттанты является дефективным в какой-либо степени или что Абхидхамма провозглашает какое-то новое откровение эзотерического учения, неизвестное в Суттах. И Сутты, и Абхидхамма основаны на уникальной доктрине Будды о Четырёх благородных истинах, и все принципы, необходимые для достижения Просветления, уже изложены в Сутта-пит̣аке. Разница между ними ни в коей мере не касается фундаментальных основ, а, скорее, является вопросом отчасти содержания, отчасти — метода.
Что касается содержания, то Абхидхамма предлагает тщательность и завершённость подхода, которые не могут быть найдены в Сутта-пит̣аке. А̄чарья Буддагоса объясняет, что в Суттах такие доктринальные категории, как пять скоплений, двенадцать сенсорных сфер, восемнадцать элементов и другие, классифицируются только частично, в то время как в Абхидхамма-пит̣аке они классифицируются полностью, в соответствии с разными схемами классификации. Некоторые из этих категорий общие с Суттами, другие же присущи исключительно Абхидхамме. Таким образом, Абхидхамма содержит охват и сложность детализации, отличающие её от Сутта-пит̣аки. Другая большая территория различий касается метода. Изречения, содержащиеся в Сутта-пит̣аке, были произнесены Буддой в разных обстоятельствах и обращены к слушателям с очень разными способностями к пониманию. Они прежде всего являются педагогическими в своём намерении и изложены таким образом, который будет наиболее эффективно вести слушателя в практике учения и в постижении его истин. Для достижения этой цели Будда свободно использует дидактические средства, необходимые для того, чтобы сделать учение понятным его слушателям. Он использует аналогии и метафоры; он убеждает, советует и вдохновляет; он соизмеряет склонности и способности своей аудитории и изменяет способ представления учения так, чтобы оно пробудило положительный отклик. По этой причине метод, которым учит Суттанта, описывается как парийа̄йа-дхаммадесана — образное, или украшенное, изречение Дхаммы.
В отличие от Сутт, Абхидхамма-пит̣ака предназначена для раскрытия — настолько чётко и прямо, насколько это возможно, — всей тотальной системы, лежащей в основе изречений Суттанты, на основе которой построены отдельные дискурсы. Абхидхамма не принимает во внимание личностные наклонности и умственные способности слушателей; она не делает никаких уступок частным прагматичным потребностям. Она раскрывает архитектонику реальности в абстрактном, формализованном виде, полностью лишённом литературных прикрас и педагогических приёмов. Поэтому метод Абхидхаммы описывается как ниппарийа̄йа-дхаммадесана̄ — буквальное, или неприукрашенное, изречение Дхаммы
".

http://abhidhamma.ru/wp-content/uploads/2017/04/Sangaha.pdf С. 20

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

427665СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Горсть листьев пишет:
Освоив это умение, вы выполняете его бездумно (не думая о том, как надо ехать на велосипеде - вы просто садитесь и едете) и безмятежно (вы наслаждаетесь поездкой).
Очень не советую вам бездумно и безмятежно ездить на велосипеде, особенно по нашим дорогам.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

427666СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:34 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Ктото пишет:
- когда ум слишком поглощен объектом концентрации, "тупеет", теряет осознанность вместо того, чтобы оставаться осознанным и бдительным.
Когда ум "тупеет" в него немедленно залезают образы, мимолетные воспоминания, обрывки мыслей.

Не обязательно. Поэтому такое состояние умственной "тупости" можно принять за глубокую медитацию. В буддизме такое состояние считается "неправильной джханой" - оно хоть и успокаивает, но не имеет потенциала для прозрения (випассаны).

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Последний раз редактировалось: Ктото (Сб 07 Июл 18, 19:37), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427667СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Ктото пишет:
- когда ум слишком поглощен объектом концентрации, "тупеет", теряет осознанность вместо того, чтобы оставаться осознанным и бдительным.
Когда ум "тупеет" в него немедленно залезают образы, мимолетные воспоминания, обрывки мыслей. Скажем, когда на пляже лежишь, то вроде бы определенных мыслей нет, но куча всякого приятного мусора непрерывно в голове проплывает.

Так это скорее не тупость, а рассеянность внимания (которое, не будучи сосредоточенным, естественным образом увлекается "приятным мусором" - приятными представлениями, возникающими в уме).

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

427668СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 19:40 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
Ктото пишет:
- когда ум слишком поглощен объектом концентрации, "тупеет", теряет осознанность вместо того, чтобы оставаться осознанным и бдительным.
Когда ум "тупеет" в него немедленно залезают образы, мимолетные воспоминания, обрывки мыслей. Скажем, когда на пляже лежишь, то вроде бы определенных мыслей нет, но куча всякого приятного мусора непрерывно в голове проплывает.

Так это скорее не тупость, а рассеянность внимания (которое, не будучи сосредоточенным, естественным образом увлекается "приятным мусором" - приятными представлениями, возникающими в уме).

Согласна.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Just process
Гость





427670СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:09 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Цитата:
3. Переживаемое напряжение сплошь и рядом не является непосредственно болезненным.


Напряжение – это синоним болезненности, также как расслабление синоним удовольствия.

Цитата:
В противном случае, ни один человек не находил бы ничего приятного ни в чём.
 

Они находят это благодаря психическим загрязнениям.  

Цитата:
Когда человек думает о чём-нибудь интересном - напряжение есть, но не переживается как болезненное. Когда человек делает что-нибудь приятное - напряжение есть, но оно не переживается как болезненное. Другими словами, если человек охвачен каким-то стремлением, и напряжение вызвано этим же стремлением, оно не воспринимается как тягостное.
 

Оно не воспринимается(считается) как тягостное, но оно есть тягостное. Приятным оно кажется только на фоне ещё более болезненных чувств. Если бы, например человеку охваченному стремлением к некому объекту в поле его восприятия - сделать само поле восприятия(фон) более низкого уровня психического напряжения, чем уровень напряжения объекта, которым охвачен его ум - то он будет воспринят им как болезненное и стремление сменится отторжением. Также как, например человеку, находящемуся во второй джхане болезненны факторы первой. Или также как например по сравнению с ниродхой болезненны все восприятия.  

Цитата:
И каждая такая автоматическая реакция переживается как автоматически возникающее напряжение. И вот как раз автоматизм, выявленная безличность этого напряжения и делает его тягостным.
 

Думаю скорее безличность только добавляет тягостности к уже и так тягостному.


Цитата:
4. Одно дело - искать истину. Другое дело - самостоятельно пытаться изобрести давно уже изобретенные велосипеды.


Ну, так я и не пытаюсь изобрести велосипеды, но скорее пытаюсь найти велосипед, на котором можно ездить.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427671СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:14 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Если начинать отслеживать и классифицировать неприятные ощущения, возникшие в этой ноге, то нога разболится еще больше, а если отметить эту ногу и, не отслеживая ее, вернуться к якорю, то вскоре она перестанет беспокоить. С мыслями то же - скажем, недовольство. Если отметить: "недовольство" и вернуться к якорю, то недовольство исчезает, а если отследить откуда оно взялось (скажем, из-за шума за стеной), то начинаешь следить уже не за якорем, а за шумом за стеной и недовольство только усиливается.

Тут немного другая логика. Если первое, что Вы замечаете, это разрастание недовольства, значит, в данном отношении, применительно к этой цепочке феноменов отслеживание уже не получилось. В этом нет ничего страшного, не получилось сейчас - получится потом, может быть уже через несколько секунд. Тем не менее, при надлежащей внимательности было бы так: регулярно возвращая внимание к вдохам и выдохам, Вы бы заметили то мгновение, когда внимание отклонилось к звуку - к шуму за стеной. Вы бы заметили, что этот звук неприятен, и как сразу же в ответ на этот неприятный звук начинает появляться автоматическая реакция - раздражение.

Без практики отслеживания дальше произошло бы вот что: появившееся раздражение на какой-то (может быть, непродолжительный) промежуток времени стало бы доминировать над Вашим вниманием - и оно бы уже всецело сосредоточилось на вызывающем раздражение шуме. Раздражение продолжило бы разрастаться. Если внимание не будет от этого отвлечено чем-то ещё, высока вероятность, что Вы подумаете что-то недоброе о тех, кто этот шум производит. В некоторых случаях, как мы знаем, люди не ограничиваются мыслями, но переходят к словам и действиям - так возникают конфликты между соседями.  

Но в ходе практики отслеживания происходит нечто иное: то, что возник неприятный звук (шум за стеной), и что он автоматически порождает раздражение, рефлексируется: вот, только что был неприятный звук, и возникло раздражение. И сама эта рефлексия напоминает, что следует вернуть внимание к отслеживанию вдохов-выдохов. Внимание возвращается к вдохам-выдохам, а если раздражение, вызванное шумом за стеной, продолжает действовать, выражаясь в некотором внутреннем напряжении, то это напряжение тоже отслеживается - и воспринимается как яркое подтверждение безличного, автоматического характера реакций на приятные/неприятные переживания.

P.S. По своей форме, по тому, как конкретно она происходит, рефлексия "вот, только что был неприятный звук и возникло раздражение" не отличается от рефлексии, периодически возникающей у любого человека, без всякой специальной тренировки. Так, когда вдруг возникает мысль - "да ведь я сильно обрадован/разозлён/испуган". Или - "о, мне только что пришла в голову неожиданная мысль". Но в обычной жизни и без тренировки такая рефлексия возникает спонтанно, проблесками. А в ходе практики внимание постоянно направлено на то, чтобы производить рефлексию.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Ктото, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427672СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:24 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Just  process пишет:

Напряжение – это синоним болезненности, также как расслабление синоним удовольствия.

Ну, так я и не пытаюсь изобрести велосипеды, но скорее пытаюсь найти велосипед, на котором можно ездить.

1. Русское слово "напряжение" не является синонимом слова "болезненность". А я, в данном случае, использую именно русское слово. Если же Вы имеете в виду некий палийский термин, о котором Вам точно известно, что он является синонимом термина дуккха дуккхата, так назовите его, и обоснуйте, почему это синоним. И тогда будем смотреть, какое это именно "напряжение".

2. Поскольку Вы его ищете в Суттанте, минуя Абхидхамму, Вы его ищете не там, где он есть - потому что Суттанта - это сборник множества разных лекций, каждая из которых посвящена некоторым отдельным аспектам (да ещё и не всегда говорит об окончательной истине, но порой выражается условно). Вместе эти разные аспекты в Суттанте они не сводятся. Сводятся они и систематизируются именно в Абхидхамме. Вы же этот свод, эту систематизацию хотите отвергнуть, предпочитая произвести систематизацию заново и самостоятельно. Воля Ваша, конечно - но я не думаю, что это правильный путь.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Just process
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость





427673СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:29 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

А не лучше сконцентрироваться на неприятном звуке и со временем превратить его в звук нейтральный,который перестанет раздражать?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427674СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:36 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг37 пишет:
А не лучше сконцентрироваться на неприятном звуке и со временем превратить его в звук нейтральный,который перестанет раздражать?

Если он продолжается, то, конечно, можно и его сделать объектом для сосредоточения. Но тут-то речь шла о методах отслеживания феноменов (випассаны, сатипаттханы, сатипаттхана-бхаваны - называйте как больше нравится), а не о концентрации на одном феномене ради успокоения ума.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
миг37
Гость





427675СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 20:51 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Да если научиться отслеживать феномены в повседневной занятости,это и будет лучшим якорем.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

427676СообщениеДобавлено: Сб 07 Июл 18, 21:01 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

миг37 пишет:
Да если научиться отслеживать феномены в повседневной занятости,это и будет лучшим якорем.

Да, с этим согласен. Если внимание устойчиво устремлено на отслеживание феноменов, то оно замечает, какие феномены приятные, а какие неприятные, но не увлекается реакциями влечениями и отторжения, а продолжает отслеживание вновь возникающих феноменов, то станет очевидна и безличность возникновения моментов сознания в связи с шестью внешними и шестью внутренними аятанами, и безличность реакций на приятные/неприятные/нейтральные переживания. А когда безличность очевидна, то и интерес к этим феноменам ослабевает и (хотя бы временно) замирает.

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 ... 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82  След.
Страница 40 из 82

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.044 (0.697) u0.018 s0.001, 18 0.026 [268/0]