Леди Саядо учил мирян такому умению, как кханикаджхана, причём этот способ охватывал достижение всех джхан.
Кханикаджханы в обеденные перерывы, а потом наверное достижение кханиканиббаны
Удивительно, как люди не видят, что все эти практики на основе абхидхаммических идей, не соответствуют тому, чему учил Благословенный в суттах.
Кханиканиббана - да, это забавно. Вы верно подметили, что речь о кханика-самадхи, я написал неверно, но лишь потому, что джхана и самадхи суть процесс и результат.
Но Леди учил в соответствии с бирманской тхеравадинской традицией, насколько я понимаю. Вспомним, что Будда учил пяти видам овладения джханой, что ведь означает также умение входить по своему желанию в джхану в любое время на любую продолжительность времени , и выходить их неё.
Последний раз редактировалось: Горсть листьев (Пт 20 Июл 18, 10:19), всего редактировалось 1 раз
Не пойму, о чём спор. О том, что мирянам также доступно достижение джхан? Леди Саядо учил мирян такому умению, как кханикаджхана, причём этот способ охчатывал достижение всех джхан.
о том, что Анта был инкогнито, а вот теперь снял паранджу) Об этом. И как это на всех подействовало. Больше тоже мало что понял) _________________ живите больше
Обычно, сердце, если оно не было воспитано и приведено в порядок, склонно по своей природе поглощаться заботами, которые приносят страдания и вред. Вот почему нам следует искать некий принцип – Дхамму, согласно которой мы должны воспитывать себя, если надеемся обрести устойчивое и надёжное счастье. Если в нашем сердце нет внутреннего принципа, центра, где оно могло бы пребывать, то мы уподобляемся человеку, у которого нет дома. Всё, что есть у бездомного, – это одни лишения. На него будут обязательно попадать лучи солнца, порывы ветра, дождь и грязь, потому, что у него нет никакого пристанища. Практиковаться в собранности ума – значит строить для себя дом. «Моментное сосредоточение» (кханика-самадхи) подобно дому с крышей из соломы; «сосредоточение доступа» (упачара-самадхи) подобно дому с крышей из черепицы; и «устойчивое сосредоточение» (аппана-самадхи) подобно дому, построенному из кирпича. А когда у вас будет дом, у вас будет и безопасное место, где можно хранить свои ценности. Вам не придётся претерпевать трудности по их сохранению, выпадающие на долю человека, не имеющего дома: он вынужден хранить свои ценные вещи и спать под открытым небом, жариться на солнце, мокнуть под дождем – и при этом стеречь своё имущество; но даже тогда его ценные вещи не находятся в полной безопасности.
Обычно, сердце, если оно не было воспитано и приведено в порядок, склонно по своей природе поглощаться заботами, которые приносят страдания и вред. Вот почему нам следует искать некий принцип – Дхамму, согласно которой мы должны воспитывать себя, если надеемся обрести устойчивое и надёжное счастье. Если в нашем сердце нет внутреннего принципа, центра, где оно могло бы пребывать, то мы уподобляемся человеку, у которого нет дома. Всё, что есть у бездомного, – это одни лишения. На него будут обязательно попадать лучи солнца, порывы ветра, дождь и грязь, потому, что у него нет никакого пристанища. Практиковаться в собранности ума – значит строить для себя дом. «Моментное сосредоточение» (кханика-самадхи) подобно дому с крышей из соломы; «сосредоточение доступа» (упачара-самадхи) подобно дому с крышей из черепицы; и «устойчивое сосредоточение» (аппана-самадхи) подобно дому, построенному из кирпича. А когда у вас будет дом, у вас будет и безопасное место, где можно хранить свои ценности. Вам не придётся претерпевать трудности по их сохранению, выпадающие на долю человека, не имеющего дома: он вынужден хранить свои ценные вещи и спать под открытым небом, жариться на солнце, мокнуть под дождем – и при этом стеречь своё имущество; но даже тогда его ценные вещи не находятся в полной безопасности.
Обычно, сердце, если оно не было воспитано и приведено в порядок, склонно по своей природе поглощаться заботами, которые приносят страдания и вред. Вот почему нам следует искать некий принцип – Дхамму, согласно которой мы должны воспитывать себя, если надеемся обрести устойчивое и надёжное счастье. Если в нашем сердце нет внутреннего принципа, центра, где оно могло бы пребывать, то мы уподобляемся человеку, у которого нет дома. Всё, что есть у бездомного, – это одни лишения. На него будут обязательно попадать лучи солнца, порывы ветра, дождь и грязь, потому, что у него нет никакого пристанища. Практиковаться в собранности ума – значит строить для себя дом. «Моментное сосредоточение» (кханика-самадхи) подобно дому с крышей из соломы; «сосредоточение доступа» (упачара-самадхи) подобно дому с крышей из черепицы; и «устойчивое сосредоточение» (аппана-самадхи) подобно дому, построенному из кирпича. А когда у вас будет дом, у вас будет и безопасное место, где можно хранить свои ценности. Вам не придётся претерпевать трудности по их сохранению, выпадающие на долю человека, не имеющего дома: он вынужден хранить свои ценные вещи и спать под открытым небом, жариться на солнце, мокнуть под дождем – и при этом стеречь своё имущество; но даже тогда его ценные вещи не находятся в полной безопасности.
Некоторые люди, несмотря на свою высокую образованность, ведут себя не лучше дикарей. Это потому, что их унесло далеко в облака. Некоторые люди, охваченные тем, что они считают высоким уровнем собственной учёности, идей и мнений – не будут практиковаться в собранности ума, потому, что считают это ниже своего достоинства, полагая, что вместо этого заслуживают прямого пути к освобождению при помощи различающей мудрости. Таких людей ждёт беда, как пилота самолёта, потерявшего вид посадочной полосы.
Золотые слова! Это Ачан Ли Дхаммадхаро, если мне не изменяет память.
№430652Добавлено: Сб 21 Июл 18, 04:08 (6 лет тому назад)
Вот еще сутта, к разговору об отречении от недоброжелательности и жажды чувственных удовольствий для достижения джханы. Как-то приводил ее уже в предыдущем аналогичном диспуте. Пусть и здесь будет.
АН 3.94 Сарада сутта: Осень
[Благословенный сказал]: «Монахи, осенью, когда небо чистое и безоблачное, восходящее солнце рассеивает всю темноту пространства по мере того, как оно лучится, сверкает, и сияет. Точно также, когда в ученике Благородных возникает незапылённое, незапятнанное око Дхаммы, то тогда с возникновением видения ученик Благородных отбрасывает три оковы [1]:
* (1) воззрения о «я»,
* (2) сомнения,
* (3) цепляние за правила и предписания.
После, когда он отрекается от двух состояний, [а именно] жажды и недоброжелательности, то тогда, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Если, монахи, ученик Благородных умирает в это время, то [в его случае] нет каких-либо оков, из-за которых он мог бы вернуться в этот мир [2]».
_______________________________________________
Обычно, сердце, если оно не было воспитано и приведено в порядок, склонно по своей природе поглощаться заботами, которые приносят страдания и вред. Вот почему нам следует искать некий принцип – Дхамму, согласно которой мы должны воспитывать себя, если надеемся обрести устойчивое и надёжное счастье. Если в нашем сердце нет внутреннего принципа, центра, где оно могло бы пребывать, то мы уподобляемся человеку, у которого нет дома. Всё, что есть у бездомного, – это одни лишения. На него будут обязательно попадать лучи солнца, порывы ветра, дождь и грязь, потому, что у него нет никакого пристанища. Практиковаться в собранности ума – значит строить для себя дом. «Моментное сосредоточение» (кханика-самадхи) подобно дому с крышей из соломы; «сосредоточение доступа» (упачара-самадхи) подобно дому с крышей из черепицы; и «устойчивое сосредоточение» (аппана-самадхи) подобно дому, построенному из кирпича. А когда у вас будет дом, у вас будет и безопасное место, где можно хранить свои ценности. Вам не придётся претерпевать трудности по их сохранению, выпадающие на долю человека, не имеющего дома: он вынужден хранить свои ценные вещи и спать под открытым небом, жариться на солнце, мокнуть под дождем – и при этом стеречь своё имущество; но даже тогда его ценные вещи не находятся в полной безопасности.
Некоторые люди, несмотря на свою высокую образованность, ведут себя не лучше дикарей. Это потому, что их унесло далеко в облака. Некоторые люди, охваченные тем, что они считают высоким уровнем собственной учёности, идей и мнений – не будут практиковаться в собранности ума, потому, что считают это ниже своего достоинства, полагая, что вместо этого заслуживают прямого пути к освобождению при помощи различающей мудрости. Таких людей ждёт беда, как пилота самолёта, потерявшего вид посадочной полосы.
Золотые слова! Это Ачан Ли Дхаммадхаро, если мне не изменяет память.
Т.е. всё-таки соответствует? Или золотые слова не относятся к учению Благородного?
Вот еще сутта, к разговору об отречении от недоброжелательности и жажды чувственных удовольствий для достижения джханы. Как-то приводил ее уже в предыдущем аналогичном диспуте. Пусть и здесь будет.
АН 3.94 Сарада сутта: Осень
[Благословенный сказал]: «Монахи, осенью, когда небо чистое и безоблачное, восходящее солнце рассеивает всю темноту пространства по мере того, как оно лучится, сверкает, и сияет. Точно также, когда в ученике Благородных возникает незапылённое, незапятнанное око Дхаммы, то тогда с возникновением видения ученик Благородных отбрасывает три оковы [1]:
* (1) воззрения о «я»,
* (2) сомнения,
* (3) цепляние за правила и предписания.
После, когда он отрекается от двух состояний, [а именно] жажды и недоброжелательности, то тогда, будучи отстранённым от чувственных удовольствий, отстранённым от неблагих состояний [ума], он входит и пребывает в первой джхане, которая сопровождается направлением и удержанием [ума на объекте медитации], с восторгом и удовольствием, которые возникли из-за [этой] отстранённости.
Если, монахи, ученик Благородных умирает в это время, то [в его случае] нет каких-либо оков, из-за которых он мог бы вернуться в этот мир [2]».
_______________________________________________
1. Плод сотапанны
2. Плод анагамина
P.S. Ну и сотапана+джхана=анагамин.
Очень хорошая сутта, но вроде бы из нее ясно видно, что речь не идет об окончательном отречении от жажды и недоброжелательности. Понятно, что находясь в состоянии недоброжелательности и будучи обуреваем жаждой человек не то что в джхану не войдет, но и просто помедитировать толком не сумеет. Однако речь в этой сутте идет о временном отбрасывании неблагих состояний, ведь в конце говорится: "если ученик Благородных умирает в это время, то нет каких-либо оков, из-за которых он мог бы вернуться в этот мир". Ну а если не умирает, то оковы после медитации опять имеют место быть.
Разница в том, что классическая ланкийская интерпретация, выразившаяся в Аттхакатха и Тика, а также в трактатах Буддагосы, Дхаммапалы, Ануруддхи - это не просто интерпретации каких-то авторов, а нормативная интерпретация. Никакого другого систематизированного учения, которое можно было бы назвать общепринятым воззрением Тхеравады, как школы, попросту не существует.
Буддагхоша, Хармапала и Анруддха когда-то тоже были "какими-то" авторами. Они стали нормативными позже.
В тхераваде в целом нет некоего общепринятого "воззрения". Об этом уже много написано на этом форуме. На многие вопросы у разных учителей могут быть кардинально разные точки зрения.
№430691Добавлено: Сб 21 Июл 18, 15:50 (6 лет тому назад)
Если возможны кардинально разные точки зрения, то невозможно говорить о каком-то едином учении/воззрении, но следует говорить лишь о разных мнениях или приверженцах разных учений. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Разница в том, что классическая ланкийская интерпретация, выразившаяся в Аттхакатха и Тика, а также в трактатах Буддагосы, Дхаммапалы, Ануруддхи - это не просто интерпретации каких-то авторов, а нормативная интерпретация. Никакого другого систематизированного учения, которое можно было бы назвать общепринятым воззрением Тхеравады, как школы, попросту не существует.
Буддагхоша, Хармапала и Анруддха когда-то тоже были "какими-то" авторами. Они стали нормативными позже.
В тхераваде в целом нет некоего общепринятого "воззрения". Об этом уже много написано на этом форуме. На многие вопросы у разных учителей могут быть кардинально разные точки зрения.
1. Разумеется, в момент, когда они приступали к написанию своих работ, это были "какие-то" авторы. Но затем они были признаны нормативными. Именно их традиция интерпретации (традиция ланкийской Махавихары) в XII веке была установлена в качестве ортодоксальной на Ланке, и стала образцом ортодоксии для стран Индокитая, которые буддизм с Ланки получали. Это не исключало, разумеется, появления в разных местах собственных, локальных и региональных традиций, практик и культов. Но когда в Бирме и Таиланде взялись, в XVIII-XIX веках, за очищение Будда-сасаны, то это очищение подразумевало именно приведение своих учений и практик в соответствие с древним ланкийским образцом.
2. Поясню ещё раз позицию, исходя из которой я всё пишу. Я не пытаюсь утверждать, будто возможно со стопроцентной уверенностью научно доказать, что ланкийская школа Махавихары I тысячелетия нашей эры полностью, во всех деталях совпадает с тем, чему учил сам Будда Готама. Нет, такое доказать невозможно. Но я и саму популярную ныне тягу к "раннему буддизму" считаю, как минимум, чрезмерной. Будда - это, конечно, уникальный, единственный во всей мало-мальски достоверно известной нам истории Учитель. Только он мог открыть Дхамму, заложить её основы. Но это не значит, что другие араханты и даже арьи не могли и не должны были Будда-сасану далее развивать, дополнять, детализировать, и т.п. - лишь бы они это делали, не расходясь с Буддой, не противореча ему. Буддизм - это и религия, и философия, и наука. А что для философии, что для науки совершенно нормально, когда ученики продолжают и развивают идеи своего учителя.
Ланкийская школа Махавихары хороша не тем, что она со стопроцентной точностью воспроизводит каждое слово и каждую букву Будды, но тем, что является целостной, завершенной, подробно разработанной, практически применимой системой познания и трансформации ума.
2.1. Вы скажете, что сторонники тибетских и дальневосточных буддийских школ скажут тоже самое о своих традициях? Несомненно - и я совершенно не против. Пусть каждый следует тому, что соответствует его наклонностям. _________________ Границы мира - это границы языка
2. Только он мог открыть Дхамму, заложить её основы. Но это не значит, что другие араханты и даже арьи не могли и не должны были Будда-сасану далее развивать, дополнять, детализировать, и т.п. - лишь бы они это делали, не расходясь с Буддой, не противореча ему.
Вы полагаете, что Будда всего лишь заложил основы Дхаммы? Вы не верите в то, что Дхамма, данная Буддой, совершенна в начале, совершенна в середине, совершенна в конце?
2. Только он мог открыть Дхамму, заложить её основы. Но это не значит, что другие араханты и даже арьи не могли и не должны были Будда-сасану далее развивать, дополнять, детализировать, и т.п. - лишь бы они это делали, не расходясь с Буддой, не противореча ему.
Вы полагаете, что Будда всего лишь заложил основы Дхаммы? Вы не верите в то, что Дхамма, данная Буддой, совершенна в начале, совершенна в середине, совершенна в конце?
Как связаны первая и вторая фраза в Вашей реплике? _________________ Границы мира - это границы языка
Как связаны первая и вторая фраза в Вашей реплике?
Видите ли, если некто только лишь заложил основы (скажем, некоего произведения), то никак нельзя сказать, что это произведение совершенно в начале, середине и конце.
Как связаны первая и вторая фраза в Вашей реплике?
Видите ли, если некто только лишь заложил основы (скажем, некоего произведения), то никак нельзя сказать, что это произведение совершенно в начале, середине и конце.
По-прежнему не понимаю Вашу логику. Дхамма Будды совершенна. Это совершенно не исключает того, что в разъяснение и изложение этой Дхаммы внесли вклад и ученики Будды. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы