Нейтральное восприятие, равнодушие (в текстах оно называется как моха/авидья/упекша) тоже считается клешей. В некоторых дзэнских учениях, похоже, оно считается идеалом.
Моха - заблуждение - в дзене идеалом не считается.
Как самая главная клеша может в буддийской школе считаться идеалом?
Видимо эмоциональную нейтральность мохи вы приняли за брахмавихару упекшу - невозмутимость. Но это совсем разные вещи.
Что же касается упекши - она во всех буддийских школах относится к высшим состояниям ума, то есть, как вы выразились, считается идеалом.
"Настоящая" упекша возможна не ниже 4-й дхьяны - в нижележащих сферах существований преобладают другие факторы, хотя начиная с 3-й дхьяны, среди факторов которой упоминается и upeksa она все еще разбавлена sukha, "чистая" же упекша (upeksaparisuddhi) - фактор (angavyavasthana) 4-й дхьяны
Согласно буддизму есть всего три отклика на явления — влечение, отторжение и безразличие. Никакого дополнительного, четвёртого, отклика нет, и ему неоткуда появиться даже чисто логически, т. к. раздражителей всего три вида — приятные, отталкивающие и нейтральные. Поэтому упекша возможна и до всяких дхьян. Безразличие (моха/авидья) и есть упекша. Когда практик успокаивает крайние проявления влечения и отторжения раскрывается то, что и так было преобладающим фоном — безразличие. По ошибке некоторые принимают это за полный выход из самсары, но на деле это то, что называют джнея-авараной, препятствием к полной нирване.
№405907Добавлено: Сб 21 Апр 18, 11:08 (7 лет тому назад)
«Медитируйте подобно четырем великим элементам: как ветер, пролетая над цветочными полями или навозными кучами, не испытывает отвращения или влечения; как огонь с одинаковой скоростью сжигает прекрасную ткань и зловонную тряпку; как вода океана смиренно принимает в себя и прекрасные сокровища затонувшего корабля, и трупы его моряков; как земля безропотно принимает в себя как вкуснейшие вина и пищу, так и испражнения, плевки и мусор, – так же точно и ты, какое бы ощущение (приятное, неприятное или нейтральное) не возникло в теле, вы должны сохранять к нему невозмутимость, исправляя старые привычки ума: быть очарованным приятным и негодовать, вступая в контакт с болезненным» (МН.62).
«Медитируйте подобно четырем великим элементам: как ветер, пролетая над цветочными полями или навозными кучами, не испытывает отвращения или влечения; как огонь с одинаковой скоростью сжигает прекрасную ткань и зловонную тряпку; как вода океана смиренно принимает в себя и прекрасные сокровища затонувшего корабля, и трупы его моряков; как земля безропотно принимает в себя как вкуснейшие вина и пищу, так и испражнения, плевки и мусор, – так же точно и ты, какое бы ощущение (приятное, неприятное или нейтральное) не возникло в теле, вы должны сохранять к нему невозмутимость, исправляя старые привычки ума: быть очарованным приятным и негодовать, вступая в контакт с болезненным» (МН.62).
«Медитируйте подобно четырем великим элементам: как ветер, пролетая над цветочными полями или навозными кучами, не испытывает отвращения или влечения; как огонь с одинаковой скоростью сжигает прекрасную ткань и зловонную тряпку; как вода океана смиренно принимает в себя и прекрасные сокровища затонувшего корабля, и трупы его моряков; как земля безропотно принимает в себя как вкуснейшие вина и пищу, так и испражнения, плевки и мусор, – так же точно и ты, какое бы ощущение (приятное, неприятное или нейтральное) не возникло в теле, вы должны сохранять к нему невозмутимость, исправляя старые привычки ума: быть очарованным приятным и негодовать, вступая в контакт с болезненным» (МН.62).
Возможно.
Но согласитесь, трудно слушать человека после того, как он моху перепутал с упекшей, написал, что в некоторых дзенских учениях главную клешу (моху), похоже, считают идеалом, не знает, что такое брахмавихары, и не считает Будду полностью освобожденным.
Ничего я не перепутал. Упекша как синоним авидьи встречается в разных махаянских текстах. Недавно я видел так такое осмысление в книге "Буддийское учение о медитативных состояниях в дацанской литературе" Донца.
№405917Добавлено: Сб 21 Апр 18, 12:11 (7 лет тому назад)
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Это тоже не так. Всё перечисленное относится к упае (уловке), которая противоположна праджне (постижению). Вы путаете лодку с другим берегом.
Упекша - это нецепляние, неслияние, непогружение ни в какие формы и ощущения. Нормальная упекша - вне влечения. отторжения и безразличия.
Это не так.
Это именно так.
Есть безразличие как моха - Moha is a Sanskrit term meaning “delusion." It refers to the Hindu and Buddhist concept of ignorance that prevents the understanding of Truth. (https://www.yogapedia.com/definition/5707/moha)
Есть безразличие как третья ниварана - тупость, отупение: sloth and torpor is an unpleasant state of body and mind, too stiff to leap into the bliss of Jhana and too blinded to spot any insights. In short, it is a complete waste of precious time. (https://www.budsas.org/ebud/ebmed051.htm)
С ними вы зачем-то смешиваете "отсутствие различия по принципу "мне нравится/мне не нравится", преференций" - что и есть плод практики, десятая парамита Упеккха - Невозмутимость, Равностность, Безразличие к мнениям. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Это тоже не так. Всё перечисленное относится к упае (уловке), которая противоположна праджне (постижению). Вы путаете лодку с другим берегом.
А вы перепутали заблуждение ати-йогинов с буддизмом. Ати-йога - случайный отросток буддизма, смесь с культом Шивы, который возник в условиях необходимости выживания буддистов в теистической среде - вот и произошла мимикрия с мутацией, причём такой кардинальной, что это теперь по сути шиваизм, а не буддизм.
Хотя это, как мне кажется, перспективное направление для России, где теизм занимает вторую позицию в рейтинге верований после великого богатства народных суеверий. То есть, полагаю, если окончательно очистить ати-йогизм от остатков буддизма и нарядить его в библейские одежды, то... очень даже ходовой продукт может получиться, не хуже агни-йоги. Хотя есть риск, что на выходе получится Каббала _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Это тоже не так. Всё перечисленное относится к упае (уловке), которая противоположна праджне (постижению). Вы путаете лодку с другим берегом.
А вы перепутали заблуждение ати-йогинов с буддизмом. Ати-йога - случайный отросток буддизма, смесь с культом Шивы, который возник в условиях необходимости выживания буддистов в теистической среде - вот и произошла мимикрия с мутацией, причём такой кардинальной, что это теперь по сути шиваизм, а не буддизм.
Хотя это, как мне кажется, перспективное направление для России, где теизм занимает вторую позицию в рейтинге верований после великого богатства народных суеверий. То есть, полагаю, если окончательно очистить ати-йогизм от остатков буддизма и нарядить его в библейские одежды, то... очень даже ходовой продукт может получиться, не хуже агни-йоги.
Глупость, а скорее всего просто традиционное для тхеравадинов (особенно СНГшных) клеветничество на махаяну.
Упекша - это нецепляние, неслияние, непогружение ни в какие формы и ощущения. Нормальная упекша - вне влечения. отторжения и безразличия.
Это не так.
Это именно так.
Есть безразличие как моха - Moha is a Sanskrit term meaning “delusion." It refers to the Hindu and Buddhist concept of ignorance that prevents the understanding of Truth. (https://www.yogapedia.com/definition/5707/moha)
Есть безразличие как третья ниварана - тупость, отупение: sloth and torpor is an unpleasant state of body and mind, too stiff to leap into the bliss of Jhana and too blinded to spot any insights. In short, it is a complete waste of precious time. (https://www.budsas.org/ebud/ebmed051.htm)
С ними вы зачем-то смешиваете "отсутствие различия по принципу "мне нравится/мне не нравится", преференций" - что и есть плод практики, десятая парамита Упеккха - Невозмутимость, Равностность, Безразличие к мнениям.
То есть упекшы как фактора высших дхьян, которые соотносятся с высшими уровнями самсары, нет? И Будда никогда не учил тому, что невозмутимость необходимо оставить? Вы уверены, что вы хорошо знакомы с буддизмом?
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Это тоже не так. Всё перечисленное относится к упае (уловке), которая противоположна праджне (постижению). Вы путаете лодку с другим берегом.
А вы перепутали заблуждение ати-йогинов с буддизмом. Ати-йога - случайный отросток буддизма, смесь с культом Шивы, который возник в условиях необходимости выживания буддистов в теистической среде - вот и произошла мимикрия с мутацией, причём такой кардинальной, что это теперь по сути шиваизм, а не буддизм.
Хотя это, как мне кажется, перспективное направление для России, где теизм занимает вторую позицию в рейтинге верований после великого богатства народных суеверий. То есть, полагаю, если окончательно очистить ати-йогизм от остатков буддизма и нарядить его в библейские одежды, то... очень даже ходовой продукт может получиться, не хуже агни-йоги.
Глупость, а скорее всего просто традиционное для тхеравадинов (особенно СНГшных) клеветничество на махаяну.
Просто вам не нравится это. Это вас возмущает. Нет невозмутимости в отношении этого. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Упекша в высшем смысле махаянской реализации оказывается неотрывной от майтри, каруны и мудиты. Это единое как бы ощущение. Именно постижение действительной пустоты знаменуется явлением этих четырёх - как отношения к миру.
Это тоже не так. Всё перечисленное относится к упае (уловке), которая противоположна праджне (постижению). Вы путаете лодку с другим берегом.
А вы перепутали заблуждение ати-йогинов с буддизмом. Ати-йога - случайный отросток буддизма, смесь с культом Шивы, который возник в условиях необходимости выживания буддистов в теистической среде - вот и произошла мимикрия с мутацией, причём такой кардинальной, что это теперь по сути шиваизм, а не буддизм.
Хотя это, как мне кажется, перспективное направление для России, где теизм занимает вторую позицию в рейтинге верований после великого богатства народных суеверий. То есть, полагаю, если окончательно очистить ати-йогизм от остатков буддизма и нарядить его в библейские одежды, то... очень даже ходовой продукт может получиться, не хуже агни-йоги.
Глупость, а скорее всего просто традиционное для тхеравадинов (особенно СНГшных) клеветничество на махаяну.
Просто вам не нравится это. Это вас возмущает. Нет невозмутимости в отношении этого.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы