Предшествующий момент восприятия связан последующим всё той же намарупой. Жажда (танха) - это карта, по которой различение вот этих пятен в отдалении (и сопутствующая ведана, и образ) движется (санскара) к следующему восприятию пятен (рупа) и осознаётся (виджняна).
С этим я, в общем, согласен. Динамика процесса такая. Или, как минимум, её можно так описать. Но я говорил сейчас о другом аспекте - о том, что происходит в один и тот же момент. О соотношении объекта с той самой читтой, которая его именно сейчас познаёт. _________________ Границы мира - это границы языка
№388060Добавлено: Ср 28 Фев 18, 16:52 (7 лет тому назад)
Ну а если на секунду отвлечься от персоны досточтимого Бодхи.
Что такого особенного в посмертной ниббане, чего вы не видели при жизни?
Ниббана - прекращение авидьи. Видели ли вы прекращение авидьи, друзья?
Прекращение авидьи означает прекращение виджняны...
Последний раз редактировалось: Svaha (Ср 28 Фев 18, 16:54), всего редактировалось 1 раз
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№388062Добавлено: Ср 28 Фев 18, 16:53 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Ответьте на четкий вопрос, четким ответом - в момент ощущения боли, когда есть читта и четасики [в том числе и ведана], есть знание что не-приятно или нет [и оно появиться только с последующей умственной рефлексией]?
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Ср 28 Фев 18, 16:54), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Дхарма пространство, не является ли ноуменом, так как и не воспринимается чувственно лишь умопостигаемо и не зависит от нашего восприятия ?
Не является. Дхарма пространство это феномен=опыт, а никакой вещи-в-себе (ноумена) опыт не требует. Любая дхарма это феномен, а не ноумен.
Дхарма пространство это ноумен, так как:
1) не воспринимается чувственно, а лишь умопостижимо.
2) не зависит от нашего восприятия.
Не ноумен: не требует внеопытной реальности.
но́умен (греч. νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно воспринимаемых феноменов; вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия
Дхарма пространство это ноумен, так как:
1) не воспринимается чувственно, а лишь умопостижимо.
2) не зависит от нашего восприятия
В цитате ноумен как вещь-в-себе (кантианский ноумен) - в нём обязательна внеопытная реальность. Дхармы это феномены, опыт - внеопытной реальности дхармы не требуют.
В цитате ничего не говорится о вещь-в-себе , а говорится - вещь как таковая, вне зависимости от нашего восприятия.
В цитате даны две характеристики ноумена. Даже при соответствие одной из них, нечто будет являться - ноуменом.
Дхарма пространство соответствует обоим:
1) не воспринимается чувственно, а лишь умопостижимо.
2) не зависит от нашего восприятия.
«Если бы они интерпретировались как явления, то это бы делалось при условии, что они являются феноменами без соответствующих ноуменов и без скрытого основания, поскольку они не являются манифестациями некоего таинственного метафизического субстрата, но процессом, происходящим в результате взаимодействия многообразных условий.» (Карунадаса)
«Дхаммы не являются ноуменами, скрывающимися за феноменами, как и не являются «вещами в себе» в противоположность «воспринимаемым проявлениям». Дхаммы - это фундаментальные компоненты существующей реальности. Дхаммы подразделяются на два широких класса: необусловленная дхамма, которой является исключительно Ниббāна, и обусловленные дхаммы, которыми являются мгновенные ментальные и материальные явления, составляющие процесс опыта.» (Бхикку Бодхи)
Дхарма пространство это дхарма (феномен, опыт) а не ноумен (внеопытная реальность, вещь-в-себе, метафизический субстрат).
И. Кант, «Критика чистого разума» т. 3. М., 1964, с. 309: «Понятие ноумена, т.е. вещи, которую следует мыслить не как предмет чувств, а как вещь в себе... не заключает в себе никакого противоречия».
Последний раз редактировалось: Евгений Бобр (Ср 28 Фев 18, 16:58), всего редактировалось 1 раз
Предшествующий момент восприятия связан последующим всё той же намарупой. Жажда (танха) - это карта, по которой различение вот этих пятен в отдалении (и сопутствующая ведана, и образ) движется (санскара) к следующему восприятию пятен (рупа) и осознаётся (виджняна).
С этим я, в общем, согласен. Динамика процесса такая. Или, как минимум, её можно так описать. Но я говорил сейчас о другом аспекте - о том, что происходит в один и тот же момент. О соотношении объекта с той самой читтой, которая его именно сейчас познаёт.
Читта не познаёт объект. Самджня - и есть объект. Бесконечные комбинации дхарм (пятен в примере) могут связаться в разные объекты. Жажда и задаёт то, как самджня фильтрует безграничные варианты опыта в восприятие конкретного объекта. Объекты воспринимаются благодаря тенденции их воспринимать, заданной жаждой.
Дхарма пространство это ноумен, так как:
1) не воспринимается чувственно, а лишь умопостижимо.
2) не зависит от нашего восприятия.
Вы подучитесь сначала.
Дхарма пространство, это не феномен, так как не познаётся чувствами.
Ноумен это вещь-в-себе.
Вещь-в-себе это то, что вне любого опыта - а не только вне чувственного восприятия.
( матчасть: Но́умен (от греч. νούμενον - имя), философское категория, означающая умопостигаемую сущность (в противоположность феномену, постигаемому чувствами) понятие введено Платоном)
Дхарма пространство, это не феномен, так как не познаётся чувствами.
Дхарма пространство, это ноумен, так как лишь умопостижимо.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№388073Добавлено: Ср 28 Фев 18, 17:09 (7 лет тому назад)
Тренер
Цитата:
Потому что я отчетливо вижу, что он не занимается поиском истины, как настоящий буддист. А он занимается карьеризмом. Таким образом, он стремится демонстрировать идеальную нравственность, хотя его чувства не всегда чисты, а касательно обсуждений, он специально не рассматривает полностью аргумент собеседника, а цитирует только удобные для себя моменты. Всю дискуссию подводит к собственной правоте. А там, где он не прав, он апеллирует тем, что якобы подразумевалось то же, что и собеседником.
empiriocritic_1900
Ответьте на четкий вопрос, четким ответом - в момент ощущения боли, когда есть читта и четасики [в том числе и ведана], есть знание что не-приятно или нет [и оно появиться только с последующей умственной рефлексией]?
Я уже сто раз ответил. Читта - это и есть это знание. Что Вам непонятно?
Но это не значит, что факт наличия этого знания, факт его появления, факт его связанности с тем или другим, в этот же самый момент является предметом рассмотрения. Допустим, возникла боль - и в этот момент есть ведана, есть сан'ня, есть читта, есть четана, есть манасикара, и т.д. А в следующий момент времени человек начинает исследовать эту боль, чтобы её точно локализовать. Он начинает искать, где именно она чувствуется, как она чувствуется, как она усиливается или ослабевает, и т.д. В этот момент его внимание обращается уже к соответствующим читтам и четасикам, делает их объектом, делает их предметом опыта. И в этом случае тоже будут читта и четасики, но уже по отношению к другому объекту - к читте и четасикам предшествующего момента. _________________ Границы мира - это границы языка
Предшествующий момент восприятия связан последующим всё той же намарупой. Жажда (танха) - это карта, по которой различение вот этих пятен в отдалении (и сопутствующая ведана, и образ) движется (санскара) к следующему восприятию пятен (рупа) и осознаётся (виджняна).
С этим я, в общем, согласен. Динамика процесса такая. Или, как минимум, её можно так описать. Но я говорил сейчас о другом аспекте - о том, что происходит в один и тот же момент. О соотношении объекта с той самой читтой, которая его именно сейчас познаёт.
Читта не познаёт объект. Самджня - и есть объект. Бесконечные комбинации дхарм (пятен в примере) могут связаться в разные объекты. Жажда и задаёт то, как самджня фильтрует безграничные варианты опыта в восприятие конкретного объекта. Объекты воспринимаются благодаря тенденции их воспринимать, заданной жаждой.
Самджня - это распознавание характеристик. А объект - это сами характеристики. ИМХО, не одно и то же. Я где-то уже приводил пример: можно с интервалом в несколько минут два раза посмотреть на один и тот же предмет. Во второй раз читта с четасиками будет уже новая (они каждое мгновение меняются), а характеристики будут во второй раз опознаны, как те же самые, что были восприняты в первый раз. _________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы