№377468Добавлено: Пн 29 Янв 18, 01:01 (7 лет тому назад)Зависимое возникновение Сознания.
Здравствуйте.
Вопрос дискуссионный.
Я по воззрениям принадлежу к традиции опирающейся на учение Суттанты. В Суттах Канона Будда провозглашает Зависимое Возникновение (Патичча-Самуппада) всех явлений. Их зависимое прекращение - это необусловленная дхамма-ниббана. Вот она НЕ возникает зависимо от условий... А остальные да.
Обычно наибольшее количество споров крутятся вокруг Сознания - его гипотетического сохранения в нирване (или прекращения). И это естественно. Ведь именно сознание больше всего отождествляется с Собой. Кто чувствует, кто переживает, живет, существует? - Я.
...Что обеспечивает все это? - сознание, ну конечно.
Примечательно, что о Рупе все забыли, тело и так никто по настоящему Собой не считает. Хотя и тело и сознание перечислены в одном ряду.
В виду этого предлагаю рассмотреть Сознание и то, что о нем учил Благословенный.
Согласно суттам, Будда говорит, что винньяна-кхандха включает все его формы - грубые, тонкие, высокие, низкие, говоря коротко: абсолютно все виды сознания.
Сознание возникает в зависимости от волевых формирователей (камма-санкхара).
Волевые формирователи бывают телесные, словесные, умственные. Или иначе: возникшие в зависимости от глаза, уха, носа, языка, тела, ума.
У волевого формирователя наличествует необходимое условие - неведение.
Если говорить шире, сюда входит весь комплекс загрязнений и искажений ума: неправильное направление внимания, пятна, огни, жажда, препятствия, наводнения, говоря кратко - Омраченность.
_________________________________
Мой вопрос состоит вот в чем:
Может ли быть создан волевой формирователь не на основе неведения (омрачений)? Если нет - аргументируйте.
Если да - аргументируйте вдвойне.
Еще раз прошу обратить внимание на посыл Будды: сознание подразумевается во всех его формах, будь то ясный свет или что-то более грубое. Сознание возникает в зависимости от условий.
Нет никакого основания считать, что в Патичча-Саммупаде не описываются какие-то отдельные формы сознания. Иначе это бы противоречило принципу Шуньяты: Сознание пустотно согласно учению Нагарджуны, - пустотно, так как возникает от причин и условий. А причинно-зависимость описывается всегда схемой Патичча-Самуппады.
Насколько я понимаю, большая колесницы не отказывается от классической схемы, а предлагает в рамках зависимого возникновения создать благой волевой формирователь - Бодхичитту. Причина которой уже не Авидья, а Праджня. Что в свою очередь ведет к перерождению бодхисаттвой, но без фактического ухода в безостаточную нирвану.
По этому думаю, буддисты ветви махаяны и ваджраяны смогут написать много интересных доводов в этой теме в подтверждение или опровержение позиции "волевой формирователь возникает только в зависимости омрачений". _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№377470Добавлено: Пн 29 Янв 18, 01:03 (7 лет тому назад)
Mindfulness
Надо бы сначала определится с термином - Сознание.
Ни в пали, ни в санскрите нет такого слова, с таким полем значения, как - сознание.
Хоть и используют его при переводах (
Насколько я понимаю, большая колесницы не отказывается от классической схемы, а предлагает в рамках зависимого возникновения создать благой волевой формирователь - Бодхичитту.
№377475Добавлено: Пн 29 Янв 18, 01:10 (7 лет тому назад)
Гвоздь,
Главное то, что виджняна служит основанием для возникновения Нама-Рупы.
А уже Нама восполняет то смысловое поле, которое несет в себе наше отечественное "Сознание".
Т.е. винньяна в данном случае главный гвоздь. Я так понял это чистая, до оценочная форма Осознавания (познания, переживания, опыта). Самое первое движение Сознания, из которого проистекает весь калейдоскоп ума.
Так что различие в конотатах слов "винньяна" и "сознание" - не проблема. Ведь винньяна - это потенциально и ведана, и саннья, и манасикара, и витака-вичара, so on _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Последний раз редактировалось: Mindfulness (Пн 29 Янв 18, 01:18), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Гвоздь
Насколько я понимаю, большая колесницы не отказывается от классической схемы, а предлагает в рамках зависимого возникновения создать благой волевой формирователь - Бодхичитту.
Неправильно понимаете.
Очень просто писать такие реплики. Но если Вы хотите, чтобы их воспринимали серьезно, попробуйте немножко подробнее аргументировать свои утверждения.
А другие участники подскажу: Вы правы или просто описываете сугубо свое личное понимание. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Гвоздь,
Главное то, что виджняна служит основанием для возникновения Нама-Рупы.
А уже Нама восполняет то смысловое поле, которое несет в себе наше отечественное "Сознание".
Т.е. винньяна в данном случае главный гвоздь. Я так понял это чистая, до оценочная форма Осознавания (познания, переживания, опыта). Самое первое движение Сознания, из которого проистекает весь калейдоскоп ума.
Так что различие в конотатах слов "винньяна" и "сознание" - не проблема.
В том и дело, что те индийские слова - не несут значений этих русских слов.
И даже когда обсуждаются буддийские классические индийские термины, обсуждаются не их значение, а значение русских слов.
№377486Добавлено: Пн 29 Янв 18, 01:38 (7 лет тому назад)
Выходит я по сути бодхичитту намерения назвал просто бодхичиттой, а бодхичитту постижения Праджной.
Суть дела это не меняет.
Последователи махаяны утверждают некий камма-формирователь созданый не омрачением а мудростью. _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Выходит я по сути бодхичитту намерения назвал просто бодхичиттой, а бодхичитту постижения Праджной.
Праджня - мудрость, с помощью которой постигается знание - джняна. Бодхичитта это неотъемлемая составляющая джняны, в более узком контексте, можно сказать, она ею и является.
Mindfulness
У Будд и архатов есть сознание. Будды и архаты пребывают в неведении?
Нет _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
№377499Добавлено: Пн 29 Янв 18, 02:11 (7 лет тому назад)
Арахант перед просветлением родился. Рождение обусловленно неведением. Арахант пребывает в неведении потому-что он родился? _________________ "жизнь очень коротка и время смерти совершенно неопределенно. Поле знания очень обширно. Но лучше всего – ухватить его сущность и созерцать"
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы