№387413Добавлено: Вт 27 Фев 18, 12:37 (7 лет тому назад)
Как может быть нирвана достоверной реальностью после смерти арханта? Так же, как она реальна при жизни арханта. Прекращение неведения. Только этерналистические представления о том, что архант как существо при жизни своей наблюдает, а после смерти наблюдать некому - препятствие.
Мне кажется, Вы не понимаете, что именно Вы процитировали. Дост. Бхиккху Бодхи пишет, что его интерпретация, его желание - чтобы в Ниббане был какой-то опыт.
как после смерти араханта ниббана может быть достоверным нечто ... как «окончательное блаженство» Будда должен был достоверно, напрямую знать то состояние, что ждёт после распада кхандх - и Бхикку Бодхи это признаёт. Уничтожение любого опыта он отвергает: "Это их точка зрения, а не моя."
Будда должен был знать и т.д. - это уже какие-то Ваши фантазии. А Бхиккху Бодхи пишет просто - дескать, не хочу, чтобы было полное прекращение, это же как у материалистов получается.
Хочет - это уже какие-то Ваши фантазии.
А Бхиккху Бодхи пишет просто: "Это их точка зрения, а не моя."
Если Вам не нравится слово "хочет", можно сказать "имеет точку зрения". Суть дела не меняется. Он сам признаёт, что у него, с этой его точкой зрения, концы с концами не сходятся. _________________ Границы мира - это границы языка
У Асанги тоже были трудности, пока он откровение от Майтрейи не получил.
Ну вот. Замените Майтрею. Просветите несчастного Бхиккху Бодхи. А то он не знаком с палийскими текстами, не знает, что в них "нормативно", а что нет, и думает, что не бывает опыта ("достоверного нечто", "достоверной данности", "Ниббаны как состояния") без вин'няны. А тут Вы появитесь и - о, чудо - откроете ему глаза! Объясните, что на самом деле все идеи, из-за которых у дост. Бхиккху Бодхи трудности, придумал Махаси Саядо _________________ Границы мира - это границы языка
И трудность, которую он сам для себя разрешить не может, заключается в том, что не бывает опыта без вин'няны (и он это прекрасно знает), и что после смерти араханта нет вин'няны - что он тоже прекрасно знает.
Он прекрасно знает, что дхаммы это опыт, а позитивно описать опыт вне винняны трудно.
У Асанги тоже были трудности, пока он откровение от Майтрейи не получил.
Ну вот. Замените Майтрею. Просветите несчастного Бхиккху Бодхи. А то он не знаком с палийскими текстами, не знает, что в них "нормативно", а что нет, и думает, что не бывает опыта ("достоверного нечто", "достоверной данности", "Ниббаны как состояния") без вин'няны. А тут Вы появитесь и - о, чудо - откроете ему глаза! Объясните, что на самом деле все идеи, из-за которых у дост. Бхиккху Бодхи трудности, придумал Махаси Саядо
Нормативно то, что все дхаммы это опыт, и нет среди дхамм ноуменов, типа Ниргуна Брахмана.
«Дхаммы не являются ноуменами, скрывающимися за феноменами ... Дхаммы подразделяются на два широких класса: необусловленная дхамма ... и обусловленные дхаммы ... составляющие процесс опыта.» (Бхикку Бодхи)
Кто до Махаси Саядо - политического союзника У Ну - учил об уничтожении всякого опыта в конечной ниббане? Об этом нет никакой информации. Видимо, это вероучение создал лично Махаси Саядо. Вне Бирмы и бирманского влияния эти идеи, похоже, не представлены.
Если Вам когда-нибудь в голову придёт странная мысль: не шарлатанством заниматься, а ознакомиться с вопросом - откройте Абхидхамму. Хотя бы Дхаммасангани (Вибхангу, Паттхану и др., так и быть, можете не открывать). Посмотрите, какие феномены там описываются, и как. Тогда Вы, может быть, поймёте, что может называться "опытом", когда он возникает, когда прекращается. И перестанете строить абсурдные теории.
Процитируйте, где там говорится об отсутствии дхамм в конечной ниббане.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№387438Добавлено: Вт 27 Фев 18, 13:14 (7 лет тому назад)
Цитата:
характеристики, отличающие одно от другого
Дхаммы это не характеристики отличающие одно от другого - это признаки отличающиеся друг от друга, обладающие сва-лакшаной.
Цитата:
Если что-то не распознано как красное или зеленое
Вот у вас и получается что нейтральное "что-то" превращается в дхамму "красное" или "зеленое". Где этой нейтрально было до этого у вас - тоже вопрос. Видимо вне опыта.
Цитата:
это характеристики, воспринимаемые в опыте
Красное и зеленое это зрительные ощущения - это и есть опыт, дхаммы. И они уже даны как два разных признака - красное и зеленое. Это свойство и смысл понятия "дхамма".
Цитата:
Вновь повторю
Сання всегда возникает с любой из шести виджнян, виджняна кхандхи.
Цитата:
А у Вас получается, что сан'ня узнаёт зарубку, как-то сделанную до неё
Не знаю с чего вы это придумали. Вы постоянно придумывайте нам интерпретации, которых мы не писали.
Последний раз редактировалось: Adzamaro (Вт 27 Фев 18, 13:22), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
№387441Добавлено: Вт 27 Фев 18, 13:18 (7 лет тому назад)
Кстати в свете слов Алмазной сутры: "Если, Субхути, бодхисаттва прибегает к понятию "существо", то его нельзя называть бодхисаттвой", понятны и слова шестого чаньского патриарха Хуэйнэна, когда он говорил, что живые существа, которых нужно спасти, это полный ложных взглядов омраченный ум. Бодхисаттвы не мыслят понятиями: "существо", "существование", а так-же в плане противоположного: несуществование. Они мыслят категориями дхарм. А отсюда, следует что для буддизма сами понятия: существование и несуществование - неверны.
Последний раз редактировалось: Nima (Вт 27 Фев 18, 13:30), всего редактировалось 2 раз(а)
Дхаммы это не характеристики отличающие одно от другого - это признаки отличающиеся друг от друга, обладающие сва-лакшаной.
Цитата:
Если что-то не распознано как красное или зеленое
Вот у вас и получается что нейтральное "что-то" превращается в дхамму "красное" или "зеленое". Где этой нейтрально было до этого у вас - тоже вопрос. Видимо вне опыта.
Красное и зеленое это зрительные ощущения - это и есть опыт, дхаммы. И они уже даны как два разных признака - красное и зеленое. Это свойство и смысл понятия "дхамма".
Я ничего не говорю ни о каком "нейтральном", что затем "превращается" в дхамму красное или зеленое. То, что не распознано, то и не дхамма, о том и говорить невозможно, и даже невозможно знать, есть оно или нет. А вот у Вас опять получается удвоение. Что-де есть некая дхамма, у которой есть сва-лакшана. Но, разумеется, это искажение сути дела. Дхамма - это и есть сва-лакшана, никакой дхаммы, отдельной от её сва-лакшаны, не существует. Но никакая сва-лакшана не дана в качестве таковой, если она не распознана. _________________ Границы мира - это границы языка
И трудность, которую он сам для себя разрешить не может, заключается в том, что не бывает опыта без вин'няны (и он это прекрасно знает), и что после смерти араханта нет вин'няны - что он тоже прекрасно знает.
Он прекрасно знает, что дхаммы это опыт, а позитивно описать опыт вне винняны трудно.
Передергиваете. Он не о том говорит, что это-де трудно описать, а что непонятно, как это может быть. "...трудность заключается в том как после смерти араханта ниббана может быть достоверным нечто (достоверной данностью, достоверной гранью, достоверным состоянием — как бы ни называть ее), описываемым как «окончательное блаженство» и прочее — и все же не равным винньяне. _________________ Границы мира - это границы языка
Сами размышления об опыте - профанация Дхармы. Это этернализм, полагать три данности: познаваемого, познающего и познавания. Эти три возникают как спарша. Их условие: виджняна, намарупа и шадаятана.
Тхеравадинскую Ниббану дхаммой не считаете?
С махаянским учением о недвойственном, прямом познании не знакомы?
Да, есть такая дхамма - ниббана. Дхамма - значит распознаваемое. различимое. Ниббана различима. Это прекращение стардания.
Недвойственное, прямое познание - это праджня, и это не только махаянское учение, ничем это от палийского канона не отличается.
Просто Вы зацепились за слово "опыт", вместо того, чтобы использовать прямую терминологию Будды.
Ну и, вероятно, Вы думаете, что недвойственное, прямое познание - это что-то особенное, чем Вы не пользуетесь каждый миг жизни. И это не так. Прямое недвойственное познание - это просто распознавание качеств (праджняпарамита, четвертая основа памятования). Вы прямо видите отличие темных букв на светлом фоне. Недвойственнее и прямее ничего не нужно. Именно так и нужно рассматривать качества ума. Никаким другим способом, неизвестным, мистическим или фантастическим это не делается. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Приверженцы идеи «угасания» говорят, что все чувства есть дуккха (такое утверждение можно обнаружить в нескольких местах Палийских сутт), остановку всех чувств можно назвать сукха — просто в том смысле, что это полное прекращение дуккхи. И нет необходимости предполагать некое запредельное блаженство, чтобы оправдать заявление «ничего не чувствуется — блаженство есть». И опять же, мне кажется странным представлять полное ничто как вершинную цель Дхаммы Будды, но это их точка зрения. Мне кажется, что это в точности подтверждает христианскую критику буддизма в XIX веке, когда буддизм понимали «религией, принимающей за окончательную цель полное ничто», что обратно христианству, где цель — вечная жизнь после смерти в единстве с Творцом.
Один монах, придерживающийся этой точки зрения, говорил мне несколько лет назад, что он рассматривает такие изречения, как «ниббана блаженная, мирная, процветающая» и прочее как нечто, подразумевающее в основном переживание текущей жизни живущего араханта. По отношению к анупадишеше-ниббане он принимает такие утверждения «всерьез»: только полное прекращение переживания есть окончательное блаженство, конечное освобождение от дуккхи. Он понимал утверждение о ниббане как о «нерожденной... необусловленной» так же, как и то, что ниббана есть «конец рождения, конец становления, конец обусловленности» — и ничего более. Но, как я говорил, мне видится, что такие утверждения относятся к действительности, к состоянию, что истинно «блаженное, мирное, процветающее». Если бы это были лишь метафоры полного угасания, это означало бы лишь мрачный конец всего пути духовного развития...
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№387450Добавлено: Вт 27 Фев 18, 13:25 (7 лет тому назад)
empiriocritic_1900
Цитата:
Что-де есть некая дхамма, у которой есть сва-лакшана. Но, разумеется, это искажение сути дела. Дхамма - это и есть сва-лакшана, никакой дхаммы, отдельной от её сва-лакшаны, не существует. Но никакая сва-лакшана не дана в качестве таковой, если она не распознана.
Это стандартный оборот буддийских текстов "дхамма обладает сва-лакшаной". Разумеется дхамма это и есть отличающийся признак. Только его не надо распознавать.
Зарегистрирован: 11.12.2013 Суждений: 1767 Откуда: Москва
№387453Добавлено: Вт 27 Фев 18, 13:29 (7 лет тому назад)
Цитата:
Но, как я говорил, мне видится, что такие утверждения относятся к действительности, к состоянию, что истинно «блаженное, мирное, процветающее». Если бы это были лишь метафоры полного угасания, это означало бы лишь мрачный конец всего пути духовного развития...
Вот уже в который раз приведенное подтверждение, что Бхиккху Бодхи считает как и мы ниббану опытным состоянием.
№387464Добавлено: Вт 27 Фев 18, 13:42 (7 лет тому назад)
Евгений Бобр
А вообще Вы очень правильно сделали, что дали ссылку на беседу Уоллеса и Бхиккху Бодхи. Она, в сущности, закрывает тему и с Вашими интерпретациями, и с аналогичными интерпретациями Адзамаро. На всём протяжении разговора Уоллес пытает Бхиккху Бодхи - ну должен же быть некий опыт в Ниббане. Иначе же это нигилизм, бессмыслица, материализм, и всякие прочие разные ругательные слова?!
И Бхиккху Бодхи - сам от себя - с этим соглашается. Да, должна бы Ниббана переживаться и после смерти араханта. А иначе получается, что всё "духовное развитие" - коту под хвост. Нехорошо как-то. Но ... только вот никаких подтверждений этому в ПК, без больших натяжек (да и с натяжками будут две с половиной цитаты), найти нельзя.
Вот, самая, ИМХО, вкусная часть этого диалога (цитирую, ничего не выпуская внутри, чтобы наверняка сохранить контекст):
"Ален У.: Я согласен, что ниббана не есть винньяна, но освобождение должно повлечь винньяну ниббаны; и важный вопрос заключается вот в чем: со смертью араханта, когда обусловленное сознание прекращается, ниббана не прекращается; и, если ниббана не подразумевает устранения, тогда осознавание ниббаны должно продолжаться, — не с обусловленной винньяной, но с необусловленной гранью винньяны — по-видимому, «единой, безмерной и всеозаренной». Как ниббана не рождена и не прекращается, ее сознание, что следует за смертью араханта, также не должно рождаться и прекращаться.
Биккху Б.: Это здравое умозаключение, но я не нашел ни одного отрывка в текстах, которые употребляли бы слово «винньяна» (или родственные ему) так, что это подтверждало бы «необусловленную грань винньяны». Так как стих появляется во всем Палийском каноне лишь однажды — с выдержкой половины стиха в ином тексте (в Маджхима-никае, 49), и поскольку больше нигде не уточняется, такое толкование этого стиха — всего лишь догадка. Мое предположение, что это «единое, безмерное, всеозаренное сознание» и есть сознание араханта, когда он входит в особое самадхи, где он напрямую переживает ниббану со всей отчетливостью. Это особое самадхи косвенным образом подразумевается в нескольких местах никай. Скажем, несколько сутт в последних книгах Ангуттары-никаи, 10:6 (с вариациями в 10:7) и 11:7,8.9 говорят о монахе, предавшемся созерцательному состоянию, где он не познает никаких явлений мира. И, как там говорится, он медитирует на ниббану как на «успокоение всех обусловленностей» и так далее. В толкованиях это состояние называется созерцательным вкушением плода состояния араханта (пали арахаттапхаласамапатти).
Ален У.: Бесспорно, это оправданное толкование, но правдоподобно ли то, что оно относится к сознанию прямого переживания арахантом ниббаны с полной отчетливостью, пусть и посмертно?
Биккху Б.: Нет, ибо ясно, что эти тексты описывают живущего араханта. На самом деле, они подразумевают даже не араханта, а лишь монаха (пали бхиккху), а это может поддержать мнение толкований, что вкусившие плода малых высот (пали секха) также могут предаться этому самадхи. Если сравнивать эти описания с теми, что приведены в Кеваддха-сутте, можно убедиться, что они довольно близки. Оба описания говорят не о сознании, сопряженном с четырьмя материальными стихиями (ибо это не джняна, основанная на материальных касинах), и не о том сознании, в котором есть любые иные привычные свойства намы и рупы — «зримое, слышимое, ощущаемое и познаваемое». И все же говорится, что есть воспринимающий, а значит, это не «прекращение восприятия или чувства» (пали саннъяведаитанироддха) — возвышенное созерцательное состояние, где нет восприятия. То, на что медитируют, согласно сутте, — это ниббана. Так что это созерцательное самадхи с ниббаной как с определенной областью, но это не есть сама ниббана.
Ален У.: Согласен.
Биккху Б.: Тогда трудность заключается в том, как после смерти араханта ниббана может быть достоверным нечто (достоверной данностью, достоверной гранью, достоверным состоянием — как бы ни называть ее), описываемым как «окончательное блаженство» и прочее — и все же не равным винньяне. Некоторые современные толкователи, среди которых и известные западные бхиккху, придерживаются мнения, что, поскольку ниббана не есть состояние сознания, смерть араханта равносильна полному угасанию. Это не устранение, поскольку об устранении (палиуччеда) в текстах всегда говорится как об «устранении живущего создания» (пали сато саттасса уччеда) и не бывает «живущего создания», что умирает по достижении окончательной ниббаны, а бывает лишь прекращение потока пяти совокупностей. Для таких толкователей все разговоры о ниббане как о «необусловленной, бессмертной, нерожденной» и прочее — это беседы, подлежащие разъяснению (пали неяттха, санскр. неяртха). С их точки зрения, понятия на самом деле означают просто конец обусловленного, конец рождения, конец смерти и прочего.
Ален У.: Мне это впрямую напоминает нигилистское толкование самости и ниббаны. Это подразумевает, что мы не существуем вовсе, и что вселенная есть сущая бессмыслица, а вершина пути — со смертью араханта — есть полное прекращение всего переживания: вселенная прекращает существование, и относительно собственной непрерывности сознания этот непрерывный поток прекращается. Не говорил ли Будда, что он не заявляет, что самость абсолютно есть или что ее абсолютно нет? И не говорил ли он, что влечение к небытию — такое же препятствие, как и желание быть? Таким образом, если приравнивать вершину пути, возникающую со смертью араханта, к небытию, тогда налицо крайность нигилизма.
Биккху Б.: Это их точка зрения, а не моя. Они бы сказали, учение устранения — то, в котором есть материальная самость, исчезающая со смертью, но с «правильным взглядом» можно увидеть, что прекращается лишь весь свод совокупностей, лишенных самости, и вне этого ничего нет. Для них ниббана — полное угасание. Мне кажется, что рассматривать то, что случается с арахантом во время смерти с этой позиции — в точности то же самое, что понимать происходящее со всяким живым во время смерти с позиции философского материализма. Единственная разница состоит в том, что буддисты говорят о перерождении не-арахантов, а материалисты заявляют о «конечной ниббане» для всех.
Мое понимание отличается от этих толкований, которые придерживаются мнения, что ниббана — это окончательная действительность, не в субстанционалистском смысле, который опровергали последователи Мадхьямаки, а как указание на нечто, что не есть лишь угасание примесей в живущем араханте или полное прекращение пяти совокупностей посмертно. Я понимаю термины «нерожденный, бессмертный» и прочие как соотносимые с действительностью, а не просто как метафоры абсолютного угасания. Трудность в том, как совместить эту окончательную действительность ниббаны, понимаемую как состояние, что (пусть и посмертно) «мирное, блаженное, процветающее» и прочее, при этом отрицая, что сознание и ум присутствуют. Это трудность, которую я не разрешил.
Ален У.: Я искренне согласен с вашей точкой зрения, что ниббана есть «мирное, блаженное, процветающее» и прочее, но эти прилагательные бессмысленны, если эти свойства нечем осознать. И потому логично заключить, что нет ниббаны без осознания ее, а из этого следует, что с прекращением обусловленного сознания араханта, пока он еще жив, должна быть иная грань сознания ниббаны, которая не рождается и не прекращается, как и сама ниббана, и сохраняется даже после смерти араханта.
Биккху Б.: Решение, предложенное некоторыми ветвями мысли Махаяны, — природа будды, или татхагатагарбха, и их продолжение в Махамудре и Дзокчен, — подошли бы в таких рамках, но было бы натяжкой искать поддержку им в ранних беседах (будь то палийские никаи или иные дошедшие до нас собрания").
_________________ Границы мира - это границы языка
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы