Не понимаю почему вы смешиваете тему есть ли переживание ниббаны без остатка, и неутвеждённые вопросы о существовании\не существовании арахата. Это же совершенно две разные темы.
Это одна и та же тема. Если нет опыта ниббаны без остатка, то Учитель безусловно уничтожен своей смертью.
№387038Добавлено: Пн 26 Фев 18, 14:46 (7 лет тому назад)
Я знаю, как этот вопрос "решается" в бирманской философии. Странные рассуждения о том, что уничтожается-де лишь атта, а если нет атта, то нечему и уничтожится, подобны рассуждениям о том, что умирает-де лишь Смертный Розовый Единорог, и если нет Смертного Розового Единорога, то никто и никогда не умирал.
Уничтожение любого опыта - вещь конкретная. Именно такое уничтожение в бирманской философии и постулируется: при жизни Араханта опыт есть, а после смерти Араханта того, что было, уже нет: то есть, любой возможный опыт уничтожен.
Безопытных Учителей (если не называть Учителями камни, книги и компьютеры) не существует, а то, что именуется Арахантом, то Учитель. Уничтожение всякого опыта есть уничтожение Араханта после смерти.
№387042Добавлено: Пн 26 Фев 18, 14:55 (7 лет тому назад)
То сознание, посредством которого кто-либо, описывая Татхагату, мог бы описать его – было отброшено Татхагатой, срублено под корень, сделано подобным обрубку пальмы, уничтожено, так что более не может возникнуть в будущем.Татхагата, Великий царь, освобождён от определения в рамках сознания. Он глубок, безмерен, неизмерим, как океан. [Утверждение] «Татхагата существует после смерти» неуместно; «Татхагата не существует после смерти» неуместно; «Татхагата и существует и не существует после смерти» неуместно; «Татхагата ни существует, ни не существует после смерти» неуместно».
СН 44.1
«Считаешь ли ты Татхагатой сознание?»
«Нет, Учитель».
Считаешь ли ты, что Татхагата находится в сознании?... Где-либо ещё, помимо сознания?»
«Нет, Учитель».
СН 44.2