Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О "духовных переживаниях" и Ниббане

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

386096СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 11:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

[quote=empiriocritic_1900#385910][quote=Рената Скот#385842][quote=empiriocritic_1900#385829][quote=Рената Скот#385827]
empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
... так или иначе связанный с пятью кхандхами. Джхановый опыт вполне себе опровергает данное утверждение, а в джханах можно уловить вкус ниббаны.

Прижизненный опыт Ниббаны - это опыт свободы от страсти, злобы и неведения, свободы от возникновения новых санкхар.
И только?
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

386103СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 11:56 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:


К тому же вы все время говорили ровно обратное, что в окончательной ниббане нет никакого опыта, а в соседней теме писали что "полный покой не совместим ни с каким опытом". И тут вдруг "я не делаю выбора" В дхьяне


Разумеется, в посмертной Ниббане ничего подобного нет. Значит, там нет того, что можно понятным, осмысленным образом назвать "опытом". А что там есть? Ну вот нечто, о чём ничего сказать невозможно. Или ничто. Как провести различие между чем-то, о чём ничего нельзя сказать, и ничем? Никак. Людям это невозможно. Если Вы хотите называть "опытом" вот это бесструктурное неизвестно что - так пожалуйста. Но нужно пояснять, о чём именно идёт речь.
Почему вы разделяете посмертную ниббану и ниббану? Та ниббана, в которую вошел царевич под деревом Бодхи, став Буддой, ничем не отличается от той, в которую Будда ушел в 80 лет. И вот именно о той ниббане в которой он много лет пребывал, он нам и рассказывал, стараясь как-то подстроиться под наше разумение (как это делает всякий хороший учитель). Т.е. у учителя есть некий опыт, он пытается передать его студентам.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Zyxel
Гость


Откуда: Gentofte


386120СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:16 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
1. Ну Вы можете этот свой фрукт повторить ещё хоть тысячу раз.  Когда испытывается вкус фрукта, есть читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д.
можно вопрос. а вы вот эту хрень... - читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д. в самим себе нашли? особенно элемент.. и т.д.

Цитата:
Так что "опыт в Ниббане"  именно помыслить нельзя.
тоисть вы БЫЛИ в ниббане, пытались там чегото помыслить, и у вас ничего не получилось.
так?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

386123СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:23 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:


К тому же вы все время говорили ровно обратное, что в окончательной ниббане нет никакого опыта, а в соседней теме писали что "полный покой не совместим ни с каким опытом". И тут вдруг "я не делаю выбора" В дхьяне


Разумеется, в посмертной Ниббане ничего подобного нет. Значит, там нет того, что можно понятным, осмысленным образом назвать "опытом". А что там есть? Ну вот нечто, о чём ничего сказать невозможно. Или ничто. Как провести различие между чем-то, о чём ничего нельзя сказать, и ничем? Никак. Людям это невозможно. Если Вы хотите называть "опытом" вот это бесструктурное неизвестно что - так пожалуйста. Но нужно пояснять, о чём именно идёт речь.
Почему вы разделяете посмертную ниббану и ниббану? Та ниббана, в которую вошел царевич под деревом Бодхи, став Буддой, ничем не отличается от той, в которую Будда ушел в 80 лет. И вот именно о той ниббане в которой он много лет пребывал, он нам и рассказывал, стараясь как-то подстроиться под наше разумение (как это делает всякий хороший учитель). Т.е. у учителя есть некий опыт, он пытается передать его студентам.

Я-то как раз всё время утверждаю, что прижизненная Ниббана от посмертной Ниббаны принципиально ничем не отличается. Она заключается в свободе от жажды, в свободе от страсти, злобы, невежества - и, соответственно, в свободе от порождения новых санкхар. У араханта в промежутке между Пробуждением/Постижением и смертью пять кхандх есть - но санкхары не возникают. И он (поскольку кхандхи есть) отсутствие санкхар видит и может о нём рассказать. В момент смерти кхандхи распадаются, но производство санкхар не возобновляется - и именно в этом, главном вопросе, посмертная Ниббана не отличается от прижизненной.

Но есть и различия. При жизни есть пять кхандх, и есть опыт. При этом опытом я, разумеется, называю не неизвестно что, а конкретную структуру любых моментов сознания, чётко описанную в Абхидхамме. Опыт - это то, что переживается, в течение какого-то времени, что распознаётся, что познаётся. Всякий опыт, о котором можно понятным образом говорить среди людей,  всегда может быть аналитически разложен на эти компоненты - переживание, распознавание, познание, познаваемые характеристики, внимание, обращенное именно на эти характеристики, интенция, направляющая внимание именно на эти характеристики, сосредоточенность, удерживающая внимание на этих характеристиках в течение того времени, пока они переживаются. Как описать то, что остаётся после распада пяти кхандх? Нам не известно, а Будда на такие вопросы отказывался отвечать.

В связи с распадом пяти кхандх, опыта в этом смысле слова в посмертной Ниббане, разумеется, быть не может. А что может? Неизвестно что. Будда отказывался отвечать на вопросы, что остаётся, когда пять кхандх араханта распадаются, и объяснял, что это не играет роли с точки зрения того, чему он учит - то есть, прекращения страданий (см., например, MN63, MN72, SN22.86). А почему это неважно с точки зрения прекращения страданий? А это Будда как раз объясняет в сутте MN1, о которой речь в первом посте этой темы - потому, что арахант не испытывает страсти ни к каким пребываниям, сколь угодно возвышенным, в том числе и к пребыванию в Ниббане. То есть, когда достигнуто, здесь и сейчас, в этой жизни, прекращение жажды - араханта перестают интересовать вопросы, будет после смерти опыт, или не будет.

А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА, Анабхогин, Zyxel, Lamer, Рената Скот, empiriocritic_1900, Евгений Бобр
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

386126СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Zyxel пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
1. Ну Вы можете этот свой фрукт повторить ещё хоть тысячу раз.  Когда испытывается вкус фрукта, есть читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д.
можно вопрос. а вы вот эту хрень... - читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д. в самим себе нашли? особенно элемент.. и т.д.


Да, разумеется, нашёл. Если бы не нашёл, не говорил. И Вы найдёте, если понаблюдаете за ментальными феноменами - это не сложно Smile

Что это такое, простым языком излагаю здесь: https://dharma.org.ru/board/post386035.html#386035 А на следующей странице уже просто повторяю кратко, не давая расшифровки терминов, потому что собеседники-то, в общем, в теме.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Zyxel
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

386127СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:28 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.
Чисто логически это тоже слабый аргумент. Где гарантия, что свобода от жажды в течении 50-ти лет вечна и что на 51 год жажда не возникнет вновь? Все это, на мой взгляд, вопрос самоочевидности нечто в опыте переживающего и объект веры для тех кто еще этого опыта не имел.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Анабхогин
Гость





386129СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:31 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:


К тому же вы все время говорили ровно обратное, что в окончательной ниббане нет никакого опыта, а в соседней теме писали что "полный покой не совместим ни с каким опытом". И тут вдруг "я не делаю выбора" В дхьяне


Разумеется, в посмертной Ниббане ничего подобного нет. Значит, там нет того, что можно понятным, осмысленным образом назвать "опытом". А что там есть? Ну вот нечто, о чём ничего сказать невозможно. Или ничто. Как провести различие между чем-то, о чём ничего нельзя сказать, и ничем? Никак. Людям это невозможно. Если Вы хотите называть "опытом" вот это бесструктурное неизвестно что - так пожалуйста. Но нужно пояснять, о чём именно идёт речь.
Почему вы разделяете посмертную ниббану и ниббану? Та ниббана, в которую вошел царевич под деревом Бодхи, став Буддой, ничем не отличается от той, в которую Будда ушел в 80 лет. И вот именно о той ниббане в которой он много лет пребывал, он нам и рассказывал, стараясь как-то подстроиться под наше разумение (как это делает всякий хороший учитель). Т.е. у учителя есть некий опыт, он пытается передать его студентам.

Я-то как раз всё время утверждаю, что прижизненная Ниббана от посмертной Ниббаны принципиально ничем не отличается. Она заключается в свободе от жажды, в свободе от страсти, злобы, невежества - и, соответственно, в свободе от порождения новых санкхар. У араханта в промежутке между Пробуждением/Постижением и смертью пять кхандх есть - но санкхары не возникают. И он (поскольку кхандхи есть) отсутствие санкхар видит и может о нём рассказать. В момент смерти кхандхи распадаются, но производство санкхар не возобновляется - и именно в этом, главном вопросе, посмертная Ниббана не отличается от прижизненной.

Но есть и различия. При жизни есть пять кхандх, и есть опыт. При этом опытом я, разумеется, называю не неизвестно что, а конкретную структуру любых моментов сознания, чётко описанную в Абхидхамме. Опыт - это то, что переживается, в течение какого-то времени, что распознаётся, что познаётся. Всякий опыт, о котором можно понятным образом говорить среди людей,  всегда может быть аналитически разложен на эти компоненты - переживание, распознавание, познание, познаваемые характеристики, внимание, обращенное именно на эти характеристики, интенция, направляющая внимание именно на эти характеристики, сосредоточенность, удерживающая внимание на этих характеристиках в течение того времени, пока они переживаются. Как описать то, что остаётся после распада пяти кхандх? Нам не известно, а Будда на такие вопросы отказывался отвечать.

В связи с распадом пяти кхандх, опыта в этом смысле слова в посмертной Ниббане, разумеется, быть не может. А что может? Неизвестно что. Будда отказывался отвечать на вопросы, что остаётся, когда пять кхандх араханта распадаются, и объяснял, что это не играет роли с точки зрения того, чему он учит - то есть, прекращения страданий (см., например, MN63, MN72, SN22.86). А почему это неважно с точки зрения прекращения страданий? А это Будда как раз объясняет в сутте MN1, о которой речь в первом посте этой темы - потому, что арахант не испытывает страсти ни к каким пребываниям, сколь угодно возвышенным, в том числе и к пребыванию в Ниббане. То есть, когда достигнуто, здесь и сейчас, в этой жизни, прекращение жажды - араханта перестают интересовать вопросы, будет после смерти опыт, или не будет.

А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.

Панчаскандха без самскар? Всё немного иначе: панчаскандха в результате практики (шаматхи) как бы тает. И окончательная нирвана подразумевает завершение этого таяния,  полное исчезновение панчаскандхи.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Zyxel
Гость





386131СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:33 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.
[b]а если[/b] последовать наставлениям Будды, то можно достичь нирваны.
и в дальнейшем не жевать бесконечно безвкусную безрезультатную жвачку о нирване, слепленую из букв взятых из книг.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

386137СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:37 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.
Чисто логически это тоже слабый аргумент. Где гарантия, что свобода от жажды в течении 50-ти лет вечна и что на 51 год жажда не возникнет вновь? Все это, на мой взгляд, вопрос самоочевидности нечто в опыте переживающего и объект веры для тех кто еще этого опыта не имел.

Этот вопрос задаёт жажда. Отсутствие жажды такими вопросами не задаётся, потому что как может отсутствие задаваться вопросами Smile

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: СлаваА
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Zyxel
Гость





386140СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:38 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Zyxel пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
1. Ну Вы можете этот свой фрукт повторить ещё хоть тысячу раз.  Когда испытывается вкус фрукта, есть читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д.
можно вопрос. а вы вот эту хрень... - читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д. в самим себе нашли? особенно элемент.. и т.д.


Да, разумеется, нашёл. Если бы не нашёл, не говорил. И Вы найдёте, если понаблюдаете за ментальными феноменами - это не сложно Smile .
о, зачетно. а Нирвану?
не? никак? то НАКОЙЛЯД этот мусор умственный нужон?
учение будды - это Путь к Нирване. это путь очищения ума. а не поиски той хренотени которую вы искали и нашли.


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Lamer
Гость





386145СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:41 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:


Я-то как раз всё время утверждаю, что прижизненная Ниббана от посмертной Ниббаны принципиально ничем не отличается. Она заключается в свободе от жажды, в свободе от страсти, злобы, невежества - и, соответственно, в свободе от порождения новых санкхар. У араханта в промежутке между Пробуждением/Постижением и смертью пять кхандх есть - но санкхары не возникают. И он (поскольку кхандхи есть) отсутствие санкхар видит и может о нём рассказать. В момент смерти кхандхи распадаются, но производство санкхар не возобновляется - и именно в этом, главном вопросе, посмертная Ниббана не отличается от прижизненной.
Какая наглая самоуверенность. Не ознакомившись ни с одним из  видов Нирван - давать свои умозаключения по их поводу, хехе.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

386148СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:42 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:


Панчаскандха без самскар? Всё немного иначе: панчаскандха в результате практики (шаматхи) как бы тает. И окончательная нирвана подразумевает завершение этого таяния,  полное исчезновение панчаскандхи.

Без возникновения новых санкхар. А ранее возникшие санкхары некоторое остаточное действие продолжают в течение жизни араханта. Но так, как говорите Вы, пожалуй, тоже сказать можно - с рядом оговорок. Например, развитие шаматхи (успокоения ума) не даст результата одно, само по себе, без развития випашьяны (прозрения действительности - оно же праджня, мудрость). Но это я, естественно, говорю, как оно в палийском буддизме. В Ньингме может быть, что у этих терминов какое-то другое значение.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Анабхогин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
СлаваА



Зарегистрирован: 31.10.2017
Суждений: 17830
Откуда: Москва

386149СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
СлаваА пишет:
empiriocritic_1900 пишет:

А если бы Ниббана была не прекращением жажды, не свободой от жажды, а каким-то "позитивным" пребыванием, каким-то переживанием, то как бы Будда мог, не пробыв в нём вечно, гарантировать, что это вечное пребывание, вечное переживание? Никак бы не мог.
Чисто логически это тоже слабый аргумент. Где гарантия, что свобода от жажды в течении 50-ти лет вечна и что на 51 год жажда не возникнет вновь? Все это, на мой взгляд, вопрос самоочевидности нечто в опыте переживающего и объект веры для тех кто еще этого опыта не имел.

Этот вопрос задаёт жажда. Отсутствие жажды такими вопросами не задаётся, потому что как может отсутствие задаваться вопросами Smile
Я к тому, что нет большой разницы с точки зрения логики негативно описывать или позитивно вечность Ниббаны. То есть логических преимуществ для интеллекта Ваша позиция не имеет перед позицией Адзамаро или Германна, или моей.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ёжик
заблокирован


Зарегистрирован: 08.03.2014
Суждений: 16142

386150СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:44 (7 лет тому назад)    Re: О "духовных переживаниях" и Ниббане Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:

3. ...................Что же остаётся, когда распадаются пять совокупностей? Реальность, такая, какая она есть. Нет переживания блаженства – но нет и никого, и ничего, кому бы это переживание было бы нужно.

Ну и прекрасно! В чем и с чем по вашему конфликт?


Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

386152СообщениеДобавлено: Сб 24 Фев 18, 12:45 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Zyxel пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Zyxel пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
1. Ну Вы можете этот свой фрукт повторить ещё хоть тысячу раз.  Когда испытывается вкус фрукта, есть читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д.
можно вопрос. а вы вот эту хрень... - читта, ведана, сан'ня, араммана, четана, манасикара, и т.д. в самим себе нашли? особенно элемент.. и т.д.


Да, разумеется, нашёл. Если бы не нашёл, не говорил. И Вы найдёте, если понаблюдаете за ментальными феноменами - это не сложно Smile .
о, зачетно. а Нирвану?
не? никак? то НАКОЙЛЯД этот мусор умственный нужон?
учение будды - это Путь к Нирване. это путь очищения ума. а не поиски той хренотени которую вы искали и нашли.

Так Нирвана - это прекращение именно этой хренотени, а не страна розовых единорогов. Чтобы достичь Ниббаны, нужно ясно и постоянно различать, как эта хренотень возникает, и как она затем прекращается. А то так и будете витать в своих фантазиях, принимая их за Ниббану.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Lamer, Ёжик, Zyxel
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
Страница 18 из 228

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.051 (0.272) u0.020 s0.001, 18 0.030 [277/0]