Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

О "духовных переживаниях" и Ниббане

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Adzamaro



Зарегистрирован: 11.12.2013
Суждений: 1767
Откуда: Москва

389773СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:15 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900
Цитата:
Никакая субстанция, отличная от данных опыта по своим характеристикам, называется ли она "духом" или "материей", мной не предполагается.
Вы подменяете тезис: "существует вне опыта" на "отличным по характеристикам". Только это не имеет значения. В опыте у вас даны характеристики некой вне-опытной субстанции и эта субстанция, познанная в опыте характеристиками вечности - вечно существует вне опыта. Ваша ниббана - вечная вне-опытная материя, которая отразилась в опыте как имеющая характеристику вечности.

Последний раз редактировалось: Adzamaro (Вс 04 Мар 18, 20:21), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Отправить e-mail
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

389775СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:20 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Если бы тишина не присутствовала всегда, мы бы не могли наблюдать, как звуки возникают, длятся и прекращаются.
_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

389779СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:39 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Adzamaro пишет:
empiriocritic_1900
Ваше воззрение ничем не отличается от материализма. Идти по-кругу, не приводя с вашей стороны никаких аргументов обратного - действительно не имеет смысла.

D) Таким образом, есть две возможности.

D1. С одной стороны, можно (следуя нормальной тхеравадинской процедуре - интерпретации сутт таким образом, чтобы они не противоречили Абхидхамме) счесть, что характеристики Ниббаны как позитивного переживания (например, блаженства) - это метафоры, а по сути дела Ниббана - это реальность, свободная от пяти кхандх, и более ничего (как минимум, ничего такого, о чём можно было бы сказать или даже просто подумать).

D2. С другой стороны, можно стать на путь буквального понимания тех сутт, в которых Ниббана характеризуется как блаженство и т.п. Но в этом случае, опять же не только по моему скромному суждению, но и по мнению Бхиккху Бодхи, возникает проблема - как может быть опыт, когда нет сознания/ума (вин'няны/читты)? Бхиккху Бодхи отмечает, что так и не смог решить эту проблему: “The problem is how to bring together this ultimate reality of nibbāna, conceived as a state that (even post-mortem) is “peaceful, blissful, auspicious” etc., with the denial that consciousness or mind is present. It’s a problem I haven’t been able to solve”.
Предлагаю еще раз рассмотреть пример с тишиной (спасибо Ктото) в качестве третьего варианта. Идет стройка возле самого дома в течении длительного времени (беспокойство от кхандх). Затем внезапно (в случае с практикующим результат тоже приходит внезапно, несмотря на длительные усилия) наступает тишина. Тишина настолько неожиданна (как снег на голову), что человек испытывает облегчение и счастье, поначалу даже не осознавая, с чем это счастье связано. Потом данный опыт можно осознать.

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900, Тишина_
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

389781СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Идет стройка возле самого дома в течении длительного времени (беспокойство от кхандх). Затем внезапно (в случае с практикующим результат тоже приходит внезапно, несмотря на длительные усилия) наступает тишина. Тишина настолько неожиданна (как снег на голову), что человек испытывает облегчение и счастье, поначалу даже не осознавая, с чем это счастье связано. Потом данный опыт можно осознать.

Я бы сказал, что это описание тех переживаний, которые связаны с достижением Ниббаны при жизни. И в этом смысле я с Вами совершенно согласен.  А тут спор шёл о том, что собой представляет Ниббана после смерти араханта.

_________________
Границы мира - это границы языка


Ответы на этот пост: Тренер, Рената Скот
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тишина_
Гость





389782СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
Предлагаю еще раз рассмотреть пример с тишиной (спасибо Ктото) в качестве третьего варианта. Идет стройка возле самого дома в течении длительного времени (беспокойство от кхандх). Затем внезапно (в случае с практикующим результат тоже приходит внезапно, несмотря на длительные усилия) наступает тишина. Тишина настолько неожиданна (как снег на голову), что человек испытывает облегчение и счастье, поначалу даже не осознавая, с чем это счастье связано. Потом данный опыт можно осознать.

Сначала тишина не настоящая. А просто отдых кхандх. Потом испытание кхандхами. Они будут пытать и мучать. А вот потоооом....настоящая тишина.
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

389783СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:44 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
 "...либо его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо, ничего в мире не присваивая"


Это не очень удачный перевод, ИМХО. Вот есть более близкая к сути дела английская версия: " or else mindfulness that “there are these (various) things” is established in him just as far as (is necessary for) a full measure of knowledge and a full measure of mindfulness, and he dwells independent, and without being attached to anything in the world".

https://suttacentral.net/en/dn22

В русском переводе, который Вы цитируете, может показаться, что человек просто как-то отдаёт себе отчёт о существовании объектов сатипаттхан (тела, ведан, читт, дхамм - поскольку эта формула повторяется неоднократно). Но в реальности-то сказано, что памятование установлено (is established; paccupaṭṭhitā hoti - ИМХО, это можно перевести не только как "установлено", но и "появилось", "стало присутствовать" - но это уже детали) на том, что есть тело, веданы, читты, дхаммы. То есть, здесь речь идёт о том же самом, что и до того - о памятовании, направленном на эти четыре вида явлений, удерживаемом на них. То, что более пространно объясняется перед тем, здесь, в этой фразе, кратко перефразируется и суммируется.
Это перевод с пали. Вы упоминали, что пали не владеете, так что о качестве перевода, при всем уважении, судить не можете. О суммировании речь не идет, речь идет об или-или. "...он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внутренне, либо он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внешне, либо он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внутренне и внешне. Он живет, отслеживания факторы возникновения в умственных процессах, либо он живет, отслеживая факторы исчезновения в умственных процессах, либо он живет, отслеживая факторы возникновения и исчезнования в умственных процессах. ЛИБО (а вовсе не таким образом) его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости".

Моих скромных познаний хватает для того, чтобы сличив английский перевод и русский, понять, что английский ближе к пали, чем русский - что памятование не "соотносится с мыслью" (что это вообще такое?!), а появляется, устанавливается.
"...либо его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости".    "Не" вы зачем-то сами придумали. Это означает, что не во всех практиках непременно надо наблюдать возникновение и исчезновение каждого феномена, есть и такие практики, когда достаточно просто иметь ввиду: "есть умственные процессы". Делается это для того же, для чего сороконожке не рекомендуется всё время следить за своими ножками - чтобы была возможность что-то еще, кроме этих самых ножек, заметить.

Последний раз редактировалось: Рената Скот (Вс 04 Мар 18, 20:45), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тренер
Гость





389785СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:46 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
Идет стройка возле самого дома в течении длительного времени (беспокойство от кхандх). Затем внезапно (в случае с практикующим результат тоже приходит внезапно, несмотря на длительные усилия) наступает тишина. Тишина настолько неожиданна (как снег на голову), что человек испытывает облегчение и счастье, поначалу даже не осознавая, с чем это счастье связано. Потом данный опыт можно осознать.

Я бы сказал, что это описание тех переживаний, которые связаны с достижением Ниббаны при жизни. И в этом смысле я с Вами совершенно согласен.  А тут спор шёл о том, что собой представляет Ниббана после смерти араханта.

Если бы переживания при жизни испытывались кхандхами (в чём Ваша упорная позиция), то Будда бы не говорил, что всё непостоянное страдательно. А значит ниббана не испытывается кхандхами. А значит и после смерти также.
Наверх
Тренер
Гость





389787СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:48 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 считает, что суть буддизма - наблюдать и наблюдать и всё - свободен, ничего нет. Циничный материализм. А зачем тогда нравственность? Зачем?

Ответы на этот пост: empiriocritic_1900
Наверх
Рената Скот



Зарегистрирован: 29.09.2017
Суждений: 12920

389788СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 20:50 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
Идет стройка возле самого дома в течении длительного времени (беспокойство от кхандх). Затем внезапно (в случае с практикующим результат тоже приходит внезапно, несмотря на длительные усилия) наступает тишина. Тишина настолько неожиданна (как снег на голову), что человек испытывает облегчение и счастье, поначалу даже не осознавая, с чем это счастье связано. Потом данный опыт можно осознать.

Я бы сказал, что это описание тех переживаний, которые связаны с достижением Ниббаны при жизни. И в этом смысле я с Вами совершенно согласен.  А тут спор шёл о том, что собой представляет Ниббана после смерти араханта.
Вроде бы вы ранее соглашались с тем, что нет ниббаны-1 и ниббаны-2. Я приводила пример с кхандхами-цепями, которые обычного человека сковывают с той или иной интенсивностью, а арахант сам держит эти цепи, чтобы дожить жизнь в этом мире и в любой момент может их отпустить. То же и со звуками - после Постижения какие-то шумы допускаются, но они уже находятся под полным контролем араханта и он может прекратить их в любой момент.
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тренер
Гость





389791СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 21:00 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

aurum пишет:
Насколько я помню, нирвана (как и пустота в махаяне) не описывается в "положительных" дефинициях, а только "отрицательным" образом. Нирвана как отсутствие рождения, отсутствие старения, отсутствие смерти, освобождение от страдания и т.п.
А следовательно, нельзя описать нирвану как опыт только поэтому.
Нет. В махаяне пустота описывается как взаимозависимое возникновение. Это вторая сторона медали. Имейте ввиду на будущее.
Форма есть пустота. Пустота есть форма.
Наверх
Максим Фурин



Зарегистрирован: 01.05.2017
Суждений: 798

389793СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 21:09 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот, да метафора с тишиной отличная. Хоть и ограничена в своём применении как и другие метафоры.
_________________
Всё, что подвержено возникновению — подвержено и прекращению.


Последний раз редактировалось: Максим Фурин (Вс 04 Мар 18, 21:15), всего редактировалось 1 раз
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тренер
Гость





389807СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 21:40 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Евгений Бобр пишет:
Буддизм религия опыта не в том смысле, что буддист сразу может во всём эмпирически убедиться, а в том смысле, что пройдя весь Путь, получит тот же опыт, что основатель религии. (Можно стать Буддой согласно буддизму, но Богом стать нельзя: в православии, сущность Божия опыту не-Бога недоступна.)
Буддизм - религия опыта в том смысле, что не считается грехом, а наоборот, считается правильным, не принимать учение или его часть за истинное до того, как оно подтвердится опытом.
Наверх
Тренер
Гость





389809СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 21:43 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Анабхогин пишет:
Рената Скот пишет:
Анабхогин пишет:
Рената Скот пишет:
Анабхогин пишет:
Уже сам факт того, что Будда рассказывал это другим, говорит о том, что эта сфера не является истинным окончанием страдания. Частичным, но не более. Кстати, это — мастерски освоенный сонный паралич.
Отчего бы Будде не рассказать другим о сфере, которая является истинным окончанием страдания?

Он её покинул. Значит это было очередным преходящим состоянием, сансарой по его же собственному определению.
Как же покинул, если стал Постигшим (Просветленным)?

Если сравнить описание этой сферы и представить условия, когда он рассказывал о ней другим, то очевидно (для людей с развитым умом), что он её покинул.
Эти люди с "развитым умом" видимо считают себя выше Будды, раз домысливают за него того, что он не говорил. Горе от ума? Такая сфера есть.
Наверх
empiriocritic_1900



Зарегистрирован: 26.06.2017
Суждений: 8733

389812СообщениеДобавлено: Вс 04 Мар 18, 22:03 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
empiriocritic_1900 пишет:
Рената Скот пишет:
 "...либо его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо, ничего в мире не присваивая"


Это не очень удачный перевод, ИМХО. Вот есть более близкая к сути дела английская версия: " or else mindfulness that “there are these (various) things” is established in him just as far as (is necessary for) a full measure of knowledge and a full measure of mindfulness, and he dwells independent, and without being attached to anything in the world".

https://suttacentral.net/en/dn22

В русском переводе, который Вы цитируете, может показаться, что человек просто как-то отдаёт себе отчёт о существовании объектов сатипаттхан (тела, ведан, читт, дхамм - поскольку эта формула повторяется неоднократно). Но в реальности-то сказано, что памятование установлено (is established; paccupaṭṭhitā hoti - ИМХО, это можно перевести не только как "установлено", но и "появилось", "стало присутствовать" - но это уже детали) на том, что есть тело, веданы, читты, дхаммы. То есть, здесь речь идёт о том же самом, что и до того - о памятовании, направленном на эти четыре вида явлений, удерживаемом на них. То, что более пространно объясняется перед тем, здесь, в этой фразе, кратко перефразируется и суммируется.
Это перевод с пали. Вы упоминали, что пали не владеете, так что о качестве перевода, при всем уважении, судить не можете. О суммировании речь не идет, речь идет об или-или. "...он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внутренне, либо он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внешне, либо он пребывает в отслеживании исключительно умственных процессов внутренне и внешне. Он живет, отслеживания факторы возникновения в умственных процессах, либо он живет, отслеживая факторы исчезновения в умственных процессах, либо он живет, отслеживая факторы возникновения и исчезнования в умственных процессах. ЛИБО (а вовсе не таким образом) его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости".

Моих скромных познаний хватает для того, чтобы сличив английский перевод и русский, понять, что английский ближе к пали, чем русский - что памятование не "соотносится с мыслью" (что это вообще такое?!), а появляется, устанавливается.
"...либо его памятование соотносится с мыслью: "есть умственные процессы" по мере необходимости".    "Не" вы зачем-то сами придумали. Это означает, что не во всех практиках непременно надо наблюдать возникновение и исчезновение каждого феномена, есть и такие практики, когда достаточно просто иметь ввиду: "есть умственные процессы". Делается это для того же, для чего сороконожке не рекомендуется всё время следить за своими ножками - чтобы была возможность что-то еще, кроме этих самых ножек, заметить.

По поводу "не" - посмотрите, пожалуйста, где у меня расставлены кавычки. Я понимаю, что в тексте перевода "соотносится с мыслью" - и возражаю на это: не "[то, что в кавычках]", а устанавливается - как в процитированном мной английском переводе, и как и естественно для памятования (sati). Памятование - это же ведь не когда мы нечто просто "имеем в виду", а когда мы именно на предметах памятования удерживаем внимание. Помните, у нас какое-то время назад было обсуждение ( https://dharma.org.ru/board/post378163.html#378163 ), откуда взялась рекомендация концентрировать внимание на кончике носа или на верхней губе? В данном случае не важно, насколько верна интерпретация относительно губы; а важно, что на пали там (в выражении "удерживать памятование перед собой", parimukhaṃ satiṃ upaṭṭhapetvāti) используется именно это слово - sati (памятование).

_________________
Границы мира - это границы языка
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Tong Po



Зарегистрирован: 15.12.2012
Суждений: 1657

389858СообщениеДобавлено: Пн 05 Мар 18, 06:13 (7 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Евгений Бобр пишет:
Tong Po пишет:
Adzamaro пишет:
empiriocritic_1900
Ваше воззрение ничем не отличается от материализма. Идти по-кругу, не приводя с вашей стороны никаких аргументов обратного - действительно не имеет смысла.

В «материализме» НЕТ ни сансары, ни кармы, ни нирваны. Никакие «груды страданий» там не порождают другие «груды страданий», никаких круговоротов «рождений-смертей» там нет, никаких «кармических причин» там нет и, разумеется, нет никакой нирваны, ни в каком виде.
А ещё у Ленина была жилетка и кармашки, а Будда чашу для подаяния носил.

А ещё Вы - идиот.

_________________
นโมพุทฺธาย


Ответы на этот пост: чук
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Дискуссии Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109 ... 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228  След.
Страница 106 из 228

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Рейтинг@Mail.ru

За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.066 (0.664) u0.019 s0.001, 18 0.047 [263/0]