Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Вы видели своё пребывание в беспамятстве?
Я переживал беспамятство, поэтому не видел ничего.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Вы видели своё пребывание в беспамятстве?
Я переживал беспамятство, поэтому не видел ничего.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Вы видели своё пребывание в беспамятстве?
Я переживал беспамятство, поэтому не видел ничего.
Вы помните переживание беспамятства?
Нет. Не все переживания запоминаются. Джимми, заблудившийся мореход, не даст соврать.
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Вы видели своё пребывание в беспамятстве?
Я переживал беспамятство, поэтому не видел ничего.
Вы помните переживание беспамятства?
Нет. Не все переживания запоминаются. Джимми, заблудившийся мореход, не даст соврать.
Т.е. вы переживали отсутствие памяти и не помните этого. Логично. Объектом читты может быть только память?
Пять кхандх есть в любой момент человеческой жизни.
В том числе - в момент сна без сновидений, когда сон без сновидений здесь-и-сейчас. Бхавангачитта занята в этот момент прошлыми дхаммами, и неспособна брать своим объектом дхаммы настоящего момента, которые имеются в составе пяти кхандх здесь-и-сейчас.
В момент сна без сновидений есть параматтха дхаммы, которые никак не могут быть объектом читты.
Бхикку Бодхи и Карунадаса определяют дхаммы как феномены, как опыт.
В момент сна без сновидений есть дхаммы как феномены, как опыт - не являясь объектами читты.
Для того, чтоб быть опытной, параматтха дхамме не обязательно быть объектом читты.
Ниббана тоже параматтха дхамма - и она тоже переживается, не будучи объектом читты.
Вы видели сон без сновидений?
Если бы я был йогином, пребывал бы в этот момент не в беспамятстве, а в переживании прямого ясного света. Вопреки распространённому мнению, не только кармамудра, но и йога сна (которую практиковал монах Чже Цонкапа) предоставляет йогину опыт прямого ясного света.
Вы видели своё пребывание в беспамятстве?
Я переживал беспамятство, поэтому не видел ничего.
Вы помните переживание беспамятства?
Нет. Не все переживания запоминаются. Джимми, заблудившийся мореход, не даст соврать.
Джимми мореход, он же "Джимми пешеплав правдивый"?
Поэтому, когда кто-либо говорит, что "Ниббана познана, или «дана в опыте» не сознанию", он, на самом деле, имеет в виду следующее - есть какие-то такие моменты/акты/события познания, которые не включаются с прочими актами познания в одну кучу (кхандху). И на каком основании не включаются? Очевидно, потому, что эти события познания, во-первых, не являются непостоянными (иначе получится, что Ниббана хоть и дана в опыте, но не вечно), и, во-вторых, потому что они не являются тягостными (какая же может быть тягостность в том, чтобы воспринимать/познавать Ниббану?)
Итак, получается следующее - есть кхандха обусловленного, непостоянного, тягостного сознания, а есть и другая кхандха сознания - не тягостного, и не подверженного изменениям.
Получится то, что получается в Абхидхамме - есть обусловленные дхаммы читта, четасики, рупа (пять кхандх) - и есть необусловленная дхамма Ниббана, а не шестая кхандха. Если бы всякий опыт Ниббаны сводился к функционированию обусловленных дхамм, всякий опыт Ниббаны оказался бы дуккха и только дуккха, потому что всё обусловленное дуккха.
Ниббана тоже дхамма, опыт, и она переживается после распада кхандх - к непостоянным дхаммам Ниббана не относится. Абхидхамма (согласно Карунадасе) это феноменология, а не реализм радикального плюрализма, как у Ф.И. Щербатского (Карунадаса такой реализм отрицает).
В ходе дисскусии было выяснено что Б. Б. имеет мнение, что "Я понимаю термины «нерожденный, бессмертный» и прочие как соотносимые с действительностью, а не просто как метафоры абсолютного угасания." Что ЭК, никоим образом не отвергает, лишь приводит текст дискуссии полностью, дабы показать, что мнение то Б.Б. имеет, но и сам же говорит, что не знает как это мнение обосновать.
Бхикку Бодхи отрицает ситуацию голого отсутствия любого опыта в конечной ниббане и говорит о ней как об опыте. Чего он не делает, с чем у него затруднения - так это только с тем, как содержательно имеющийся опыт описать. Бхикку Бодхи не желает описывать опыт конечной ниббаны как "винняна анидассана" (подобно Тханиссаро Бхикку), но в факте опыта после распада кхандх Бхикку Бодхи не сомневается вообще.
Абхидхамма нам говорит что каждую читту сопровождают минимум семь четасик, которые помогают ей в познании объекта. Одна из них четасика-ведана. А дальше уже идет различие в подходах кто как интерпретирует в каком виде именно четасики сопровождают читту.
Объект читты - телесное ощущение боли. Ее сопровождают семь четасик, включая ведану.
С точки зрения абхидхаммы, как я это понимаю, позиция ЭК совершенно непонятна:
В этот момент читты, в опыте есть только ощущение боли. И все. Где-то семь четасик вроде бы как есть [ведь в абхидхамме так написано, что они должны быть], так как должны сопровождать читту, но никто о них ничего не знает. То есть они вне опыта, это вне опытная реальность.
Позиция Эмпириокритика относительно палийской Абхидхаммы точно такая же, как у Щербатского относительно Вайбхашики: реализм (учение о реальности внешнего) в форме радикального плюрализма. Ф.И. Щербатской:
Вопрос о реальности внешнего мира, строго говоря, избегается. В системе, отрицающей существование личности, расщепляющей все на множественность отдельных элементов и не допускающей действительного взаимодействия между ними, нет возможности установить различие между внешним и внутренним миром. Последний не существует, все элементы совершенно одинаково внешние по отношению друг к другу.
№389027Добавлено: Сб 03 Мар 18, 11:24 (7 лет тому назад)
[quote=Adzamaro#388832]empiriocritic_1900
Цитата:
Цитата:
А что вообще значит словосочетание "самостоятельно существующий феномен" применительно к ментальным феноменам? Можно заметить, как определенное представление, определенная мысль, определенный волевой импульс и т.п., появляются. И можно заметить, как они прекращаются. Это именно эмпирический опыт, а не концепция.
Это значит что горшок это феномен, а отсутствие горшка - нет. Мысль это феномен, а отсутствие мысли - нет.
В суттах Будда учит наблюдать феномены возникновения и прекращения - то есть феномены-причины рождения и смерти: жажду, злобу и неведение. А не возникновение и прекращение любых феноменов.
Очень интересная мысль. Тогда понятно, в чём ошибка сторонников строгого учета и контроля всякого движения вообще. Возможно страсть к контролю не позволяет изменению (трансформации) случиться.
Ниббана не аничча, не непостоянно - этот опыт, будучи достигнут, не может прекратиться.
Ниббана не дуккха - её опыт не может сводиться к работе обусловленных дхамм.
empiriocritic_1900
Скажите, пожалуйста, чем ваша трактовка окончательной Нирваны отличается от небытия материалиста кроме того, что небытие материалиста гарантировано, а окончательную Нирвану нужно еще "заслужить".
Вы Нирваной, в этом контексте, называете "посмертное бытие Будды/архата"? Если так, то я же уже ответил - или ничем, или чем-то, только неизвестно чем.
Известно, чем отличается - тем, что Ниббана приятна (приятность - это опыт) в Сутта-питаке и тем, что Ниббана параматтха дхамма (реальный феномен; феномен - это опыт) в Абхидхамма-питаке.
http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/mn1-mulapariyyaya-sutta-sv.htm Я слышал, что однажды Достопочтенный Сарипутта пребывал рядом с Раджагахой в Бамбуковой Роще в Беличьем Святилище. Там он обратился к монахам: «Эта ниббана приятна, друзья. Эта ниббана приятна».
Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?»
«Вот так здесь и приятно, мой друг: где ничего не чувствуется.
Ланкийский Сангхараджа (Махатхеро Анандамайтрейя) учил о конечной ниббане как об опыте, и в ланкийском буддизме (в отличие от метафизики "Араханта" Махаси Саядо) это норма, это норма и в Тайской Сангхе.
№389031Добавлено: Сб 03 Мар 18, 12:04 (7 лет тому назад)Несуществование Татхагаты после смерти в "новой тхераваде" (термин Скиллинга)
Отрицание отсутствия любого опыта - это отрицание материалистической смерти. Отрицание материалистической смерти - это отрицание отсутствия любого опыта.
Палийский буддизм Таиланда и Шри Ланки однозначно отрицает такую смерть Араханта, и не только лишь формально, на словах - а доктринально. Необуддийская идеология лишь формально повторяет отрицание несуществования Татхагаты после смерти, а доктринально учит несуществованию Учителя, любой опыт которого полностью уничтожается смертью.
Татхагата это Учитель, отсутствие любого опыта Учителя после смерти - это полная смерть, это несуществование Учителя.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы