Эта мудрость освобождает от главной человеческой проблемы - от жажды, вынуждающей человека страдать, снова и снова, то от одного, то от другого. В этом суть мудрости. Её функция, её, если угодно, природа. Любые другие функции, которые могут быть развиты наряду с ней - это факультатив.
Но тогда это очень индивидуальная мудрость? Освободился ты лично и никому помочь больше не можешь, так как даже не понимаешь о чем они в принципе спрашивают (как в диалоге Сусимы с монахами) ?
Ну так ведь никто не говорит, что не следует развивать непосредственное видение умов других живых существ и/или их предыдущих существований. Если это ради помощи другим, ради распространения Дхармы, то это дело хорошее. Речь просто о том, что эти способности не тождественны освобождению, не являются необходимыми условиями освобождения. _________________ Границы мира - это границы языка
Упоминание способов и фраза "как только есть такая возможность"
- это особенность перевода или непосредственное содержание АН5.28?
Это стандартное учение что не все архаты имеют иддхи, и не все архаты которые имеют иддхи имеют их всех. Видимо не у всех есть возможность для иддхи. И я бы, честно, не обращал внимание на иддхи так как
а) это далеко не главное в Дхамме.
б) Возможно это метафора.
в) Не очень в них верю вообще.
У меня вопрос про сиддхи возник в связи с тем, что часто переживаю в обычной жизни видение ситуации как есть. Без ее осмысления умом, просто видение, что это так, потому что это так правильно. То есть интуиция без обдумывания, но интуиция которая оказывается в конечном итоге верной и с точки зрения физического опыта и последующего осмысления умом. Какой это может быть природы с точки зрения буддизма?
А эта интуиция включает в себя видение трёх характеристик явлений - непостоянства, безличности и неудовлетворительности?
В некоторой не абсолютной степени включает. Ощущать непостоянство, безличность, неудовлетворительность достаточно просто даже имея эгоистическое Я. А проблема как раз в этом я, которое до конца меня не покидает.
Упоминание способов и фраза "как только есть такая возможность"
- это особенность перевода или непосредственное содержание АН5.28?
Это стандартное учение что не все архаты имеют иддхи, и не все архаты которые имеют иддхи имеют их всех. Видимо не у всех есть возможность для иддхи. И я бы, честно, не обращал внимание на иддхи так как
а) это далеко не главное в Дхамме.
б) Возможно это метафора.
в) Не очень в них верю вообще.
У меня вопрос про сиддхи возник в связи с тем, что часто переживаю в обычной жизни видение ситуации как есть. Без ее осмысления умом, просто видение, что это так, потому что это так правильно. То есть интуиция без обдумывания, но интуиция которая оказывается в конечном итоге верной и с точки зрения физического опыта и последующего осмысления умом. Какой это может быть природы с точки зрения буддизма?
А эта интуиция включает в себя видение трёх характеристик явлений - непостоянства, безличности и неудовлетворительности?
В некоторой не абсолютной степени включает. Ощущать непостоянство, безличность, неудовлетворительность достаточно просто даже имея эгоистическое Я. А проблема как раз в этом я, которое до конца меня не покидает.
Тогда это верная интуиция. Конечно, она возникает не без обдумывания. В разное время в поле зрения (точнее, в сферу внимания) попадают то одни, то другие аспекты явлений, события, в которых проявляются три характеристики. И потом, в какой-то момент, возникает понимание трёх характеристик. Это, конечно же, мысль, которая возникает, чаще всего, по ассоциации с чем-то. То есть копились впечатления, и вот какое-то ещё впечатление послужило спусковым крючком, чтобы возникло их обобщение. Как правило, таким спонтанным прозрениям не хватает ясности и устойчивости. То есть, трудно сформулировать, что именно стало понятно, и понимание это держится только несколько мгновений. Чтобы понимание стало ясным и устойчивым, над ним нужно работать целенаправленно. Но даже когда оно станет ясным и устойчивым в некоторых аспектах, это ещё не означает прекращения жажды - а пока жажда не прекращена, будет и ощущение эгоистического я.
То есть человек может ясно видеть зависимое возникновение феноменов и (при условии нерушимой нравственности) вступить в поток. Трёх низших оков, в том числе представления, что тело - это я, или переживания - это я, или волевые импульсы - это я, или сознание - это я, у него уже не будет (см. AN9.12, AN10.92). Но сохраняющиеся (в той мере, в какой не противоречат нравственности, не ведут в низшие миры) чувственность, злонамеренность, гордость, привязанность к медитативным переживаниям, будут порождать переживание "я". _________________ Границы мира - это границы языка
Чтобы понимание стало ясным и устойчивым, над ним нужно работать целенаправленно. Но даже когда оно станет ясным и устойчивым в некоторых аспектах, это ещё не означает прекращения жажды - а пока жажда не прекращена, будет и ощущение эгоистического я.
То есть человек может ясно видеть зависимое возникновение феноменов и (при условии нерушимой нравственности) вступить в поток. Трёх низших оков, в том числе представления, что тело - это я, или переживания - это я, или волевые импульсы - это я, или сознание - это я, у него уже не будет (см. AN9.12, AN10.92). Но сохраняющиеся (в той мере, в какой не противоречат нравственности, не ведут в низшие миры) чувственность, злонамеренность, гордость, привязанность к медитативным переживаниям, будут порождать переживание "я".
Этот момент не до конца ясен. Например, в медитации когда ум успокаивается и нет беспокоящих желаний (жажды) как бы временно жажда прекращается. Но чувство отдельного я в уме, которое это состояние наблюдает, все-равно присутствует. То есть некое эго чувство в самом уме без связи с жаждой, мыслями. И оно ограничивает. Вот как избавится от этого эго чувства в уме?
№359638Добавлено: Ср 29 Ноя 17, 14:54 (7 лет тому назад)
Необходимо увидеть, как возникают и прекращаются влечения. Ум видит их как незавсимые от восприятия, имеющие собственные характеристики, и оттого они разрастаются и тяготят. Но если увидеть, как влечения затихают, не получая внимания, не охватывая внимания, не формируя действий умом, речью и телом, то обнаруживается истинная природа влечений и зависимость от них снижается за счет обнаруженной нимитта-самадхи.
Ничего другого, помимо шила-праджня-самадхи для избавления от необузданных влечений и не предлагается. Четыре основы памяти - очень хорошая инструкция. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Необходимо увидеть, как возникают и прекращаются влечения. Ум видит их как незавсимые от восприятия, имеющие собственные характеристики, и оттого они разрастаются и тяготят. Но если увидеть, как влечения затихают, не получая внимания, не охватывая внимания, не формируя действий умом, речью и телом, то обнаруживается истинная природа влечений и зависимость от них снижается за счет обнаруженной нимитта-самадхи.
Ничего другого, помимо шила-праджня-самадхи для избавления от необузданных влечений и не предлагается. Четыре основы памяти - очень хорошая инструкция.
В медитации и так может не быть никаких влечений, но чувство отдельного я остается все-равно.
№359651Добавлено: Ср 29 Ноя 17, 16:50 (7 лет тому назад)
>Вот как избавится от этого эго чувства в уме?
Это — виджнана, сознание как таковое. Виджнана и самоощущение — одно целое. Поэтому без впадения в бессознательное состояние избавиться от него не получится.
Необходимо увидеть, как возникают и прекращаются влечения. Ум видит их как незавсимые от восприятия, имеющие собственные характеристики, и оттого они разрастаются и тяготят. Но если увидеть, как влечения затихают, не получая внимания, не охватывая внимания, не формируя действий умом, речью и телом, то обнаруживается истинная природа влечений и зависимость от них снижается за счет обнаруженной нимитта-самадхи.
Ничего другого, помимо шила-праджня-самадхи для избавления от необузданных влечений и не предлагается. Четыре основы памяти - очень хорошая инструкция.
Я верю, что это квинтэссенция Дхармы. А вот поди ж ты, подступись к этому необходимо увидеть, не получая внимания. Кабы схемку аль чертёж, мы б затеяли вертёж!
Необходимо увидеть, как возникают и прекращаются влечения. Ум видит их как незавсимые от восприятия, имеющие собственные характеристики, и оттого они разрастаются и тяготят. Но если увидеть, как влечения затихают, не получая внимания, не охватывая внимания, не формируя действий умом, речью и телом, то обнаруживается истинная природа влечений и зависимость от них снижается за счет обнаруженной нимитта-самадхи.
Ничего другого, помимо шила-праджня-самадхи для избавления от необузданных влечений и не предлагается. Четыре основы памяти - очень хорошая инструкция.
В медитации и так может не быть никаких влечений, но чувство отдельного я остается все-равно.
Надо рассмотреть это чувство. Как именно оно воспринимается, по каким признакам. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Это — виджнана, сознание как таковое. Виджнана и самоощущение — одно целое. Поэтому без впадения в бессознательное состояние избавиться от него не получится.
Виджняна это всякий раз лишь конкретные признаки.
В целом пресечение происходит правильным распознанием одной или двух нимитт. Тогда неважно, пусто сознание или полным полно - нимитта направляет ум сразу к плоду. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума.
Чтобы понимание стало ясным и устойчивым, над ним нужно работать целенаправленно. Но даже когда оно станет ясным и устойчивым в некоторых аспектах, это ещё не означает прекращения жажды - а пока жажда не прекращена, будет и ощущение эгоистического я.
То есть человек может ясно видеть зависимое возникновение феноменов и (при условии нерушимой нравственности) вступить в поток. Трёх низших оков, в том числе представления, что тело - это я, или переживания - это я, или волевые импульсы - это я, или сознание - это я, у него уже не будет (см. AN9.12, AN10.92). Но сохраняющиеся (в той мере, в какой не противоречат нравственности, не ведут в низшие миры) чувственность, злонамеренность, гордость, привязанность к медитативным переживаниям, будут порождать переживание "я".
Этот момент не до конца ясен. Например, в медитации когда ум успокаивается и нет беспокоящих желаний (жажды) как бы временно жажда прекращается. Но чувство отдельного я в уме, которое это состояние наблюдает, все-равно присутствует. То есть некое эго чувство в самом уме без связи с жаждой, мыслями. И оно ограничивает. Вот как избавится от этого эго чувства в уме?
То есть Вы говорили о том, что переживается в медитации, а не в обычной жизни? Да, это немного другой вопрос. Тут, как и в других случаях, когда исследуется безличность, нужно начать с того, чтобы разобраться - что именно Вы называете "я"? На этот вопрос Вы уже ответили - то, что (или кто) наблюдает ментальные состояния. В буддийской терминологии это "viññāṇa" - сознание (или, говоря точнее, восприятие того, что воспринимается органами чувств и того, что представляется умом). Считать "viññāṇa" своим "я" - это обычный, широко распространенный, в определенном смысле слова нормальный ход человеческой мысли. Но путём исследования, путём наблюдения можно убедиться, что это ошибка; можно убедиться в безличности сознания.
Как практически, в опыте, исследовать сознание? Этот вопрос имеет прямое отношение к тому, о чём вообще говорилось в этой теме. Чтобы увидеть, как сознание функционирует, не подходит ни состояние полного отсутствия конценцентрации внимания (потому что тогда не получится последовательно уделять внимание наблюдению), ни состояние полной концентрации, полной сосредоточенности (потому что тогда движение сознания делается гораздо менее заметным - наблюдать почти нечего). Нужно нащупать позицию между этими двумя крайними ситуациями - такую, чтобы внимание всё-таки удерживалось определенным якорем, к которому оно возвращалось бы снова и снова, но чтобы и отвлечения внимания тоже происходили бы - и вместе с вниманием, "двигалось" бы и сознание.
Внимание рассеивается, обращается на разные предметы - и возникают то одни образы предметов, то другие, то одна мысль приходит, то другая. Кто эти образы представляет, кто эти мысли мыслит? Винняна. И когда сознание в такой ситуации, то его безличность очевидна, легко заметна - ведь оно управляется вниманием. А само внимание, если не скачет хаотически, то направляется волевыми импульсами (которые тоже не сами по себе, а возникают в виде реакций на чувственные восприятия и умственные представления более ранних моментов времени - но не буду слишком подробно повторяться).
Теперь, что происходит во время практики, развивающей концентрацию внимания? Беспрестанное смещение внимания тормозится, его постоянные скачки приостанавливаются. Возникает переживание некоторой отрешенности от обычного потока ментальных состояний, некоторого покоя (который может переживаться, как свобода, как лёгкость). Восприятие того, что продолжает восприниматься, "окрашивается в цвет" этого переживания. И если предварительно, на примере более грубых и неустойчивых состояний сознания, человек не понял его (сознания) безличность, увидеть эту безличность теперь гораздо труднее. Успокоенное сознание действительно напоминает свободного от жажды, не вовлеченного в суматоху ментальных состояний, постоянного и устойчивого наблюдателя. Но именно напоминает, а не является. На деле оно продолжает быть обусловленным. Чем оно обусловлено? Оно, как и всегда, обусловлено тем, куда направлено внимание. Оно обусловлено волевым импульсом/намерением продолжать практику концентрации внимания. А на наиболее глубоком уровне оно обусловлено тем, что воспринимает - потому что успокоенное или нет, сознание существует только как совокупность актов осознания тех или иных феноменов, а там, где осознавать нечего, оно и не проявляется. _________________ Границы мира - это границы языка
Чтобы понимание стало ясным и устойчивым, над ним нужно работать целенаправленно. Но даже когда оно станет ясным и устойчивым в некоторых аспектах, это ещё не означает прекращения жажды - а пока жажда не прекращена, будет и ощущение эгоистического я.
То есть человек может ясно видеть зависимое возникновение феноменов и (при условии нерушимой нравственности) вступить в поток. Трёх низших оков, в том числе представления, что тело - это я, или переживания - это я, или волевые импульсы - это я, или сознание - это я, у него уже не будет (см. AN9.12, AN10.92). Но сохраняющиеся (в той мере, в какой не противоречат нравственности, не ведут в низшие миры) чувственность, злонамеренность, гордость, привязанность к медитативным переживаниям, будут порождать переживание "я".
Этот момент не до конца ясен. Например, в медитации когда ум успокаивается и нет беспокоящих желаний (жажды) как бы временно жажда прекращается. Но чувство отдельного я в уме, которое это состояние наблюдает, все-равно присутствует. То есть некое эго чувство в самом уме без связи с жаждой, мыслями. И оно ограничивает. Вот как избавится от этого эго чувства в уме?
Как я понимаю слова Будды, надо просто отпустить эти навязчивые "поиски себя" - именно в силу их навязчивости они есть фактор цепляния.
Теперь, что происходит во время практики, развивающей концентрацию внимания? Беспрестанное смещение внимания тормозится, его постоянные скачки приостанавливаются. Возникает переживание некоторой отрешенности от обычного потока ментальных состояний, некоторого покоя (который может переживаться, как свобода, как лёгкость). Восприятие того, что продолжает восприниматься, "окрашивается в цвет" этого переживания. И если предварительно, на примере более грубых и неустойчивых состояний сознания, человек не понял его (сознания) безличность, увидеть эту безличность теперь гораздо труднее. Успокоенное сознание действительно напоминает свободного от жажды, не вовлеченного в суматоху ментальных состояний, постоянного и устойчивого наблюдателя. Но именно напоминает, а не является. На деле оно продолжает быть обусловленным. Чем оно обусловлено? Оно, как и всегда, обусловлено тем, куда направлено внимание. Оно обусловлено волевым импульсом/намерением продолжать практику концентрации внимания. А на наиболее глубоком уровне оно обусловлено тем, что воспринимает - потому что успокоенное или нет, сознание существует только как совокупность актов осознания тех или иных феноменов, а там, где осознавать нечего, оно и не проявляется.
Для меня как бы не представляет труда видеть безличность происходящих феноменов. Проблема в другом, в том что сознание чувствует свою ограниченность некоторым пространством из которого оно наблюдает мысли, чувства. А хотелось бы высвободить сознание, как в тех сферах о которых говорил Будда - "безграничного пространства" и "безграничного сознания".
№359695Добавлено: Ср 29 Ноя 17, 21:57 (7 лет тому назад)
Цитата:
Для меня как бы не представляет труда видеть безличность происходящих феноменов. Проблема в другом, в том что сознание чувствует свою ограниченность некоторым пространством из которого оно наблюдает мысли, чувства. А хотелось бы высвободить сознание, как в тех сферах о которых говорил Будда - "безграничного пространства" и "безграничного сознания".
Для этого нужно развивать сосредоточение. Концентрация должна стать идеальной, однонаправленной, не отвлекающейся и не блуждающей.
Это — виджнана, сознание как таковое. Виджнана и самоощущение — одно целое. Поэтому без впадения в бессознательное состояние избавиться от него не получится.
Виджняна это всякий раз лишь конкретные признаки.
В целом пресечение происходит правильным распознанием одной или двух нимитт. Тогда неважно, пусто сознание или полным полно - нимитта направляет ум сразу к плоду.
Я в это не очень верю, что вот так одну две нимитты распознал и сразу стал Буддой. Если бы это было так просто наверное уже все бы давно освободились. На самом деле человек очень сильно связан и надо много узлов развязать на разных уровнях в чувствах, в эмоциях, в спекулятивном уме, и т.д.
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы