- Какой абхидхармический комментарий (философский трактат) надёжно, доказательно датирован 9-м веком?
- Что касается дат, то доказательная датировка любых текстов того времени затруднительна. Если говорить об Абхидхамме, и обычной, ориентировочной датировке, то к периоду 8-9 века можно отнести работы Ананды и Дхаммапалы
Бездоказательно конечно можно, но не нужно: Дхаммапала это автор 11-12 века.
Another writer, probably also called Dhammapala, since he was supposed by the 12th century to be the same, though scholars do not accept this, wrote subcommentaries on the commentaries on the Digha, Majjhima and Samyutta Nikayas. (https://en.wikipedia.org/wiki/Dhammapala)
Ананда был учителем второго Дхаммапалы: Dhammapāla. A thera of Ceylon, generally called Culla-Dhammapāla. He was the senior pupil of Vanaratana Ananda und wrote the Saccasankhepa.
Опровержения разрыва комментаторской традиции, который виден по массиву текстов - НЕТ.
Всё так и было. Школа Тхеравада сформировалась в 12-м веке на основе трактатов 11-го.
A Study of the Saccasankhepa together with Critical Edition and Translation. The Sacc is an Abhidhamma text written in around 12th A.D. This work has never been translated into English.
Было сформулировано эмпирически обоснованное, эмпирически проверяемое (опровержимое фактами) утверждение - и утверждение о том, что комментаторская традиция Тхеравады не является непрерывной (школьные тексты 8-9-10 века были отброшены реформаторами 12 века) эмпирическую проверку прошло.
Можно научно утверждать, что школа Тхеравада создана в 12 веке на основе текстов 11 века: при отбрасывании всей предшествующей комментаторской традиции 8-9-10 веков. Тхеравада, с научной т.зр., современница школы Сакья.
Двойных стандартов для науки - нет.
Как Сакья датируется, так и Тхераваду датировать нужно.
А что за реформа-то? И что реформировали?
Запретили ночевать в деревнях, побираться целый день и всякое такое - и это надломило тхераваду?
Уж ответьте, только без фантазий (со ссылкой на источники, кое-что я приводил).
Непрерывный поток тхеравадинских текстов стартует в 12 веке (отдельные можно датировать 11 веком) - отсутствуют школьные комментарии 8-9-10 века (отдельные можно датировать 7). Бурная комментаторская деятельность 5-6 (7) веков - потом триста лет ВНЕЗАПНОЙ тишины - и снова бурная комментаторская деятельность (11) 12-13 веков, после чего поток школьных текстов не прерывается до наших дней.
Реформа в том, что закрыт "еретический" Абхаягири - и изъяты школьные комментарии самой Махавихары за предшествующий исторический период в триста лет.
С уважением.
P.S. Текст по грамматике пали - не в счёт. Это не "еретическая" философия: поэтому, текст не отброшен.
№310831Добавлено: Сб 21 Янв 17, 17:14 (8 лет тому назад)
Есть тексты 7 века, есть тексты 11 века. Их можно искусственно натянуть на прореху - датируя 7-8 веком и 10-11 веком. Но на 9-й век уже не так-то просто натянуть - дыра в традиции в 9-м веке очевидна. Нет ни одного абхидхармического комментария Тхеравады за 9-й век. Факт.
Abhidhamma Manuals.
12 век, 12 век, 12 век, 15 век, 1502 (16 век), 15 век, 14 век, 1801 (19 век), 19-20 век, 19-20 век, 19-20 век, 20 век, 12 век, 14 век, 14 век, 1883 (19 век), 18 век, 1897 (19 век), 1898 (19 век), 1933 (20 век), 1963 (20 век), 12 век, 12 век, 13 век, 13 век, 5 век, 12 век, 13 век, 5 век, 8-9 век, 12-13 век, 12-13 век, 12-13 век, 12-13 век, 12-13 век, 15 век, 12 век, 12-13 век, 12-13 век, 15 век, 15 век, 15 век.
Supplementary Abhidhamma Treatises.
1656 или 1717 (17 или 18 век), 13 век.
Вникаю в тему. Был древний монастырь Махавихара. В 12-м веке абхаягириков поставили перед выбором - снять сан либо принять новый постриг от Махавихары. Так Маха-Никая (одна традиция на несколько монастырей, в отличие от одного монастыря Махавихара) и началась.
http://theravada.ru/Teaching/Works/what_is_theravada_maung-kyauk-seinn-gordienko.htm Тхера Махинда, один из сыновей императора Асоки, в 246 г. до н.э. принес буддизм тхеравады на территорию Шри-Ланки. Это произошло задолго до его распространения на Юге Индии. Цитаделью тхеравады в Шри-Ланке стал «Великий монастырь» – Махавихара в Анурадхапуре. К этому монастырю принадлежал тхера Буддхагхоса – величайший тхеравадинский буддийский комментатор, из этой же обители вышло ещё несколько авторов, пишущих на пали. На Ланке, конечно, существовали и противоборствующие секты, но монастырю Махавихара хватало мощи для того, чтобы возобладать над учениями оппонентов. В случае возникновения опасностей и неблагоприятных ситуаций буддисты из Мьянмы и Таиланда спешили на помощь этому монастырю.
Тхеравада как религиозная традиция (не в буддологическом смысле слова) связывает себя только с традицией монастыря Махавихара.
Буддагхоша - 5 век
Буддхадатта - 5 век
Ананда - 5 век
Дхаммапала - 6 век
Ну и где же авторы 8, 9, 10 века?!! После Дхаммапалы Гейгер вновь отматывает назад: "26. В числе старейших комментаторов канона следует назвать ещё следующие имена:"
Чулла-Дхаммапала (Culla-Dhammapaala - "Дхаммапала Малый"), ученик Ананды - 5-6 век
Упасена (Upasena) - нет датировки!
Маханама (Mahaanaama) - нет датировки!
Кассапа (Kassapa) - нет датировки!
Ваджирабуддхи (Vajirabuddhi) - нет датировки!
Кхема (Khema) - нет датировки!
Ануруддха (Anuruddha) - нет датировки!
Махасамин (Mahaasaamin) "Судя по их языку, они едва ли могут быть отнесены ко времени ранее 11 века. С другой стороны, они упоминаются в эдикте правителя Параккамабаху I (вторая половина 12-го века) в Полоннаруве" - сподвижник царя-реформатора.
"К этому же периоду относится важнейшее сочинение исторического характера, хроника Махавамса" - 5 век.
Abhidhammavatara – 5 в.
Linatthappakasini – 7-8 в.
Dighanikayatthakathatika – 7-8 в
Nettivibhavanitika – 10 в
Sadhujanavilasini – 10 в
Abhidhammattha-sangaha – 11 в.
Paramatthavinicchaya – 12 в
Dasagandhivannana – 14 в.
Это наиболее известные работы. Есть и более поздние комментарии. Но в целом видно, что довольно равномерно они писались. Помимо них, писались комментарии на Винаю, на сутты, а также трактаты по космологии и по медитации (например на Висуддхимаггу комментариев довольно много в разных странах и в разное время писали, например Visuddhimaggagandhi и Visuddhimaggacullatika). Поэтому по текстам видно, что традиция прекрасно здравствовала и не прерывалась.
Обратите внимание - нет 9 века. А почему? Потому что если можно натягивать датировки с краёв 300-летнего разрыва, то до середины разрыва дотянуться-то трудно. Я выше отметил "самый поздний сохранившийся автор датируется 7-8 веком" - и отметил "на основе некоторых текстов и идей 11 века". Строго по теме -
Nettivibhavanitika – 10 в
Sadhujanavilasini – 10 в
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы