|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№522184Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:20 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?
Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.
Ответы на этот пост: Ктото, Дхаммавадин |
|
Наверх |
|
|
Ящерок
Зарегистрирован: 17.09.2013 Суждений: 1542
|
№522185Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:22 (5 лет тому назад) |
|
|
|
"Я" может употребляться в русском для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя как личности, индивидуума. Примерно так может быть и индийских языках. Выражения типа "искать самого себя" не подразумевают, что человек не знает, где находится он находится. Есть значения в пали, типа "совесть". Отражение в зеркале. Т.е. не только местоимение.
Это всегда остается использованием местоимения для обозначения чего-либо иного, некоего другого предмета - отражения в зеркале, совести, и т.п. То есть, слово "я" берет чужое значение "взаймы", не имея своего. Так про это и пишут в буддийских текстах. Это не будет местоимением. Во первых, это в русском мы выражаем подобные значения через образованное от дейктического местоимения "Я". В индийских возвратно-определительное местоимение образовывается от существительного. Т.е. грубо говоря, мы используем для подобных выражений личное местоимение первого лица ед. числа "я", а индийцы - возвратно-определительное местоимение "сам, себя". |
|
Наверх |
|
|
Ящерок
Зарегистрирован: 17.09.2013 Суждений: 1542
|
№522186Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:23 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Русское слово «я» имеет несколько значений. Т.е. это многозначное слово. Может употребляться и как существительное и как личное местоимение. Как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)
Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.
Здесь "я" не местоимение. Это существительное имеющее собственное лексическое значение. Хотя по форме оно совпадает с местоимением. Так же и в пали, только местоимения разные.
Последний раз редактировалось: Ящерок (Ср 08 Янв 20, 19:26), всего редактировалось 1 раз Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522187Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:26 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?
Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.
Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: Antaradhana |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№522188Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:26 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Здесь "я" не местоимение.
Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ящерок, Ктото |
|
Наверх |
|
|
Antaradhana Wolfshadow
Зарегистрирован: 16.01.2016 Суждений: 10000
|
№522189Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:28 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?
Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.
Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю.
Я не отвечал, а прокомментировал.
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522191Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:30 (5 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522192Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:31 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?
Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.
Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю.
Я не отвечал, а прокомментировал.
Понятно. Это мне известно _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№522194Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:33 (5 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522195Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:33 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…»
По значению близко к пудгале. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Ящерок
Зарегистрирован: 17.09.2013 Суждений: 1542
|
№522196Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:34 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Здесь "я" не местоимение.
Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное. Какое значение у местоимения? Что значит чужое? У местоимения нет полноценного лексического значения, а у существительного есть. Так же как "лицо". У каждого человека свое лицо. И что слово "лицо" берет чужое значение?
Какое значение у местоимения "я"? Оно означает говорящего. Это дейктическое слово, не имеющее значения вне речевой ситуации, т.е. означающее говорящего. Как существительное оно имеет свое собственное лексическое значение, так как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)
Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.
Причем здесь значение "говорящий, как участник речевого акта"? А именно такое значение у местоимения "я". Здесь пример, типа: "Он потерял свое "я"". Где здесь местоимение "я"? Его нет. Как говорящий связан с "я", которое потерял обсуждаемый человек (который "он")?
Последний раз редактировалось: Ящерок (Ср 08 Янв 20, 19:39), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522197Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:37 (5 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.
А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи. _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№522198Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:40 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Здесь "я" не местоимение.
Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное. Какое значение у местоимения? Что значит чужое? У местоимения нет полноценного лексического значения, а у существительного есть. Так же как "лицо". У каждого человека свое лицо. И что слово "лицо" берет чужое значение?
Какое значение у местоимения "я"? Оно означает говорящего. Это дейктическое слово, не имеющее значения вне речевой ситуации, т.е. означающее говорящего. Как существительное оно имеет свое собственное лексическое значение, так как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)
Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.
Причем здесь значение "говорящий", как участник речевого акта? Он потерял свое "я". Где здесь местоимение "я"? Как говорящий связан с "я", которое потерял обсуждаемый человек (который "он")?
Не понимаю, с чем вы спорите, и что хотите сказать? Какой конкретно тезис вы оспариваете?
Чужое значение - в разном контексте "я" означает разное. "Я сел на стул" - "я" тут означает тело, издавшее эти звуки и поменявшее позу на сидячую. "Я подумал" - означает ум сказавшего. То, что село - оно не думало. То, что думало, не может менять позу. И т.п. _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото, Ящерок |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№522200Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:43 (5 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.
А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи.
На уровне самврити просто без анализа принимается расхожий смысл, как его понимают обычные люди. Используется, чтобы донести нечто полезное этим людям. То полезное, что доносится- это сатья (истина). _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Ктото |
|
Наверх |
|
|
Ктото
Зарегистрирован: 05.02.2017 Суждений: 7305
|
№522201Добавлено: Ср 08 Янв 20, 19:50 (5 лет тому назад) |
|
|
|
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.
А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи.
На уровне самврити просто без анализа принимается расхожий смысл, как его понимают обычные люди. Используется, чтобы донести нечто полезное этим людям. То полезное, что доносится- это сатья (истина).
Мда...
Насколько я понимаю, две истины в первую очередь для того и были введены, чтобы существа оказались в самврити-сатье, но их не было в парамартха-сатье. Такой методологический ход.
Поэтому на первый-то вопрос ответ очевиден.
Ладно... _________________ "Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид." |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Страница 59 из 299 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|