Буддийские форумы Дхарма
Буддийское сообщество
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи  ГруппыГруппы   КалендарьКалендарь   PeгиcтрaцияPeгиcтрaция 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВхoдВхoд 
 Новые постыНовые посты   За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю 
В этом разделе: За сегодняЗа сегодня   За неделюЗа неделю   За месяцЗа месяц 

Анатта

Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299  След.
 
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм
Предыдущая :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

522184СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:20 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?

Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.


Ответы на этот пост: Ктото, Дхаммавадин
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

522185СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:22 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
"Я" может употребляться в русском для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя как личности, индивидуума. Примерно так может быть и индийских языках. Выражения типа "искать самого себя" не подразумевают, что человек не знает, где находится он находится. Есть значения в пали, типа "совесть".  Отражение в зеркале. Т.е. не только местоимение.

Это всегда остается использованием местоимения для обозначения чего-либо иного, некоего другого предмета - отражения в зеркале, совести, и т.п. То есть, слово "я" берет чужое значение "взаймы", не имея своего. Так про это и пишут в буддийских текстах.
Это не будет местоимением. Во первых, это в русском мы выражаем подобные значения через образованное от дейктического местоимения "Я". В индийских возвратно-определительное местоимение образовывается от существительного. Т.е. грубо говоря, мы используем для подобных выражений личное местоимение первого лица ед. числа "я", а индийцы - возвратно-определительное местоимение "сам, себя".
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

522186СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:23 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Русское слово «я» имеет несколько значений. Т.е. это многозначное слово. Может употребляться и как существительное и как личное местоимение. Как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)

Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.

Здесь "я" не местоимение. Это существительное имеющее собственное лексическое значение. Хотя по форме оно совпадает с местоимением. Так же и в пали, только местоимения разные.


Последний раз редактировалось: Ящерок (Ср 08 Янв 20, 19:26), всего редактировалось 1 раз
Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522187СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Ктото пишет:
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?

Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.

Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: Antaradhana
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

522188СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:26 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Здесь "я" не местоимение.

Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ящерок, Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Antaradhana
Wolfshadow


Зарегистрирован: 16.01.2016
Суждений: 10000

522189СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:28 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Antaradhana пишет:
Ктото пишет:
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?

Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.

Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю.

Я не отвечал, а прокомментировал.


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522191СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:30 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522192СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:31 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Antaradhana пишет:
Ктото пишет:
Antaradhana пишет:
Ктото пишет:
Для меня в понятиях "существо" и "я" много общего. Почему на уровне самврити-сатьи "существо" есть, а "я" нет?

Нет ни я, ни существа, ни личности. Это - условности. Есть поток дхамм, в котором не найти ни атты, ни существа. Но индивидуальность потока причин и следствий, Будда не отрицал. Но поток - это не существо (например человек, ибо завтра он может умереть и родится таракан), не личность (например человек с таким-то имени, живущий там-то), в потоке причин и следствий нет постоянной сущности, на которую можно было бы указать, как на Я.

Антарадхана, вы ответили не на тот вопрос, который я задаю.

Я не отвечал, а прокомментировал.

Понятно. Это мне известно Smile

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

522194СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:33 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет

Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522195СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:33 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Цитата:
Как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…»

По значению близко к пудгале.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ящерок



Зарегистрирован: 17.09.2013
Суждений: 1542

522196СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:34 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Здесь "я" не местоимение.

Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное.
Какое значение у местоимения? Что значит чужое? У местоимения нет полноценного лексического значения, а у существительного есть. Так же как "лицо". У каждого человека свое лицо. И что слово "лицо" берет чужое значение?

Какое значение у местоимения "я"? Оно означает говорящего. Это дейктическое слово, не имеющее значения вне речевой ситуации, т.е. означающее говорящего. Как существительное оно имеет свое собственное лексическое значение, так как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)

Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.

Причем здесь значение "говорящий, как участник речевого акта"? А именно такое значение у местоимения "я". Здесь пример, типа: "Он потерял свое "я"". Где здесь местоимение "я"? Его нет. Как говорящий связан с "я", которое потерял обсуждаемый человек (который "он")?


Последний раз редактировалось: Ящерок (Ср 08 Янв 20, 19:39), всего редактировалось 2 раз(а)
Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522197СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:37 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет

Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.

А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи.

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."


Ответы на этот пост: КИ
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

522198СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:40 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ящерок пишет:
Ящерок пишет:
Здесь "я" не местоимение.

Я выше уже написал об этом. В любой форме, кроме сказочного Атмана, "я" будет брать взаймы чужое значение, а не означать нечто своё собственное.
Какое значение у местоимения? Что значит чужое? У местоимения нет полноценного лексического значения, а у существительного есть. Так же как "лицо". У каждого человека свое лицо. И что слово "лицо" берет чужое значение?

Какое значение у местоимения "я"? Оно означает говорящего. Это дейктическое слово, не имеющее значения вне речевой ситуации, т.е. означающее говорящего. Как существительное оно имеет свое собственное лексическое значение, так как существительное (нескл. ср. род) оно может иметь значение «индивидуум как личность, осознающая самоё себя…» (словарь Ожегова)… Служит «для обозначения сознаваемой человеком собственной сущности, самого себя в окружающем мире, как личности…» (словарь Ушакова)

Примеры: Углублённость в собственное «я»; он потерял свое «я»; представление о собственном "я"; мир существует независимо от нашего "я" и т.д.

Причем здесь значение "говорящий", как участник речевого акта? Он потерял свое "я". Где здесь местоимение "я"? Как говорящий связан с "я", которое потерял обсуждаемый человек (который "он")?

Не понимаю, с чем вы спорите, и что хотите сказать? Какой конкретно тезис вы оспариваете?

Чужое значение - в разном контексте "я" означает разное. "Я сел на стул" - "я" тут означает тело, издавшее эти звуки и поменявшее позу на сидячую. "Я подумал" - означает ум сказавшего. То, что село - оно не думало. То, что думало, не может менять позу. И т.п.

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото, Ящерок
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
КИ



Зарегистрирован: 17.02.2005
Суждений: 49291

522200СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:43 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет

Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.

А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи.

На уровне самврити просто без анализа принимается расхожий смысл, как его понимают обычные люди. Используется, чтобы донести нечто полезное этим людям. То полезное, что доносится- это сатья (истина).

_________________
Буддизм чистой воды


Ответы на этот пост: Ктото
Наверх
Профиль Послать личное сообщение Сайт автора
Ктото



Зарегистрирован: 05.02.2017
Суждений: 7305

522201СообщениеДобавлено: Ср 08 Янв 20, 19:50 (5 лет тому назад)     Ответ с цитатой

Ктото пишет:
Ктото пишет:
КИ
Поставлю вопросы конкретнее.
Есть ли "существо" на уровне самврити-сатьи? - да/нет
Есть ли "я" на уровне самврити-сатьи? - да/нет

Давайте еще раз - самврити-сатья это Дхарма, изложенная обыденным языком. Это не о том, существуют стулья или не существуют.

А я о том значении самврити-сатьи, где речь в том числе и о том, существуют ли стулья и колесницы. Такое значение тоже есть.
Колесница существует на уровне самврити-сатьи, но не существует на уровне парамартха-сатьи.

На уровне самврити просто без анализа принимается расхожий смысл, как его понимают обычные люди. Используется, чтобы донести нечто полезное этим людям. То полезное, что доносится- это сатья (истина).

Мда...
Насколько я понимаю, две истины в первую очередь для того и были введены, чтобы существа оказались в самврити-сатье, но их не было в парамартха-сатье. Такой методологический ход.
Поэтому на первый-то вопрос ответ очевиден.
Ладно...

_________________
"Там, куда не проникают ни свет, ни мрак,
повсюду один прекрасный вид."
Наверх
Профиль Послать личное сообщение
Тред сейчас никто не читает.
Новая тема   Ответ на тему    Буддийские форумы -> Южный буддизм Часовой пояс: GMT + 4
Страницы Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299  След.
Страница 59 из 299

 
Перейти:  
Вам нельзя начинать темы
Вам нельзя отвечать на сообщения
Вам нельзя редактировать свои сообщения
Вам нельзя удалять свои сообщения
Вам нельзя голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы



За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
0.070 (0.802) u0.017 s0.002, 18 0.052 [270/0]