|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Won Soeng заблокирован(а)
Зарегистрирован: 14.07.2006 Суждений: 14466 Откуда: Королев
|
№533101Добавлено: Вт 17 Мар 20, 11:56 (5 лет тому назад) |
|
|
|
У этой произвольности - квантовая природа. Квантовый детерминизм. Для группы условий - группа результатов. Проявляются они вероятностно. Россыпи проявлений - алая виджняна. Ах, простите. Джати нидана. _________________ Решительность и усердие (шила) в невозмутимом (самадхи) исследовании (праджня) корней всех беспокойств ума. |
|
Наверх |
|
|
ae
Зарегистрирован: 08.11.2017 Суждений: 1140
|
№533107Добавлено: Вт 17 Мар 20, 13:45 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Лан, из сострадания к улиткам отзываю "божественную", просто хотел указать, на некоторую произвольность человеческих поступков, позволяющую иногда преодолевать инстинктивное животное поведение. Дык и у животных не счесть примеров, когда они преодолевают инстинкт самосохранения, к примеру. А у человека, если покопаться, "произвольность" поступков непременно чем-то обусловлена. Но я бы всё равно не стал так настойчиво редуцировать и отождествлять. Да, у сферических людей в вакууме б-м неизбежно наступит половое возбуждение, если физически простимулировать их гениталии, это описанный механизм, действующий на уровне спинного мозга, тут реакция однозначно соответствует стимулу. Но есть и другие механизмы, регулирующие этот процесс, они основываются на высших функциях психики, и тут всё становится уже не так однозначно. Вы не сможете запросто понять, если не спросите, почему одни люди, которых поместили в один аквариум, стали совокупляться, едва соприкоснувшись, а другие не стали. Возможно, кто-то даст положительный ответ на неприятный стимул, вообще не связанный со стимуляцией половых органов, например возбуждение наступит от унизительности ситуации, фетиш такой, предположим, а от кого-то мы не сможем добиться возбуждения вовсе, и уже с некоторой досадой, просто чтобы закончить наконец свой эксперимент, вызовем эякуляцию электростимуляцией предстательной железы у мужчины, а с женщиной совсем не сможем совладать или она введёт нас в заблуждение, симулируя оргазм, поразмыслив о печальной судьбе своего невольного партнёра.
Это я к тому, что всё-таки я считаю уместным выделять более-менее непроизвольные вещи - ведана, то, что мы тут назвали чувством (но это конечно не категория рассудочных переживаний, таких например, как чувство глубокого морального удовлетворения или человеческого достоинства, а именно шаблонный аффективный тон того или иного восприятия) и более-менее произвольные вещи, производимые из интерпретации восприятия, - сання и санкхара.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533112Добавлено: Вт 17 Мар 20, 15:28 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В той сутте Багавату говорят о монахе, заявляющем, что ему больше нечего достигать. Как и полагается в наших сказаниях, Багават просит этого парня прийти к нему и переспрашивает его, так ли это, и получив подтверждение от него, даёт наставление про "дальше". Так что да, тут речь не об арахате, ибо никому не позволительно называть самого себя архатом. Окромя самого Будды, конечно Ещё как позволительно. Много сутт заканчивается тем, что практикующий, достигнув архатства, говорит сам себе "исполнено жизненное предназначение, не будет больше нового рождения". В какой момент жизни вы сможете сказать "ну вот и всё, благородная жизнь прожита, все дела сделаны, все гештальты закрыты - больше не будет рождений, эта жизнь - последняя, больше ничего не будет"? Можете ли вы себе представить, что вы такое говорите?
Будет ли это такой момент, в который, перед тем, как сказать всё это, или же в завершении сказанного, вы ещё добавляете -" ну, вот теперь я архат"??? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533113Добавлено: Вт 17 Мар 20, 15:36 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Под эмоциями в нашей культуре понимается нечто более глубокое, охватывающее и "окрашивающее" (как тут не вспомнить понятие raga?) наше психофизическое состояние. Эмоции трудно назвать нейтральными. Как правило, эмоции формируют наш опыт, поэтому их, я полагаю, следует отнести в разряд sankhara. Они в гораздо больлей степени связаны с нашим бессознательным содержанием психики, с ними очень сложно совладать, а порой даже и осознать в моменте - для этого требуется навык самонаблюдения, саморефлексии... Поможет ли преодолеть дукха введение в рассмотрение в рамках Дхаммы лишней сущности в виде эмоции да еще и толком никак не определенной? Есть восприятие, есть чувство, есть действие - разве этого недостаточно?
На мой взгляд знакомство с другим синтаксисом описания реальности, будь то другое направление буддизма, эзотерика, естественные науки, может быть полезно для понимания Дхаммы, но их смешение и комбинация - это уже лишнее.
Не знание и сомнения - это тоже дукха, это в прямом смысле неприятно. А раз это неприятно, то при наличии неустраненной жажды возникает стремление немедленно это "неприятно" устранить. И здесь есть два варианта: вовремя это стремление распознать и сдержать, приняв это неприятное чувство как есть и признав его причину - "не знаю" или "сомневаюсь", или позволить уму забыться в продуцировании расплывчатых рассуждений на тему - принять привычный наркотик иллюзии собственной компетентности.
С "не знаю" и сомнениями можно работать и можно получить помощь. С иллюзией компетентности - нет: можно указать пальцем на луну, но невозможно заставить на нее посмотреть, и хорошо еще если человек будет просто смотреть на палец, а не попытается вас за него укусить. В этом суждении вы продемонстрировали неплохое знакомство с саморефлексией, самонаблюдением. Позвольте вам вопрос: вы умеете наблюдать санкхары так же, как наблюдаете ведану? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Яреб |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533114Добавлено: Вт 17 Мар 20, 15:51 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Мы можем обойтись вообще без понятия "эмоция". Тут коллега прав.
Пусть будут чувство, восприятие и т д, просто взятые из Канона. В Каноне на самом деле уже есть эмоции как проявления злобы и ненависти, жестокости, мирской радости от приобретения и обладания, от похвалы или авторитета, горя от потери, болезни, старения, разрушения и разложения, страха неизвестности и сомнений, и т. п. И каждая, абсолютно каждая из этих "эмоций" имеет своей причиной жажду и вызывается устремлением немедленно избавиться от переживания постоянно присутствующего дукха, которым по причине неведения как качеством наделяются воспринимаемые объекты и явления, а значит избавление от дукха видится в избавлении от неприятных и в обладании приятными объектами и явлениями. Даже этот пост вы читаете лишь для того, чтобы избавиться от дукха - от неприятного чувства, которое прямо здесь и сейчас присутствует в вашем теле, и я пишу этот пост лишь потому, что в данный момент в моем теле присутствуют неприятные чувства, от которых я стараюсь избавиться через его написание. Такие вот "эмоции". Стремление от неприятного к приятному - это естественное поведение, присущее всем. Пробуждённый ум, обращённый к Дхарме, отличается лишь тем, что осознаёт это стремление и способен управлять им: как вы правильно сказали - предпочитая стремление от неприятного к приятному, но без непременного бегства от неприятного. Как учил Багават, иногда нужно просто потерпеть. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Яреб |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533116Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:03 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Чувство тоже неподходящее слово для ведана. И к сожалению даже в отечественном психологическом дискурсе чувства, ощущения, восприятия, эмоции, впечатления всё время скачут с места на места и меняются смыслами, я часто сталкивался с этой проблемой. Договориться тут вряд ли получится, стандарта нет. Верно, но я склонен считать, что это обусловлено большим вниманием нашей психологии к чувствам и эмоциям, нежели это принято в классическом буддизме, где все чувства и эмоции рассматриваются скопом и практически однозначно как помехи для чистого разума. Положительные эмоции - такие же загрязнения чистого ума, как и негативные. В практике лишь важно для начала избавляться от негативных эмоций - это и проще во многом, а потом переходить к избавлению и от позитивных, чтобы развить истинную уравновешенность и беспристрастность. Но это в идеальном идеале, а так-то большинство буддийских учителей отличаются именно преобладанием позитивных чувств и эмоционального фона - дружелюбием, юмором, добротой, в которые, как в мягкую ткань, завернуты строгость, справедливость и душевная твердость. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№533117Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:14 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В какой момент жизни вы сможете сказать "ну вот и всё, благородная жизнь прожита, все дела сделаны, все гештальты закрыты - больше не будет рождений, эта жизнь - последняя, больше ничего не будет"? Можете ли вы себе представить, что вы такое говорите?
Будет ли это такой момент, в который, перед тем, как сказать всё это, или же в завершении сказанного, вы ещё добавляете -" ну, вот теперь я архат"??? Увы, мне очень сложно себе представить, что в этой жизни я достигну архатства. А всё остальное представить совсем нетрудно - каждый раз по окончании большого и трудного дела я говорю себе (а иногда и другим жс) - "ну всё, дело сделано, какая я умница!"
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№533118Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:16 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В практике лишь важно для начала избавляться от негативных эмоций - это и проще во многом, а потом переходить к избавлению и от позитивных, чтобы развить истинную уравновешенность и беспристрастность. В не замечали, что негативные эмоции являются продолжением (следствием) позитивных?
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Рената Скот
Зарегистрирован: 29.09.2017 Суждений: 12920
|
№533119Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:24 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Но есть и другие механизмы, регулирующие этот процесс, они основываются на высших функциях психики, и тут всё становится уже не так однозначно. Вы не сможете запросто понять, если не спросите, почему одни люди, которых поместили в один аквариум, стали совокупляться, едва соприкоснувшись, а другие не стали. "Высшие функции психики" это, надо думать, всё та же "разумная произвольность", о которой вы упоминали ранее. "Запросто понять" конечно же, не получится, отчего в одинаковых условиях одни люди ведут себя приличнее, чем другие. Но эта разница обусловлена предыдущими бываниями и/или теми или иными установками и ничего произвольного в ней нет.
Ответы на этот пост: ae |
|
Наверх |
|
|
Яреб
Зарегистрирован: 11.05.2017 Суждений: 1213 Откуда: Беларусь
|
№533120Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:26 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Стремление от неприятного к приятному - это естественное поведение, присущее всем.
Неверно. Такое устремление - это не поведение, это возникающее обусловлено и неконтролируемое. Единственный способ предотвратить такое устремление - это через уничтожение непосредственной причины для его возникновения - жажды и цепляния. Контролировать можно и нужно лишь поведение, действие умом, речью и телом. И так есть для всех, кроме арахантов. У араханта такое устремление не возникает, потому что у него нет причины для его возникновения. Поэтому арахант переживает чувство, но действует или не действует так, как считает должным, исходя исключительно из обстоятельств здесь и сейчас, а не из-за стремления исправить полярность чувства, в чем и заключается его равностное отношение ко всем воспринимаемым объектам. _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
ae
Зарегистрирован: 08.11.2017 Суждений: 1140
|
№533121Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:33 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Но есть и другие механизмы, регулирующие этот процесс, они основываются на высших функциях психики, и тут всё становится уже не так однозначно. Вы не сможете запросто понять, если не спросите, почему одни люди, которых поместили в один аквариум, стали совокупляться, едва соприкоснувшись, а другие не стали. "Высшие функции психики" это, надо думать, всё та же "разумная произвольность", о которой вы упоминали ранее. "Запросто понять" конечно же, не получится, отчего в одинаковых условиях одни люди ведут себя приличнее, чем другие. Но эта разница обусловлена предыдущими бываниями и/или теми или иными установками и ничего произвольного в ней нет. Конечно обусловлены, Рената, и конечно отчасти произвольны, иначе бы мы не вели никакой речи о пути практики.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533122Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:49 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В какой момент жизни вы сможете сказать "ну вот и всё, благородная жизнь прожита, все дела сделаны, все гештальты закрыты - больше не будет рождений, эта жизнь - последняя, больше ничего не будет"? Можете ли вы себе представить, что вы такое говорите?
Будет ли это такой момент, в который, перед тем, как сказать всё это, или же в завершении сказанного, вы ещё добавляете -" ну, вот теперь я архат"??? Увы, мне очень сложно себе представить, что в этой жизни я достигну архатства. А всё остальное представить совсем нетрудно - каждый раз по окончании большого и трудного дела я говорю себе (а иногда и другим жс) - "ну всё, дело сделано, какая я умница!" Таким образом вы признаёте себя умницей? Утверждаете, что достигли уровня Умницы. Значит ли это, что став Умницей, вам больше не нужно совершать трудных дел? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533124Добавлено: Вт 17 Мар 20, 16:55 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В практике лишь важно для начала избавляться от негативных эмоций - это и проще во многом, а потом переходить к избавлению и от позитивных, чтобы развить истинную уравновешенность и беспристрастность. В не замечали, что негативные эмоции являются продолжением (следствием) позитивных? Я замечал, что не являются, но при неумелой деятельности одно запросто может меняться другим. Однако нельзя говорить, злоба порождается добротой - такое заявление неверно. Когда кто-то говорит "от любви до ненависти один шаг", он вряд ли имеет в виду, что любовь порождает ненависть - нет, то выражение означает нечто совсем другое, а именно что из одной крайности легко свалиться в другую. Это правильная народная мудрость. _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Рената Скот |
|
Наверх |
|
|
Горсть листьев Фикус, Историк
Зарегистрирован: 10.09.2010 Суждений: 30621
|
№533125Добавлено: Вт 17 Мар 20, 17:06 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Стремление от неприятного к приятному - это естественное поведение, присущее всем.
Неверно. Такое устремление - это не поведение, это возникающее обусловлено и неконтролируемое. Единственный способ предотвратить такое устремление - это через уничтожение непосредственной причины для его возникновения - жажды и цепляния. Контролировать можно и нужно лишь поведение, действие умом, речью и телом. И так есть для всех, кроме арахантов. У араханта такое устремление не возникает, потому что у него нет причины для его возникновения. Поэтому арахант переживает чувство, но действует или не действует так, как считает должным, исходя исключительно из обстоятельств здесь и сейчас, а не из-за стремления исправить полярность чувства, в чем и заключается его равностное отношение ко всем воспринимаемым объектам. Вы рассуждаете как арахант. Ну, или, по-крайней мере, как человек, лично хорошо знающий араханта.
Ваш аргумент слаб, и вот где именно: жажда и цепляние - безличные, а значит неконтролируемые явления. А значит, они не могут быть уничтожены. Если же вы утверждаете возможность управлять поведением - действиями тремя видов, то это означает, что тело, речь и ум являются аттой, ведь сказано в сутте - что не атта, то не поддаётся контролю, не поддается желанию, и поэтому дуккха; а поскольку тело-речь-ум поддаются контролю, то это - атта и это не дуккха. Следовательно, без всякой возможности уничтожения жажды вы утверждаете возможность освобождения от дуккхи путём укрепления в суккхе - контролируемой деятельности тела, речи и ума.
Не правда ли? _________________ Не побеждай. Не защищайся Не сдавайся.
Ответы на этот пост: Яреб |
|
Наверх |
|
|
Яреб
Зарегистрирован: 11.05.2017 Суждений: 1213 Откуда: Беларусь
|
№533126Добавлено: Вт 17 Мар 20, 17:37 (5 лет тому назад) |
|
|
|
В этом суждении вы продемонстрировали неплохое знакомство с саморефлексией, самонаблюдением. Когда я такое пишу, то искренне надеюсь, что собеседник вместе с чтением текста, попытается его отрефлексировать, осознать все это в себе самом - посмотрит на ту самую луну, на которую пальцем-текстом я ему указываю. Потому что только в этом случае он действительно поймет написанное, а не просто удовлетворится иллюзией компетентности от факта знания слов такой текст составляющих, а значит и обсуждать в дальнейшем мы будем не слова, а их понимание - и это будет полезным и для меня тоже.
Потому что в действительности вся наша свобода воли, все то, что действительно хоть как-то можно назвать своим, существует лишь в миге непосредственно предшествующем действию - миге выбора в момент осознанности. До и после есть лишь обусловленность, отсутствие свободы, где изменить ничего нельзя или еще или уже.
Позвольте вам вопрос: вы умеете наблюдать санкхары так же, как наблюдаете ведану? Не могли бы для примера привести санкхары, факт наблюдения которых вас интересует? _________________ Это моё понимание, здесь и сейчас оно вот такое.
Ответы на этот пост: Горсть листьев |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 275, 276, 277, 278, 279, 280, 281 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Страница 278 из 299 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|