|
Дхарма Буддийское сообщество
|
Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Предыдущая :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Sunken
Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
|
№524296Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:47 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Не было на самом деле никакого Татхагаты, в Ямака сутте ясно ведь сказано: )
«Но друг, если ты не можешь указать на Татхагату как на реально существующего и действительного уже сейчас в этой самой жизни, будет ли правильным заявлять: «Как я понимаю Дхамму, которой научил Благословенный, монах, чьи пятна [загрязнений ума] уничтожены, разрушается и исчезает после распада тела и не существует после смерти»? Скажите пожалуйста, а как выглядит это место в правильном переводе?
я бы хотел пояснить за отрывок, потому что это довольно важно в контексте треда.
В ямака сутте насчёт воозрения Ямаки сказано:
“tathāhaṃ bhagavatā dhammaṃ desitaṃ ājānāmi, yathā khīṇāsavo bhikkhu kāyassa bhedā ucchijjati vinassati, na hoti paraṃ maraṇā”ti.
Подчёркнутое слово в каноне употребляется в значении аннигилляционистского воззрения, например в ДН 1 есть целый раздел с его вариациями, называется Ucchedavāda. Суть его проста - atta существует, но уничтожается (обычно после смерти). В ДН 1 в этом разделе употребляется именно слово atta. Ямака был аннигилляционистом, который верил в существование идеальной души-субстанции, которая всё же как-то уничтожается, и по ему мнению она уничтожается только после плода араханта, или же он считал что она всё равно уничтожается вне зависимости от плода, это уже не важно. Именно поэтому ему дальше по сутте дали наставление об анатте и взаимозависимости кхандх, которые просто прекращаются.
Неужели вы настолько свято верите в примечание Сергея Тюлина к пересказу этой сутты?
Почитайте лучше примечание досточтимого Бхиккху Бодхи к этой сутте, в котором он подчеркивает, что позиция Ямаки отличалась от позиции обычных аннигиляционистов:
Примечание 151 https://books.google.com/books?id=MEA6AwAAQBAJ&pg=PA1078&lpg=PA1078
"Атта" тут совершенно ни при чем.
Позиция Ямаки четко и ясно изложена в самой сутте: он заявлял, что Арахант после смерти уничтожается.
Вообще не читал никаких примечаний к этой сутте. Моё понимание составлено исключительно при сверке оригинала на пали.
Прочитал примечание. Это ничего не меняет, поскольку у Ямаки оставалось воззрение о том самом платоническом трансмигрирующем субстанциональном self, что оно впринципе имеет место быть. А уж как он обыграл это значения не имеет, потому что такие допущения прямо противоречят бессубстанциональности взаимозависимого возникновения. И atta (у Бодхи self) здесь как раз таки решающий смысловой элемент. [/i] _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания». |
|
Наверх |
|
|
Android
Зарегистрирован: 23.09.2012 Суждений: 4177 Откуда: South Indiana
|
№524297Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:48 (5 лет тому назад) |
|
|
|
ну как в итоге-то, что решило ученое собрание? Что будет с Татхагатой после смерти? Итог такой, что у большинства понятие "кхандхи" является максимально широким, отчего места не остается ни для чего более.
Да, идея о том, что личность "состоит" из кхандх, конечно, одна из ключевых в этих недоразумениях.
Досточтимый Нянатилока подчеркивает, что "кхандхи" - классификация, а не некие составные части:
Цитата: The fact ought to be emphasized here that these 5 groups, correctly speaking, merely form an abstract classification by the Buddha, but that they as such, i.e. as just these 5 complete groups, have no real existence, since only single representatives of these groups, mostly variable, can arise with any state of consciousness.
http://www.palikanon.com/english/wtb/g_m/khandha.htm
забавно читать, когда рассуждают, что кхандхи распадаются, разлетаются, разрушаются..... будто-это какие-то детали конструктора. _________________ सर्वधर्मशून्यता |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№524298Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:50 (5 лет тому назад) |
|
|
|
ну как в итоге-то, что решило ученое собрание? Что будет с Татхагатой после смерти? Итог такой, что у большинства понятие "кхандхи" является максимально широким, отчего места не остается ни для чего более.
В СН 5.6 давно уже ответ на это вопрос разжеван:
1073. – Как пламя, затушенное порывом ветра, не существует уж более, так и мудрец, освобожденный от тела, исчезает, и нельзя сказать, чтобы тот мудрец все еще был где-то.
1074. – Исчез ли он только отсюда, или вовсе его нет нигде, или же он только навсегда освободился от страданий? Поведай же мне, о Мудрый, то глубокое знание, ибо Вечная Дхарма ведома тебе!
1075. – Кто отошел, у того нет критерия (памана), по которому можно было бы это сказать – для него такого критерия не существует. Когда уничтожены все явления, уничтожены и все способы описания.
То есть, отказ от описания, а не "разжеван". Да еще и "мудрец, освобожденный от тела"! _________________ Буддизм чистой воды |
|
Наверх |
|
|
Casey Гость
|
№524299Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:52 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Очень часто путают atta и mano. Первое относится к метафизической субстанции, второе - к эпифеномену нама-рупа кхандх за который можно цепляться (оно же психологическое самоощущение собственной личности или индивидуальности).
Скажите пожалуйста, а где можно поподробнее про эту самую "метафизическую субстанцию" почитать в суттах?
ДН 1 и желательно на пали. Напрямую и через тире значение этого слова вам конечно же не напишут, но в общей сумме вводимый в сутте контекст и описание воззрений вполне ёмко обозначают смысловое поле этого слова, оно же полностью совпадает с авраамическо-платоническим концептом "души". В словарях atta в первую очередь именно что имеет значение soul. И это не просто некий агент-идентификатор, это вполне себе законченный концепт который полностью противоречит сути взаимозависимого возникновения. Скажите, а как это по-вашему в таком случае соотносится с пятью совокупностями и, например, анатта-лакхана сутрой в частности:
Rūpañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Vedanāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saññāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saṅkhārāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Viññāṇañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Если бы rupa была atta. Но разве форму можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
Если бы vedana была atta. Но разве vedana можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
И т.д.
Ответы на этот пост: Sunken, Ассаджи |
|
Наверх |
|
|
Android
Зарегистрирован: 23.09.2012 Суждений: 4177 Откуда: South Indiana
|
№524300Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:54 (5 лет тому назад) |
|
|
|
ну как в итоге-то, что решило ученое собрание? Что будет с Татхагатой после смерти? Итог такой, что у большинства понятие "кхандхи" является максимально широким, отчего места не остается ни для чего более.
В СН 5.6 давно уже ответ на это вопрос разжеван:
1073. – Как пламя, затушенное порывом ветра, не существует уж более, так и мудрец, освобожденный от тела, исчезает, и нельзя сказать, чтобы тот мудрец все еще был где-то.
1074. – Исчез ли он только отсюда, или вовсе его нет нигде, или же он только навсегда освободился от страданий? Поведай же мне, о Мудрый, то глубокое знание, ибо Вечная Дхарма ведома тебе!
1075. – Кто отошел, у того нет критерия (памана), по которому можно было бы это сказать – для него такого критерия не существует. Когда уничтожены все явления, уничтожены и все способы описания.
а ветер это что в первой аналогии? внешняя сила - святой дух - которая должна подуть на кхандхи?
а вот йогачарный подход как раз в тему - порыв ветра мудрости задувает элементы, внутри одной сантаны. остается тишина и покой. _________________ सर्वधर्मशून्यता
Ответы на этот пост: КИ |
|
Наверх |
|
|
КИ 3Д
Зарегистрирован: 17.02.2005 Суждений: 49291
|
№524301Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:56 (5 лет тому назад) |
|
|
|
а вот йогачарный подход как раз в тему - порыв ветра мудрости задувает элементы, внутри одной сантаны. остается тишина и покой.
Это где вы такое в йогачаре нашли? _________________ Буддизм чистой воды
Ответы на этот пост: Android |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№524302Добавлено: Пн 20 Янв 20, 19:58 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: но в общей сумме вводимый в сутте контекст и описание воззрений вполне ёмко обозначают смысловое поле этого слова, оно же полностью совпадает с авраамическо-платоническим концептом "души". В словарях atta в первую очередь именно что имеет значение soul
Уважаемый профессор Гомбрич как-то специально останавливался на этом заблуждении, распространенном среди западных буддистов:
"The other extreme may be politically more innocent, but intellectually it is probably even more misleading. To present the Buddha’s teaching without explaining its Indian background must be to miss many of its main points. Let me give a simple, yet crucial, example. In western languages, the Buddha is presented as having taught the doctrine (vada) of ‘no soul’ (anatman). What is being denied – what is a soul? Western languages are at home in the Christian cultural tradition. Christian theologians have differed vastly over what the soul is. For Aristotle, and thus for Aquinas, it is the form of the body, what makes a given individual person a whole rather than a mere assemblage of parts. However, most Christians conceive of the soul, however vaguely, in a completely different way, which goes back to Plato: that the soul is precisely other than the body, as in the common expression ‘body and soul’, and is some kind of disembodied mental, and above all, moral, agent, which survives the body at death.
But none of this has anything to do with the Buddha’s position. He was opposing the Upanisadic theory of the soul. In the Upanisads the soul, atman, is opposed to both the body and the mind; for example, it cannot exercise such mental functions as memory or volition. It is an essence, and by definition an essence does not change. Furthermore, the essence of the individual living being was claimed to be literally the same as the essence of the universe. This is not a complete account of the Upanisadic soul, but adequate for present purposes.
Once we see what the Buddha was arguing against, we realise that it was something very few westerners have ever believed in and most have never even heard of. He was refusing to accept that a person had an unchanging essence. Moreover, since he was interested in how rather than what, he was not so much saying that people are made of such and such components, and the soul is not among them, as that people function in such and such ways, and to explain their functioning there is no need to posit a soul. The approach is pragmatic, not purely theoretical."
Gombrich. How Buddhism began _________________ Так я слышал
Последний раз редактировалось: Crimson (Пн 20 Янв 20, 20:06), всего редактировалось 2 раз(а) Ответы на этот пост: Sunken |
|
Наверх |
|
|
Sunken
Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
|
№524303Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:04 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Очень часто путают atta и mano. Первое относится к метафизической субстанции, второе - к эпифеномену нама-рупа кхандх за который можно цепляться (оно же психологическое самоощущение собственной личности или индивидуальности).
Скажите пожалуйста, а где можно поподробнее про эту самую "метафизическую субстанцию" почитать в суттах?
ДН 1 и желательно на пали. Напрямую и через тире значение этого слова вам конечно же не напишут, но в общей сумме вводимый в сутте контекст и описание воззрений вполне ёмко обозначают смысловое поле этого слова, оно же полностью совпадает с авраамическо-платоническим концептом "души". В словарях atta в первую очередь именно что имеет значение soul. И это не просто некий агент-идентификатор, это вполне себе законченный концепт который полностью противоречит сути взаимозависимого возникновения. Скажите, а как это по-вашему в таком случае соотносится с пятью совокупностями и, например, анатта-лакхана сутрой в частности:
Rūpañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Vedanāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saññāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saṅkhārāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Viññāṇañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Если бы rupa была atta. Но разве форму можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
Если бы vedana была atta. Но разве vedana можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
И т.д.
Зачастую, конечно, atta считают ум, а всё остальное "бренной плотью" и это особенно подмечено в каноне.
Почему приписываются иные кхандхи:
1. Превентивно отсечь возможные экзотические воззрения, которые вполне себе могут возникнуть. Лично знаю человека, который считает atta грубые и примитивные рупа и нама феномены, т.е чем-то исконным, к чему потом прибавился "тяжкий груз" в виде интеллекта и рассудка. Культ животной силы прилагается.
2. Это общий когнитивный стиль канона - делать всё в виде списков. _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания». |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№524304Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:16 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Да еще и "мудрец, освобожденный от тела"!
Ну это же как их там ... эпитеты! Во! И вообще надо смотреть в контекст и общий дух _________________ Так я слышал |
|
Наверх |
|
|
Casey Гость
|
№524305Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:17 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Sunken
Форма (и др.) по определению не может быть метафизической субстанцией. |
|
Наверх |
|
|
Ассаджи
Зарегистрирован: 09.10.2017 Суждений: 845 Откуда: Киев
|
№524306Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:19 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Очень часто путают atta и mano. Первое относится к метафизической субстанции, второе - к эпифеномену нама-рупа кхандх за который можно цепляться (оно же психологическое самоощущение собственной личности или индивидуальности).
Скажите пожалуйста, а где можно поподробнее про эту самую "метафизическую субстанцию" почитать в суттах?
ДН 1 и желательно на пали. Напрямую и через тире значение этого слова вам конечно же не напишут, но в общей сумме вводимый в сутте контекст и описание воззрений вполне ёмко обозначают смысловое поле этого слова, оно же полностью совпадает с авраамическо-платоническим концептом "души". В словарях atta в первую очередь именно что имеет значение soul. И это не просто некий агент-идентификатор, это вполне себе законченный концепт который полностью противоречит сути взаимозависимого возникновения. Скажите, а как это по-вашему в таком случае соотносится с пятью совокупностями и, например, анатта-лакхана сутрой в частности:
Rūpañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Vedanāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saññāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Saṅkhārāca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Viññāṇañca hidaṃ, bhikkhave, attā abhavissa
Если бы rupa была atta. Но разве форму можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
Если бы vedana была atta. Но разве vedana можно считать за метафизическую субстанцию? Кто-то так делает?
И т.д.
В ДН 1, которую упоминает Sunken, действительно опровергаются взгляды брахманов на некую метафизическую "атту".
Ссылки приведены в Критическом словаре пали: https://cpd.uni-koeln.de/search?article_id=2590
В остальных контекстах это в основном местоимение "сам, себя". Об этом говорит общая формулировка отождествления : "Это моё, я являюсь этим, это является мной" (‘etaṃ mama, esohamasmi, eso me attā'), где приведены и другие подобные местоимения.
https://dhamma.ru/forum/index.php?topic=1354.0
Ответы на этот пост: Casey |
|
Наверх |
|
|
Sunken
Зарегистрирован: 22.08.2019 Суждений: 176 Откуда: Москва
|
№524307Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:19 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Уважаемый профессор Гомбрич как-то специально останавливался на этом заблуждении, распространенном среди западных буддистов:
"The other extreme may be politically more innocent, but intellectually it is probably even more misleading. To present the Buddha’s teaching without explaining its Indian background must be to miss many of its main points. Let me give a simple, yet crucial, example. In western languages, the Buddha is presented as having taught the doctrine (vada) of ‘no soul’ (anatman). What is being denied – what is a soul? Western languages are at home in the Christian cultural tradition. Christian theologians have differed vastly over what the soul is. For Aristotle, and thus for Aquinas, it is the form of the body, what makes a given individual person a whole rather than a mere assemblage of parts. However, most Christians conceive of the soul, however vaguely, in a completely different way, which goes back to Plato: that the soul is precisely other than the body, as in the common expression ‘body and soul’, and is some kind of disembodied mental, and above all, moral, agent, which survives the body at death.
But none of this has anything to do with the Buddha’s position. He was opposing the Upanisadic theory of the soul. In the Upanisads the soul, atman, is opposed to both the body and the mind; for example, it cannot exercise such mental functions as memory or volition. It is an essence, and by definition an essence does not change. Furthermore, the essence of the individual living being was claimed to be literally the same as the essence of the universe. This is not a complete account of the Upanisadic soul, but adequate for present purposes.
Once we see what the Buddha was arguing against, we realise that it was something very few westerners have ever believed in and most have never even heard of. He was refusing to accept that a person had an unchanging essence. Moreover, since he was interested in how rather than what, he was not so much saying that people are made of such and such components, and the soul is not among them, as that people function in such and such ways, and to explain their functioning there is no need to posit a soul. The approach is pragmatic, not purely theoretical.
В платонизме и авраамических религиях atta конечно это не "бренная плоть", а в всецело "рациональный разум". В каноне же atta встречается где угодно и в любом виде и с разными прикрутками. Использовав слово "полностью", я, конечно, поспешил. Но описывать все смысловые дериваты такой вот "истинной идеальной субстанции" и всё то, что она может означать тоже как-то затруднительно и времязатратно. Поэтому вполне допускаю сравнение с платонизмом и авраамическими религиями, где этот концепт "истинной идеальной субстанции" тоже существует в каком-то виде, как и в разных индуистских ответвлениях. Опасность здесь именно что в цеплянии за "идеальность" и культивировании в этом направлении, которая просто опять закинет в самсару. _________________ «Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания».
Последний раз редактировалось: Sunken (Пн 20 Янв 20, 20:24), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
Наверх |
|
|
Casey Гость
|
№524308Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:20 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: 1075. – Кто отошел, у того нет критерия (памана), по которому можно было бы это сказать – для него такого критерия не существует. Когда уничтожены все явления, уничтожены и все способы описания. Интересно что там на пали. Все явления - sabbe dhamma? И никого не смущает? Sabbe dhamma (anatta) куда и nibbana включают
Ответы на этот пост: Ассаджи |
|
Наверх |
|
|
Svaha
Зарегистрирован: 14.03.2015 Суждений: 1395
|
№524309Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:21 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Дхаммавадин, Вам нельзя доверять. Ладно бы просто слились, не найдя ответа на вопрос. Но Вы зачем-то Зома приплетаете, когда с обсуждением перевода уже покончили.
Ладно бы вы просто слились, но всё продолжаете тупить, когда вам ясно сказали - к кому обращаться с подобными вопросами.
Фраза
Цитата: Татхагата не может быть найден среди кхандх, первичных реальностей, а как понятие - вполне себе существует. принадлежит Вам.
Забудьте о цитате и авторе перевода. Ответьте за то, что сказали сами, а не кто-то, если пожелаете.
Можете лм Вы привести пример того, как понятие не существует? Если нет, то есть ли вообще какой-то смысл в том, что Вы утверждаете о Татхагате?
Т.е. мне нужно еще раз сто повторить, что паннатти не найти среди параматтх, о чем и говорится в сутте?
В Ямака сутте сказано, Татхагата - не среди кхандх, но и не вне кхандх. А идея о том, что как понятие - вполне себе существует - так это от предубежденности, что Татхагата все-таки существует, не так, так эдак.
Правильное воззрение: Татхагата - ни существует, ни не существует.
К паннатти термин существования вообще нет смысла применять. В тексте нет и намека на то, что понятия не существуют.
Правильное воззрение, что есть четыре параматтхи и все остальное - паннатти. Под "существует" я подразумеваю все, что воспринимается, все дхаммы, как сабхава, так и асабхава, ведь всегда можно уточнить, что паннатти существуют как асабхава-дхаммы, но не существуют на уровне параматтх. Татхагата - это пуггала-паннатти и ес-но данная концепция воспринимается, а значит существует как паннатти, применяемое к пяти кхандхам, но паннатти не имеют реальной природы как параматтхи и потому его не обнаружить среди кхандх, как первичные реальности, о чем в сутте и говорится.
В переводе сутты явный намек на то, что Татхагата вообще никак не существует в этой жизни.
"Правильное воззрение, что есть четыре параматтхи и все остальное - паннатти." - говорите Вы. Да, наверное есть и такое правильное воззрение, я не готов отрицать. Хотя, если мимоходом, вполне возможно, что паннатти интегрирована в параматха. Ведь восприятие - одна из кхандх.
Но сейчас о ином. Паннатти - и есть воззрения. Вы делаете акцент на том, что все воззрения воспринимаются и существуют. Я делаю акцент на том, что одно из воззрений - о Татхагате - звучит так, что Татхагата ни существует, ни не существует. Вся сутта - это устранение неверных воззрений о Татхагате, и в этом процессе оперируют терминами существования и несуществования, которые показаны как неприменимые к Татхагате тем же образом, что и к тому, что воспринимается. |
|
Наверх |
|
|
Crimson
Зарегистрирован: 10.11.2017 Суждений: 3102
|
№524310Добавлено: Пн 20 Янв 20, 20:22 (5 лет тому назад) |
|
|
|
Цитата: Использовав слово "полностью", я, конечно, поспешил.
Да, весьма. Но ведь штука в том, что и не только не полностью, а вообще не совпадает ("Once we see what the Buddha was arguing against, we realise that it was something very few westerners have ever believed in and most have never even heard of.")
Здесь очень большая опасность - навешивать на слова и термины полуторатысячелетней давности современное понимание и коннотации. Атман в Древней Индии просто совсем не то же самое что душа, Я и так далее. Если это понять, то думаю и предмет спора исчезнет и станет понятной Анатта? _________________ Так я слышал
Ответы на этот пост: Sunken |
|
Наверх |
|
|
Тред сейчас никто не читает.
|
|
|
Буддийские форумы -> Южный буддизм |
Часовой пояс: GMT + 4 Страницы Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107 ... 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299 След.
|
Страница 104 из 299 |
|
Вам нельзя начинать темы Вам нельзя отвечать на сообщения Вам нельзя редактировать свои сообщения Вам нельзя удалять свои сообщения Вам нельзя голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
За информацию, размещённую на сайте пользователями, администрация форума ответственности не несёт.
Мощь пхпББ © 2001, 2002 пхпББ Груп
|